Виды универсальных учебных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образо­вания, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) ре­ гулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло­вую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопре ­-
деление;

-смыслообразование, т. е. установление учащимися свя­
зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други­
ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение? — и уметь на него отвечать;

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных
и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­
ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи­зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание как постановка учебной задачи на осно­
ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно;

-планирование — определение последовательности про­
межуточных целей с учетом конечного результата; составле­
ние плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уров­
ня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;

-коррекция — внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия в случае расхождения эта­
лона, реального действия и его результата;

-оценка — выделение и осознание учащимся того, что
уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-
онного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия   включают:    общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­
мощью компьютерных средств;

-структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости, от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной инфор­мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе­ственного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;                                                     

-постановка и формулирование проблемы, самостоятель-
ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.                             

Особую группу общеучебных универсальных действий со-
ставляют  знаково-символические действия:                   

-моделирование — преобразование объекта из чувствен-
ной формы в модель, где выделены существенные характе-
ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);                                                                

-преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:                 

-анализ объектов с целью выделения признаков (суще-
ственных, несущественных);                                            

-синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;                                                                    

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;                                                

-подведение под понятие, выведение следствий;            

-установление причинно-следственных связей;             

-построение логической цепи рассуждений;                  

-доказательство;                                                              

-выдвижение гипотез и их обоснование.                   
Постановка и решение проблемы:                                      

-формулирование проблемы;                                         

-самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.                           

Коммуникативные действия обеспечивают социальную    компетность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза-имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­
шения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера — контроль, коррек­
ция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­
никации; владение монологической и диалогической форма­
ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­
ми нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках норматив­но-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характерис­тики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учеб­ных действий (их уровень развития, соответствующий «высо­кой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

-соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям;

-соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уро­вень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

    Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет Установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

    Универсальные учебные действия представляют собой це­лостную систему, в которой происхождение и развитие каж­дого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтоге­незе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий опре­деляется развитием коммуникации и общения ребенка с со­циальным (учитель) и близким (родители) взрослым и свер­стниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружа­ющих и в первую очередь оценок близкого взрослого фор­мируется представление о себе и своих возможностях, появ­ляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное раз­витие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и со­трудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловли­вают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как сис­тему представлений о себе, отношений к себе. Именно по­этому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этиче­ская ориентация) функционирование и развитие универсаль­ных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регу­ляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторич­но приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются сущест­венным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

      Моделирование структуры и содержания внеурочных занятий.

Задачи на основе:

 – коммуникативных универсальных учебных действий:

-- личностных универсальных учебных действий:

-- регулятивных универсальных учебных действий:

-- познавательных универсальных учебных действий:

Структура занятия:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Основной этап.

3. Итог. Рефлексия.

 

Наглядность и оборудование:

Ход занятия:

Этапы занятия Деятельность  руководителя кружка Деятельность  обучающихся Методические рекомендации
















































Дата: 2019-11-01, просмотров: 158.