Теоретический обзор по теме № 1 1.1. Проблема активности личности в обучении.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных как в психологической и педагогической науках, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объемапередаваемой информации, числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяют 3 уровня активности:

• активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

• творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, при которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А.А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

• постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, моглислужить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). Их наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитациокное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

1.2. Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина.

Учебная дисциплина «Методы активного социально-психологического обучения» сравнительно недавно появилась в ряду дисциплин базовой профессиональной подготовки педагогов-психологов. Это связано с увеличением запроса на применение такого рода методов в работе с людьми в различных сферах: образовании, промышленности, торговле, менеджменте.

Этот курс находится на стыке нескольких отраслей психологии — социальной, педагогической, возрастной, а также интегрирует данные других наук о человеке.

Специфическое положение данной учебной дисциплины в ряду других психологических дисциплин объясняется интегрированностыо ее содержания, особым характером целей и задач, требующих объединения педагогического, дидактического и психологического воздействия на личность.

Методы активного социально-психологического обучения выделились в отдельную группу методов психологической работы сравнительно недавно, поэтому терминология данного направления, его понятийный аппарат еще не устоялись. Основоположники определяют методы активного социально-психологического обучения следующим образом.

• Организационные формы педагогического общения, которые обеспечивают высокую познавательную активность обучающихся в овладении практическими социально-психологическими знаниями и коммуникативными умениями [12].

• Своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их соответствующей коррекции [4].

В современной литературе для обозначения данной области употребляются в качестве синонимов следующие названия:

— активная социально-психологическая подготовка;

— активное социально-психологическое обучение (АСПО);

— лабораторный тренинг;

— социально-психологический тренинг (СПТ).

Активное обучение представляет собой усвоение социально-психологических знаний и умений в уникальной ситуации внугригруппового взаимодействия учащихся.

Методы АСПО тесно связаны с другими направлениями практической психологии, основанными на работе с группой. Так, Н. И. Шевандрин утверждает, что между групповыми методами обучения, коррекции и терапии нет радикальных различий. Качественная особенность психологических групповых методов по сравнению с психотерапевтическими заключается в составе участников группы. Психологические методы рассчитаны на взаимодействие психолога с обычными людьми, имеющими затруднения в сфере общения, зачастую с трудом осознаваемые, однако не выходящие за рамки психической нормы. Группы же психотерапии могут включать людей с психическими нарушениями в эмоционально-личностной, познавательной сфере и др., психологическая работа с которыми может дополнять психиатрическое лечение, проводимое с помощью фармакологических препаратов.

1.3. Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения.

Основной целью применения методов АСПО можно считать формирование умений и навыков общения, достижение коммуникативной компетентности в искусственно созданной социально-психологической среде, в качестве которой выступает группа психологического тренинга.

Соответственно, основной целью преподавания методов АСПО студентам будет ознакомление их с теоретическими направлениями, в которых разрабатывались Методы АСПО, и с подходами к их использованию в деятельности практического психолога. Т. о., в качестве ключевых целей и задач можно назвать следующие.

1. Цели, связанные с совершенствованием коммуникативных умений:

— развитие у участников группы способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;

— преодоление стереотипов в восприятии людей и в общении с ними, порождаемых профессиональными, социальными и возрастными факторами;

— овладение социально-психологическими и психолого-педагогическими знаниями в сфере общения и формирование навыков их практического применения.

2. Цели, связанные с развитием личности:

— выработка способности к адекватному познанию себя и других людей;

— преодоление неверия в свои силы, заниженной самооценки;

— поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в сфере общения.

1.4. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

Несмотря на многообразие подходов, выделяются три основных типа методов АСПО:

— социально-психологический тренинг;

— групповая дискуссия;

— игровые методы.

Трудно определить границы разделения этих методов, поэтому в классификации методов активного социально-психологического обучения можно выделить два основных подхода.

Согласно первому, групповое активное социально-психологическое обучение использует в качестве базовых средств социально-психологический тренинг, групповую дискуссию и имитационные игры как отдельные самостоятельные методы, имеющие собственные качественные особенности и правила применения. Причем на практике все указанные методы могут задействоваться как порознь, так и одновременно.

Во втором подходе социально-психологический тренинг акцентируется в качестве базового метода, а групповая дискуссия и имитационные игры рассматриваются как его методические приемы, не имеющие самостоятельной значимости; их независимое применение ограниченно.

Под социально-психологическим тренингом понимается «практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения. В ходе социально-психологического тренинга происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного воздействия, развиваются рефлексивные способности» [10, с. 52].

Развитие основных форм тренинга связано с ведущими теоретическими направлениями современной психологии, такими, как необихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, экзистенциализм, гуманистическая психология, трансактный анализ, гештальтпсихология и др.

Групповая дискуссия как способ организации совместной деятельности для решения определенной групповой задачи является методом, позволяющим воздействовать на мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения и обмена информацией.

Имитационные игры представляют собой форму моделирования какой-либо системы отношений личности в групповом взаимодействии. Они включают в себя деловые, ролевые и другие игры.

Все указанные техники практической работы психолога относятся к методам АСПО, поскольку они направлены на усвоение набора сходных знаний, умений и навыков, хотя и имеющих свою специфику для каждого из перечисленных базовых методов.

1.5. История и предыстория становления активных методов обучения.

Идеи активизации обучения мы можем увидеть в рассуждениях и работах древних философов. Сторонники активной позиции ученика, считали его равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении. Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Сократ (470/469 - 399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» («повивальное искусство»)— диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов (так называемый сократовский метод). Птатон (427-347 до н. э.) подчёркивал особую важность эстетического развития ребёнка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству. Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н. э. — 65 н. э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 — ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980—1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Так или иначе, данные видения ученых находят отражение в АСПО и теперь.

Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Приоритет в создании деловых игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра в СССР, а как позже выяснилось, - и в мире, была разработана под руководством М.М.Бирштейн в Ленинградском инженерно-экономическом институте в конце 1931 года и проведена 23 июня 1932 года. Тема игры: "Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде", - сокращенно - "Пуск цеха". Игра продолжалась два дня и участвовало в ней 24 человека.

В 1933-1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедрением диспетчерских служб в промышленности. Было внедрено около 40 игр различного назначения, характера и тематики. Заметным этапом стала игра по перестройке производства "Красный ткач", разработанная в Ленинградской промышленной академии имени С.М.Кирова по заданию наркомата легкой промышленности. Она называлась "Срочный перевод ткацкой фабрики "Красный ткач" на другой ассортимент" и была проведена в выходные дни декабря 1936 г. Игра продолжалась 5 дней и длилась около 30 часов. В 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюои, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Заметный толчок к расширению дидактического использования методов положили исследования и изучение деловых и имитационных игр таких специалистов в области активного обучения, как И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, С. Р. Гидрович, С. С. Егоров, В. М. Ефимов, Р. Ф. Жуков, С. Г. Колесниченко, В. Ф. Комаров, В. Н. Крутиков, В. Я. Платов, В. В. Подиновский, В. Н. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, Т. П. Тимофеевский, Г. П. Щедровицкий и другие.

Однако чаще всего историю зарождения активного социально-психологического обучения связывают с историей так называемых Т-гругш. Движение Т-групп началось с исследований выдающегося социального психолога Курта Левина (1890-1947). Левин доказал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учится видеть себя такими, какими их видят другие. Однако, несмотря на высокий интерес Левина к исследованию психологии групп и их влияния на психику и поведения своих членов, первая Т-группа возникла случайно. В 1946 году группа психологов при участии Левши возглавляла работу мастерской межгрупповых отношений, названной Коннектикутским проектом и призванной помочь бизнесменам и политикам эффективно применять на практике новый Закон о справедливом найме на работу. По окончании одного из занятий специалисты собрались для обсуждения его результатов. На обсуждении пожелали присутствовать несколько лиц из числа обучаемых. В ходе обсуждения обнаружился интересный феномен. Оказалось, что обучающие и обучаемые по-разному оценивают ход и результаты групповой работы. Эти встречи оказались столь привлекательными и полезными для специалистов и участников, что превратились в эффективный метод обучения. Это был первый пример анализа участниками группы (специалистов-психологов) своего опыта с помощь получаемой от других обратной связи.

Успех первой Т-группы был так высок, что уже в 1947 году в США была создана Национальная лаборатория тренинга и группа тренинга базовых умений.

Однако многие считают, что история группового психологического тренинга начинается в 50-е годы, когда немецкий психолог М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом.

В России психологический тренинг начал активно исследоваться и применяться как средство развития личности в середине 80-х годов благодаря работам Ю.Н. Емельянова иЛ.А. Петровской.

В настоящее время социально-психологический тренинг является одним из самых популярных и эффективных методов групповой развивающей работы, с которым по существу ассоциируется активное социально-психологическое обучение, а учебная дисциплина «Активные методы социально-психологического обучения» изучается во всех вузах психологического профиля [11].

Практическое занятие по теме № 1.

Тема занятия: Методы психологического воздействия, их практическое применение в АСПО.

Цель занятия — обзор и анализ современных методов психологического воздействия на человека, практическое апробирование частных методик.

План занятия.

1. Методы обучения, принципы активации учебно-познавательной деятельности, факторы, побуждающие к активности.

2. Классификация методов АСПО.

3. «Мозговой штурм» как вариант работы группы.

4. История и предыстория становления активных методов обучения. Практическое задание для самостоятельной работы.

1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. Сформулировать тему для организации се изучения путем применения метода «мозговой штурм», обосновать выбор темы при представлении се учебной группе.

3. МАСПО и ситуации их применения: приготовить для сообщения пример ситуации, в которой желательно применение того или иного вида МАСПО и разместить в качестве блога в среде Moodle.

4. Контрольные вопросы и задания.

1) Дайте определение понятия методы обучения.

2) Назовите основные принципы активации учебно-познавательной деятельности.

3) Назовите известные вам дискуссионные методы обучения.

4) Назовите известные вам игровые методы.

5) Охарактеризуйте имитационные методы активного обучения (далее АО).

6) Какие методы АО относятся к неимитационным?

5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.

1. К целям АСПО, связанным с совершенствованием коммуникативных умений не относится:

а) развитие у участников группы способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;

б) преодоление стереотипов в восприятии людей и в общении с ними, порождаемых профессиональными, социальными и возрастными факторами;

в) поиск путей самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в сфере общения;

г) овладение социально-психологическими и психолого-педагогическимн знаниями в сфере общения и формирование навыков их практического применения.

2. Выделяются три основных типа методов АСПО. Уберите лишнее:

а) социально-психологический тренинг;

б) групповая дискуссия;

в) игровые методы;

г) психолого-педагогический эксперимент.

3. Практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения, носит название

а) социально-психологический тренинг;

б) групповая дискуссия;

в) фактор групповой поддержки;

г) психолого-педагогический эксперимент.

Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. План изучения темы № 2.

2.1. Что такое СПТ и для чего он предназначен.

2.2. Методические приемы СПТ.

2.3. Принципы работы в группах СПТ.

2.4. Этапы СПТ.

Теоретический обзор по теме № 2

2.1. Что такое СПТ и для чего он предназначен.

СПТ - это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (здесь используются специфические формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции) [12].

Объектом социально-психологического воздействия в тренинге являются отдельные люди, реально действующие (трудовые, учебные, воинские и др.) или искусственно создаваемые тренинговые группы [12]. Предметом такого воздействия большинство специалистов по тренингу признают коммуникативную компетентность.

Компетентность человека в чем-либо означает, что он обладает значительными способностями, знаниями и умениями в этой области.

Коммуникативная компетентность трактуется специалистами по-разному. Так, Л.А. Петровская понимает ее как эмпатическое свойство личности, сопереживание; а также как совокупность знаний о способах ориентации в различных ситуациях и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.

С точки зрения А.Г. Караяни, коммуникативная компетентность - это сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди людей, личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими.

Компетентность в общении предполагает адаптивность и свободу владения человеком техниками вербальной и невербальной коммуникации и, поэтому, может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к другим людям, социальным группам, к самому себе [11].

СПТ направлен на овладение психологическими знаниями, рефлексивными навыками, способностью анализировать ситуацию, поведение, состояние свое и членов группы, умение адекватно воспринимать ситуацию.

На СПТ вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию.

Тренинг возможен как в подобранных группах, так и реально существующих и семьях.

СПТ - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на развитие компетентности в сфере общения, в котором общие принципы активности обучаемого дополняются принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы.

Из всего этого следует, что общая цель - развитие компетентности в сфере общения.

В зависимости от приоритета задачи может приобретать различные формы: 1. приобретение и развитие специальных навыков (умение вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.);

2. углубление опыта анализа ситуации общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других.

В работах большинства авторов делятся на пять основных задач СПТ [4, 12, 13].

1. Приобретение психологических знаний различных психологических школ о личности человека, о процессе взаимодействия людей, о приемах эффективного общения.

2. Приобретение умений и навыков общения в парном взаимодействии, в составе группы, при активном слушании и т.д. - т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок (партнерство - взаимодействие с позиции силы; искренность - манипуляция; вовлеченность - избегание общения; настойчивость -соглашательство) и выработка собственной стратегии общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

2.2. Методические приемы СПТ.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы:

• групповая дискуссия

• ролевая игра

■ невербальные упражнения.

Часто используется видеозапись для повышения объективности обратной связи.

СПТ получил распространение как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, психологов, социальных работников и т. д. Специалист в этих областях должен на практике быть компетентным в общении, уметь установить эмоциональный контакт, организовывать пространство общения, идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения, создавать благоприятный климат общения, выслушивать и понимать клиента, контролировать собственное экспрессивное поведение (мимику, жесты и т.д.), разрешать конфликтные проблемные ситуации.

На групповых занятиях с помощью игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые при общении с клиентом, осуществляться коррекция собственного эмоционального состояния.

Важная задача при подготовке психологов - выявление поведенческих стереотипов участников группы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 319.