ТЕМА 10: АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Административный процесс как разновидность юридического процесса.

2. Понятие и виды административного процесса.

3. Система принципов и стадии административного процесса.

4. Административно-процессуальное право.

 

1.

Юридический процесс - это правовая деятельность по обеспечению реализации прав граждан, интересов общества и государства, осуществляемая уполномоченными органами (должностными лицами) при разрешении дел, имеющих юридическое значение.

Юридический процесс как разновидность социального процесса имеет свои особенности. Невозможно отрицать властного характера и детальной правовой регламентации процесса. Решение юридического дела и реализация юридических прав и обязанностей - не цель юридического процесса, а результат, который должен быть оформлен в соответствии с требованиями права. Утверждение об осуществлении процесса в публичных интересах говорит о целях юридического процесса. Обеспечение реализации прав и интересов личности, общества и государства является важнейшим публичным интересом.

Определение юридического процесса позволяет сформулировать понятия различных его видов, в том числе и административного. Важно помнить, что слепое сопоставление различных видов юридических процессов, конечно, недопустимо. Каждый из них имеет свои особенности, обусловленные сферой их действия. И.Ш. Килясханов отмечает: "Отраслеобразующим признаком следует признать только характер самой власти. Любой из субъектов государственной власти в случаях, когда им реализуются функции исполнительной власти, должен признаваться субъектом административно-правовых отношений, совокупность которых и должна охватываться предметом административного права". В связи с этим широта административно-правовых отношений, обусловленная разнообразной деятельностью в многочисленных отраслях общественной жизни, определяет сложность системы административного процесса.

2.

До настоящего времени нет единого понятия административного процесса. Как правило, учеными обсуждаются "широкий" и "узкий" подходы к пониманию данной разновидности правового процесса. Однако анализ литературы позволяет выделить и иные взгляды на административный процесс.

1. Административный процесс - это правовая деятельность исполнительно-распорядительных органов, урегулированная процессуальными нормами ("широкий", или "управленческий", подход). Так, С.С. Студеникин отмечал: "...исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется на основе определенных процессуальных правил, совокупность которых и составляет административный процесс". Обозначенную позицию поддерживали А.Е. Лунев, Ц.А. Ямпольская, В.И. Попова, В.Д. Сорокин и др.

2. Административный процесс - это деятельность уполномоченных органов по разрешению правовых споров и применению мер принуждения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности ("узкий", или "юрисдикционный", подход). Теоретически обосновала данную позицию Н.Г. Салищева, которая длительное время последовательно отстаивала ее. Сторонниками такого понимания административного процесса являлись А.А. Мельников, М.И. Пискотин, В.С. Тавдевосян, Л.М. Шором и др.

3. Административный процесс - деятельность уполномоченных органов по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Так, например, полагал С.И. Котюргин.

4. Административный процесс - это единое правовое явление, включающее в себя две составляющие. Первая заключается в деятельности положительного характера, имеющей целью применение норм административного права и регулирование осуществления исполнительно-распорядительной деятельности по изданию административных актов, установлению организационной структуры органов, их организации и ликвидации и т.д. Вторая составляющая носит юрисдикционный характер, в ее рамках осуществляется применение мер административного принуждения и разрешение административно-правовых споров. Не противопоставление, а объединение "широкого" и "узкого" понимания административного процесса предложил Ю.М. Козлов.

5. Д.Н. Бахрах и И.В. Панова полагают, что административный процесс, будучи единым явлением, объединяет три процесса:                          1) административно-нормотворческий - нормотворческая деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных нормативных актов; 2) административно-правонаделительный - процессуальная деятельность, регламентирующая правоприменительную неюрисдикционную деятельность широкого круга исполнительных органов публичной власти;     3) административно-юрисдикционный - процессуальная деятельность, регламентирующая правоприменительную деятельность принудительного характера по разрешению споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного), осуществляемая в административно-процессуальной форме.

6. Специалисты в области права конца XIX - начала ХХ в и некоторые современные ученые и практики полагают, что административный процесс - это деятельность судебных органов по разрешению правовых споров между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами исполнительной власти - с другой (административная юстиция).

7. Н.Ю. Хаманева, И.М. Лазарев и другие утверждают, что административный процесс - это единое правовое явление, объединяющее в себе три составляющие. Во-первых, деятельность органов исполнительной власти по реализации их полномочий. Во-вторых, деятельность по применению мер административного принуждения внесудебными и судебными органами. В-третьих, деятельность в сфере административной юстиции.

В российском праве были и периоды отрицания административного процесса. Так, после октября 1917 г. развитие административного процесса и его исследований, как и всего административного права, не отличалось интенсивностью. А в начале 30-х гг. ХХ в. под предлогом отрицания права разработка административно-правовых проблем вообще была прекращена до 1938 г. Не все теоретики права выделяли административный процесс и в 60-е гг. ХХ в. Однако позднее они изменили свое мнение. В настоящее время такие суждения не встречаются, а существование административно-процессуального законодательства предопределено Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72).

Т.о. административный процесс - урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов.

Общие черты административного процесса:

1. Это особый вид процессуальной деятельности органов публичной власти и судов.

2. Это совокупность последовательно совершаемых юридических действий по реализации норм материального права, защищаемых методами административного права.

3. Это юридически властная деятельность, регулируемая административно - процессуальными правовыми актами.

4. Это правоприменительный процесс, состоящий из обособленных производств, причем каждая стадия производства включает юридические действия, направленные на достижение определенных юридических результатов.

Исходя из определения, которое дано Хаманевой, можно выделить 3 вида административного процесса: административные процедуры, административная юрисдикция, административная юстиция.

Административные процедуры - установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций.

Административная юрисдикция – урегулированная административно- процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению в административном порядке жалоб физических и юридических лиц на неправомерные действия нижестоящих органов и должностных лиц, а также применение мер административного принуждения при нарушении указанными лицами законов.

Административная юстиция - система органов правосудия, предназначенных для разрешения публично-правовых споров граждан и их объединений с органами государственной власти и органами мсу и надлежащее процессуальное регулирование порядка осуществления правосудия по административным делам.

 Д.Н. Бахрах выделяет следующие виды административного процесса:

1. Административно-правотворческий – деятельность по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальными нормами.

2. Административно-правонаделительный – деятельность субъектов исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в порядке, установленном административно-процессуальными нормами.

3. Административно-юрисдикционный процесс – деятельность субъектов исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

3.

Общими стадиями административного процесса являются: а) анализ ситуации; б) рассмотрение дела и принятие решения; в) исполнение принятого решения. В зависимости от содержания выделяются три части административного процесса.

1.Процесс административного правотворчества.

2. Правонаделителъный или оперативно-распорядительный процесс, включающий:

а) поощрительное производство;

б) распределительное производство;

в) разрешительное производство;

г) производство по комплектованию личного состава и др.

3. Административно-юрисдикционный процесс, включающий:

а) производство по жалобам и заявлениям граждан;

б) производство по делам об административных правонарушениях;      

в) производство по применению мер административного пресечения;

г) дисциплинарное производство.

Административному процессу присущ ряд принципов.   

Принцип законности означает, что реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.

Принцип объективной истины означает, что принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, означает, что участ­ники административного процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип гласности означает, что процесс осуществляется на основе публичности и доступнос­ти гражданам. Исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса,

Принцип национального языка означает, что процесс ведется на русском языке, государственном языке республики в составе РФ или языке, на котором говорит большинство населения, проживающего на данной территории.

Принцип оперативности означает, что процесс ведется в максимально короткие сроки.

Принцип экономичности означает, что проведение административного процесса должно требо­вать минимума материальных затрат.

Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса означает, что должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.

 

4.

   Некоторые авторы утверждают, что административно-процессуальное право это самостоятельная отрасль права. Есть также мнение, что это подотрасль административного права.

В.Д. Сорокин считает, что административно-процессуальное право обладает всеми необходимыми признаками отрасли российского права:

1. Имеет свой предмет правового регулирования.

2. Имеет соответствующую степень своей внутренней организации.

3. Обладает способностью взаимодействовать не только с отдельными группами норм других отраслей, а с отраслями в целом. 

Д.Н. Бахрах считает, что административно-процессуальное право – это всего лишь большая группа норм, регулирующих отдельные процедуры властной деятельности и находящихся в системе административного права. Это пока неупорядоченная, несистематизированная группа норм. Поэтому говорить о ней как о подотрасли, как системе сложившихся институтов в рамках административной отрасли права преждевременно.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 1405.