Неоднозначность трактовок происхождения права объясняется теми же причинами, что и возникновение государства: отсутствие четкости и однозначности сведений о данных процессах; сложность проверки той и иной концепции. Как следствие – множественность теорий, объясняющих происхождение права.
1. Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо). Согласно данной теории, происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами. Оно производно от морали, декларирующей абстрактные нравственные ценности: справедливость, свобода и т.д. Так, основатель естественно-правовой школы Г. Гроций учил, что законы естественного права покоятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как, и самый разум, необходимы как законы логики.
Несомненным достоинством естественно-правовой школы является следующее: в ней замечено, что источником, порождающим право, является человек; провозглашается источником прав природа самого человека; различается право и закон.
Наряду с этим имеются и недостатки: такое понимание происхождения и действия права снижает его формально-юридические свойства; оно связано больше с правосознанием, нежели с самим правом; отрицается историческое развитие права – еще дореволюционный юрист Е.Н. Трубецкой отмечал, что основной ошибкой естественно-правовой школы является то, что «естественное право» она представляет как «целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума, как порядок неподвижный»[5].
2. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта).
С точки зрения представителей данной теории, право – это историческое явление, которое развивается постепенно и выражается в правовых обычаях. Так, геттингенский профессор Густав Гуго учил, что право не есть искусственное изобретение законодателя, что оно не выдумано и не произвольно установлено людьми, а представляет собой необходимый результат более глубоких исторических причин и, подобно языку и правам, развивается самостоятельно. Наряду с законодательством существует обычное право, в котором находят свое выражение веками сложившиеся обычаи и воззрения народа.
К числу достоинств указанной теории следует отнести то, что в ней справедливо подчеркивается естественность развития права; верно определено значение правовых обычаев как первых правовых форм.
Недостатками выступают переоценка роли обычаев; излишне критический тон в отношении естественно-правовой теории.
3. Нормативистская теория (Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев). Сущность данной теории заключается в рассмотрении права как производной государственной воли, выраженной в формально-определенных предписаниях. Автор теории «чистого права» Г. Кельзен сводит возникновение права к т.н. «почвенной норме», к абстрактной норме, на основе которой законодатель создает право.
По Новгородцеву, право есть проявление «разумного начала». Разум есть единственный источник идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, независимого от исторической необходимости. Из него законодатель и черпает нормы права.
К числу достоинств теории нормативизма относится: точность при определении главного свойства права – нормативности; признание широких возможностей государства при влиянии на общество.
Наряду с достоинствами есть и недостатки: значительный крен к формальной стороне права; преувеличение роли государства в формировании права.
4. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Процесс возникновения права есть процесс возведения в закон политической воли экономически господствующего класса, обусловленной материальными условиями жизни данного класса.
Несомненным достоинством классовой теории следует признать четкое выделение критериев правомерного и неправомерного; установление зависимости права от социально-экономических факторов.
К числу недостатков относятся: преувеличение роли классовых начал в праве; жесткая зависимость права от материальных факторов.
5. Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, М. Рейснер, И.П. Разумовский). Право – производная императивно-атрибутивных переживаний индивида. Основатель психологической школы права Л.И. Петражицкий различал обязанности двоякого рода: по отношению к другим свободные (односторонне связывающие) – нравственные; и обязанности по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие таким образом двустороннюю связь) – правовые, юридические. Соответственно обязанностям он выделяет нормы, управляющие нашим поведением – нравственные (императивные) и правовые (атрибутивные). Юридические нормы носят императивно-атрибутивный характер.
М. Рейснер развивал представление о классовом праве, включая и пролетарское право с позиций психологической теории. По его мнению, «право как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, а именно: во-первых, волевую сторону, или одностороннее «объективное право», и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего «объективного права». Лишь там возможна правовая борьба, где имеется возможность нахождения такой почвы».
В рамках психологической интерпретации рассматривал право и И.П. Разумовский. Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право – это форма общественного сознания.
Достоинствами данной концепции являются: внимание к психическим процессам; усиление роли правосознания в формировании права.
Имеются и недостатки: сильный крен в сторону психических факторов затеняет другие (например социально-экономические); отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного.
6. Социологическая теория (Эрлих, Жени, Р. Паунд, Ж. Карбонье). Согласно этой теории право исходит из реального поведения субъектов. Оно понимается как «замиренная среда», как «порядок мира» и т.п. По мнению американского юриста Роско Паунда, право – средство социального контроля и выражение солидарности всех классов общества. Последняя идея заимствована у «солидаристов» – Э. Дюркгейма и Л. Дюги.
Достоинством этой теории является ориентирование на реализацию права. Кроме того, такое понимание хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику.
Недостатками ее является отождествление права с его реализацией, которое приводит к потере критериев правомерного и неправомерного (возможен произвол правоприменителей «творящих право»).
7. Реалистическая школа (Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев). Эта школа рассматривает право как интерес. У Р. Иеринга и С.А. Муромцева – это «защищенный интерес», у Н.М. Коркунова – «разграничение интересов». Процесс возникновения права рассматривается как процесс согласования интересов индивида.
Краткий анализ основных правовых теорий позволяет сделать ряд выводов:
– происхождение права – сложное, многогранное явление, смысл которого не укладывается в рамки какой-либо одной теории;
– происхождение право тесно связано с происхождением государства;
– происхождение права представляет собой сложный исторический процесс.
Процесс происхождения права можно рассматривать с двух сторон – внутренней и внешней.
С внутренней стороны этот процесс характеризуется следующим.
Предпосылками (факторами) возникновения права, с точки зрения С.С. Алексеева, выступают: материальный (переход от присваивающей экономики к производящей), гуманитарный (потенциальная возможность обособления индивида от единого целого – рода племени) и структурный (расщепление мононорм).
Стадиями этого процесса являются следующие:
– приобретение дозволениями самостоятельной роли;
– изменение роли запретов в сторону закрепления привилегий;
– появление позитивного обязывания;
– появление права как особого институционального регулятора.
Внешнюю сторону процесса возникновения права характеризуют, по мнению А.Б. Венгерова, следующие направления:
– санкционирование наиболее необходимых обычаев государством и придание им статуса правовых;
– фиксация прецедента как источника права;
– создание собственных предписаний, исходящих от государства.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.