С помощью чего организуется и управляется общество? Большинство ученых-юристов считает, что оно организуется и управляется с помощью власти и социальных норм.
Термин «власть» используется для обозначения ряда взаимосвязанных явлений и имеет три основных смысловых значения:
1. Свойство субъекта власти – способность оказывать определяющее воздействие на волю и поведение людей;
2. Субъект власти – лицо (организация), обладающее способностью оказывать такого рода воздействие на волю и поведение людей;
3. Особого рода общественные отношения – отношения власти и подчинения, в которых воля и поведение одних лиц (т.н. властвующих) доминируют над волей и поведением других лиц (т.н. подвластных).
Любая власть опирается либо на убеждение (вера, авторитет старших, осознание необходимости), либо на принуждение (сила, насилие). На этой основе можно выделить два основных метода осуществления власти: доброй воли и насилия. Соответственно методам осуществления власти можно выделить две основные разновидности власти: естественную и насильственную.
Естественная власть характерна для родоплеменной (первобытно-общинной) организации общества. На более поздних этапах развития общества характер власти изменяется, она становится публичной, т.е. обособляется от общества, выделяется из него и становится относительно самостоятельной. Эта власть осуществляется определенной группой людей, которые уже не принимают непосредственного участия в экономической деятельности, а занимаются только управленческими делами. Основным определением такой власти становится государство, которое объединяет общество уже не по родоплеменному признаку, а по территориальному. Власть государства распространяется на все население, проживающее на определенной территории. В отличие от общественной власти первобытного общества государство как публичная власть опирается, главным образом, на принуждение, которое осуществляется целой системой органов государства (государственным аппаратом).
Таким образом, власть государства является властью публичной, т.к. основным методом ее осуществления становится принуждение.
Другим важнейшим средством организации общества и регулятором общественных отношений являются социальные нормы.
Норма [от лат. norma образец, эталон, стандарт, правило] правило общего характера. В отличие от индивидуального правила (например распорядка дня, установленного родителями для своего ребенка на данный день) она действует непрерывно в отношении всех случаев и всех лиц, которые предусмотрены правилом (например, всех собственников, всех водителей транспортных средств, всех сотрудников милиции и т. п.). Любую норму отличает свойство императивности (обязательности).
Социальные нормы, в самом общем виде, представляют собой правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в обществе между людьми.
Социальные нормы объединяют в себе и нормы нравственности и нормы права, политические, этические, религиозные нормы, обычаи и т.п. Иными словами, это вся совокупность норм, регулирующих поведение участников социального общения.
Особенности власти и социального регулирования
в первобытном обществе
Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат).
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы —обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 305.