Взаимосвязь управления проектами и функционального менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сравнение функций традиционного (функционального) и проектного менеджмента

Функциональный менеджмент Проектный менеджмент
· ответственность за поддержание «статус-кво»; · полномочия определены структурой управления; · устойчивый круг задач; · ответственность ограничена утвержденными функциями; · работы выполняются в стабильных организационных структурах; · круг задач, подлежащих исполнению постоянен; · основная задача – оптимизация; · успех определяется достижением промежуточных функциональных результатов; · ограниченная изменчивость условий и ситуаций. · ответственность за возникающие изменения; · неопределенность полномочий; · постоянно изменяющийся круг задач; · ответственность за пакет межфункциональных задач; · работа в структурах, действующих в пределах проектного цикла; · преобладание нестандартной (инновационной) деятельности; · основная задача – разрешение конфликтов; · успех определяется достижением установленных конечных целей; · неопределенность внутренне присуща деятельности.

 

 

Классификация типов проекта

В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации рассмотрим основные виды проектов.

 

По уровню проекта:

· проект

· программа

· система

 

По масштабу (размеру) проекта

· малый

· средний

· мегапроект

 

По сложности

· простой

· организационно сложный

· технологически сложный

· ресурсно сложный

· комплексно сложный

 

По срокам реализации

· краткосрочный

· средний

· мегапроект

 

По требованиям к качеству и способам его обеспечения

· бездефектный

· модульный

· стандартный

 

По требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов

· мультипроект

· монопроект

 

По характеру проекта

· международный

· отечественный (государственный, территориальный, местный)

 

По характеру целевой задачи проекта

· антикризисный,

· маркетинговый

· образовательный

· реформирование / реструктуризация

· инновационный

· чрезвычайный

 

По главной причине возникновения проекта

· открывшиеся возможности

· чрезвычайная ситуация

· необходимость структурно-функциональных преобразований

· реорганизация

· реструктуризация

· реинжиниринг.

 

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так в американской практике:

капиталовложения до 10-15 млн. долл.

трудозатраты до 40-50 тыс. человеко-часов.

Примеры типичных малых проектов: опытно-промышленные установки, небольшие пром. предприятия, модернизация действующих производств.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно кратковременно распределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного планирования.

 

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, гос-ми, национальными, региональными (например, развитие свободно экономических зон, республик), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные.

 Как правило программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления.

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

· высокой стоимостью (1 млрд. и более);

· капиталемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных форм финансирования (акционерных, смешанных), обычно силами консорциума фирм;

· трудоемкостью – 2 млн. человеко часов на проектирование, 15-20 млн. человеко часов на строительство;

· длительность реализации 5-7 лет и более;

· необходимость участия других стран;

· отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

· влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже станы в целом.

Например, строительство системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течении 2-3 лет каждая. Приэ том продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость более 10-15 млрд. долл.

 

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение. На практике часто встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием одного из видов сложности. Например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования.

 

Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении.

 

Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектных проектов высока.

 

Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономик е и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров.

 

 

 Управление проектами 2

Цель и стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят также миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей (задач), действий и результатов.

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

 

Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:

· стратегический анализ;

· разработка и выбор стратегии;

· реализация стратегии.

 

Разработка и выбор стратегии осуществляется на трех различных организационных уровнях:

- корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратгия роста, сохранения или сокращения);

- деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного направления развития организации.

- функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта.

 

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

· географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

· выбор корпоративной стратегии;

· выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

· установка основного соотношения «продукт-рынок» для разработки концепции маркетинга;

· функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

· выбор оптимальной группы клиентов;

· основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

· использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

 

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в оргкультуре и оргструктуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы. Существенным элементом стратегии является фактор, т.н. оргкультуры, включающий:

Видение организации;

Господствующие ценности;

Нормы и правила поведения;

Ожидание предстоящих изменений;

Процедуры и поведенческие ритуалы.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.