Характеристика элементов структуры курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Титульный лист оформляется по образцу, разработанному кафедрой факультета.[1]

Оглавление является важной частью выпускной квалификационной работы, где обозначаются названия учебных вопросов с указанием страниц.[2]

Каждый элемент структуры выпускной квалификационной работы имеет определенное содержание, которое логично излагается и связывается с последующими элементами работы.

3.1. Структура введения:

- Цель исследования. Необходимо указать цель написания выпускником иконы. Определение целей работы - важнейшее умение, которое вырабатывается в процессе учёбы. Цель - тот итоговый результат, ради которого и предпринимается данная работа.[3] Цель не может состоять только в  «написании иконы для ПСТГУ», студенту необходимо сформулировать какими соображениями он руководствовался при выборе темы курсовой работы, почему был выбраны те или иные образцы для написания иконы;

-  задачи исследования. В данном пункте указываются уже практические задачи,  решаемые выпускником в процессе выполнения работы, чему ему необходимо научиться, как выпускник собирается достигать целей, поставленных в предыдущем разделе, какие освоить принципы и приемы и так далее, как, например: «Изучение цветового решения иконы «Сошествие во ад», XVв. из собрания ГТГ».

Структура основной части работы

В основной части подробно раскрывается основное содержание исследования. Каждый вопрос основной части должен заканчиваться выводами. Основная часть делится на главы:

I. Описание образца;

II. Иконография образа;

III. История образца (самой копируемой иконы, имя автора, если известно), стилистические особенности;

IV. Богословское осмысление образа;

V. Дневник работы (подробно по этапам).
    

Описание образца

Студент  подробно  описывает икону, выбранную для копирования. Описание иконы составляется согласно следующему плану:
1. Название, происхождение и место хранения.
2. Композиция.
3. Описание одежд персонажа, доличного.
4. Описание атрибутов: Евангелия, свитки, копья, щиты и др.
5. Описание личного.
6. Нимбы.
7. Фон, поля иконы.
8. Позем.
9. Надписи.

В иконописи различают долИчное письмо - живопись одежды, архитектуры, пейзажа и всего, за исключением ликов и открытых частей тела; и личнОе письмо – живопись ликов и открытых частей тела.

Прежде всего, указывается место хранения, время написания, размер, материал и техника, в которой выполнена икона. [4]

Далее устанавливается иконографический тип изображения и дается четкое и краткое описание композиции иконы, исходя из которой, даже не видя икону, можно легко ее представить.  В описании композиции отмечаются особенности, имеющие символическое и иконографическое значение. Если икона выделяется особой формой доски необходимо это указать.

Описывается положение фигуры: оглавная, поясная, в рост, в молении - и кому, - сидящая на престоле, лежащая на одре, сидящая на коне и др.

Указывается возраст изображённого: юный, средовек, старец.

Положение рук: в молении, благословляющие - имясловно, триперстно; сложенные на груди, покрытые одеждой (покровенные), держащие младенца, держащие свиток - развёрнутый, свёрнутый, книгу - раскрытую, закрытую и т.д.

Затем идёт описание одежд персонажей: во что одет, их цвет, характер деталей одежды, орнаменты, если есть ассист; если есть, то где именно.

После описываются атрибуты: следует указать цвет обреза книги в руках; характер архитектурных элементов, горок, растительности. Есть ли, и как изображены различные предметы: крест, копьё, меч, троны, столики, орудия труда, утварь, кадильницы и др.

Затем описание личного: санкирь - его цвет, оттенок, фактура нанесения: прозрачно, плотно; охрение - оттенок, фактура, техника выполнения: плави или штриховка; движки - тонкие, пастозные, длинные, короткие; есть ли подрумянка, её характер; волосы -цвет, характер разделок прядей, локонов, характер причёски; зрачки - цвет, форма, как подчёркнуты; нос -форма; уста –форма.

Обязательно описать нимбы: цвет нимбов; характер их очертания: обводкой киноварной, жемчужной, двойной, одинарной; орнаментирован, с каменьями, крестчатый; чьи изображения не имеют нимбов.

Далее студент описывает цвет фона, цвет полей.

Обязательно говорится о поземе: цвет, на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена.

В заключении описываются все надписи: имена персонажей, надписи в клеймах и др.

Обязательно указать утраты живописного слоя.

При описании двух – трех фигурных композиций используется та же схема:
1. Описывается общая композиция.
2. Одежда одного персонажа - от начала до конца, затем второго персонажа и т.д. 3. Атрибуты в той же последовательности.
4. Личное.

И далее по общей схеме.

При этом в композиции указывается сложность: одночастная -односюжетная, многочастная, с клеймами, с изображением на полях, с изображением на раме, двухрядная и др.

Сначала описывается изображение в среднике иконы, начиная с главных персонажей -  к второстепенным, затем - на полях или в клеймах.

В сюжетной композиции кратко перечисляются основные атрибуты, включая архитектурные фоны, на которых не стоит останавливаться слишком подробно, и одежды персонажей.

Более подробно описывается одежда главных персонажей, и в нескольких общих словах одежда второстепенных: на каких основных цветовых сочетаниях дана их одежда: повторяющийся ритм или контраст цветов и оттенков.

Дается детальное описание главных атрибутов, даже если они уже упоминались в пункте №3 и менее детальное второстепенных предметов.

Описывается личное, обязательно отметить, если есть, различие в написание личного в среднике и в клеймах.

Надписи читаются сначала в среднике, затем в клеймах.

Студенту необходимо различать понятия: пигмент - сухое красящее вещество; краска - пигмент, стертый на связующем; колер - составленный цвет. Цвет указывается не по названию используемого пигмента, а по названию колера. Исключение составляют: охра, санкирь и, иногда, киноварь.

При описании иконы необходимо указывать  по отношению к кому - к самому персонажу или к зрителю - располагается упоминаемая деталь иконы. Чаще всего, при описании общей композиции, правая и левая части иконы указываются относительно зрителя, а детали одежды, предметы и другие детали, относящиеся к конкретному персонажу, указываются относительно него самого. Например, свиток Спаситель держит в левой руке, несмотря на то, что для зрителя она правая.

Слова «видна», «из под … видны», «выглядывает» следует по возможности стараться избегать. Можно применить только в крайнем случае, когда по-другому трудно выразиться.

Описание должно быть подробным, нельзя ограничиваться общими фразами, как «традиционный жест», «обычная композиция» и прочее, без дальнейшей конкретизации. Недопустимо путать хитон и гематий или же называть гематием мантию преподобного. Для того чтобы точнее представлять различие в названии одежды древних святых рекомендуется ознакомиться со статьями и книгами по соответствующей теме. [5]

При чтении описания преподаватель должен представить себе именно копируемую студентом икону, и наличие иллюстрации иконы в приложении не отменяет подробности письменного описания.













Иконография

- Общее представление об иконографии рассматриваемого образа. От целого - к частному, этот пункт является некоторым вступлением к более конкретному рассмотрению. Если студент пишет образ святого, можно сказать пару слов о первых изображениях святых; если на копируемой иконе изображается праздник, то очень краткую историю его празднования. При этом можно упускать из повествования или давать краткий очерк о некоторых общеизвестных истинах, возможно, не стоит начинать описание иконографии святых Флора и Лавра с описания первых наскальных изображений лошадей, если только в процессе исследования иконы студент не нашёл прямой связи между ними.

 Однако прежде чем что-либо убрать из работы следует посоветоваться с преподавателем. То, что может быть для одной работы лишним, для другой, тем не менее, может стать ключевым моментом рассмотрения.

- сложение иконографии копируемой иконы. Студент рассматривает, как складывалась иконография этого чина святости в целом, или праздника, если он копирует икону праздничного ряда, или же Пресвятой Богородицы. От иконографии образа, к примеру, Богородицы в целом, к иконографии одного из трёх основным иконографических типов и далее к конкретному образцу. Здесь стоит рассмотреть иконы разных веков, декоративно-прикладное искусство, проследить, как та или иная деталь в иконе вошла в канон изображения более поздних образцов, вплоть до времен написания копируемой иконы. Студенту необходимо посмотреть литературу, связанную с данной иконографией. Если ранее не было проведено исследование именно его иконы, то, скорее всего проводились исследования других икон подобного типа. Если не нашлось аналогов в изображении, то, возможно стоит посмотреть литургические тексты, связанные с празднованием дня памяти святого или праздника.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 165.