1. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения
2. Понятие контроля и надзора.
3. Виды контроля.
4. Прокурорский надзор.
5. Административный надзор.
1.
Одним из важнейших принципов государственного управления является законность. Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации и законов всеми органами исполнительной власти и должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.
С принципом законности тесно связан принцип дисциплины. Вместе с тем дисциплина и законность различаются. Сущность дисциплины как принципа государственного управления состоит в исполнении должностными лицами органов исполнительной власти возложенных на них обязанностей, а также в исполнении актов управления и законных требований должностных лиц теми, к кому они адресованы.
Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
К принципам законности относятся следующие: верховенство закона, реальность законности, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.
Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.
Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).
Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.
В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
2.
Рассмотрение понятий контроля и надзора, их соотношения и, прежде всего, определения их места в структуре и системе исполнительной власти, чрезвычайно важно с точки зрения уяснения их сущности. Это объясняется тем, что в различных случаях данные понятия пересекаются и смешиваются.
Обращение к словарям свидетельствует о смысловом совпадении терминов «контроль» и «надзор».
Понятия «контроль» и «надзор» широко используются как в теории, так и в законодательной деятельности. Тем не менее, они до сих пор не стали терминами, полностью отражающими сущность этих понятий.
Несмотря на то, что понятия контроля и надзора достаточно пристально рассматриваются в юридической литературе, в специальных работах они не всегда понимаются одинаково и многие авторы не всегда проводят различия между ними.
Одни авторы употребляют понятия «контроль» и «надзор» в общем, не сопровождая их дополнительными определениями или характеристиками. В связи с этим, можно понять лишь из контекста о какой разновидности деятельности идет речь, или какой вид контроля и надзора подразумевается.
Другие – используют понятия «государственного контроля и надзора» или «административного контроля и надзора», что свидетельствует о наличии властных полномочий у субъекта контрольной или надзорной деятельности.
В качестве основных отличий контроля и надзора многие авторы выделяют такой признак как ограничение пределов ведения органов надзора, как по объему и содержанию исследования, так и по характеру поднадзорных объектов.
Общепринятым подходам к разграничению данных понятий является рассмотрение содержания этих видов деятельности. Так, надзор ограничивается наблюдением и проверкой законности, в то время как контроль помимо законности исследует вопросы целесообразности.
Надзорные органы не вправе вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта, в то время как контрольные органы вправе по отдельным вопросам давать обязательные указания и применять иные меры воздействия.
Несмотря на то, что многие авторы придерживаются данной точки зрения, они одновременно полагают, что надзорные органы наделяются полномочиями по применению мер воздействия и наложению санкций. Представляется, что указанные позиции противоречат друг другу, так как применение мер воздействия и наложение санкций является в определенной степени если не прямым, то косвенным вмешательством в деятельность поднадзорного объекта.
Право вмешательства в деятельность подконтрольного или поднадзорного объекта частично зависит от отношений с субъектами контроля и надзора. Так, отдельные авторы полагают, что надзорные органы выполняют свои функции всегда в отношении неподчиненных им объектов. В связи с этим логично заключить, что органы контроля осуществляют свои функции в отношении подчиненных им объектов, и, следовательно, должны обладать правом вмешательства в подконтрольную деятельность и соответствующими полномочиями по воздействию на подконтрольный объект и наложению санкций.
Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.
3.
В государственном управлении выделяют следующие виды контроля:
- президентский контроль
- контроль, осуществляемый органами законодательной власти
- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти
- судебный контроль
- общественный контроль.
4.
Прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом прокуратурой осуществляются следующие виды надзора:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и агентствами, их должностными лицами.
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- надзор за исполнением законов судебными приставами.
Предметом надзора за исполнением законов в государственном управлении является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими актов.
Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, их должностными лицами.
При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель могут объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (в том числе административной) в установленном законом порядке.
Протест прокурора приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. До его рассмотрения протест может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
5.
Административный надзор – особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Признаки административного надзора:
- отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов.
- оценка деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по узкому кругу вопросов.
- невозможность вмешательства в оперативно - хозяйственную деятельность объекта надзора.
- возможность применения мер административного принуждения при обнаружении нарушений или возникновении угрозы безопасности различным объектам.
- строгое ограничение данных принуждения правовыми рамками.
Административный надзор реализуется в различных в различных организационных и правовых формах:
1. В отношении неопределенного круга физических и юр лиц независимо от ведомственной подчиненности.
2. В отношении определенного круга лиц по конкретным вопросам.
3. В отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой. В частности, он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управления.
Административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.