Политический (государственный) режим – совокупность приемов и способов осуществления политической власти в государстве. Различают два основных вида: демократический и антидемократический.
Демократический политический режим основан на конституционном провозглашении и реальном осуществлении демократических социально-экономических и политических прав и свобод граждан. Он характеризуется участием широких народных масс в формировании и осуществлении власти, совпадением воли государства, выраженной в законодательстве, и воли народа. Его признаками являются: идеологический и политический плюрализм; формирование органов власти выборным путем; наличие в обществе демократических прав и свобод, их гарантированность государством.
Антидемократический политический режим представляет собой противоположность демократическому и характеризуется отсутствием демократических прав и свобод; запретом деятельности политических партий; отсутствием органов власти, сформированных выборным путем; массовым террором и беззаконием со стороны государства. Достаточно условно выделяют две разновидности антидемократического режима: авторитарный – персонифицирован конкретным политическим лидером (режим С. Хусейна в Ираке, А. Пиночета в Чили) и тоталитарный, всепроникающий, всеохватывающий, жестко регламентирующий все сферы жизни общества. Последний характеризуется наличием одной правящей партии, одной идеологии, функционированием административно-командной системы, разнузданной социальной демагогии и бесправием граждан.
В наиболее откровенной форме тоталитарный режим – фашизм [от лат. fasсiо – пучок, связка], режим, который возводит геноцид и расовую дискриминацию в ранг государственной политики (нацистская Германия, Италия во времена правления Бенито Муссолини).
Тема 7. Типология государства (2 часа).
План
Типология государства: понятие и виды.
Формационный подход.
Цивилизационный и иные подходы к классификации государства и права.
Типология государства: понятие и виды
Типология государства – это теория о типах государств, когда-либо существовавших в истории человеческого общества, или существующих в настоящее время. Это – специфическая форма классификации государств.
В процессе классификации государственно-правовых явлений, на основе общих признаков конкретных государств, составляется обобщенная абстрактная модель государства (тип государства). На ее основе осуществляется типологическая идентификация государства – устанавливается его принадлежность к тому или иному типу.
Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.
Типология государства основывается на том, что любое государство обладает целой совокупностью различных признаков. Одни признаки, будучи присущи только конкретному государству, отражают его оригинальность, политико-правовую, культурную и национальную самобытность. Другие признаки (например, географические, региональные социально-экономические и др.) характерны для группы государств того или иного региона земного шара. Третьи – признаки, присущие всем, без исключения, государствам одной общественно-экономической формации.
В отечественной юридической науке долгое время доминировал формационный подход к изучению государства и права, рассматривавший последние в качестве «придатка» к господствующему способу производства и отражающий узкоклассовый подход к исследованию государственно-правовой действительности. В последние годы в отечественной теории государства проявляется тенденция, выражающаяся в попытке предложить альтернативные формационному подходы. Само по себе это не вызывает возражений, однако представляется необходимым внести ясность в вопрос о том, каково соотношение классификации и типологии государств. Вопрос далеко не праздный, ибо нередко неправомерно отождествляются понятия «типология государства» и «классификация государств».
Классификация есть способ научного познания, с помощью которого все существующие или существовавшие когда-либо государства распределяются по классам (типам). В то же время классификация может основываться на различных критериях (подчас произвольных – географическое положение, климатические особенности, тот или иной элемент формы государства и т.п.), и не всегда ее результатом является определение типа государства.
Типология – разновидность классификации, однако это классификация более высокого порядка. Через сопоставление различных элементов государства, в результате анализа основных государственно-правовых закономерностей, формируется категория «тип государства». Это – понятие высокого уровня обобщения, отражающее наиболее общие, сущностные, генетические черты, присущие довольно большой группе государств, обусловленные многими факторами: господствующим способом производства, характером властеотношений в данном государстве, политической свободой, особенностями конкретной исторической эпохи.
Таким образом, под типом государства понимаются взятые в единстве общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного, правление немногих, правление большинства, а государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).
В современной юридической науке существует множество типологических теорий, авторы которых, используя определенные критерии (основания типологии), различают те или иные типы государств. В силу ранее высказанных соображений представляется, что применение ко многим из них терминов «типология», «тип государства» весьма условно. Скорее следует говорить не о типологии, а о классификации государств. Все существующие типологические теории основываются на определенных подходах к пониманию и изучению государства и права, которые условно можно объединить в три группы: формационный, цивилизационный и политологический (иные подходы).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 267.