Тема 3.4 Система управления базами данных. СУБД MS Access
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Базы данных (основные понятия). Понятие СУБД. Основные функции СУБД. Понятие модели данных. Реляционная модель. Достоинства и недостатки реляционной модели. Организация БД MS Access. Создание базы данных. Основные объекты баз данных: таблицы, формы, запросы, отчёты.  Работа с таблицей: создание таблицы, изменение структуры, создание и удаление первичных ключей, наполнение таблицы данными. Работа с основными объектами СУБД Access.

 

Практическая работа. Основы работы в СУБД MS Access. Создание новой базы данных. Работа с объектами.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое база данных СУБД?

2. Охарактеризуйте объект БД MS Access таблицы.

3. Охарактеризуйте тип данных МЕМО, чем этот тип отличается от типа Текстовый?

4. Чем отличаются фильтры от запросов?

5. Когда используется фильтр по выделенному образцу, как задать данный фильтр?

6. Назовите способы создания форм.

7. Перечислите известные вам запросы.

8. Что представляет собой Макрос? Как создать макрос в СУБД MS Access?

9. Какое расширение имеет файл, созданный в СУБД MS Access ?

10. Какое расширение имеет файл, созданный в БД MS Access?

11. Какие типы БД вам известны?

12. Охарактеризуйте объект БД MS Access запросы?

13. Охарактеризуйте тип поля OLE?

14. Для отбора, каких записей используется простой фильтр, как задать данный фильтр?

15. Как создать автоформу? Какие действия можно выполнить в режиме конструктора форм?

16. Для чего используется Построитель выражений? Назовите элементы окна Построитель выражений.

17. Как создать запрос на выборку с помощью Конструктора?

18. Охарактеризуйте объект БД Отчёт?

19. Какие способы создания таблиц вам известны, дайте им краткую характеристику?

20. Что такое ключевое поле? Сколько можно задавать ключевых полей?

21. Каково назначение Баз данных?

22. Охарактеризуйте объекты БД MS Access отчёты и формы.

23. Охарактеризуйте тип данных Счётчик, чем этот тип отличается от типа Числовой?

24. Какие существуют возможности MS Access для сортировки данных?

25. Когда используется расширенный фильтр, как задать данный фильтр?

26. Как добавить в форму вычисляемое поле?

27. Как создать таблицу с помощью мастера?

28. Как разработать запрос на выборку?

29. Какие типы запросов вам известны?

30. Что представляет собой индексное поле?

31. Назовите этапы проектирования БД.

32. Перечислите типы данных БД MS Access.

33. Охарактеризуйте объекты БД MS Access модули, макросы, страницы.

34. Как отсортировать данные в таблице или форме?

35. Как создать межтабличные связи?

36. Как создать отчёт с помощью мастера?

37. Как создать многотабличный запрос?

38. Как добавить в запрос вычисляемое поле?

39. В чём отличие между таблицей и отчётом?

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа № 1. Операционная система MS Windows. Программа Проводник.

Практическая работа № 2. Ввод и редактирования текста. Работа с документом.

Практическая работа № 3. Комплексное использование возможностей текстового процесса MS Word.

Практическая работа № 4. Ввод и редактирования данных в табличном процессоре MS Excel.

Практическая работа № 5.  Создание, редактирование и настройка презентаций в среде MS Power Point.

Практическая работа № 6. Основы работы в СУБД MS Access. Создание новой базы данных. Работа с объектами.

 

Практическая работа № 1. Операционная система MS Windows. Программа Проводник.

Цель работы: изучить элементы рабочего стола, панели задач, Главного меню; изучить возможности стандартных программ ОС Windows и дополнительные возможности операционной системы.

 

Содержание работы и порядок выполнения:

Теоретические основы работы

Элементы рабочего стола

Рабочий стол – это графическая среда, на которой отображаются объекты Windows и элементы управления Windows. Панель задач – тоже очень важный элемент управления.

На Рабочем столе находятся ярлыки (значки, пиктограммы), которые делятся на две группы: системные и пользовательские.

Системные входят в состав операционной системы и обязательно находятся на Рабочем столе. Это следующие значки: Мой компьютер, Мои документы, Корзина, Сетевое окружение, Internet Explorer. Их, как правило, нельзя переименовать и сменить им значок.

Пользовательские ярлыки создаются пользователями ПК для быстрого доступа к файлам, папкам и быстрого открытия программ. Чаще всего пользовательский ярлык отличается чёрной стрелкой в углу.

1. Мой компьютер. С помощью этого значка можно просмотреть любые диски (в том числе CD, DVD, дискеты, флеш-карты и другое оборудование), разыскать на них нужные папки и файлы и поработать с ними.

2. Корзинаспециальный объект Windows, выполняющий функцию контейнера. Она служит для временного хранения удаляемых объектов. Любой объект можно восстановить из Корзины, причём он восстановится в ту папку, из которой был удалён. Если щёлкнуть на значке Корзины правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Свойства, то можно настроить различные параметры. Например, флажок «Уничтожать файлы сразу после удаления, не помещая их в корзину» означает, что файлы и папки будут удаляться сразу, не попадая в Корзину, и не смогут быть восстановлены.

3. Мои документы — это личная папка пользователя. В ней содержатся две специализированные личные папки: «Мои рисунки» и «Моя музыка». Можно открыть доступ к личным папкам для всех пользователей, имеющих учетную запись на этом компьютере, или сделать эти папки частными; при этом файлы в них будут доступны только для данного пользователя. Windows создает личные папки для каждого пользователя компьютера. В Windows предоставляется также папка «Общие документы» для размещения файлов, доступных другим пользователям.

4. Сетевое окружение. Если несколько компьютеров объединены в локальную сеть, то этот значок поможет посмотреть информацию на соседних компьютерах и поработать с ней. Если компьютер автономный, то этот значок не нужен.

5. Internet Explorer. Это программа – браузер, предназначенная для работы в Интернете и просмотра Веб-станиц. Она удобна тем, что уже входит в комплект программ Windows. Есть более удобные программы – браузеры, но их нужно устанавливать дополнительно.

На Панели задач обязательно находится кнопка Пуск, с помощью которой открывается Главное меню, индикаторы звука, клавиатуры, времени, дата и другие значки, которые может настраивать пользователь. На панели задач отображаются кнопки открытых документов и программ, поэтому ОС Windows называется многозадачной ОС.

Главное меню содержит две части: обязательную и необязательную. Необязательная часть располагается над серой чертой, в неё добавляются нужные пользователю команды. В обязательной части находятся следующие команды:

- Программы. Можно открыть любую программу, установленную на компьютере.

- Документы. Список недавно открывавшихся документов, откуда можно быстро открыть документ или просмотреть последние открытые документы.

- Найти.(Поиск) Чаще всего эта команда используется для поиска нужных файлов и папок.

- Справка и поддержка. Вызов встроенной справочной системы ОС Windows.

- Выполнить. С помощью этой команды можно запустить любую программу, если известно, как называется её файл запуска.

- Настройка. Позволяет настроить экран, мышь, клавиатуру, принтеры, сканеры, ввести пароли для пользователей системы и т.д.

Работа с окнами.

Любое окно в операционной системе Windows имеет три кнопки управления в верхнем правом углу: . С помощью этих кнопок можно свернуть, развернуть окно, восстановить его предыдущие размеры, закрыть его. Замечание: чтобы развернуть окно или восстановить его размеры, можно также дважды щелкнуть строку заголовка окна.

ОС Windows позволяет работать с несколькими открытыми окнами одновременно, поэтому говорят, что эта операционная система имеет многооконный интерфейс. Все окна свёрнуты на панели задач, откуда их можно быстро развернуть.

Расположение окон на экране относительно друг друга можно менять. Активным считается окно с выделенным заголовком или нажатой кнопкой на панели задач. Чтобы изменить расположение всех открытых окон:

1. Щелкните правой кнопкой мыши пустое место на панели задач.

2. Выберите команду Окна каскадом, Окна слева направо или Окна сверху вниз.

@ Замечание:

1. Окна, свернутые в кнопки на панели задач, на экране не отображаются.

2. Чтобы восстановить предыдущие размеры и положение окон, щелкните правой кнопкой пустое место на панели задач и выберите команду Отменить Каскадом или Отменить Окна рядом.

3. Чтобы свернуть все окна в кнопки на панели управления нажмите правую кнопку мыши на панели задач и выберите команду Свернуть всё.

Чтобы изменить размеры открытого окна наведите указатель на его левую или правую границу или на угол. Когда указатель примет форму горизонтальной двухсторонней стрелки, перетащите границу влево или вправо.

@ Замечание: размеры развернутого окна (в полноэкранном режиме) изменить нельзя.

Создание снимка экрана.  Чтобы создать копию активного окна, нажмите клавиши ALT+PRINT SCREEN. Чтобы скопировать весь экран в том виде, как он отображается на мониторе, нажмите клавишу PRINT SCREEN. Чтобы вставить полученное изображение в документ, откройте меню Правка в окне документа и выберите команду Вставить.

Атрибуты файлов.

Кроме имени и расширения файла операционная система хранит для каждого файла дату его создания (изменения) и несколько величин, называемых атрибутами файла. Атрибуты – это дополнительные параметры, определяющие свойства файлов. Операционная система позволяет их контролировать и изменять, состояние атрибутов учитывается при выполнении операций с файлами. В ОС Windows есть следующие виды атрибутов:

1. атрибут файла «только для чтения» (read-only) предохраняет файл от изменений: для изменения или удаления файла с этим атрибутом требуется предварительно снять данный атрибут. Файлы на компакт-дисках также имеют атрибут «только для чтения», чтобы показать, что изменить эти файлы нельзя;

2. атрибуты «скрытый» (hidden) и/или «системный» (system) используются некоторыми системными файлами (например, основные файлы операционной системы MS DOS — IO.SYS и MS DOS.SYS, — имеют оба этих атрибута). Файлы с атрибутом «системный» не перемещаются программами оптимизации расположения файлов на диске (типа Speed Disk), также обычно не копируются на сжатый диск при создании сжатого диска из обычного программами типа DriveSpace;

3. атрибут файла «архивный» (archive) устанавливается при создании файла и сбрасывается программами резервного копирования для обозначения того, что копия файла помещена в архив. Поэтому наличие атрибута «архивировать» обычно значит, что для файла не было сделано резервной копии.

Таким образом, большинство файлов имеет установленным только атрибут «архивный». Остальные атрибуты («только для чтения», «скрытый» или «системный»), как правило, не установлены.

Стандартные программы.

В операционную систему Windows входит ограниченный набор прикладных программ, с помощью которых можно решать простейшие задачи, если на ПК не установлены более мощные средства. Это Стандартные программы. Перечислим некоторые из них:

- Блокнот. Простейший текстовый редактор, который можно использовать в качестве удобного средства просмотра текстовых файлов;

- Графический редактор Paint. Это простейшая программа для создания и редактирования изображений. Она не соответствует современны требованиям графических программ, но является очень простой и доступной, позволяющей освоить основные приёмы работы с графикой;

- Текстовый процессор WordPad. Как и текстовый редактор Блокнот, служит для создания, редактирования и просмотра текстовых документов, но выполняет ещё одну важную функцию – форматирование документа. Под форматированием понимают применение нескольких шрифтовых наборов, методы выравнивания текста, встраивание в документ рисунков и других объектов, их обтекание текстом и т.д.;

- Калькулятор. Удобная программа для математических расчётов.

@ Замечание: мы рассмотрели наиболее популярные стандартные программы, остальные рассмотреть самостоятельно с помощью справочной системы!

Служебные программы.

Служебные приложения предназначены для обслуживания персонального компьютера и самой операционной системы. Они позволяют находить и устранять дефекты файловой системы, оптимизировать настройки программного и аппаратного обеспечения, а также автоматизировать некоторые рутинные операции, связанные с обслуживанием компьютера.

Эти приложения открываются командой Пуск ® Программы ®

Стандартные ® Служебные. Они поставляются в составе операционной системы и устанавливаются вместе с ней.

@Примечание: назначение служебных программ изучить самостоятельно, пользуясь лекционным материалом и дополнительной литературой!

 


Рис. 4


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучите ярлыки на рабочем столе.

2. Изучите элементы панели задач.

3. Выведите и скройте Панель быстрого запуска.

4. Откройте одновременно несколько окон. Например: Мои документы, Корзина и Мой компьютер.

5. Попробуйте подвигать их по экрану, свернуть, развернуть, измените их размеры с помощью мыши и добейтесь приблизительно одинаковых размеров.

6. Расположите открытые окна каскадом, сверху вниз, слева направо. Закройте все окна.

7. Подвигайте ярлыки на Рабочем столе, затем упорядочьте их автоматически.

8. Откройте стандартную программу Блокнот и напечатайте в ней какое-либо четверостишие. Сохраните в своей папке под именем Стихотворение. Обратите внимание, с каким значком сохранился документ.

9. Скопируйте текст стихотворения в окно программы WordPad и посмотрите, какие возможности доступны в этой программе. Сохраните в своей папке под именем Копия и обратите внимание, с каким значком сохранился документ.

10. Откройте стандартную программу Paint и нарисуйте в ней ёлочку. Сохраните в своей папке под именем Ёлка. Обратите внимание, с каким значком сохранился документ.

11. Щёлкните правой кнопкой мыши на значках файлов Стихотворение и Ёлка. Выберите в контекстном меню команду Свойства и изучите содержимое открывшегося диалогового окна. Какие атрибуты заданы для этих файлов?

12. Изучите, какие ещё Стандартные программы есть на Вашем ПК.

13. Откройте Адресную книгу в Стандартных программах и создайте в ней две папки: Друзья и Коллеги.

14. В каждой папке создайте по два контакта.

15. Попробуйте через поиск на Панели инструментов в Адресной книге найти добавленного Вами в Контакты друга.

16. Изучите остальные Стандартные программы.

17. В Справочной системе ОС Windows посмотрите назначение неизвестных Вам программ.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие элементы расположены на Рабочем столе?

2. Какие ярлыки называются системными и пользовательскими?

3. Для чего нужна Панель задач?

4. Какие элементы расположены на Панели задач?

5. Возможна ли настройка Панели задач?

6. Какие операции можно выполнять с окнами?

7. Как изменить расположение нескольких открытых окон на экране?

8. Для чего нужен значок Мой компьютер?

9. Для чего нужна Корзина?

10. Зачем нужен значок Сетевое окружение?

11. Зачем нужна программа Internet Explorer ?

12. Что такое Атрибуты файлов?

13. Какие Стандартные программы Вы знаете?

14. Для чего нужны Стандартные программы?

15. Для чего используются служебные программы ОС Windows?

 

Литература

1. Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2010

2. Михеева Е.В., Титова О.И., Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2014

3 Макарова Н., Николайчук Г. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. Издательство: Питер, 2006

4 Глинский Я.П. Практикум по информатике: учебное пособие. – Львов: Деол, СПД Глинский, 2012

 

 

Практическая работа № 2. Ввод и редактирования текста. Работа с документом.

Цель работы: изучить элементы окна текстового процессора Microsoft Word; научиться настраивать вид окна; изучить режимы отображения документа на экране; освоить ввод текста и сохранение документа.

 

 

Содержание работы и порядок выполнения:

Теоретические основы работы:

Способы запуска текстового процессора Microsoft Word:

1. Команда Пуск ®Программы Главного меню;

2. Команда Создать ® Документ Microsoft Word (контекстное меню, на Рабочем столе);

3. Ярлык программы на Рабочем столе (если он создан).

Элементы окна текстового процессора Microsoft Word:

1. Строка меню;

2. Панели инструментов;

3. Масштабная линейка;

4. Рабочее поле;

5. Полосы прокрутки справа и внизу рабочего поля;

6. Строка состояния.

Строка меню – элемент управления, обеспечивающий доступ ко всем функциональным возможностям программы. Строка меню удовлетворяет принципу функциональной полноты, т. е. содержит полный набор команд программы.

Панели инструментов – выводятся на экран и скрываются с экрана командой Вид. Обладают «контекстной чувствительностью», то есть программа сама выводит необходимые панели инструментов. По умолчанию выводятся панели Стандартная и Форматирование, без которых не обходится создание и обработка документа.

Масштабная линейка – выводится на экран и скрывается с экрана командой Вид. Позволяет быстро и наглядно управлять параметрами форматирования документа: красной строкой, абзацными отступами, табуляцией и т.д.

Рабочее поле – область печати документа.

Полосы прокрутки справа и внизу рабочего поля – позволяют перемещаться по документу.

Строка состояния – представляет собой горизонтальную полосу в нижней части окна документа Microsoft Word. В строке состояния отображаются данные о текущем состоянии содержимого окна и другие сведения, зависящие от контекста. Чтобы отобразить строку состояния, выберите в меню Сервис команду Параметры, откройте вкладку Вид, а затем установите флажок строку состояния в группе Показывать.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 200.