Результативность СПТ зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:
1. Активность на занятиях. Каждый человек, общаясь с другими людьми, находится в ценностно-нормативной среде. На занятиях моделируются ситуации такого взаимодействия. Каждый должен быть активен.
2. Открытая обратная связь. Краткое аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле, способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач. Обратная связь должна носить конструктивный характер (желательно избегать прямых оценок, категоричности суждений). Руководитель должен контролировать высказывания участников и переводить их из оценочных в описательные. Важно, чтобы мнения высказывались по ходу или сразу после выполнения упражнения.
3. Здесь и теперь. Это своего рода ограничение, т.е. обсуждению подлежат лишь те личностные проявления, характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия. Это дает возможность обсуждать материал, значимый для всей группы. Отдельные члены группы, настраивающие себя на фантазировании и рассмотрении случаев и историй, свидетелями которых они не были, должны блокироваться группой.
4. Доверительность в общении. От соблюдения этого принципа зависит обучающий эффект тренинга. Доверительность позволяет скорректировать общение, личный стиль взаимодействия участников в ходе выполнения упражнений, моделирующих те или иные стороны профессиональной деятельности. Обычно в работе для создания климата доверия используется прием кругового расположения участников лицом друг к другу.
Кроме отмеченных принципов важно соблюдать ряд дополнительных: добровольность и конфиденциальность участия в тренинге, беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей, одобрение и взаимная поддержка участниками друг друга, экологичность коммуникаций, интеллектуальный и эмоциональный риск, гибкость ролевой тактики и др.
Этапы СПТ.
Занятия методом СПТ включают четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюиро'вания для создания ситуации рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементы сотворческого поиска. Наиболее распространены такие методы моделирования как групповая дискуссия и игровой метод.
Практическое занятие № 2. Тема: Социально-психологический тренинг как метод практической психологии. Цель занятия - подготовиться к реализации теоретических знаний по теме, изучить особенности практического применения методических приемов СПТ. План занятия.
Цели, задачи, принципы социально-психологического тренинга.
2. Социально-психологический тренинг межличностного общения: виды, формы, примеры. Выбор упражнения.
Этапы занятия СПТ.
Задание для самостоятельной подготовки.
1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle ), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).
2. На основе изучения практической психологической литературы (см.список), приготовить для краткой презентации конкретную программу СПТ (название, цель, организационные аспекты реализации, пример занятия, положительные и отрицательные моменты программы).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 231.