АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
проведенного (когда?) _________ (кем?) ______________________________
Тема и форма занятия _______________________________________________
__________________________________________________________________
Назначение занятия _______________________________________________
__________________________________________________________________
Какие методы и приёмы использованы при проведении занятия? Какова их
эффективность? ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
На сколько эффективно и какие использовались средства и наглядные пособия? ________________________________________________
__________________________________________________________________
Каково значение материала, используемого для воспитания учащихся? _____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Интересен ли был способ преподнесения материала (умение преподнести
материал, язык изложения, эмоциональность, доступность для восприятия)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оптимальным ли был темп занятия? ___________________________________
Соответствует ли длительность занятия возрастным особенностям учащихся?
__________________________________________________________________
Какие использовались способы активизации внимания учащихся, на каком
уровне была дисциплина, была ли заинтересованность со стороны учащихся?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Воспитательная ценность занятия, эмоциональное воздействие на учащихся.
Обоснуйте. ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Насколько облик руководителя кружка соответствует требованиям, предъявляемым к учителю (поведение, выдержка, собранность, внешний вид, доброжелательный тон, обращение с учащимися?) ______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что удалось, не удалось? ____________________________________________
АНАЛИЗ ПРОВЁЛ (А): __________________________________________________
ОЦЕНКА РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ: _______________________________
Анализ планов и особенности организации внеурочной работы по эколого-биологической деятельности в начальной школе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная программа по конкретному виду внеурочной
деятельности
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/ по конкретным видам внеурочной деятельности)
Кружок__ __________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
Путешествие в мир экологии_ ______
(наименование)
1 год___________
(срок реализации программы)
8-9 лет___________
(возраст обучающихся)
Рыбальченко Оксана Вячеславовна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 34 занятия. Преподавание кружка «Путешествие в мир экологии» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Путешествие в мир экологии» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и, не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, города, Белгородской области;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому нужно ввести в программу изучение экологической обстановки Белгородской области.
1. Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
2 класс | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | Дети отгадывают загадки, ребусы. Предложения детей по программе курса «Путешествие в мир экологии», о чем им хотелось бы узнать. | |||
1. | Тайны за горизонтом | 4 | 2 | 2 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | 1 | Экскурс в историю географических открытий | ||
3 | Перемещение солнца на небосводе. | 1 | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. | ||
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | 2 | Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ||
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 2 | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. | ||
2 | Загадка смены времен года | 6 | 2 | 4 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | 1 | Заочная экскурсия в обсерваторию | ||
7 | Движение солнца над горизонтом. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | 3 | Проектная деятельность Составление режима дня | ||
9 | Загадки. Год и времена года. | 4 | Круглый стол | ||
10 | Названия месяцев на Руси. | 1 | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение | ||
11 | История происхождения названий дней недели. | 2 | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки | ||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | 2 | 2 | |
12 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
13 | Живая и неживая природа. | 1 | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. | ||
14 | Цепи питания. | 2 | Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. | ||
15 | Обитатели почвы. | 2 | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. | ||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | 1 | 3 | |
16 | Загадки о состояниях воды. | 1 | Дети учатся составлять свои загадки | ||
17 | Наблюдение в природе за водой | 1 | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. | ||
18 | Природа дождевого облака | 2 | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду | ||
19 | Природа снежного облака | 3 | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки | ||
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | 3 | 2 | |
20 | Как изучают подводный мир. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
21 | Киты, дельфины, акулы. | 1 | Рисунки детей по теме занятия | ||
22 | История открытия гигантского кальмара. | 2 | Конкурс рисунков обитателей океанов | ||
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 3 | Рисунки детей по теме занятия | ||
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
6 | Загадки растений | 3 | 1 | 2 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | 1 | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. | ||
26 | Сказка о цветке-недотроге. | 2 | Ролевая игра. | ||
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
7 | Планета насекомых | 5 | 2 | 3 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | 1 | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ||
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | 1 | Выполнение зарисовок | ||
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | 2 | Выполнение зарисовок | ||
31 | Охрана насекомых. | 2 | Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | ||
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. | 3 | Конкурс рисунков «Невероятный жук». | ||
8 | Что такое НЛО? | 1 | 1 | ||
33 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Круглый стол. | |||
Заключение | 1 | 1 | |||
34 | Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Белгородской области. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | |||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Моделирование целей и задач внеурочного занятия по эколого-биологической деятельности (примерные образцы формулировки целей внеурочного занятия):
Личностные действия:
- содействовать формированию у обучающихся знаний о бережном отношении к природе;
- способствовать формированию умений у обучающихся соотносить поступки события с принятыми правилами поведения в природе.
Регулятивные действия:
- содействовать формированию умения у обучающихся действовать по заданному алгоритму;
- способствовать формированию саморегуляции у обучающихся как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные действия:
- содействовать формированию умения у обучающихся выделять необходимую информацию;
-способствовать формированию умения у обучающихся выбирать эффективные способы решения поставленной задачи.
Коммуникативные действия:
- содействовать формированию умения у обучающихся в постановке вопросов;
- способствовать в формировании умения у обучающихся разрешать конфликты.
Алгоритм работы с методической литературой при подготовке к организации и проведению внеурочного занятия по эколого-биологической деятельности.
1. Посещение библиотеки, сбор информации о видах периодических изданий по организации и проведению внеурочной работы в начальной школе.
2. Работа с конкретными подшивками периодических изданий: выписать из двенадцатого номера любого периодического издания названия статей, в которых представлены конспекты внеурочных занятий кружка в начальной школе.
3. При работе с конкретной статьёй: выделить тему внеурочного занятия, его цели, структуру, содержание, описание форм организации обучающихся, место проведения занятия, основные дидактические средства, используемые на конкретном занятии.
4. Обобщить полученные методические сведения, аргументировать предпочтение содержанию той или иной статьи. Сделать выводы о методических находках (методы, приёмы, формы организации и др.)
5. Адаптировать и применить полученные сведения при составлении конкретного конспекта.
6. Оформить конспект в соответствии с требованиями к структуре и содержанию.
7. Подготовить дидактические средства, соответствующие содержанию внеурочного занятия.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 300.