Тема 5. Учет доходов и расходов организации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хозяйственная деятельность организации направлена на получение доходов. Чтобы получить доходы, необходимо осуществить расходы. Доходы и расходы являются объектами как бухгалтерского, так и управленческого учета. Такое внимание к этим объектам обусловлено тем, что показатели и уровень доходов и расходов определяют финансовый результат, который является конечной целью любой хозяйственной деятельности.

Коммерческие организации стремятся к максимизации прибыли и к минимизации расходов, особенно непроизводительных. Отсюда вытекает важность знаний бухгалтера и любого другого специалиста о доходах и расходах.

В бухгалтерском учете определение и методика учета доходов представлена в положении по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н. Расходы для целей бухгалтерского учета отражены в положении по бухгалтерскому учету 10/99, утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н. 

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

  1. Доходы от обычных видов деятельности;
  2. Прочие доходы;

В качестве основного дохода от обычных видов деятельности рассматривают выручку от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;

Для признания выручки в бухгалтерском учете должны выполняться следующие условия:

- организация имеет право на получение этой выручки;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю;

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Бухгалтерский учет доходов от обычных видов деятельности отражаются по кредиту активно-пассивного счета 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данная операция означает, что признание дохода от продаж происходит в момент отгрузки продукции, работ, услуг. Момент оплаты при этом не имеет значения, он может быть как до, так и после факта отгрузки. Поэтому основным документом, подтверждающим получение дохода от продаж, является накладная или акт, подписанные поставщиком и покупателем. Отгрузка также сопровождается выпиской счета-фактуры.

К прочим доходам относятся:

  1. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
  2. Поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  3. Прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
  4. Поступления от продажи основных средств и иных активов;
  5. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  6. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  7. Страховое возмещение по чрезвычайным ситуациям и т.д.

Прочие доходы учитываются по кредиту активно-пассивного счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы

Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности ведется по дебету активно-пассивного счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

ПБУ 10/99 предъявляет следующие требования для признания расходов:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации;

Прочие расходы содержат следующий перечень:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- потери и убытки от чрезвычайных ситуаций.

Прочие расходы учитываются по дебету активно-пассивного счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы».

ПБУ 10/99 помимо классификации расходов по видам деятельности дает еще классификацию по элементам затрат, которая применяется в отношении только расходов от обычных видов деятельности. Все затраты делятся на 5 элементов:

  1. Материальные затраты;
  2. Затраты на оплату труда основных рабочих;
  3. Отчисления на социальные нужды;
  4. Амортизация основных фондов;
  5. Прочие затраты.

Деление затрат на элементы используется для планирования, калькулирования и анализа затрат организации. Элементы затрат показывают всю сумму затрат организации, не разделяя их на затраты, ставшие готовой продукцией, и затраты незавершенного производства.

Рассмотрим следующие определения:

- под издержками понимают затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

- под затратами понимаются потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги (в отечественной практике термин "затраты" нередко применяется для характеристики всех издержек предприятия за определенный период);

- расходами же считается только та часть затрат, которая была понесена в связи с получением дохода, причем в соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия в связи с получением дохода, то есть в бухгалтерском учете доходы должны соотноситься с затратами на их получение, которые в этом случае будут называться расходами.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и продажу продукции, работ, услуг. Она складывается из всех затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и продажу.

Учет затрат и исчисление (калькулирование) себестоимости каждого вида выпускаемой предприятием продукции (работ, услуг) являются одной из ключевых проблем управленческого учета по ряду причин, включая следующие:

- знание себестоимости продукции необходимо для того, чтобы производить в финансовом учете оценку остатков незавершенного производства и готовой продукции, а также определять себестоимость проданной продукции и, как следствие, прибыль от продаж;

- уровень себестоимости единицы продукции является весьма важным фактором формирования ценовой и ассортиментной политики предприятия;

- контроль за себестоимостью и выявление путей ее снижения представляют собой одно из основных направлений повышения эффективности деятельности компании.

Система учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции организуется на каждом предприятии по-разному в зависимости от выбора объектов учета затрат - признаков, согласно которым производят группировку производственных расходов для целей управления себестоимостью. Для того чтобы эффективно управлять затратами, как правило, необходимо иметь данные для контроля по направлениям затрат, по местам их возникновения и по носителям затрат. При этом под местами возникновения затрат понимаются структурные подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление ресурсов (например, цех, участок, бригада, стадия, процесс и т.д.), а носителями затрат являются виды продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) данной организацией. Кроме того, различают различные виды затрат в зависимости от целей их учета.

Рассмотрим классификации, с которыми чаще сталкиваются бухгалтеры, - те, которые применяются в целях учета и калькулирования себестоимости.

Исходя из экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяют на основные и накладные.

Основными являются затраты, непосредственно связанные с производственным (технологическим) процессом изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Иными словами, к основным затратам относят израсходованные ресурсы, потребление которых связано с выпуском продукции (работ, услуг), - например, материалы, заработная плата производственных рабочих, амортизация основных средств и т.д.

Накладными признаются затраты, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы - содержание аппарата управления, амортизация и ремонт основных средств цехового или общезаводского назначения, налоги, расходы на подбор и повышение квалификации кадров и т.д.

Более близкой бухгалтеру является классификация затрат по способу их включения в себестоимость продукции, работ и услуг на прямые и косвенные. Именно эта классификация определяет порядок отражения затрат на тех или иных синтетических счетах, субсчетах и аналитических счетах.

Прямыми считаются затраты, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретный вид продукции или к конкретной партии продукции (к выполненным работам или оказанным услугам). Они учитываются по дебету активного счета 20 «Основное производство».

 На практике к этой категории относятся:

1) прямые затраты материалов (то есть сырье и основные материалы, использованные при производстве продукции);

2) прямые трудовые затраты (оплата труда персонала, занятого в производстве конкретных видов продукции).

Впрочем, если предприятие производит только один вид продукции или оказывает только один вид услуг, все производственные расходы автоматически будут прямыми.

Косвенными признаются затраты, которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретную продукцию. Для учета косвенных затрат в бухгалтерском учете используются активно-пассивные бессальдовые счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Эти счета предназначены для собирания косвенных затрат в течение месяца, а в конце месяца после распределения между видами продукции они списываются в той же сумме и закрываются. Распределение происходит пропорционально той или иной базе. Среди производственных затрат к косвенным можно отнести вспомогательные материалы и комплектующие изделия, расходы на оплату труда вспомогательных рабочих, наладчиков, ремонтников, оплату отпусков, доплату за сверхурочную работу, оплату времени простоя, расходы на содержание цехового оборудования и зданий, на страхование имущества и т.д.

На практике разделение прямых и косвенных затрат имеет очень важное значение для организации работы бухгалтерии в части учета затрат. Прямые затраты должны на основании первичных документов плюс возможно дополнительных расчетов, как, например, в случае, если один и тот же вид сырья используется для производства нескольких видов продукции в одном подразделении и невозможно обеспечить точный первичный учет того, сколько именно этого сырья потрачено на каждый из видов продукции и  относится непосредственно в себестоимость каждого вида продукции, формируемую по дебету счета 20 "Основное производство". А вот косвенные затраты собирают на отдельных счетах - например, цеховые расходы в течение месяца относят в дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы".

В бухгалтерском учете используется чаще другая классификация затрат по статьям калькуляции.

Статья калькуляции представляет собой сумму однотипных затрат, необходимых для производства продукции (работ, услуг). Таким образом, статья калькуляции является более узким понятием, чем элемент затрат. Для целей определения себестоимости в бухгалтерском учете используют статьи затрат.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции (работ, услуг), материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия

Перечень статей калькуляции организация разрабатывает самостоятельно исходя из особенностей фирмы, технологии и масштабов производства, порядка формирования себестоимости продукции, работ, услуг. Примерный перечень статей калькуляции для производственного промышленного предприятия представлен ниже:

  1. Сырье и материалы;
  2. Возвратные отходы
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций
  4. Топливо и энергия на технологические нужды;
  5. Заработная плата производственных рабочих;
  6. Отчисления на социальные нужды;
  7. Расходы на подготовку и освоение производства;
  8. Общепроизводственные расходы;
  9. Общехозяйственные расходы;
  10. Потери от брака;

Сумма данных статей составляет производственную себестоимость готовой продукции;

К производственной себестоимости добавляются, как правило, расходы на продажу. Совокупность этих двух показателей составляет понятие полной себестоимости.

В представленном перечне первые шесть статей являются прямыми затратами, а восьмая и девятая статьи – косвенными.

В последние годы возникла еще одна методика списания общехозяйственных расходов. Принято считать, что такие расходы (еще они часто называются управленческими) являются условно постоянными и могут без распределения списываться на счет 90 «Продажи» общей суммой. Такая методика нашла широкое применение в практике российских предприятий.

Ведение учета доходов и расходов имеет своей целью не только получение информации об уровне и масштабах выручки и затрат на производство и продажу, но в большей степени для определения финансового результата от деятельности фирмы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 249.