В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) ре гулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопре -
деление;
-смыслообразование, т. е. установление учащимися свя
зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други
ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение? — и уметь на него отвечать;
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных
и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо
ральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
-целеполагание как постановка учебной задачи на осно
ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно;
-планирование — определение последовательности про
межуточных целей с учетом конечного результата; составле
ние плана и последовательности действий;
-прогнозирование — предвосхищение результата и уров
ня усвоения знаний, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эта
лона, реального действия и его результата;
-оценка — выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-
онного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с по
мощью компьютерных средств;
-структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости, от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятель-
ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий со-
ставляют знаково-символические действия:
-моделирование — преобразование объекта из чувствен-
ной формы в модель, где выделены существенные характе-
ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-анализ объектов с целью выделения признаков (суще-
ственных, несущественных);
-синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза-имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре
шения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера — контроль, коррек
ция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму
никации; владение монологической и диалогической форма
ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически
ми нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
-соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям;
-соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.
Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).
Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет Установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).
В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Моделирование структуры и содержания внеурочных занятий.
Задачи на основе:
– коммуникативных универсальных учебных действий:
-- личностных универсальных учебных действий:
-- регулятивных универсальных учебных действий:
-- познавательных универсальных учебных действий:
Структура занятия:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Основной этап.
3. Итог. Рефлексия.
Наглядность и оборудование:
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность руководителя кружка | Деятельность обучающихся | Методические рекомендации |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 195.