Методы активного социально-психологического обучения
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ МАСПО. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ..............................4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ.........................................................................6
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ....................................................................................6
Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения................6
Теоретияеский обзор.........................................................................................................6
Практическое занятие......................................................................................................12
Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. 13
Теоретический обзор.......................................................................................................13
Практическое занятие......................................................................................................15
Тема № 3 Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия...........................................................................16
Теоретический обзор.......................................................................................................16
Практическое занятие......................................................................................................21
Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии...........................................................23
Теоретический обзор.......................................................................................................23
Практическое занятие......................................................................................................31
Тема № 5. Стимулирование творчества активными методами обучения.............................32
Теоретический обзор.......................................................................................................32
Практическое занятие......................................................................................................35
Тема № 6. Использование различных видов тренинга..........................................................36
Теоретический обзор.......................................................................................................36
Практические занятия.....................................................................................................43
Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.............46
Теоретический обзор.......................................................................................................46
Практическое занятие......................................................................................................51
Тема№ 8. Психолого-педагогический тренинг.....................................................................52
Теоретический обзор.......................................................................................................52
Практическое занятие......................................................................................................54
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................56
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ.
Приступая к изучению дисциплины «Методы АСПО», студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
При изучении литературы следует обратить внимание на тот факт, что перед педагогами-психологами в условиях развития современного общества стоит задача активного участия в решении таких задач, как личностная ориентированность образования и процесса воспитания, развитие активного субъекта деятельности - предприимчивого и мобильного специалиста в той или иной профессиональной области. Для успешности своего труда будущий специалист должен научиться различным формам и способам оптимизации своего взаимодействия с окружающими. Ему необходимо освоить различные подходы к тренинговой, дискуссионной и игровой формам работы практического психолога, сущность которых изложена в данном пособии. На старших курсах обучения в ходе дипломной работы все это ляжет в основу формирования актуального в настоящее время уровня профессионализма.
При изучении дисциплины «Методы АСПО» студенты должны овладеть конкретной системой знаний и умений. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:
- систематически вести записи лекций;
- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;
- вести словарь основных научных терминов и понятий, изучаемых в рамках дисциплины;
- использовать основные формы самостоятельной работы, такие как анализ и конспектирование научной и учебно-методической литературы, составление словаря специальных терминов, выполнение аннотаций, подготовка докладов по основным разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ.
Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
План изучения темы № 1.
Проблема активности личности в обучении.
1.2.Методы активного социально- психологического обучения как учебная
дисциплина.
Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического
Обучения.
Классификации базовых методов активного социально-психологического
Обучения.
Этапы СПТ.
Занятия методом СПТ включают четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюиро'вания для создания ситуации рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, умениями и навыками, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементы сотворческого поиска. Наиболее распространены такие методы моделирования как групповая дискуссия и игровой метод.
Практическое занятие № 2. Тема: Социально-психологический тренинг как метод практической психологии. Цель занятия - подготовиться к реализации теоретических знаний по теме, изучить особенности практического применения методических приемов СПТ. План занятия.
Этапы занятия СПТ.
Задание для самостоятельной подготовки.
1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle ), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).
2. На основе изучения практической психологической литературы (см.список), приготовить для краткой презентации конкретную программу СПТ (название, цель, организационные аспекты реализации, пример занятия, положительные и отрицательные моменты программы).
По каждой из предложенных ниже тем приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle ), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради)
Темы докладов и сообщений.
- Использование бихевиористских понятий и законов научения.
- Тренинг ассертивности.
- Техника занятий групп тренинга умений.
- Примеры упражнений, применяемых на различных этапах работы группы.
- Пример программы тренинговой работы.
- Социально-психологический тренинг и его возможности в развитии навыков межличностного общения (подкрепление примерами практической работы).
- Описание и характеристика своего варианта программы коммуникативного тренинга для подростков.
Приготовить тему для проведения ее изучения путем применения тренинговых методов (проблема, цели, задачи, количество занятий и т. п.), подобрать демонстрационные упражнения для проработки конкретного занятия в учебной группе.
3. Контрольные вопросы и задания.
1) Дайте определение понятия коммуникативная компетентность
2) Перечислите возможные задачи и нормы группы тренинга умений.
3) Какова степень структурирования группы умений? Приведите пример роли тренера.
4)Техника занятий групп тренинга умений. Заполните таблицу:
Элементы техники | Содержание деятельности участников группы |
5) Охарактеризуйте факторы развития коммуникативных умений.
6) Приведите примеры коммуникативных навыков и умений.
7) Приведите пример роли тренера и стиля руководства для группы тренинга умений.
8) Перечислите признаки уверенного поведения
Б) Тема. Возможности использования различных видов тренинга с целью личностного роста. План занятия.
Группы встреч.
Практические задания для самостоятельной работы.
По каждой из предложенных ниже тем приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle ), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).
Темы докладов и сообщений. - Подходы к тренингу сензитивности:
■ психодинамический;
■ гештальтистский; " трансактный.
- Тренинг личностного роста - история развития, появление в СССР, развитие в России.
- Примеры состава группы и упражнений.
- Особенности работы руководителя группы ТЛР.
- Виды групп встреч и их проблематика.
- Процедура работы групп встреч.
- Примеры упражнений групп встреч.
2. Приготовить тему для проведения ее изучения путем применения тренинговых методов (проблема, цели, задачи, количество занятий и т. п.), подобрать демонстрационные упражнения для проработки конкретного занятия в учебной группе.
3. Составьте конспект по теме «Гештальт-группы» (основные понятия и процедуры метода; основные механизмы коррекционного воздействия в гештальт-группе; примеры упражнении).
4. Контрольные вопросы и задания.
Назовите и охарактеризуйте известные вам виды сензитивности.
Приведите пример роли межличностной чувствительности во взаимодействии между людьми.
Охарактеризуйте тренинг сензитивности с точки зрения организации работы
Назовите основные принципы составления группы ТЛР.
Какие, по вашему мнению, роли тренера группы ТЛР и стили руководства наиболее адекватны? Обоснуйте ответ.
Составьте таблицу сравнения:
Критерии для сравнения | Групп обучения | Психотерапевтические группы | ТЛР |
5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки.
1. Существует 4 вида сензитивности. Какой один из перечисленных ниже к ним не
относится:
а) Наблюдательская сензитивность;
б) Номотетическая сензитивность;
в) Эмпирическую сензитивность;
г) Теоретическую сензитивность;
д) Идеографическую сензитивность.
2. Кто утверждал, что «тренинг сензитивности - это разновидность тренинга групп, имеющих своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей человека и усиления чувства само идентичности»:
а) К. Роджерс;
б) К. Рудестам;
в) К. Левин;
г) С. Кратохвил.
3. Выделяются следующие виды приемов и упражнений, направленных на достижения аутентичности путем самопознания в группах встреч. УБЕРИТЕ ЛИШНЕЕ:
а) на установление контакта и доверия (физические упражнения для снятия психического напряжения; визуальный и телесный контакт; обмен впечатлениями в парах...);
б) на выявление психологического сопротивления изменениям (техника направленного фантазирования, анализ фантазий и сновидений);
в) на приобретение опыта оказания и получения сочувствия и поддержки (высказывание и принятие комплиментов и др.);
г) на развитие умения в корректной форме выдвигать справедливые требования, говорить людям «нет» в ответ на их необоснованные просьбы и притязания;
д) на изучение конфликтов (борьба руками, физическое противодействие)
4. Чрезмерная активность «аутентичной личности» может привести к
а) росту антипатии к девиантам; б) эмоциональному выгоранию психолога; в) подавлению личности девианта; г) центрации на личных проблемах психолога.
5. «К тренингам личностного роста традиционно относятся группы умений, группы встреч, группы гештальториентации, перцептивный тренинг» (УБЕРИТЕ ЛИШНЕЕ)
а) группы встреч; б) перцептивный тренинг; в) группы умений; г) группы гештальт-ориентации.
6. Метод «двух стульев» применяется в основном в
а) гештальт-группах; б) психодраме; в) группах умений; г) Е-группах.
7. Целью каких групп является осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде?
а) группы развития сензитивности; б) группы тренинга умений; в) группы встреч; г) психодрама.
8. Какой вид руководителя группы встречается в поведенческом тренинге? а) аналитик; б) лидер; в) эксперт; г) комментатор.
9. Репетиция поведения в работе групп умений не включает следующего этапа работы...
а) инструктаж; б) моделирование; в) подкрепление; г) личностный выбор.
Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр. План изучения темы № 7.
7.1. Специфика деловой (имитационной) игры, ее отличие от других.
7.2. Этапы конструирования деловых игр.
7.3. Определение и базовые элементы сюжетно-ролевой игры.
7.4. Способы разыгрывания ролей.
7.5. Технологии создания ролевых игр.
Теоретический обзор по теме № 7.
7.1. Специфика деловой (имитационной) игры, ее отличие от других.
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры
• принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
• принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также деятельности и отношений, занятых в нем людей. Иными словами: моделирование двух реальностей - процессов производства и профессиональной деятельности специалистов.
• принцип проблемности содержания деловой учебно,й игры. Игра данного вида служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, которое выражается в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству новых (для обучающихся) профессиональных задач.
• принцип совместной деятельности. В деловой игре это требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
• принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
• принцип двуплановости . Суть двуплановости деловой игры заключается в том, что «серьезная» деятельность по развитию личности, ее умений и навыков происходит в «несерьезных» игровых условиях. Достижение условных целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей (целей обучения и воспитания).
Социально-психологическая характеристика деловой игры как метода обучения.
1. Групповой характер деловой игры. Цель деятельности может быть достигнута только усилиями либо группы в целом, либо подгруппы, но не в одиночку.
2. Деятельностный характер деловой игры. Моделируемая игрой деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются знания. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, т.к. может включать целый комплекс методов: дискуссию, мозговой штурм.
Функции преподавателя в учебной деловой игре изменяются. Сначала он выступает в роли информатора, затем - организатора и консультанта и, наконец, выполняет функцию обобщения и оценивания деятельности, как отдельного студента, так и всей группы. Многогранна и работа студента. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может диагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
Отрицательным в применении деловых игр является высокая трудоемкость подготовки к занятию для преподавателя. Он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводит игру.
Несомненным достоинством деловых игр является то, что они, соединяют теорию и практику, способствуя формированию, в том числе профессиональных знаний и практических умений.
7.2. Этапы конструирования деловых игр.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие этапы:
1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебной дисциплины. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.
3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе. Цель отбора: исключить из участия в игре лиц, либо неспособных по своим личностным особенностям включиться в игру, либо разрушающих ее своим поведением. В качестве инструментария для выявления лиц, неспособных к групповой деятельности используют личностные опросники, выявляющие характер самооценки личности.
5) Диагностика объективных обстоятельств. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра
6) Распределение ролей между участниками деловой игры.
Для этого требуется выявление лидера, так как не выявленный лидер, поставленный на исполнительскую роль, в лучшем случае, берет на себя руководящие функции, в худшем, парализует деятельность группы. Можно провести социометрию или анкету из 4-5 вопросов.
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:
1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка учебно-методической документации;
5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
7.3. Определение и базовые элементы сюжетно-ролевон игры.
Ролевая игра (разыгрывание ролей) - метод обучения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель - обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.
Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как' составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.
Характерные признаки ролевых игр:
1. Наличие модели социально-экономической ситуации.
2. Наличие индивидуальных ролей.
3. Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли.
4. Взаимодействие ролей.
5. Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива.
6. Многоальтернативность решений.
7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).
8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
7.4. Способы разыгрывания ролей.
Морри Ван Менте выделяет следующие способы разыгрывания ролей:
1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.
2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.
3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.
4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, шш между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т.п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.
5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.
6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не в гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.
7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях можно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста».
7.5. Технологии создания ролевых игр. Подготовка и проведение
Первый этап — планирование. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить в процессе нее. С учетом этих обстоятельств выбирается форма игры.
В круг задач мастера входит создание мира игры: его географии, хронологии, предыстории, экономики, политической и социальной структуры, списка ролей и вводных к ним, возможно, правил. Во вводной, предназначенной только для того, чью роль она прописывает, рассказывается краткая биография персонажа, его психологический портрет, информация, которой он владеет, описываются его цели в игре.
Второй доигровой этап — подготовка. На этом этапе готовятся театрализованное вступление и заключение, если они предусмотрены. Учитель рассказывает об игре, игровой ситуации ребятам, ставит перед ними проблему, раздает правила и вводные. Эту работу целесообразно проводить за неделю до игры. Тогда у ребят остается время для индивидуальной подготовки, и в то же время они не успевают утратить интерес к предстоящему событию.
Распределение ролей можно провести с учетом желания детей. Тогда учитель продумывает проблему и сообщает ее ученикам, а ребята сами придумывают роли, пишут вводные.
В этот период проводится подготовка материальной базы: территории, оформления, костюмов или их элементов, реквизита
Третий этап составляет собственно игра. Ввод игроков в игру может осуществляться через театрализованное вступление или через объяснение предыгровой ситуации мастером игры. После этого ученики погружаются в мир игры.
По окончании игрового времени учитель предлагает ребятам подвести итоги. Игроки оценивают действия своих персонажей, команд, рассказывают о стратегии своего поведения. Учитель в свою очередь дает оценку игре и подводит ее итоги. На следующем занятии целесообразно провести проверочную работу. Такой выход не дает детям «заиграться»; у детей формируется представление об игре как об одной из форм проведения занятия.
Четвертый этап — рефлексия. Анализ игры в целом проводится, как анализ обычного урока.
ФИ. Кайзер и X. Камински выделяют 8 этапов проведения ролевой игры. На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры. На втором этапе - этапе информирования -учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой. Далее происходиг распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям. Следующий этап - непосредственно игра, после чего проводится обсуждение ее итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями.
К числу непосредственных задач тренера относится определение следующих моментов:
1. Анализ и разработка ролевых игр.
• Определение целей тренинга и вытекающие из них специфические требования к ролевым играм.
• Нахождение исходных идей для ролевых игр.
2. Основная структура игры.
• Информационные основы для ролевых игр.
3. Проведение ролевых игр.
• Выбор участников и подготовка. Инструктаж наблюдателей.
• Подготовка помещения.
4. Оценка ролевой игры.
Оценка "игроков". Оценка через тренера Использование видеоанализа.
• Работа с результатами ролевой игры.
Практическое занятие по теме № 7.
Тема занятия. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.
Цель - выработка у студентов четкого представления о назначении и способах организации и проведения деловых, ролевых, оргдеятельностных игр; понимания сути игрового метода; приобретение ими практических навыков.
План занятия.
1. Структура, задачи, цели деловой игры.
2. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе организационно-дсятслыюстной игры.
Практические задания для самостоятельной работы ,
1. По каждой из предложенных ниже тем приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodlc), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради)
Темы докладов и сообщений
- Ролевая структура группы. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе орг-деятельиостной игры.
- Работа игротехников и методологов, создание в группах атмосферы творчества.
- Контроль и корректирование деятельности участников.
2. Приготовить тему для проведения ее изучения путем применения игровых методов (проблема, цели, задачи, количество игровых занятий и т. п.), подобрать демонстрационные упражнения для проигрывания в учебной группе.
3. Составить план проведения деловой (либо ролевой, либо организационно-деятельностной) игры и выложить в качестве блога в среде Moodle, приготовиться к реализации на занятии в учебной группе.
4. Контрольные вопросы и задания.
1) Приведите примеры игровых методов, применяемых в школьной практике.
2) Назовите основные отличительные особенности ролевой игры.
3) Назовите основные отличительные особенности деловой игры.
4) Определите сферу применения игровых методов.
5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.
1. Специфика деловой игры, ее главное отличие от других видов игровой работы, прежде всего, состоит в ...
а) имитации ситуации профессиональной деятельности; б) отказе от инструктирования участников; в) роли психолога -"лидер"; г) роли психолога -"комментатор".
2. Какие функции для руководителя игры не характерны: а) организация игрового действия, пространства;
»б) включение вспомогательных персонажей; в) подготовка протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»); г) стабильная позиция «невмешательства». 3. Какие две позиции руководитель может занимать в игре относительно группы: а) Мама и папа; б) Отец и ребенок; в) Родитель и партнер; г) Работодатель и подчиненный
4. Определите, что из перечисленного не относится к формальной структуре игровой организации:
а) игрок, создающий помехи команде;
б) счетная группа;
в) аналитическая группа;
г) руководитель игры.
5. Принцип двуплановости в организации деловой игры отражает
а) процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях;
б) необходимость наличия второго (альтернативного плана);
в) моделирование второго плана в конкретных условиях при изменении динамики производства;
г) в организации деловой игры такого принципа нет.
Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг. План изучения темы № 8.
8.1. Тренинговые программы, основные требования к составлению программы психолого-педагогического тренинга.
Методы активного социально-психологического обучения
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ МАСПО. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ..............................4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ.........................................................................6
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ....................................................................................6
Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения................6
Теоретияеский обзор.........................................................................................................6
Практическое занятие......................................................................................................12
Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. 13
Теоретический обзор.......................................................................................................13
Практическое занятие......................................................................................................15
Тема № 3 Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия...........................................................................16
Теоретический обзор.......................................................................................................16
Практическое занятие......................................................................................................21
Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии...........................................................23
Теоретический обзор.......................................................................................................23
Практическое занятие......................................................................................................31
Тема № 5. Стимулирование творчества активными методами обучения.............................32
Теоретический обзор.......................................................................................................32
Практическое занятие......................................................................................................35
Тема № 6. Использование различных видов тренинга..........................................................36
Теоретический обзор.......................................................................................................36
Практические занятия.....................................................................................................43
Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.............46
Теоретический обзор.......................................................................................................46
Практическое занятие......................................................................................................51
Тема№ 8. Психолого-педагогический тренинг.....................................................................52
Теоретический обзор.......................................................................................................52
Практическое занятие......................................................................................................54
ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................56
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ.
Приступая к изучению дисциплины «Методы АСПО», студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
При изучении литературы следует обратить внимание на тот факт, что перед педагогами-психологами в условиях развития современного общества стоит задача активного участия в решении таких задач, как личностная ориентированность образования и процесса воспитания, развитие активного субъекта деятельности - предприимчивого и мобильного специалиста в той или иной профессиональной области. Для успешности своего труда будущий специалист должен научиться различным формам и способам оптимизации своего взаимодействия с окружающими. Ему необходимо освоить различные подходы к тренинговой, дискуссионной и игровой формам работы практического психолога, сущность которых изложена в данном пособии. На старших курсах обучения в ходе дипломной работы все это ляжет в основу формирования актуального в настоящее время уровня профессионализма.
При изучении дисциплины «Методы АСПО» студенты должны овладеть конкретной системой знаний и умений. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:
- систематически вести записи лекций;
- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;
- вести словарь основных научных терминов и понятий, изучаемых в рамках дисциплины;
- использовать основные формы самостоятельной работы, такие как анализ и конспектирование научной и учебно-методической литературы, составление словаря специальных терминов, выполнение аннотаций, подготовка докладов по основным разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 271.