КОНТРОЛЬНО-оценочные СРЕДСТВАдля ТЕКУЩЕЙ аттестации
по учебной дисциплине
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента
Выполнение заданий в тестовой форме
1. Благодаря разработке школы человеческих отношений была:
1. разработаны методы анализа работы и рабочего места
2. создана теоретическая база для построения автоматизированных систем управления
Переосмыслена правильность концепции Ф.Тейлора и его теории «кнута и пряника»
4. введена в научный оборот концепция «человека экономического»
2. Объект изучения в курсе «Менеджмент»:
1. руководитель и его работа
2. управленческий цикл и его составляющие
3. процесс управления как массовое явление
Организация и ее устройство
3. Системный подход используется при …
Выработке миссии организации
2. распределении полномочий между линейными и функциональными руководителями
3. определении оптимального способа решения управленческой задачи
4. объяснении характера работы руководителей
4. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
Становления крупного бизнеса
2. краха эпохи «свободного предпринимательства»
3. роста активности трудящихся, расцвета профсоюзного движения
4. перехода к фабричному производству
5. Ключевое понятие школы науки управления:
1. Трудовая норма
2. Человеческий фактор
3. Функция
Управленческая задача
6. Процессный подход позволил:
1. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней
Автоматизировать часть процессов управления
3. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
4. широко использовать математические методы в управлении
7. Человек в процессе производства рассматривается как «живая машина, требующая регулировки» представителями школы
1. науки управления
2. человеческих отношений
Научной
4. классической
8. При системном подходе развитие организации трактуется как процесс:
1. изменения устройства системы управления
2. непрерывного совершенствования технологической подсистемы
3. расширения масштабов деятельности
Перехода на новый жизненный цикл
9. Человек в процессе производства рассматривается как «активный фактор, требующий особого внимания» представителями школы:
1. научной
2. науки управления
Человеческих отношений
4. классической
10. Основу научного подхода к управлению составляет анализ выполняемой работы. Так считал:
1. Мэйо Э.
2. Файоль А.
3. Винер Н.
Тейлор Ф.
11. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:
1. принципы определения нормы управляемости
Основные теории мотивации
3. основные приемы формализации управленческих задач
4. принципы нормирования труда
12. В качестве объекта рассмотрения при системном подходе выступает:
1. управленческая задача
2. связующий процесс
Организация
4. ситуация
13. Ситуационный подход позволил:
1. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа
2. широко использовать математические методы в управлении
3. автоматизировать часть процессов управления
4. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней
14. Объект изучения в школе человеческих отношений:
1. Отдельная управленческая задача
2. Процесс управления
Законы взаимодействия объекта и субъекта управления
4. Рабочее место и выполняемая на нем работа
15. Основной метод исследования, используемый научной школой управления – …
1. построение математической модели
2. анализ накопленного опыта
3. опросы
Хронометраж
16. Представление об объекте рассмотрения при процессном подходе:
1. все меняется: среда, организация, задачи управления
2. меняется внешняя среда, только поэтому должна меняться организация
3. любая управленческая задача может быть представлена в виде математической модели. Проигрывание ситуации на этой модели и позволяет управлять правильно
Менталитет
20. Основной метод исследования, используемый школой человеческих отношений:
1. Анализ накопленного опыта
2. Построение математической модели
3. Хронометраж
Опросы
21. «При правильной организации собственной работы каждый руководитель может добиться успеха». Так считал:
1. Тейлор Ф.
2. Форд Г.
Файоль А.
4. Слоун А.
22. Менеджерами называются:
1. должностные лица, осуществляющие контакты с внешней средой организации
2. должностные лица, имеющие подчиненных
Открытую
2. закрытую
3. постоянную
4. временную
25. Ключевое понятие классической школы:
1. трудовая норма
2. человеческий фактор
Функция
4. управленческая задача
26. В рамках научной школы управления были разработаны …
1. основные приемы формализации управленческих задач
2. основные теории мотивации
3. принципы определения нормы управляемости
Принципы нормирования труда
27. Цель существования коммерческой организации:
1. выпуск товаров широкого потребления
2. получение прибыли
Системного
2. ситуационного
3. процессного
4. стратегического
Анализ кейс-стади
Ситуация 1. Свод законов царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)
Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. Согласно одному из них родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то ее бросали в воду, а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстриганием височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданого
покойной жены — оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми. Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору
приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную — лишался рук. Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушился и задавил хозяина, архитектор подвергался казни; если погибал сын хозяина, казнили сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производился архитектором. Те же принципы действовали по отношению к корабельщикам и представителям других профессий. Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исключительно с учетом материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантировал права всем
замужним женщинам на личную безопасность, в нем полностью отсутствовало правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.
Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Можно ли считать данный документ свидетельством зарождения
2. человеческой гуманности. Какие позитивные и негативные
3. стороны наблюдаются у этого явления?
4. Чьи интересы защищали эти законы?
5. Признаки возникновения каких современных функций менеджмента
6. можно заметить на данном этапе развития науки управления?
Ситуация 2. Из книги китайского реформатора Шан Яна (390 - 338 гг. до н. э.)
Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью... Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель, он внушает трепет... ...Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных
путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного — из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И тогда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные...
Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения,
будь он первым советником царя, полководцем, сановником... или простолюдином...
Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Учитывая тот факт, что в рассматриваемый исторический период
2. в Китае возникло первое могучее рабовладельческое государство
3. и начало развиваться крупное строительство, как оценить
4. значение проводимых реформ?
5. К какому стилю руководства можно отнести законы Шан Яна?
6. Как осуществлялось стимулирование деятельности подчиненных?
Ситуация 3. Основоположники менеджмента
Классиками менеджмента сегодня принято считать новаторов и пропагандистов опыта управления начала XX в., который приобрел универсальное значение. Глава администрации французского горнометаллургического комбината А. Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, американские инженеры Ф. У. Тейлор и Г. Эмерсон разработали соответственно основы рационального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельности. В связи с этим А. Файоля называют основоположником классического, или административного, менеджмента, а Ф. У. Тейлора и Г. Эмерсона относят к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Г. Форда причисляют либо к той, либо к другой школе.
Причисляя Г. Форда к основоположникам науки управления, авторы не находят у него ничего, что относилось бы непосредственно к менеджменту, и излагают, по существу, производственную и социальную философию (фордизм), а это разные вещи. В авторитетной зарубежной литературе по управлению этот миф отсутствует.
В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло прежде всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, который единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ресурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчеркивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управления. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникновения».
Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными решениями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный автомобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения.Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфортабельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены. Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом концепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой экономии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до конца 20-х гг, пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и диверсификацию продукта, новые конструкторские разработки, испытательный полигон, на изучение спроса и совершенствование аппарата управления, который все более отставал от развития и усложнения организационной структуры компании. Иными словами, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.
Если Ф. У. Тейлор делал упор на такие факторы рационального управления, как выдача индивидуальных производственных заданий, учет и контроль, установление производственных нормативов, координация работы отдельных участков и звеньев и т. п., что требовало значительного управленческого персонала и иерархии менеджеров, то Г. Форд доказывал их ненужность. По его представлению, налаженный производственный цикл сам задает направление, ритм и нормативы работ, автоматически расставляя все по своим местам. Благодаря этому менеджеры не превращаются в контролеров, учетчиков и производителей» ненужных бумаг. Следовало учитывать лишь общую выработку, а высшему руководству — следить за тем, чтобы все отделы работали согласованно, в одном направлении. Вот и вся «наука» управления по Форду.
Подменив высшее звено менеджмента своим интуитивно-волевым руководством, Г. Форд уверовал в то, что расширение поточного производства несменяемого продукта автоматически решает все текущие задачи управления. Он гордился отсутствием каких-либо организационных схем, четкого распределения обязанностей, производственных совещаний (кроме тех, которые сам считал нужным проводить), минимальными горизонтальными связями между отделами, работой без «лишней документации» и «лишних людей», полагая, что его воли и интуиции вполне достаточно, чтобы отлаженный исполинский механизм работал сам собой.
Фордовские технологические приемы отнюдь не были принципиально новыми: экономика массового производства и «научное» управление развивались на протяжении второй половины XIX в. Устройства типа конвейера, позволявшие сделать процесс непрерывным, использовались и раньше, например, на мясокомбинатах, а ленточные транспортеры применялись на зерновых элеваторах, в литейных цехах и других производствах. Способ экономики средств благодаря перевозке автомобилей в разобранном виде (чтобы лучше использовать площадь железнодорожных платформ) подсказал Г. Форду строитель автозавода в Хайленд-парке американский архитектор А. Кан. Интефацию производства и добычи сырья задолго до Г. Форда применяли Дж. Рокфеллер, Э. Карнеги и ряд других крупных промышленников. Сбыт продукции через дилерскую сеть практиковался еше в 80-е гг. XIX в. компанией С. Маккормика по выпуску сельскохозяйственных машин.
Опыт творцов фабричного менеджмента распространился достаточно широко, и инженеры, и менеджеры, служившие у Г. Форда, были, безусловно, знакомы с этим опытом. Многие крупные предприниматели самостоятельно внедряли аналогичные методы и добивались повышения эффективности производства. Так, «стальной король» Э. Карнеги, выработавший привычку к рационализации и измерению затрат за время работы в железнодорожной компании, в конце XIX в. добился снижения издержек во всех звеньях сталеплавильного процесса. Первыми менеджериальными корпорациями в США еще в середине XIX в. стали железные дороги, а затем телефонные компании и коммунальные предприятия.
Нет оснований причислять к первым организаторам массового капиталоемкого производства именно Г. Форда, а не того же Э. Карнеги или Д. Рокфеллера. Так, «Стандард Ойл» в 1882 г стала первой промышленной компанией с высшим звеном менеджмента. С учетом организационного построения лучший, чем у Г. Форда, менеджмент имела на рубеже столетий объединенная компания «Дженерал Электрик», у истоков которой стоял Т. Эдисон,и особенно компания «Дюпон де Немур». Все они из семейного бизнеса превратились в корпорации менеджериального типа, тогда как компания Г. Форда эволюционировала в обратном направлении, что роковым образом отразилось на качестве управления.
Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Прочитав приведенную в ситуации 3 критическую статью, выразите ваше отношение к сложившейся в настоящее время классификации направлений развития управленческой мысли.
2. Как вы понимаете термины «научный менеджмент», «административный менеджмент»?
3. Как вы оцениваете вклад предпринимателей-руководителей в развитие теории и практики управления?
4. Насколько обоснованным, по вашему мнению, является отнесение Г. Форда к последователям Ф. У. Тейлора?
5. Каковы основные причины, по которым некоторые из российских ученых относят Г. Форда к административной школе управления?
6. Имеются следующие высказывания Г. Форда в его книге «Моя жизнь, мои достижения»: «...Даже самые тщательные исследования ни разу не обнаружили деформирующего или изнуряющего действия на тело иди дух — кто не любит однообразной работы, тот не обязан оставаться при ней. ...Слепой или калека,
7. если его поставить на подходящее место, может сделать совершенно то же и получить ту же плату, что и вполне здоровый человек. Мы не делаем для калек предпочтения, но мы показали, что они могут заработать себе полное вознаграждение...». Можно ли эти высказывания характеризовать как понимание значимости человеческого фактора в производстве?
Ситуация 4. Помощь государства или собственная инициатива?
Два предприятия работают на «оборонку». Первое является чисто оборонным, получает дотации и льготы от государства, что очень важно в период спада экономики. Второе не является чисто оборонным, но большая часть его наукоемкой продукции предназначена для аэрокосмической и оборонной отраслей. Как поступить руководству второго предприятия при перестройке экономических отношений, переходе к рынку в условиях спада производства? Проше всего требовать от государства помощи на конверсию. Однако не так поступил воронежский концерн
«Энергия». За шесть послереформенных лет концерн удвоил выпуск продукции, утроил объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 4 раза и более увеличил производство товаров народного потребления. Концерну удалось сохранить темпы жилищного и социального строительства. Все происходило при неизменной численности работающих. В то же время большинство предприятий «оборонки», получая кредиты государства, еле сводит «концы с концами», ожидая новых «вливаний».
В чем причина успешной конверсии «Энергии»? Этот концерн сформировал относительно самостоятельные научно-производственные комплексы, которые заработали, используя маркетинг;
создал свой коммерческий банк, реорганизовал структуру управления и форму собственности. Идеология администрации фирмы — гарантирование работникам постоянной работы в концерне «Энергия».
Ситуация 5. В условиях развитого рынка и экономики кто победит: большая или малая фирма?
Понимая, что компьютер — это знамение будущего и продажа компьютеров — самый бурно развивающийся бизнес в современном мире, две фирмы решили вступить в конкурентную борьбу на этом поприще. Фирма А - одна из крупных американских корпораций, уже занимающая ведущее место в электронике. Она располагает сотнями миллионов долларов, чтобы вложить их в это дело, потратив на исследование рынка, привлечение лучших технических специалистов и сбытовиков, на строительство новейших, хорошо оборудованных заводов. Фирма Б — это всего два человека, бросивших когда-то колледж. Весь их опыт в электронике сводится к продаже «голубых коробочек» — устройств для незаконных бесплатных междугородных разговоров. Перед началом разработки своей ЭВМ они и гроша не затрачивают на исследования. Весь начальный венчурный капитал составляет 1300 долл., полученных от продажи автобуса «Фольксваген» и карманного калькулятора. Их штаб — квартира (и вообще единственное помещение) размещается в спальне одного из партнеров, а сборочный «конвейер» — в гараже. Кто окажется более успешной — фирма А или фирма Б?
Очевидно, ответ; фирма А. Фирмой А в данной ситуации оказалась «RCA». Ее компьютеры, по-видимому, вам не известны, потому что в 1976 г, потеряв более 300 млн долл., она свернула свое компьютерное производство. Фирма Б — это «Эппл Компьютер Продактс», которая в 1982 г., через шесть лет после начала деятельности, установила рекорд, войдя в список 500 преуспевающих фирм, публикуемый журналом «Форчун».
Ситуация 6. Консерватизм: всегда ли это плохо?
Как и компания «RCA» в предыдущей ситуации, данная компания А является корпорацией-гигантом, стремящимся захватить большую часть рынка компьютеров. Компания А имеет еще более консервативный имидж в обществе, чем «RCA». До недавнего времени в компании существовало правило, предписывающее, чтобы все служащие — мужчины, даже ремонтные рабочие, появлялись на работе в белых рубашках и в галстуках. За 75 лет существования эта компания никогда не считалась научно-техническим лидером.
Продукция ее не представляет собой «последнее слово техники », тем не менее компания назначает цену приблизительно на 25% выше цены аналогичной продукции конкурентов. Компания устанавливает низкие планы реализации и стимулирует продавцов брать с клиентов поменьше денег «сверху». Для этого компания иногда прибегает к таким необычным мероприятиям, как праздники на стадионе, когда на поле выбегают продавцы и на табло высвечиваются цифры, сообщающие количество проданных ими изделий и вырученных при этом денег. Есть ли у этой компании шанс конкурировать против такого активного соперника, как «Эппл», в бизнесе персональных компьютеров?
На этот вопрос бывший президент компании «Эппл» А. С. Мараккула ответил, что имеются три крупнейших конкурента его компании - это IBM, IBM и IBM. Компания же, о которой здесь идет речь (А), и есть компания IBM. Оценка господина А. С. Мараккулы оказалась зловеще правильной, когда персональные компьютеры IBM стремительно поднялись на первое место в данной отрасли, «отхватив» при этом «солидный кусок» от объема рынка и продаж.
Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что обеспечило успех деятельности предприятия, фирмы в каждой из данных ситуаций?
2. Можно ли считать, что помощь государства играет решающую роль в выживании фирмы в критических условиях?
3. Является ли гарантией успеха высокая техническая мощь фирмы?
4. Всегда ли консерватизм мешает выживанию и достижению успеха фирмы?
5. В какой степени он нужен?
6. Что общего в достижении успеха всеми рассмотренными отечественными и зарубежными предприятиями?
Практическое занятие. Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 1.
Примерный план и вопросы для обсуждения
Деятельность человека: потребность в управлении.
Менеджмент: концепция, искусство, профессионализм.
Основные закономерности и принципы менеджмента.
Социально-экономические условия функционирования менеджмента.
Влияние управленческих революций на развитие менеджмента.
Источники возникновения управленческих революций.
Национальные модели менеджмента.
Ограничения процесса развития менеджмента.
Система рыночных институтов современного менеджмента.
Правовые аспекты менеджмента.
Школы управленческой науки в первой половине XX века.
Общие признаки и различия в подходах менеджмента: классический, гуманистический, системный, ситуационный.
Основные понятия системного подхода, социотехнические системы и их признаки.
Методология ситуационного подхода.
Основные составляющие успеха менеджмента и задачи современного менеджмента.
Особенности обучения менеджменту и роль образования в практической работе современного менеджера.
Построение различных типов менеджмента.
Дискуссия.
Ваш оппонент говорит, что менеджеру-практику незачем знать законы управления и закономерности развития организации, достаточно только обладать «харизмой» лидера. Попробуйте доказать обратное.
Какая из национально-культурных моделей менеджмента наиболее подходит для России.
Глобализация и трансформации трудовых отношений: каково будущее менеджмента?
Задания самостоятельной работы студентов
Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Наука управления или количественный подход.
Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.
- Донаучные воззрения на управление.
- Классическая и административная концепции
- менеджмента и теория организации (Ф.Тейлор, А.ФайольГ.Гантт, Ф. И Л.Гилбреты, Г.Эмерсон.)
- Взгляды российских хозяйственных и государственных деятелей ХУI-ХIХ вв. (А.Л.Ордин-Нащокин, А.П.Волынский,М.М.Сперанский, С.Ю.Витге, П.А.Столыпин)
- Вклад школы человеческих отношений (Э.Мэйо,А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Мак Грегор, Р.Стогдилл,Р.Лайкерт, Ф.Фидлер) в развитие менеджмента.
- Системный подход в теории менеджмента (Л.фон, Берталанфи, К.Боулдинг, Н.Винер, Т.Парсонс).
Классики и современные представители системного подхода в теории управления и организации: А.Этциони,Ф.Селзник, Г.Саймон, П.Друкер, Дж.Вудворд;
Особенности национальной модели управления Германии, Швейцарии, Китая, Индии и т.д.
Раздел 2. Организация как система управления
Цели
Стратегия
Миссия
3. Кто предлагает рассматривать внимание менеджера как ограниченный ресурс, влияющий на процесс принятия управленческих решений.
1. М.Портер
Г. Саймон
3. Б. Карлофф
4. П. Друкер
4. Кто предложил модель пяти сил конкуренции в отрасли
1. Б. Карлофф
М.Портер
3. Г. Саймон
5. Составляющие внешней среды
Микроокружение
2. мегаокружение
Макроокружение
Миниокружение
6. SWOT-анализ включает …
1. анализ возможностей организации и вероятных угроз
2. анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации, в сравнении с конкурентами
3. анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков
Все отмеченное выше
7. Различия STEP и SWOT анализов:
1. SWOT анализ позволяет синтезировать результаты STEP-анализа как внешней, так и внутренней среды организации
Анализ среды
2. определение миссии фирмы
3. определение целей фирмы
4. выработка стратегий поведения фирмы на рынке
10. Общеметодологические принципы, которые должны лежать в основе анализа среды деятельности предприятия
1. принцип конкурентоспособности
Системный подход
Комплексный анализ
11. Стратегическая зона хозяйствования — это … зона наибольшего хозяйственного риска
1. перспективный сегмент рынка
Низкого
3. среднего
13. Конкуренция между городами возникает по поводу …
1. привлечения квалифицированных кадров
2. привлечения капиталов
Сильные стороны
Слабые стороны
3. возможности
4. угрозы
15. Процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем – это …
1. SТEP – анализ
2. SWOT- анализ
Управленческий анализ
4. проблемный анализ
16. SWOT-анализ происходит на … ступени ситуационного анализа.
1. 1-й
Й
3. 3-й
4. 4-й
5. 5-й
17. Форма представления результатов ситуационного анализа включает:
1. мнения специалистов
Анализ конкурентной силы
3. таблица профиля среды организации
Бритва Оккама»
4. «Бритва Джилетт»
19. Основные виды деятельности в цепочке ценностей:
Продажи
Закупки
4. управление людскими ресурсами
Производство
6. коммуникации
7. анализ конкурентоспособности
20. Факторы, определяющие конкурентную силу поставщика организации
Миссия
6. власть
Стратегия
8. культура организации
9. структура
Линейным руководителям
3. коэффициенту управляемости
4. функциональным руководителям
4. Лучший результат в условиях управления диверсифицированной фирмой дает … структура.
1. матричная
Дивизиональная
3. традиционная
4. проектная
5. Организационная структура – это …
1. одна из имитационных моделей организации
2. документ, закрепляющий распределение функциональных обязанностей в организации
3. перечень подразделений формальной организации
Сплошной
3. воображаемой
4. пунктирной
7. Основная особенность матричной структуры связана с …
Дивизиональная
9. На структурных схемах функциональные полномочия …
1. отражаются сплошной линией
2. отражаются только на уровне производственных единиц
3. отражаются только на очень подробных схемах
Уровня иерархии
2. занимаемой должности
3. типа функции (основная, вспомогательная, обслуживающая)
4. вида организации
11. Проблема определения нормы управляемости возникает при …
1. обособлении управленческих функций
2. горизонтальном разделении труда
Линейные и функциональные
15. Дивизиональная структура позволяет обеспечить …
1. гибкость в использовании высококвалифицированных специалистов
Уровня иерархии
3. вида организации (производственная, коммерческая и т.д.)
4. типа производства (серийное, массовое, единичное)
17. Организационная структура современной организации формируется исходя из …
Вертикали и горизонтали
2. функциям
3. группам
4. уровням иерархии
20. Матричная структура позволяет обеспечить …
1. ориентацию основных производственных единиц на рынок
Численность подчиненных
4. властные полномочия
23. Производственные единицы при дивизиональной структуре не могут специализироваться по …
1. региону
2. продукту
Отрасли
4. потребителям
24. Формальная группа отличается от неформальной группы тем, что …
Анализ кейс-стади
В городе N автомобильный завод выпускает легковые автомобили марки «Нева» с объемом двигателя 2000 см3. Одновременно завод выпускает прицепы для легковых автомобилей, которые составляют 10% от общего объема производства.
В связи с тем, что на автомобильном рынке страны появилось большое количество импортных автомобилей аналогичного класса с более высокими потребительскими характеристиками, спрос на автомобиль «Нева» снизился на 50% и продолжает падать. Завод потерял свое монопольное положение на внутреннем рынке автомобилей. Происходит затоваривание складов готовой продукцией.
Руководство предприятия приняло решение провести исследования с целью выработки стратегии и тактики выхода из создавшегося положения. Была организована служба маркетинга, подчиненная вице-президенту по сбыту и маркетингу.
В результате маркетинговых исследований определены следующие позиции:
1. Для дальнейшего выпуска автомобиля марки «Нева» и обеспечения стабильного рынка сбыта необходимо повысить конкурентоспособность продукции и снизить цену на изделие.
Эти задачи могут быть выполнены:
а) снижением себестоимости производства (и как следствие -- снижением цены реализации) за счет применения более дешевых материалов, стандартизации и унификации узлов и деталей;
б) реализацией актуального конкурентного преимущества -- пониженным расходом топлива в процессе эксплуатации за счет модернизации конструкции двигателя и замены тормозной системы.
По предварительным оценкам, данные мероприятия могут быть осуществлены за 1,5-2 года при дополнительных инвестициях в размере 20 млрд. руб.
После проведения этих мероприятий объем загрузки производства при стабильном спросе может составить 50% от общей мощности завода.
2. В последнее время в связи с интенсивным дачным строительством увеличился спрос на внутреннем рынке на грузовые автомобили с объемом двигателя до 2000 см3 и грузоподъемностью 1,5 т. Спрос на внешнем рынке на автомобили этого класса также повышается.
Создание грузового автомобиля на базе выпускаемого в настоящее время автомобиля «Искра» может быть осуществлено за 0,5-1 год (завод уже имеет опытные образцы) и требует инвестиций в размере 35 млрд. руб.
Предполагаемый объем загрузки производства может составить до 60% общего объема мощностей завода.
3. Спрос на автомобильные прицепы на внутреннем и внешнем рынке в настоящее время не удовлетворен. Для расширения производства прицепов необходимы инвестиции в размере 5 млрд. руб. с постепенным введением в строй новых мощностей в течение года с даты окончания инвестирования. Загрузка производственных мощностей планируется в объеме до 30% от общего объема производства.
Завод имеет возможность получения кредита в ПСБ г. Санкт-Петербурга в размере 50 млрд. руб. сроком на 5 лет с учетной ставкой банковского процента 50% в год.
Постановка задачи
На основе исходных данных, наметьте стратегию выхода завода из создавшейся ситуации. Предлагается выполнить следующие действия:
1. Проведите ситуационный анализ внешней среды. Определите (авторы прямого и косвенного воздействия на предприятие.
2. Конкретизируйте формулировку постановки проблемы и формулируйте ее письменно.
3. Определите, достаточно ли информации для решения поставочной задачи.
4. Проведите анализ внутреннего потенциала завода. Уточните ассортимент выпускаемой и планируемой к производству продукции.
5. Определите цели и задачи предприятия по организации условий для выпуска новой продукции.
6. Определите стратегии (роста, быстрого роста, сокращения) по каждому виду планируемой к выпуску продукции.
7. Предложите вариант организационной структуры завода. Какие новые подразделения необходимо организовать в связи с изменением номенклатуры выпускаемой продукции.
8. Предложите варианты систем контроля по материальным, финансовым и человеческим ресурсам.
9. Рассмотрите реализацию форм осуществления контроля (предварительный, текущий).
10. Сформулируйте заключительные выводы.
Практическое занятие
Решение ситуационных задач и проблемных вопросов по темам раздела 2.
Цель занятия: приобрести практические навыки анализа факторов внутренней и внешней среды организации.
Практическое занятие выполняется студентами в группах. По результатам выполнения работы группа готовит и защищает перед аудиторией общий отчет.
Задание 1. Приведите в качестве примера любую социальную организацию. Рассмотрите эту организацию с позиций системного подхода и выделите основные составляющие внутренней и внешней среды.
Задание 2. Среди элементов (факторов) внутренней и внешней среды выделите только те элементы, которые оказывают наиболее выраженное влияние на эффективность функционирования:
- университета;
- ОАО ММК;
- хлебокомбината;
- кафе;
- фитнес-клуба.
Задание 3. Ознакомьтесь с приведенными ниже ситуациями. Укажите, какая из составляющих внутренней и внешней среды изменяется, на какие другие составляющие повлияет это изменение и каким образом:
- за счет внедрения новой технологии трудоемкость изготовления единицы продукции снизилась на 30%;
- поставщики сырья повысили цены на 10%;
- спрос на продукцию резко повысился;
- на должность руководителя организации назначен новый директор;
- на Камчатке произошло извержение вулкана;
- один из сотрудников отдела сбыта ушел в отпуск;
- в налоговый кодекс РФ внесены изменения: вдвое снижена ставка налога на прибыль;
- у инженера Иванова сломался компьютер;
- предприятие-конкурент в результате шпионажа завладело важным производственным ноу-хау.
Задание
1.Составить организационную структуру управления. Определить тип структуры и охарактеризовать ее.
Книжный магазин состоит из двух отделов: книги и канцелярские товары и склада. Отдел книги включает секции художественной литературы, детской литературы, деловой и учебной. Отдел канцелярских товаров состоит из 2-х секций: школьно- письменные принадлежности, открытки и календари. Руководит магазином директор.
2. Составить организационную структуру управления. Определить тип структуры и охарактеризовать
Издательский дом состоит из следующих отделов: отдел кадров, отдел материально- технического снабжения производственный отдел, отдел реализации, бухгалтерия. Руководит издательством генеральный директор, в подчинении которого директор по материально- техническому снабжению, директор по производству, директор по реализации, которые возглавляют соответствующие отделы. Кроме того, в штате имеется специалист по маркетингу.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные принципы построения организационных структур
2.Перечислите достоинства и недостатки отдельных видов организационных структур.
Задание
Открытое Акционерное Общество «Владивосток» (ОАО ВЛ) является крупным производственно-хозяйственным комплексом. Производственное объединение статистически относится к отрасли машиностроения и металлообработки и обслуживает ВПК, авиационную, автомобилестроительную, пищевую промышленность и частный сектор.
Объединение имеет два филиала: Западный и Восточный машино-строительные заводы.
Предметом деятельности ОАО ВЛ является: производство и ремонт авиационных двигателей; производство и ремонт нефтеперекачивающих установок; производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и т.д.
На структуру управления ОАО ВЛ оказывает влияние наличие двух филиалов, а также тот фактор, то оно является акционерным обществом. Это не послужило причиной формирования дивизиональной структуры управления в силу малой самостоятельности филиалов (отсутствие у филиалов своего баланса).
Финансово-экономическое направление руководства деятельности ОАО ВЛ возглавляет Заместитель генерального директора по финансово-экономическим вопросам. В его ведении находятся: планово-экономический отдел, отдел организации труда и заработной платы, главная бухгалтерия, финансовый отдел.
Внешнеэкономическую деятельность на ОАО ВЛ курирует Помощник генерального директора по внешнеэкономическим связям. Ему подчиняется отдел внешних связей, который занимается юридическим оформлением, организационной проработкой и заключением внешнеторговых контрактов.
Таможенным оформлением грузов занимается специальная служба транспортного цеха.
Информационным обеспечением управления Производственного объединения занимается отдел автоматизированной системы управления предприятием (ОАСУП).
Контрольные вопросы:
1. Определить тип и разновидность организационной структуры управления ОАО ВЛ.
2. Дать характеристику (достоинств и недостатков) данной организационной структуры; составить схему.
Задания самостоятельной работы студентов
выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Преимущества и недостатки каждого типа организационных структур.
Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации.
Содержание и значение организационной культуры.
Кроссворд
«Внутренняя и внешняя среда организации»
1 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
2 | 5 | 11 | ||||||||||||||
4 | 7 | 10 | ||||||||||||||
6 | 9 | |||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией
4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации
6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений
8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, информации в искомый продукт.
По вертикали:
1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития
3. Центральный фактор в любой модели управления
5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факторов, влияющих на организацию
7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, информации или людей
9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги
10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне
11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей
КОНТРОЛЬНО-оценочные СРЕДСТВАдля ТЕКУЩЕЙ аттестации
по учебной дисциплине
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента
Дата: 2019-11-01, просмотров: 378.