Огосударствливание духовной сферы привело к формированию специфических черт духовной жизни советского общества:
- Культ Сталина.
- Идеологизация всех форм общественной жизни.
Наука, культура, искусство были подчинены главной цели способствовать укреплению системы. Самоценность каких-либо форм общественной жизни отрицалась. Вся интеллигенция была объединена в творческие союзы, осуществлявшие под эгидой компартии жесткий идеологический и политический контроль за своими членами.
За рамками официальных объединений возможно было только нелегальное творчество, результаты которого могли стать известными только узкому кругу единомышленников или органам ОГПУ-НКВД. Провозглашение метода "социалистического реализма", призванного прежде всего навязать народу ценности тоталитарной системы, единственно "правильным" методом художественного творчества, закрывало дорогу любым самобытным художественным явлениям и по существу вело к деградации искусства.
- Государственный контроль за общественной, производственной и личной
жизнью граждан.
Для предохранения советского человека от влияния чуждой идеологии пресекалась всякая возможность неподконтрольной государству общественной деятельности. В 1935 г. были распущены даже общества старых большевиков и политкаторжан. Причиной были их петиции к политическому руководству, в которых они протестовали против применения смертной казни большевикам-оппозиционерам.
В 1938 г. был издан "Краткий курс истории ВКП(б)", ставший теоретико-идеологическим выражением сталинизма. В течение 15 лет он был единственным пособием для изучающих историю партии. Не только история, но и все общественные науки с этого времени должны были следовать концепции "Краткого курса".
Свобода слова существовала только на бумаге, на деле политическая цензура не давала донести до общества в печатной или устной форме все, показавшееся подозрительным чекистам или партийным работникам. Средства массовой информации по указанию одной "дирижерской палочки" ежедневно "промывали мозги" советским гражданам. Была по-сталински переписана история партии. Литература, содержащая расхождения со сталинской версией событий, изымалась из библиотек. В 1935 г. из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Зиновьева, Каменева, Преображенского и других оппозиционеров. Вычищались музейные экспозиции.
Как было установлено после смерти Сталина, подслушивающая аппаратура спецслужб была установлена даже в квартирах лиц, входивших в состав высшего политического руководства: Хрущева, Молотова, Булганина, Тимошенко, Буденого и др. Многие из них об этом знали, но никто не возмущался, тотальный контроль воспринимался как норма.
Государство активно вмешивалось и в семейные отношения. Постановлением от 27 июня 1937 г. усложнялась процедура развода и под страхом уголовного наказания запрещались аборты. Общественности вменялось в обязанность следить за моральными устоями общества, тем самым население лишалось права на свободную от вмешательств извне личную жизнь.
- Подчинение права интересам государства.
В 1936 г. Генеральный прокурор СССР А.Я. Вышинский выпустил книгу "Судопроизводство в СССР". В ней было дано теоретическое обоснование подчинения закона революционным требованиям, подчинения судопроизводства политике партии.
Обществу навязывалось восприятие государственного произвола как нормы. Происходило постепенное привыкание к произволу.
- Формирование образа врага.
Призывы к выявлению врагов звучали ежедневно. Власти стимулировали поиски врагов повсюду, нередко доводя дело до полного абсурда и заставляя общество поверить в этот абсурд. Общество охватил психоз выявления вредительских опечаток, замаскированных в рисунках вражеских изображений в книгах, газетах, на конфетных обертках, спичечных коробках. Были случаи, когда браковались ткани, так как перестраховщики с лупой обнаруживали на ней то свастику, то японскую каску, то портрет Николая I. Методику поиска врагов народа коллективно прорабатывали на партсобраниях и политинформациях, этому было посвящено огромное количество газетных публикаций и специальных брошюр. Результат был достигнут: общество поверило в существование огромного количества врагов, мешающих строить социализм, власти получили карт-бланш на репрессии, общественное сознание было подготовлено к восприятию любой лжи.
- Сложилась своеобразная идеология тоталитаризма, основными чертами которой стали:
- догматизм и непримиримость к инакомыслию;
- элементарность и схематичность;
- претензия на универсальность;
- культовый, религиозный характер;
- автаркия;
- утверждение постулата об обострении классовой борьбы по мере укрепления социализма;
- мифологизация истории и практики;
- отрицание общечеловеческих гуманистических ценностей;
- идеализация реального социализма;
- ксенофобия;
- культ секретности.
- Нивелировка личности и подчинение личных интересов государственным.
Проведение массовых "сеансов ненависти" преследовало цель создать послушное общественное мнение. Митинги воспитывали у советских людей бдительность и одновременно служили тестом на лояльность. Каждый должен был проголосовать за смертную казнь. Тем самым все становились соучастниками преступлений режима и с подозрительностью относились к непроголосовавшим.
Обществу навязывали идеологию "добродетельности доносов", внушали необходимость доносами содействовать строительству социализма Разоблачители становились национальными героями (Павлик Морозов, Ольга Мишакова и другие). "Молчаливых" ждали кары.
- Аскетизм и терпимость к низкому уровню жизни.
- Формирование извращенного общественного мировоззрения.
Желаемое выдавалось за действительное, утрачивали свой изначальный смысл такие понятия, как "социализм", "демократия", "право", "истина" и т.д. Власть бюрократии выдавалась за власть народа, воля вождя - за волю партии, решение аппарата - за голос партийных масс, формальное единогласие - за морально-политическое единство общества и т.д.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 200.