Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет Церковных Художеств

Кафедра иконописи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Выпускная квалификационная работа

 

Код и направление подготовки 54.05.02 Живопись. Церковно-историческая живопись (иконопись)

 

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры иконописи января 2018г., протокол №

 

Автор: методист ФЦХ Башкатова Ю.Д.

Рецензент  ­­­­­­­­­­­­­­­­­______________             

 

Заведующий кафедрой иконописи, доцент___________ Шеко Е.Д.

 

 

Москва, 2018.

 

Оглавление

1. Общие сведения. 2

2. Структура курсовой работы, содержание элементов: 4

3. Характеристика элементов структуры курсовой работы.. 4

3.1. Структура введения: 5

3.2. Структура основной части работы.. 5

3.2.1.  Описание образца. 5

3.2.2. Иконография. 9

3.2.3. История образца (если известно), стилистические особенности. 10

3.2.4. Богословское осмысление образа. 10

3.2.5. Дневник работы.. 11

3.3.Структура заключения. 12

3.4.Структура списка литературы.. 12

3.5. Структура приложения. 13

4. Рекомендации по оформлению работы.. 14

4.1.Общие правила. 14

4.2. Употребление заглавных и строчных букв. 14

4.3. Правила оформления цитат. 16

4.4. Правила написания числительных. 17

4.5. Правила написания дат. 20

4.6. Правила оформления перечисления. 20

4.7. Правила записи и употребления сокращенных слов. 22

4.8. Правило оформления списка литературы.. 24

5. Рекомендуемая литература. 30

6. Параметры оценивания результатов подготовки и защиты работ. 30

7. ПРИЛОЖЕНИЕ. 31

8. Список литературы.. 46

 

 

Общие сведения

Выпускная квалификационная работа – это исследование, проведенное обучающимся в предметной области образовательной программы и оформленное в форме дипломного проекта и пояснительной записки. На кафедре иконописи дипломным проектом является икона.

В качестве дипломной иконы студент выполняет на выбор: копию древней иконы или икону так называемой «новой иконографии». На иконе может быть изображён как святой, которого ранее не писали, например, новомученик XX столетия, так и святой более раннего времени, изображений которого очень мало. Также может быть написан Праздник, изображений которого также немного или же малоизвестная икона Богородицы. Икона одного из новомучеников Российских является наиболее интересной и сложной темой для дипломной работы, потому как выпускнику предлагается перевести фотографический портрет в иконописный лик.

В пояснительной записке к копийному диплому выпускник описывает образец, основные стилистические и иконографические особенности, а также представляет дневник работы.

В пояснительной записке к диплому «новой иконографии» студент предлагает свой замысел, описывает основные стилистические и иконографические особенности более ранних изображений святого, описывает получившуюся икону, обосновывает выбор стиля, а также представляет дневник работы.

Целью итоговой аттестации является установление уровня готовности выпускника ПСТГУ к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям стандарта образовательной программы.

Подготовка и написание пояснительной записки к выполняемой иконе направлены на развитие и выявление творческих способностей, навыков научного анализа, работы с учебными, методическими и научными источниками информации, определения умений студента проводить исследовательскую работу. 

Пояснительная записка к дипломной работе имеет целью выявить знания выпускников и умение самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических творческих задач и привить навыки самостоятельного проведения минимальных научных исследований в области иконографии образа.

Пояснительная записка выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры иконописи и преподавателя кафедры истории и теории христианского искусства.

Начинать работу рекомендуется с изучения и конспектирования литературы по выбранной проблеме. Конспектирование текста – это вид аналитико-синтетической переработки текстовой информации, цель которого – отбор наиболее ценной информации из первоисточника, её систематизация, обобщение, переформулировка и письменная фиксация. Конспект составляется таким образом, чтобы составитель через длительный промежуток времени мог достаточно полно восстановить содержание текста без повторного обращения к первоисточнику. Встречающиеся в тексте определения новых понятий следует записывать полностью, оформляя их как цитату (в кавычках) и указывая страницу. Закончив подготовительный этап - изучение истории и теории вопроса, сбор и обработку фактического материала -  можно приступать к написанию работы.

Работа над пояснительной запиской должна предварять или идти одновременно с написанием иконы. Информация о копируемой иконе, или образцах, полученная в ходе написания записки, поможет выпускнику в практическом выполнении работы.

2. Структура выпускной квалификационной работы, содержание элементов:

· титул (принадлежность к организации, тема, исполнитель, руководитель, год выполнения);

· оглавление (содержание);

· введение (цели рассмотрения и написания работы, задачи);

· основное содержание (главы и параграфы);

· выводы по разделам (главам), заключение (основные выводы после выполнения работы, значимость работы   (практическая, теоретическая)/ результатов работы;

· список литературы (литература, библиография);

· приложения.

Описание образца

Студент  подробно  описывает икону, выбранную для копирования. Описание иконы составляется согласно следующему плану:
1. Название, происхождение и место хранения.
2. Композиция.
3. Описание одежд персонажа, доличного.
4. Описание атрибутов: Евангелия, свитки, копья, щиты и др.
5. Описание личного.
6. Нимбы.
7. Фон, поля иконы.
8. Позем.
9. Надписи.

В иконописи различают долИчное письмо - живопись одежды, архитектуры, пейзажа и всего, за исключением ликов и открытых частей тела; и личнОе письмо – живопись ликов и открытых частей тела.

Прежде всего, указывается место хранения, время написания, размер, материал и техника, в которой выполнена икона. [4]

Далее устанавливается иконографический тип изображения и дается четкое и краткое описание композиции иконы, исходя из которой, даже не видя икону, можно легко ее представить.  В описании композиции отмечаются особенности, имеющие символическое и иконографическое значение. Если икона выделяется особой формой доски необходимо это указать.

Описывается положение фигуры: оглавная, поясная, в рост, в молении - и кому, - сидящая на престоле, лежащая на одре, сидящая на коне и др.

Указывается возраст изображённого: юный, средовек, старец.

Положение рук: в молении, благословляющие - имясловно, триперстно; сложенные на груди, покрытые одеждой (покровенные), держащие младенца, держащие свиток - развёрнутый, свёрнутый, книгу - раскрытую, закрытую и т.д.

Затем идёт описание одежд персонажей: во что одет, их цвет, характер деталей одежды, орнаменты, если есть ассист; если есть, то где именно.

После описываются атрибуты: следует указать цвет обреза книги в руках; характер архитектурных элементов, горок, растительности. Есть ли, и как изображены различные предметы: крест, копьё, меч, троны, столики, орудия труда, утварь, кадильницы и др.

Затем описание личного: санкирь - его цвет, оттенок, фактура нанесения: прозрачно, плотно; охрение - оттенок, фактура, техника выполнения: плави или штриховка; движки - тонкие, пастозные, длинные, короткие; есть ли подрумянка, её характер; волосы -цвет, характер разделок прядей, локонов, характер причёски; зрачки - цвет, форма, как подчёркнуты; нос -форма; уста –форма.

Обязательно описать нимбы: цвет нимбов; характер их очертания: обводкой киноварной, жемчужной, двойной, одинарной; орнаментирован, с каменьями, крестчатый; чьи изображения не имеют нимбов.

Далее студент описывает цвет фона, цвет полей.

Обязательно говорится о поземе: цвет, на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена.

В заключении описываются все надписи: имена персонажей, надписи в клеймах и др.

Обязательно указать утраты живописного слоя.

При описании двух – трех фигурных композиций используется та же схема:
1. Описывается общая композиция.
2. Одежда одного персонажа - от начала до конца, затем второго персонажа и т.д. 3. Атрибуты в той же последовательности.
4. Личное.

И далее по общей схеме.

При этом в композиции указывается сложность: одночастная -односюжетная, многочастная, с клеймами, с изображением на полях, с изображением на раме, двухрядная и др.

Сначала описывается изображение в среднике иконы, начиная с главных персонажей -  к второстепенным, затем - на полях или в клеймах.

В сюжетной композиции кратко перечисляются основные атрибуты, включая архитектурные фоны, на которых не стоит останавливаться слишком подробно, и одежды персонажей.

Более подробно описывается одежда главных персонажей, и в нескольких общих словах одежда второстепенных: на каких основных цветовых сочетаниях дана их одежда: повторяющийся ритм или контраст цветов и оттенков.

Дается детальное описание главных атрибутов, даже если они уже упоминались в пункте №3 и менее детальное второстепенных предметов.

Описывается личное, обязательно отметить, если есть, различие в написание личного в среднике и в клеймах.

Надписи читаются сначала в среднике, затем в клеймах.

Студенту необходимо различать понятия: пигмент - сухое красящее вещество; краска - пигмент, стертый на связующем; колер - составленный цвет. Цвет указывается не по названию используемого пигмента, а по названию колера. Исключение составляют: охра, санкирь и, иногда, киноварь.

При описании иконы необходимо указывать  по отношению к кому - к самому персонажу или к зрителю - располагается упоминаемая деталь иконы. Чаще всего, при описании общей композиции, правая и левая части иконы указываются относительно зрителя, а детали одежды, предметы и другие детали, относящиеся к конкретному персонажу, указываются относительно него самого. Например, свиток Спаситель держит в левой руке, несмотря на то, что для зрителя она правая.

Слова «видна», «из под … видны», «выглядывает» следует по возможности стараться избегать. Можно применить только в крайнем случае, когда по-другому трудно выразиться.

Описание должно быть подробным, нельзя ограничиваться общими фразами, как «традиционный жест», «обычная композиция» и прочее, без дальнейшей конкретизации. Недопустимо путать хитон и гематий или же называть гематием мантию преподобного. Для того чтобы точнее представлять различие в названии одежды древних святых рекомендуется ознакомиться со статьями и книгами по соответствующей теме. [5]

При чтении описания преподаватель должен представить себе именно копируемую студентом икону, и наличие иллюстрации иконы в приложении не отменяет подробности письменного описания.













Иконография

- Общее представление об иконографии рассматриваемого образа. От целого - к частному, этот пункт является некоторым вступлением к более конкретному рассмотрению. Если студент пишет образ святого, можно сказать пару слов о первых изображениях святых; если на копируемой иконе изображается праздник, то очень краткую историю его празднования. При этом можно упускать из повествования или давать краткий очерк о некоторых общеизвестных истинах, возможно, не стоит начинать описание иконографии святых Флора и Лавра с описания первых наскальных изображений лошадей, если только в процессе исследования иконы студент не нашёл прямой связи между ними.

 Однако прежде чем что-либо убрать из работы следует посоветоваться с преподавателем. То, что может быть для одной работы лишним, для другой, тем не менее, может стать ключевым моментом рассмотрения.

- сложение иконографии копируемой иконы. Студент рассматривает, как складывалась иконография этого чина святости в целом, или праздника, если он копирует икону праздничного ряда, или же Пресвятой Богородицы. От иконографии образа, к примеру, Богородицы в целом, к иконографии одного из трёх основным иконографических типов и далее к конкретному образцу. Здесь стоит рассмотреть иконы разных веков, декоративно-прикладное искусство, проследить, как та или иная деталь в иконе вошла в канон изображения более поздних образцов, вплоть до времен написания копируемой иконы. Студенту необходимо посмотреть литературу, связанную с данной иконографией. Если ранее не было проведено исследование именно его иконы, то, скорее всего проводились исследования других икон подобного типа. Если не нашлось аналогов в изображении, то, возможно стоит посмотреть литургические тексты, связанные с празднованием дня памяти святого или праздника.

Дневник работы

Этот пункт оформляется в виде таблицы, и включает в себя описание процесса работы со ссылками на фотографии по каждому пункту самой работы в процессе, которые должны находиться в приложении.[6] Некоторые пункты работы должны быть раскрыты более полно, о некоторых можно сказать в двух словах. Степень рекомендуемой детализации указана в плане дневника работы.

План дневника работы:

1. Начало работы над иконой. Выбор образца, разработка композиции, цветового решения, эскизная работа. Возможно детализация от недель до дней работы над задачей.

2. Работа над картоном. Возможно детализация от недель до дней работы над задачей.

3. Описание технологического процесса. По месяцам или неделям. Если вы получаете уже готовую доску с левкасом, то пункты «подготовка доски под левкашение» и «процесс левкашения» не нужно описывать.

·  Материал основы, вид шпонок, наличие или отсутствие ковчега.

·  Подготовка доски под левкашение:

o Прошкуривание.

o Проклейка (вид клея, процент клеевого раствора, количество проклеек).

o Паволока-вид ткани, обработка (вымачивание).

o Наклейка на основу - % клея, система, особенности (целиком или почастям, лентами)

· Левкашение – состав левкаса (связующее, наполнитель, пластификатор, пигмент).

· Процесс левкашения – инструменты, количество слоев и временные промежутки между ними, выравнивание (шлифовка).

4.  Нанесение рисунка. Здесь возможно указание по дням или неделям.

5.  Золочение. Если есть. Описание технологического процесса с указанием процентности клея под золочение, возможно, марки золота, его толщины и проч. Указывается по дням.

6.  Приготовление эмульсии. Её состав, состав колеров с указанием пигментов. По дням. Студент может единожды описать использованные пигменты, потому как они имеют обыкновение заканчиваться и понятно, что будут приготовляться дополнительно.

7. Роскрышь. Особенности. Подробно,  здесь возможно указание по дням.

8. Разделка. Особенности. Подробно,  здесь возможно указание по дням.

9.  Защитное покрытие – состав, особенности нанесения, дата.

10. Описание получившейся иконы. Подробно, как образец. Указать, что было реконструировано, какие были найдены решения и прочее.

Структура заключения

В заключение курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования иконы, а также практические рекомендации и предложения по написанию копии. Можно указать, совпали ли предположения о выполнении определённых задач в работе с выполненными в итоге, какие были сложности в работе. Заключение не должно быть только перечислением того, что было сделано.

Структура списка литературы

В список литературы студент включает только те документы, книги, интернет-ресурсы, которые он использовал при написании курсовой работы.     Литературные источники указываются в алфавитном порядке.

Соблюдается следующая очередность в перечислении изданий:
1. книги и статьи на русском языке;
2. книги и статьи на иностранных языках (кириллица);
3. книги и статьи на иностранных языках (латиница);
4. книги и статьи на иностранных языках (греческий, арабский, грузинский и др.;

5. ссылки на интернет-ресурсы.[7]                              





Структура приложения

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

В приложение можно выносить: фотографии работы на этапах её выполнения; фотографии образцов, используемых в процессе работы над иконой; важные изображения, которые могли повлиять на сложение иконографии образа. Картинки размещаются по одной на странице. В случае, когда не удалось найти изображение лучшего формата или разрешения, то можно разместить две картинки  на странице. Размещение более двух изображений на странице в приложении и размещение изображений в тексте недопустимо. Изображения в приложении подписываются. В тексте, где идёт упоминание изображения, ставится сноска и подписывается «См. ПРИЛОЖЕНИЕ (номер изображения в приложении)». Для удобства проверки и чтения пояснительной можно указать номер страницы в приложении, на которой оно находится, как, например, он указывается в данных методических материалах.

4. Рекомендации по оформлению работы

Общие правила

Техническое оформление курсовой или дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направленным в печать. Нормативной основой для этого являются: из БСКД - ГОСТ 2.105-95 [2] и ГОСТ 2.106-68 [3], из СПДС - ГОСТ 21.1101-92 [9], из других систем стандартов - ГОСТ 7.32-91 [6], ГОСТ Р 6.30-97 [5] и др.

Объём курсовой пояснительной записки по предмету «Копирование произведений» от 30 до 40 страниц, из которых допустимое количество страниц занимаемых приложением составляет от 15 до 20. 

Шрифт: Times New Roman

Цвет: черный

Размер шрифта: 14

Размер шрифта в сносках: 12

Абзацный отступ: 1,25

Интервалы: Межстрочный: 1,5, межсимвольный: обычный.

Заголовок и начало текста не должны оказаться на разных страницах.

Подчёркивать слова в заголовках не рекомендуется, в конце заголовка точки не ставятся. Выделенные абзацы должны иметь логическую завершенность.

Нумерация страниц производится последовательно, начиная с 2-й страницы (оглавление). Номера страниц, начиная с третьей страницы, проставляется арабскими цифрами в середине. Параграфы, вопросы, разделы нумеруются римскими или арабскими цифрами.

Связь между абзацами обеспечивается как общей логикой рассмотрения вопроса, так и связками типа:

- важнейшим элементом рассматриваемой системы…;

- специалисты, исследовавшие эту проблему, сделали вывод о том, что…;

- таким образом…;

- из этого следует…;

 4.2. Употребление заглавных и строчных букв

Заглавные буквы употребляются:

– в именах лиц Святой Троицы и Божией Матери, при написании всех относящихся к Ним местоимений и некоторых событий, например: «Благовещение», «Преображение», «Сошествие во ад», «Второе Пришествие», «Воплощение»;

– в терминах, применяемых для обозначения Существа и действий Бога и Божией Матери, например: «Божественное Откровение», «Искупление», «Голгофская Жертва», «Слово Божие» и «Премудрость Божия» (Вторая Ипостась Святой Троицы), но «слово Божие» (Священное Писание), «премудрость Божия» (свойство Бога), «Приснодевство Богоматери», «Божество и Человечество Христа»;

– в названиях книг Священного Писания, а также в наименованиях, например: «Священное Писание», «Библия», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Евангелие», «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Послание», «Никео-Цареградский Символ Веры»; в наименованиях таинств, например: «таинство Крещения», «Евхаристия», «Евхаристическая Жертва»; в названиях постов с заглавной буквы пишется только первое слово, например: «Великий пост».

Строчные буквы употребляются:

– в словах: ангел, архангел, архистратиг, херувим, серафим, апостол, великомученик, преподобный, блаженный, исповедник, пророк, патриарх, кроме тех случаев, когда они по традиции вошли в состав собственного имени, например, «Иоанн Богослов», «Никита Исповедник», «Алексий Человек Божий»;

– в литургических терминах, например: «литургия», «проскомидия», «молебен», «панихида», «акафист»;

– в названиях предметов богослужебного обихода, например: «дароносица», «дискос», «престол», «кропило».

Сокращения наименований ликов святых и иерархических степеней (апостол, мученик, преподобный, диакон, протодиакон, священник, протоиерей, святитель, иеромонах, игумен, архимандрит, архидиакон, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх) не допускаются.

4.3. Правила оформления цитат

Грамотность и правильность оформления студенческой работы во многом определяется правильным использованием цитат и ссылок.

Общие требования к цитированию включают: точность, сохранение особенностей авторского написания; полноту цитирования без произвольного сокращения текста и искажений мысли (пропуск фрагментов обозначается многоточием); обязательную ссылку на источник.

Цитирование может быть представлено в виде прямой или косвенной речи. Для прямого цитирования могут быть использованы следующие формулы: А. А. Реформатский сказал (говорит, пишет, считает, доказывает, утверждает, предполагает, указывает и т. п.): «Цитата…». Цитата берётся в кавычки и начинается с прописной буквы.

При косвенном цитировании цитата следует обычно за изъяснительным союзом «что» и начинается со строчной буквы: А. А. Реформатский считает, что «цитата…».

При прямом цитировании источник цитаты указывается полностью, с указанием страницы. При косвенном цитировании и свободном изложении содержания источника страница не указывается.

На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные слова и предложения: Как считает (полагает, утверждает, доказывает, предполагает) А. А. Реформатский, …; По мнению (по предположению, по утверждению…) А. А. Реформатского, …; Согласно утверждению (положению, теории, концепции, мнению…) А. А. Реформатского, …; В соответствии с теорией (положениями, взглядами, утверждением…) А. А. Реформатского, «цитата»… и т. д. После них ставится запятая, цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы.

Следует обратить внимание на то, что инициалы во всех случаях, кроме списка литературы, стоят перед фамилией. Если один и тот же автор упоминается на одной странице несколько раз, то после двух-трёх упоминаний возможно использование фамилии без инициалов.

Примеры оформления цитат

   Фраза цитируется полностью  Пропущен фрагмент в начале цитаты Пропущен фрагмент в середине цитаты Пропущен фрагмент в конце цитаты
Цитата является самостоятельным предложением (не сопровождается словами автора) «Ц» [ссылка].  «…Ц» [ссылка]. «Ц…ц» [ссылка] «Ц…» [ссылка].
Цитата оформляется как прямая речь «Ц», - а. А: «Ц». А: «Ц», - а.  «Ц,- а,- ц». «…Ц», - а.  А: «…ц».  А: «…ц», - а. «Ц…ц», - а. А: «Ц…ц». А:»Ц…ц», - а. «Ц…», - а. А: «Ц…». А: «Ц…», - а.
Цитата синтаксически связана с авторским текстом А «ц». А, что «ц». «Ц»,  поскольку а. А «ц…ц». А, что «…ц». «…Ц», по- скольку а. А «ц…ц» А, что «ц…ц». «Ц…ц»,    по- скольку а. А «ц…». А, что «ц….». «Ц…», посколь- ку а.
         
         
         

 

Недопустимо использование литературы без ссылки на её авторов.

Цитирование литературных источников заканчивается обязательными ссылками на них. Ссылки оформляются в виде сноски. [8]

Правила написания дат

Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и год, указанные элементы могут иметь следующие варианты написания: 02.09.2003; 2 сентября 2003 г.; 2 сентября 2003 года.

Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово «год» пишется полностью: задание на 2002 год, смета на 2002 год.

Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то она имеет следующую форму написания: в апреле 2004 г.; в октябре – ноябре 2001 г.; в I квартале 2002 г.; в III-IV кварталах 2003 г.; в первом полугодии 2002 г.

Слова «год», «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия.

Слово «год» опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания.

Рекомендуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении, как правило, при датах в круглых скобках. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения, стоящая после его названия, дата исторического события и т.п.: работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) и др.; Французская буржуазная революция (1789-1793).

Календарные сроки в тексте пишутся таким образом: в октябре 1993 г., но: за 8 месяцев 1993 года, в 1995 году, с 1974 по 2001 год, в 1999-2002 годах.

Написание десятилетий оформляется следующим образом: 90-е годы XX века; 70е гг. прошлого столетия;1950-е годы; 1920-е гг.; но: в 1860-80-е гг.; но: в 1890-1910-е годы.

4.6. Правила оформления перечисления

В научных текстах встречается много перечислений, перечней. Используя перечисление, студенту стоит обратить внимание на его грамматическое и пунктуационное оформление.

Грамматическое оформление перечислений

 

Правило Пример верного грамматического оформления Пример неверного грамматического оформления
Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению Предложение характеризуется двумя основными дифференциальными признаками: – коммуникативностью; - предикативностью. Предложение характеризуется двумя основными дифферен- циальными признаками: 1) коммуникативность; 2) предикативность.
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёхсторон: - с позиций морали и нравственности; - с позиций гражданских и государственных; - с позиций экономических Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с: - позиций морали и нравственности; - позиций гражданских и государственных; - позиций экономических

Пунктуационное оформление перечислений

Из чего состоит перечисление  Как оформляется перечисление Схема
Отдельные слова или  небольшие фразы без знаков препинания внутри Элементы перечисления  пишутся в тексте и отделяются друг от друга запятой Текст: 1) первое слово, 2) второе слово, 3) третье слово.
 Развёрнутые словосочетания со своими знаками препинания Элементы перечисления пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой Текст: 1) первое   словосочетание; 2) второе словосочетание: 3) третье словосочетание.
  Законченные   фразы Элементы перечисления  пишутся с абзацными отступлениями, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой Текст: 1. Первая фраза. 2. Вторая фраза. 3. Третья фраза.

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

  1. Книги одного, двух или трёх авторов 1) Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.– М.: Высшая школа, 1993. –144 с. 2) Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. – СПб.: РГПУ им. А. Герце- на, 2000. – 356 с. 3) Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклин В.М. Не говори шершавым языком. – М.: Наука, 1999. – 215 с.   2. Книги четырёх или более авторов

1) Речевое общение: Искусство убеждать / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина.– СПб.: СПбГТУ, 2000. – 129 с.

2) Русский язык и культура речи: Учебник / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и др.; Под ред. проф. В.И. Максимова.– М.: Гардарики, 2000. – 411. с.

3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов

Русский язык конца XX столетия (1985-1995 гг.) / Отв. ред. Е.А. Земская. – М.: Наука, 1996. – 203 с.

4. Переводные издания

Белнап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. – 112 с.

5. Сборники научных трудов, статей

1) Лексические и грамматические инновации: Сб. научн. тр. Латв. гос. ун-та. – Рига, 1982. – 166 с.

2) Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. – М., 1993. – 120 с.

6. Диссертация

Брынская, О. П. Основные черты американской риторики новейшего времени: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01: защищена 22.01.79:

утв. 15.07.79 / Брынская Ольга Павловна. – М., 1979. – 210 с.

7. Автореферат диссертации

Анисина Н.В. Методика обучения студентов негуманитарных вузов созданию научного текста: Автореф. дис. …канд. педагог.наук. СПб., 2002. 18 с.

8. Словари, справочники

Максимов В.И., Одеков Р.В. Учебный словарь-справочник русских грамматических терминов (с английскими эквивалентами). – СПб.:Златоуст, 1998. – 304 с.

     

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Издание в целом 1) Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Прогресс, 1976-1984. – Т. 4. 2) Русская грамматика: В 2 т. – М.: Наука, 1980. – Т. 2.
Отдельный том 1) Аристотель. Соч.: В 4 т. – М.: Прогресс, 1976-1984. – Т. II. – 215 с. 2) Русская грамматика: В 2 т. – М.: Наука, 1980. – Т. I. –793 с.

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИЗДАНИЯ (глава, раздел, статья и т.д.)

 1. Из книги  Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях // Культура парламентской речи. – М., 1994. – С. 103-113.
 2. Из трудов, учёных записок и т.д.  Акуленко В.В. Две заметки об интернациональной лексике и терминологии // Уч. зап.Харьк. ун-та. 1962. –Т. 116. – С. 205- 213.
3.Из материалов конференций, симпозиумов, семинаров и т.д. Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез.докл. научно-метод. конф. 31 янв. – 1 февр. 1995. – СПб., 1995.– С. 102-103.
4. Из журнала Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора.// Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 63-90.
5. Из газеты  Сердобольский О.В. В штате Публички – электронный библиограф// Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 2 июня.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Образец оформления титульного листа курсовой работы

                                                                                                               

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет Церковных Художеств

Кафедра иконописи

                

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Копия иконы святителя Николая Мирликийского из собрания ЦМиАР, XVI в. »

                                                                 Автор: студентка 2 курса

 очной формы обучения, группа ЦХ14-01-04

профиль: иконопись

Иванова А.И.

                                                         Научный руководитель: ст. преподаватель Глебова М.О.

 

 

Москва – 2018 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления оглавления. Автособираемое оглавление.

Оглавление

1. Общие сведения. 3

2. Структура курсовой работы, содержание элементов: 4

3. Характеристика элементов структуры курсовой работы.. 4

3.1. Структура введения: 5

3.2. Структура основной части работы.. 5

3.2.1.  Описание образца. 6

3.2.2. Иконография. 9

3.2.3. История образца (если известно), стилистические особенности. 10

3.2.4. Богословское осмысление образа. 10

3.2.5. Дневник работы.. 11

3.3.Структура заключения. 12

3.4.Структура списка литературы.. 13

3.5. Структура приложения. 13

4. Рекомендации по оформлению работы.. 14

4.1.Общие правила. 14

4.2. Употребление заглавных и строчных букв. 15

4.3. Правила оформления цитат. 16

4.4. Правила написания числительных. 18

4.5. Правила написания дат. 20

4.6. Правила оформления перечисления. 21

4.7. Правила записи и употребления сокращенных слов. 22

4.8. Правило оформления списка литературы.. 25

5. Рекомендуемая литература. 30

6. Параметры оценивания результатов подготовки и защиты работ. 30

7. ПРИЛОЖЕНИЕ. 32

8. Список литературы.. 46

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Описание Владимирской иконы Божией Матери с Акафистом из храма Отцов Семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря. перв. треть XVII в.


В среднике иконы изображена Богоматерь в иконографическом изводе, называемом Владимирская - правой рукой Мария поддерживает младенца, обнявшего ее за шею двумя руками, левой указывает на него. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Голову Богоматери украшает живописный венец с короной. Венец выходит за границы средника, «поднимается» над лузгой. Корона целиком написана на верхнем поле иконы, на месте двух верхних клейм. Над короной в верхних углах композиции два серафима.
Младенец одет в светло-охряные хитон и гиматий, с золотым ассистом и с участками золотых бликов на бедре и вороте Младенца. На Богоматери коричневый мафорий, по которому тонкими, длинными, черными линиями даны складки - на плечах, рукаве. Он украшен широкой золотой каймой с тонкими висячими полосами, украшенными крохотными крестиками и золотой звездой на левом плече(две другие закрыты Младенцем и очельем)
Голову Богоматери украшает живописный венец с короной. Корона живописного венца состоит из пяти городков с килевидными трехчастными завершениями. Килевидные завершения пяти пластин короны и завершения скрепляющих эти пластины полосок увенчаны жемчужинами. На желтом охряном фоне, воспроизводящим золото, изображены крупные узоры круглой и квадратной формы, имитирующие чеканный убор. Чело Богородицы закрывает очелье. Его цвет в основе пурпурный. На очелье написаны крупные камни: красные (рубины) и синие (сапфиры). Крупные камни круглой и ромбовидной формы, три мелких камня - овальной. Вокруг каждого камня дана мелкая обнизь тонкого жемчуга. Углы ромбов выделены крупными жемчужинами. Также крупные жемчужины разбросаны по фону очелья. По краю дан двойной ряд крупной жемчужной обнизи, крупной и мелкой. Голову младенца также украшает живописный венец. На желтом охряном фоне изображены такие же узоры как на венце Божией Матери.
Личное светлое, сплавленное, выполнено светлыми охрами. На лбу и шее младенца, шее Богоматери на кончиках пальцев Богородицы участки живописных высветлений. На скуле, под глазом Богоматери имеется серия белильных движков.
С внешней стороны корону, венец и очелье окаймляет жемчуг. В верхней части средника, над короной, изображены два серафима киноварного цвета, по контурам обведены белильной линией. Справа и слева от венца Богоматери - надпись, рядом с младенцем надпись . Фон средника глухой, темно-охряного цвета.
Средник окружают справа, слева и снизу 12 клейм, иллюстрирующих Акафист. Из 13 кондаков и 12 икосов он иллюстрирует 7 кондаков и 4 икоса. В 1-м клейме помещено нетрадиционное изображение "Софии Премудрости Божией"; 2 - "Взбранной Воеводе…" (конд. 1); 3 - "Благовещение у колодца" (икос 1); 4 - "Благовещение" (конд. 3); 5 - "Сомнения Иосифа" (конд. 4); 6 - "Встреча Марии и Елизаветы" (икос 3); 7 - "Боготечную звезду узревше волсви…"(Скачущие волхвы указывают на звезду) (конд. 5); 8 - "Поклонение волхвов" (икос 5); 9 - "Волхвы возвращающиеся в Вавилон" (конд. 6); 10 - "Сретение" (конд. 7); 11 - "Новую показа тварь" (икос 7); 12 -"Странное рождество видевше удалимся мира"(конд. 8).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Владимирская икона Божией Матери с Акафистом из храма Отцов Семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря. перв. треть XVII в.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Описание иконы Христа Вседержителя

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Размер: 45,5 x 36 см

Время написания: 16 в., 1520— 1530-е гг.

Происходит из Успенского собора г. Дмитрова.
Поясное прямоличное изображение Спасителя с раскрытым Евангелием, которое он поддерживает левой рукой. Правая рука перед грудью, повернута тыльной стороной к зрителю, второй и третий пальцы сложены, четвертый присогнут – жест близок к имясловному благословению.
Синий гиматий мягкими складками окутывает левое плечо, спускается с правого натянутыми складками, прикрывая кисть правой руки. Хитон ложится мелкой драпировкой, у ворота, имеет звездообразный вырез. Глубина складок показана полосами темного, почти черного тона. Хитон вишневый, с охряным клавом, разделанный золотом. Глубина складок хитона намечена более темным тоном. По краю фигуры проложено широкое притенение темным тоном.
Фигура Христа естественных пропорций, лик с правильными чертами окружен пышными волосами. Основа личного – оливковый санкирь, по которому выполнены розовато-оранжевые сплавленные вохрения. На щеках подрумянка, губы написаны жидкой киноварью, опись носа и губ темно-красная. Волосы исполнены по коричневой основе, разделка на пряди дана сероватыми и темно-коричневыми белилами.
Фон и нимб написаны жидкой охрой с белилами, нимб очерчен белильной линией. Перекрестия нимба выполнены темно-коричневым, в правом перекрестии сохранилась буква…..(омега)
Надпись на книге: «Неналицасутесновечеловечестииноправеденсудсоудите, имъжебосудомъссоудтеюжемеоумеритетож», цитата из Евангелия от Иоанна, 7 глава, 24 стих: «Не по виду судите, но судите праведным судом». [9]

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Икона Христос-Вседержитель, 1520-1530-е гг. Москва. ЦМИАР.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Дневник работы














Роскрыш

Дата Ход работы Иллюстрация
05.03.18 Сделала на таблетке эскиз иконы и выкраски большого размера, чтобы посмотреть фактуру наложения цвета ПРИЛОЖЕНИЕ 7, стр 21
6.03.18 Приступила к работе над иконой. Раскрыла охристые подкладки под зелёные цвета, под красный цвет подложила жидко смесь аури и охры, под чёрный киноварь с белилами. Остальные цвета будут раскрываться без подкладок, поэтому жидко закрываю смесями. Для санкиря намешала охру, киноварь и глауконит, получился оливковый достаточно холодный цвет. Цвет «под ассист» должен быть достаточно тёплым, мешаю его на охре с киноварью и немного добавляю глауконита, чтобы успокоить. ПРИЛОЖЕНИЕ 8, стр 22
7.03-12.03.18 Не спеша раскрываю, кое-где пробую описи. Есть подозрение, что цвет мафория переплотнила и придётся счищать.  ПРИЛОЖЕНИЕ 9, стр 23
15.03.18 Счистила мафорий, раскрываю заново. Прошлый замешивала в основном на гематите и чёрном, в этот добавлю больше холодной киновари. ПРИЛОЖЕНИЕ 10, стр 24
20.03.18 Раскрыла, начала делать описи, чтобы точнее понять тональные отношения.  

Разделка

22.03.18 Посмотрели с преподавателем пробы описей на подготовительных таблетках, выбрали те, что больше подходят под образец и мягче по тону. ПРИЛОЖЕНИЕ 11, стр 25
27.03.18 Сделала описи, замешивала в основном на дополнительных цветах и получала коричневатые оттенки, хорошо сидят по тону. Описи на красном почти не делала, думаю, разделать его в основном белилами. ПРИЛОЖЕНИЕ 12, стр 22
30.03.18 Сделала полностью жемчужку. Переборщила,смыла.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Устранение межсимвольного интервала

8. 1Большие пробелы

 

8.2. Как определить наличие большого пробела

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Автособираемое содержание


9.1 Выделить пункт из работы, выбрать вкладку «ссылки»-«добавить текст». Выбрать уровень.

 

9.2. Можно выбирать разные уровни, в зависимости от структуры работы

 

 

9.3. После того, как все пункты выделены таким образом, необходимо выбрать вкладку «ссылки»-«оглавление» и выбрать вид автособираемого оглавления.

 

9.4. Программа вставит оглавление в виде таблицы. При необходимости внести изменения, если вдруг студент понимает, что название пункта в оглавлении не совпадает с номером страницы в оглавлении, необходимо нажать «обновить таблицу» и выбрать «только номера страниц» или же всю таблицу, если есть другие изменения. Весь текст внутри таблицы редактируется, шрифт и размер шрифта возможно изменить на необходимый.


9.5. Общий вид получившегося оглавления

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

10.1. Алгоритм оформления ссылки: поставить курсор на абзац в конце цитаты. Выбрать вкладку «Ссылки», нажать кнопку «Вставить сноску».

 

10.2. Внизу под линией появится номер сноски - туда необходимо ввести информацию. 

 




Список литературы

1. Протоиерей Г. Ореханов, Н.Ю.Сухова. Методические указания по подготовке письменных студенческих работ разного уровня сложности. - М:Изд-во ПСТГУ,2005

2. Зыбина Т.М. Курсовые и дипломные работы в вузе: Учебно-методические рекомендации и справочные материалы [Текст] / Т.М. Зыбина, Н.В. Кузьмина, Н.А. Максимчук. – Смоленск: СГПУ, 2004.// Файловый архив студентов StudFiles: [сайт]. URL:https://studfiles.net/preview/3544359/page:7 (дата обращения: 1.02.2018)

3. Библия онлайн [сайт]. URL: https://bible.by/cas/43/7/ (дата обращения 8.02.2018)

 

 


[1] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, стр. - 32

[2] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, стр. - 33

[3] свящ. Г. Ореханов, Н.Ю.Сухова. Методические указания по подготовке письменных студенческих работ разного уровня сложности.-М:Изд-во ПСТГУ,2005, С-10

[4] См. ПРИЛОЖЕНИЕ с 3 по 5 - примеры описания памятника. Со стр.34

 

[5] См. раздел «Рекомендуемая литература», стр.-30

[6] См. ПРИЛОЖЕНИЕ 7,стр.-39. Пример нескольких пунктов Дневника работы.

[7] Более подробное описание к требованиям оформления библиографии находится в «Рекомендациях к оформлению работы», пункт 4.8, стр.-25.

[8] см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10, стр.-46.

[9] в переводе еп. Кассиана Безобразова[сайт] URL: https://bible.by/cas/43/7/


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет Церковных Художеств

Кафедра иконописи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Выпускная квалификационная работа

 

Код и направление подготовки 54.05.02 Живопись. Церковно-историческая живопись (иконопись)

 

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры иконописи января 2018г., протокол №

 

Автор: методист ФЦХ Башкатова Ю.Д.

Рецензент  ­­­­­­­­­­­­­­­­­______________             

 

Заведующий кафедрой иконописи, доцент___________ Шеко Е.Д.

 

 

Москва, 2018.

 

Оглавление

1. Общие сведения. 2

2. Структура курсовой работы, содержание элементов: 4

3. Характеристика элементов структуры курсовой работы.. 4

3.1. Структура введения: 5

3.2. Структура основной части работы.. 5

3.2.1.  Описание образца. 5

3.2.2. Иконография. 9

3.2.3. История образца (если известно), стилистические особенности. 10

3.2.4. Богословское осмысление образа. 10

3.2.5. Дневник работы.. 11

3.3.Структура заключения. 12

3.4.Структура списка литературы.. 12

3.5. Структура приложения. 13

4. Рекомендации по оформлению работы.. 14

4.1.Общие правила. 14

4.2. Употребление заглавных и строчных букв. 14

4.3. Правила оформления цитат. 16

4.4. Правила написания числительных. 17

4.5. Правила написания дат. 20

4.6. Правила оформления перечисления. 20

4.7. Правила записи и употребления сокращенных слов. 22

4.8. Правило оформления списка литературы.. 24

5. Рекомендуемая литература. 30

6. Параметры оценивания результатов подготовки и защиты работ. 30

7. ПРИЛОЖЕНИЕ. 31

8. Список литературы.. 46

 

 

Общие сведения

Выпускная квалификационная работа – это исследование, проведенное обучающимся в предметной области образовательной программы и оформленное в форме дипломного проекта и пояснительной записки. На кафедре иконописи дипломным проектом является икона.

В качестве дипломной иконы студент выполняет на выбор: копию древней иконы или икону так называемой «новой иконографии». На иконе может быть изображён как святой, которого ранее не писали, например, новомученик XX столетия, так и святой более раннего времени, изображений которого очень мало. Также может быть написан Праздник, изображений которого также немного или же малоизвестная икона Богородицы. Икона одного из новомучеников Российских является наиболее интересной и сложной темой для дипломной работы, потому как выпускнику предлагается перевести фотографический портрет в иконописный лик.

В пояснительной записке к копийному диплому выпускник описывает образец, основные стилистические и иконографические особенности, а также представляет дневник работы.

В пояснительной записке к диплому «новой иконографии» студент предлагает свой замысел, описывает основные стилистические и иконографические особенности более ранних изображений святого, описывает получившуюся икону, обосновывает выбор стиля, а также представляет дневник работы.

Целью итоговой аттестации является установление уровня готовности выпускника ПСТГУ к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям стандарта образовательной программы.

Подготовка и написание пояснительной записки к выполняемой иконе направлены на развитие и выявление творческих способностей, навыков научного анализа, работы с учебными, методическими и научными источниками информации, определения умений студента проводить исследовательскую работу. 

Пояснительная записка к дипломной работе имеет целью выявить знания выпускников и умение самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических творческих задач и привить навыки самостоятельного проведения минимальных научных исследований в области иконографии образа.

Пояснительная записка выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры иконописи и преподавателя кафедры истории и теории христианского искусства.

Начинать работу рекомендуется с изучения и конспектирования литературы по выбранной проблеме. Конспектирование текста – это вид аналитико-синтетической переработки текстовой информации, цель которого – отбор наиболее ценной информации из первоисточника, её систематизация, обобщение, переформулировка и письменная фиксация. Конспект составляется таким образом, чтобы составитель через длительный промежуток времени мог достаточно полно восстановить содержание текста без повторного обращения к первоисточнику. Встречающиеся в тексте определения новых понятий следует записывать полностью, оформляя их как цитату (в кавычках) и указывая страницу. Закончив подготовительный этап - изучение истории и теории вопроса, сбор и обработку фактического материала -  можно приступать к написанию работы.

Работа над пояснительной запиской должна предварять или идти одновременно с написанием иконы. Информация о копируемой иконе, или образцах, полученная в ходе написания записки, поможет выпускнику в практическом выполнении работы.

2. Структура выпускной квалификационной работы, содержание элементов:

· титул (принадлежность к организации, тема, исполнитель, руководитель, год выполнения);

· оглавление (содержание);

· введение (цели рассмотрения и написания работы, задачи);

· основное содержание (главы и параграфы);

· выводы по разделам (главам), заключение (основные выводы после выполнения работы, значимость работы   (практическая, теоретическая)/ результатов работы;

· список литературы (литература, библиография);

· приложения.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.