4. групповой работе
12. Линейные полномочия строятся по принципу …
1. мы делаем общее дело, поэтому решаем вместе
Подчинение нижестоящих уровней вышестоящим уровням
3. я больше знаю, я советую
4. каждый делает свое дело и потому независим
13. Специалисты появились вследствие …
1. структурного разбиения организации
2. вертикального разделения труда
Горизонтального разделения труда
4. эволюции системы управления
14. Теория делит все полномочия на …
1. технологические и управленческие
2. материальные и информационные
3. формальные и неформальные
Линейные и функциональные
15. Дивизиональная структура позволяет обеспечить …
1. гибкость в использовании высококвалифицированных специалистов
Ориентацию основных производственных единиц на рынок
3. быструю разработку новых изделий для производства
4. полную прозрачность в распределении обязанностей
16. Норма управляемости зависит от …
1. числа подчиненных
Уровня иерархии
3. вида организации (производственная, коммерческая и т.д.)
4. типа производства (серийное, массовое, единичное)
17. Организационная структура современной организации формируется исходя из …
Специфики организации, ее масштабов и принятой стратегии развития
2. знания положения дел в других аналогичных организациях
3. опыта и знаний руководителя
4. материальных возможностей владельцев фирмы
18. Норма управляемости определяется по следующему закону:
Чем ниже уровень иерархии, тем больше норма
2. чем больше норма, тем экономически выгоднее система управления
3. не для каждого уровня иерархии следует рассчитывать свою норму
4. чем больше уровней иерархии, тем разнообразнее норма
19. Разделение труда в сфере управления происходит по …
Вертикали и горизонтали
2. функциям
3. группам
4. уровням иерархии
20. Матричная структура позволяет обеспечить …
1. ориентацию основных производственных единиц на рынок
Быструю разработку новых изделий для производства
3. полную прозрачность в распределении обязанностей
4. гибкость в использовании линейных руководителей
21. Проблема определения нормы управляемости состоит в определении числа …
1. руководителей системе управления
2. заместителей у директора
Подчиненных у одного руководителя
4. функциональных отделов, которыми может успешно управлять один заместитель
22. Термин «диапазон контроля» характеризует …
1. функциональные обязанности
2. сферу ответственности
Численность подчиненных
4. властные полномочия
23. Производственные единицы при дивизиональной структуре не могут специализироваться по …
1. региону
2. продукту
Отрасли
4. потребителям
24. Формальная группа отличается от неформальной группы тем, что …
Ее цели всегда конкретны и документально зафиксированы
2. члены группы избирают лидера
3. создается под частную конкретную цель
4. возникает спонтанно под влиянием действий руководства
Анализ кейс-стади
В городе N автомобильный завод выпускает легковые автомобили марки «Нева» с объемом двигателя 2000 см3. Одновременно завод выпускает прицепы для легковых автомобилей, которые составляют 10% от общего объема производства.
В связи с тем, что на автомобильном рынке страны появилось большое количество импортных автомобилей аналогичного класса с более высокими потребительскими характеристиками, спрос на автомобиль «Нева» снизился на 50% и продолжает падать. Завод потерял свое монопольное положение на внутреннем рынке автомобилей. Происходит затоваривание складов готовой продукцией.
Руководство предприятия приняло решение провести исследования с целью выработки стратегии и тактики выхода из создавшегося положения. Была организована служба маркетинга, подчиненная вице-президенту по сбыту и маркетингу.
В результате маркетинговых исследований определены следующие позиции:
1. Для дальнейшего выпуска автомобиля марки «Нева» и обеспечения стабильного рынка сбыта необходимо повысить конкурентоспособность продукции и снизить цену на изделие.
Эти задачи могут быть выполнены:
а) снижением себестоимости производства (и как следствие -- снижением цены реализации) за счет применения более дешевых материалов, стандартизации и унификации узлов и деталей;
б) реализацией актуального конкурентного преимущества -- пониженным расходом топлива в процессе эксплуатации за счет модернизации конструкции двигателя и замены тормозной системы.
По предварительным оценкам, данные мероприятия могут быть осуществлены за 1,5-2 года при дополнительных инвестициях в размере 20 млрд. руб.
После проведения этих мероприятий объем загрузки производства при стабильном спросе может составить 50% от общей мощности завода.
2. В последнее время в связи с интенсивным дачным строительством увеличился спрос на внутреннем рынке на грузовые автомобили с объемом двигателя до 2000 см3 и грузоподъемностью 1,5 т. Спрос на внешнем рынке на автомобили этого класса также повышается.
Создание грузового автомобиля на базе выпускаемого в настоящее время автомобиля «Искра» может быть осуществлено за 0,5-1 год (завод уже имеет опытные образцы) и требует инвестиций в размере 35 млрд. руб.
Предполагаемый объем загрузки производства может составить до 60% общего объема мощностей завода.
3. Спрос на автомобильные прицепы на внутреннем и внешнем рынке в настоящее время не удовлетворен. Для расширения производства прицепов необходимы инвестиции в размере 5 млрд. руб. с постепенным введением в строй новых мощностей в течение года с даты окончания инвестирования. Загрузка производственных мощностей планируется в объеме до 30% от общего объема производства.
Завод имеет возможность получения кредита в ПСБ г. Санкт-Петербурга в размере 50 млрд. руб. сроком на 5 лет с учетной ставкой банковского процента 50% в год.
Постановка задачи
На основе исходных данных, наметьте стратегию выхода завода из создавшейся ситуации. Предлагается выполнить следующие действия:
1. Проведите ситуационный анализ внешней среды. Определите (авторы прямого и косвенного воздействия на предприятие.
2. Конкретизируйте формулировку постановки проблемы и формулируйте ее письменно.
3. Определите, достаточно ли информации для решения поставочной задачи.
4. Проведите анализ внутреннего потенциала завода. Уточните ассортимент выпускаемой и планируемой к производству продукции.
5. Определите цели и задачи предприятия по организации условий для выпуска новой продукции.
6. Определите стратегии (роста, быстрого роста, сокращения) по каждому виду планируемой к выпуску продукции.
7. Предложите вариант организационной структуры завода. Какие новые подразделения необходимо организовать в связи с изменением номенклатуры выпускаемой продукции.
8. Предложите варианты систем контроля по материальным, финансовым и человеческим ресурсам.
9. Рассмотрите реализацию форм осуществления контроля (предварительный, текущий).
10. Сформулируйте заключительные выводы.
Практическое занятие
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2.
Цель занятия: приобрести практические навыки анализа факторов внутренней и внешней среды организации.
Практическое занятие выполняется студентами в группах. По результатам выполнения работы группа готовит и защищает перед аудиторией общий отчет.
Задание 1. Приведите в качестве примера любую социальную организацию. Рассмотрите эту организацию с позиций системного подхода и выделите основные составляющие внутренней и внешней среды.
Задание 2. Среди элементов (факторов) внутренней и внешней среды выделите только те элементы, которые оказывают наиболее выраженное влияние на эффективность функционирования:
- университета;
- ОАО ММК;
- хлебокомбината;
- кафе;
- фитнес-клуба.
Задание 3. Ознакомьтесь с приведенными ниже ситуациями. Укажите, какая из составляющих внутренней и внешней среды изменяется, на какие другие составляющие повлияет это изменение и каким образом:
- за счет внедрения новой технологии трудоемкость изготовления единицы продукции снизилась на 30%;
- поставщики сырья повысили цены на 10%;
- спрос на продукцию резко повысился;
- на должность руководителя организации назначен новый директор;
- на Камчатке произошло извержение вулкана;
- один из сотрудников отдела сбыта ушел в отпуск;
- в налоговый кодекс РФ внесены изменения: вдвое снижена ставка налога на прибыль;
- у инженера Иванова сломался компьютер;
- предприятие-конкурент в результате шпионажа завладело важным производственным ноу-хау.
Задание
1.Составить организационную структуру управления. Определить тип структуры и охарактеризовать ее.
Книжный магазин состоит из двух отделов: книги и канцелярские товары и склада. Отдел книги включает секции художественной литературы, детской литературы, деловой и учебной. Отдел канцелярских товаров состоит из 2-х секций: школьно- письменные принадлежности, открытки и календари. Руководит магазином директор.
2. Составить организационную структуру управления. Определить тип структуры и охарактеризовать
Издательский дом состоит из следующих отделов: отдел кадров, отдел материально- технического снабжения производственный отдел, отдел реализации, бухгалтерия. Руководит издательством генеральный директор, в подчинении которого директор по материально- техническому снабжению, директор по производству, директор по реализации, которые возглавляют соответствующие отделы. Кроме того, в штате имеется специалист по маркетингу.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные принципы построения организационных структур
2.Перечислите достоинства и недостатки отдельных видов организационных структур.
Задание
Открытое Акционерное Общество «Владивосток» (ОАО ВЛ) является крупным производственно-хозяйственным комплексом. Производственное объединение статистически относится к отрасли машиностроения и металлообработки и обслуживает ВПК, авиационную, автомобилестроительную, пищевую промышленность и частный сектор.
Объединение имеет два филиала: Западный и Восточный машино-строительные заводы.
Предметом деятельности ОАО ВЛ является: производство и ремонт авиационных двигателей; производство и ремонт нефтеперекачивающих установок; производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и т.д.
На структуру управления ОАО ВЛ оказывает влияние наличие двух филиалов, а также тот фактор, то оно является акционерным обществом. Это не послужило причиной формирования дивизиональной структуры управления в силу малой самостоятельности филиалов (отсутствие у филиалов своего баланса).
Финансово-экономическое направление руководства деятельности ОАО ВЛ возглавляет Заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам. В его ведении находятся: планово-экономический отдел, отдел организации труда и заработной платы, главная бухгалтерия, финансовый отдел.
Внешнеэкономическую деятельность на ОАО ВЛ курирует Помощник генерального директора по внешнеэкономическим связям. Ему подчиняется отдел внешних связей, который занимается юридическим оформлением, организационной проработкой и заключением внешнеторговых контрактов.
Таможенным оформлением грузов занимается специальная служба транспортного цеха.
Информационным обеспечением управления Производственного объединения занимается отдел автоматизированной системы управления предприятием (ОАСУП).
Контрольные вопросы:
1. Определить тип и разновидность организационной структуры управления ОАО ВЛ.
2. Дать характеристику (достоинств и недостатков) данной организационной структуры; составить схему.
Задания самостоятельной работы студентов
выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Преимущества и недостатки каждого типа организационных структур.
Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации.
Содержание и значение организационной культуры.
Кроссворд
«Внутренняя и внешняя среда организации»
1 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
2 | 5 | 11 | ||||||||||||||
4 | 7 | 10 | ||||||||||||||
6 | 9 | |||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией
4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации
6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений
8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, информации в искомый продукт.
По вертикали:
1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития
3. Центральный фактор в любой модели управления
5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факторов, влияющих на организацию
7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, информации или людей
9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги
10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне
11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей
Дата: 2019-11-01, просмотров: 719.