ТЕМА 2: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие и предмет административного права.

2. Метод и функции административного права.

3. Система административного права. Его взаимодействие с другими отраслями права.

4. Источники административного права.

5. Административно-правовые нормы.

6. Административно-правовые отношения.

 

1.

В литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права. Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности.

Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.

Б.В. Россинский: «Предмет АП – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполнительных органов».

Н.Ю. Хаманева: «Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере функционирования субъектов исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства, а также в связи с осуществлением иными государственными органами внутриорганизационной деятельности управленческого характера».

Д.Н. Бахрах: «Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной и муниципальной администрации и административного судопроизводства».

При этом администрация – это органы, совокупность лиц, руководитель, которые управляют, руководят действиями людей.

 

2.

Метод правового регулирования – это определенные приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения. Применяются такие методы как: предписания, запреты и дозволения.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически – властной деятельности. В отношениях, регулируемых административным правом, характерно юридическое неравенство сторон. Административно-правовому регулированию свойственен метод властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта.

В связи с этим основным методом административного права является императивный метод, который базируется на отношениях субординации между участниками отношений. Характерными чертами императивного метода являются: властный приказ, подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих. Властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование и дозволительных методов. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, административный договор, соглашение между органами исполнительной власти одного уровня).

Функции административного права:

1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

 

3.

Наряду с предметом и методом регулирования третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее система. Система делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя общие регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Особенная часть состоит из специальных норм, которые действуют в отдельных сферах функционирования исполнительной власти.

Административное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств.

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.

Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

4.

Для того чтобы правило поведения приобрело характер правовой нормы, оно должно быть выражено в определенных источниках административного права. Под источниками административного права понимаются НПА различных органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие в себе административно-правовые нормы. Для административного права характерно наличие большого количества источников права. Это связано с тем, что административное право регулирует широкую сферу общественных отношений, в которой задействовано большое количество властных структур, наделенных правом принимать различного рода НПА. К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, нормы: закрепляющие права, свободы и обязанности граждан в сфере государственного управления; разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов РФ.

2. Законодательные акты РФ (ФКЗ, ФЗ).

3.Указы Президента.

4. Постановления Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов.

5. Нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств.

6. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления при наделении их законом необходимыми государственными полномочиями.

7. Акты государственных организаций, предприятий и учреждений.

5.

Административно-правовая норма – это установленные или санкционированные субъектами публичной власти правила, регулирующие отношения, возникающие в сфере деятельности публичной исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства.

Особенности административно-правовых норм:

1.Являются общеобязательными правилами поведения в сфере государственного управления.

2. Направлены на обеспечение публичных интересов.

3.Направлены на обеспечение упорядоченности организации функционирования и взаимодействия как всей системы исполнительной власти, так и отдельных ее звеньев.

4. Выражают сущность исполнительной ветви государственной власти.

5. Не регулируют отношения между гражданами.

Множество административно-правовых норм можно разделить по различным критериям.

По содержанию различают материальные (определяющие права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляющие порядок, процедуры осуществления власти, прав и обязанностей).

По методу воздействия на поведение субъектов можно выделить нормы обязывающие, запрещающие ограничивающие, уполномочивающие, поощряющие.

По действию в пространстве: нормы, закрепленные на федеральном уровне, на уровне субъектов.

По субъектам: регулирующие деятельность государственных органов, предприятий, организаций; поведение граждан; деятельность общественных и религиозных организаций; государственных служащих.

По действию во времени делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

По объему регулирования делятся на общие, межотраслевые, отраслевые и местные.

Административно-правовая норма состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – характер условий, при которых необходимо руководствоваться нормой.

2. Диспозиция – часть правовой нормы, в которой сформулировано правило поведения при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

3. Санкция содержит в себе меры принудительного воздействия, которые могут быть применены к лицам в случае нарушения требований административно-правовой нормы.

6.

Административное правоотношение – это урегулированное нормой административного права общественное отношение в сфере осуществления публично-властной деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные черты:

1. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.

2. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления. Права и обязанности сторон этих правоотношений непременно связаны с задачами данного вида государственной деятельности.

3. Субъекты административно-правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.

4. Административно-правовые отношения носят волевой характер, поскольку он не может автоматически проявиться и функционировать без волеизъявления участников или хотя бы одного из них. Следовательно, необходим волевой акт, дающий начало правовому отношению.

5. Для административно-правовых отношений характерен обязательный субъект, в качестве которого обычно выступает соответствующий орган исполнительной власти (или должностное лицо). Возникновение этих отношений невозможно без участия субъекта, наделенного обязанностями и правами по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности. Второй стороной могут быть все другие возможные субъекты административно-правовых отношений. Данная особенность административно-правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы государственного управления и их должностные лица. Именно поэтому без их участия не может быть облеченного в правовую форму управленческого отношения.

Административные правоотношения могут быть:      

- внутриорганизационными и внешними;

- материальными и процессуальными;

- вертикальными и горизонтальными.

- регулятивными или охранительными.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 181.