Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общие тенденции. За последние годы наблюдаются следующие тенден­ции в изменении качества молодого поколения:

- постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформация­ми в естественном движении населения: сокращением рождаемости, увели­чением детской смертности, ростом числа абортов и патологии родов, увели­чением смертности среди экономически активного молодого поколения.

- ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья мо­лодого поколения (детей, подростков и молодежи) в связи с длительным нару­шением медицинских норм питания, ростом инфекционных (включая туберку­лез, венерические и СПИД) заболеваний, ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактиче­ских осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового обра­за жизни в семье, школе и материалах СМИ.

- налицо кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде (50%) семей, сокращении рождае­мости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте нега­тивных явлений в воспитании, образовании, социализации детей в кризисных семьях, росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексу­альных домогательств).

- происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молоде­жи, проявляющееся в социальной и политической апатии, падении престижа честного труда, интенсивном росте потребительских настроений в ущерб ду­ховности.

- увеличиваются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц жен­ского пола; возрастает число преступных группировок; в сферу организован­ной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увели­чивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежной популяции.

- социальное сиротство приобретает контуры национальной трагедии (620 тыс. детей). По разным оценкам, число беспризорных детей и сирот в современной России колеблется от 2 до 4 млн человек (ситуация, схожая с 1924 г.). Углубляется разрыв между поколениями, падает авторитет родителей на фоне критического отношения к их образу жизни, ценностям и взглядам. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% — нищен­ствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на пи­тание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материаль­ному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число пре­ступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации инте­ресов не только в сфере труда, но и потребления, возник конфликт мотивов в этих сферах.

- потребительские ориентации не соответствуют трудовым ориентациям, что негативно сказывается на эффективности общественного производства. Молодые люди преимущественно включены в сферу отношений обмена и пе­рераспределения товаров и услуг. Сокращение молодежной занятости в мате­риальном производстве ведет к серьезному сокращению всего производства в стране.

- продолжают оставаться условия, ограничивающие возможности подрастающего поколения в получении среднего (специального) и высшего образо­вания. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).

- наряду с выраженными негативными тенденциями в ка­честве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги. Но вы­раженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Это качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.

Качество будущего экономически активного населения России уже серь­езно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социаль­ном и социально-психологическом отношениях. Даже если удастся акценти­ровать {в центре и на местах) властные структуры на решении острых молодежных проблем, то и тогда потребуется достаточно много времени для стабилизации ситуации и развития позитивных тенденций.

Приостановление кризисных явлений, разрешение молодежных проблем, изменение качества жизни подрастающего поколения (как инновационного потенциала общества) в условиях реформирования и системного кризиса воз­можны только при условии формирования и реализации научно обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поко­ления — детей, подростков и молодежи.

Остановлюсь на некоторых количественных параметрах качества молодо­го поколения современной российской молодежи.

Демографические параметры. В настоящее время в стране исчерпаны воз­можности естественного роста населения: смертность превышает рождае­мость. Сокращается брачность и рождаемость, распадается каждый второй брак, треть разводов приходится на молодые пары. Уже с середины 60-х годов уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Численность населения России, по оценке Госкомстата, с начала 2000 г. сократилась на 425,4 тыс. человек и на 1 июля составляла 145,1 млн человек. За первое полугодие в России родились 623,5 тыс. человек и умерли 1 млн 146,2 тысячи. Устойчивая и долговременная естественная убыль населения сложилась в подавляющем большинстве субъектов Федерации, а естественный прирост был лишь в 12 регионах. Миграционный прирост за первое полугодие 2000 г. составил 100,7 тыс. человек, убыли из страны 1 млн 069, 4 тыс. человек.

Сохраняется деформированность половозрастной структуры и перепады в численности отдельных поколений. С 2000 г доля пожилых россиян в возрас­те старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет. Это меняет состав тру­доспособного населения, мобильность рабочей силы, увеличивает нагрузку на молодежь. В перспективе численность отдельных групп населения — детей, подростков и молодежи — будет колебаться в результате перепадов в чис­ленности поколений родителей. На смену многочисленному поколению рождения 80-х годов придет малочисленное поколение 90-х годов рождения. С на­чала века и до 2005-2007 годов численность детей и подростков немного увеличится, что актуализирует вопросы образования, быта и досуга, профессиональной подготовки и трудоустройства. Но молодежные группы по-прежне­му будут наименьшими по численности в сравнении со взрослыми трудоспо­собными и пенсионными категориями населения.

На настоящий момент демографическая ситуация характеризуется как чрезвычайно острая. Численность населения РФ только к 2005 г сократилась на 2,8 млн человек (со 144,2 млн до 141,4 млн). Могут про­изойти нежелательные изменения и в самой структуре населения. Население молодого возраста в ближайшие годы уменьшится, по расчетам Госкомстата России, на 5,5 млн человек (с 27,8 млн до 22,3 млн). И хотя за тот же период произой­дет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте на 2,6 млн человек (с 81,7 млн до 89,7 млн), уже после 2005 г. начнется абсолютное со­кращение этого контингента населения, общие потери которого оцениваются Госкомстатом России за 2006-2015 годы в 7,4 млн человек.

Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начала 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г будет уменьшаться.

Общее сокращение численности населения в России и, как результат, «сни­жение плотности его расселения создают опасность ослабления политическо­го, экономического и военного влияния России, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации». Об этом говорилось в докладе Министерства труда и социального развития РФ, который был пред­ставлен 12 февраля 2001 г. на заседании Правительства России.

Медико-биологические характеристики. Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природ­ную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой ее общей активности.

В Российской Федерации, по данным Минздрава, 1,1 млн детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями. Гармонично развитых — с правильным телосложением, соот­ветствием роста и веса, — всего 8,5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. Практически здоровых (не имеющих отклонений в здоровье) детей 3-5 %. За 1999 г., по данным Минздрава, здоровье подростков ухудшилось на 20%, и теперь здоровых подростков — не более 10%, а здоровых призывни­ков — не более 6 %. У 40-45 % школьников имеются отклоне­ния на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте.

В России сохраняется очень высокая заболеваемость. Она на 30-40 % выше, чем в среднем по Европе. Огромное количество заболеваний туберкулезом, психических заболеваний, разного рода инфекционных заболеваний, случаев СПИД, больных гепатитом, онкологических больных наблю­дается среди детей и молодежи. Количество сердечно-сосудистых заболеваний превышает на 40-50 % средние показатели Европы и Америки.

Во всех развитых странах борются с курением, сокращают потребление алкоголя или переходят на более легкие напитки. Эти показатели в России выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ), если потребление чистого спирта в год превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. В России потребляют, только по официальным данным, 18л чистого спирта, по другим, независимым данным — около 22-23 литров. Возросло курение за последние десять лет среди мужчин на 20%, среди женщин на 35%, а подростков на 50 процентов. Постоянно уве­личивается число подростков, которые регулярно курят: постоянно (каждый день) курят 20%, еще 20-22 % — «от случая к случаю или за компа­нию». На первом курсе вузов курят регулярно 40-50 % студентов; на пятом курсе — 60 %. Практически 90 % подростков в возрас­те до 18 лет «уже пробовали» спиртные напитки.

Происходят серьезные изменения в сексуальном поведении молодежи, что также сказывается на общем состоянии здоровья подрастающего поколения. Выявляется стойкая тенденция более раннего, чем 15 лет назад, вступления юношей и девушек в половые связи. В настоящее время каждая четвертая де­вушка в 15 лет уже вступила в половые связи, в 16 лет — почти половина, а в 17 — большинство. Ранние половые связи сказываются на психическом и фи­зическом развитии подростков, увеличивается риск абортов, впоследствии — сложных родов, а также запущенных (хронических) венерических заболеваний. Исследования показывают не очень радостную динамику. В первом классе хро­нические заболевания отмечают у 30% ребят, в 11 -м классе — у 70 %. Велик удельный вес гинекологических заболеваний, непосредственно влия­ющих на возможность появления потомства в недалеком будущем. Фонд наро­донаселения ООН, озабоченный ситуацией в России и в Петербурге, в частно­сти, избрал город (и еще пять российских городов) для работы над проектом с названием «Репродуктивное здоровье и репродуктивные права молодежи РФ».

Растет удельный вес абортов у первобеременных и подростков до 17 лет. Чис­ло абортов в РФ среди несовершеннолетних составляет в среднем 40 000 еже­годно (в Петербурге от 2 до 4 тыс, ежегодно). Даже при хорошей обеспеченно­сти населения контрацептивными и гормональными средствами работа по планированию семьи не зависит от медиков, а скорее определяется низкой культурой населения в целом и, в первую очередь, подростков.

Материнская смертность в мегаполисах России в 6 раз выше, чем в Англии, Германии, США и Швеции. Стабильно высок процент преждевременных ро­дов, который составляет 5-6 %. Это определяет как высокую смерт­ность новорожденных, так в перспективе высокую заболеваемость среди де­тей и подростков, серьезные деформации в их физическом и психическом развитии. Приведенные цифры и факты говорят о низком репродуктивном здоровье молодежи, что скажется в перспективе на всем здоровье нации. Более 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья; роды про­текают нормально лишь у 40% рожениц; более половины новорожденных име­ют отклонения в состоянии здоровья. В итоге в Российской Федерации продолжают рождаться ослабленные дети. Все чаще отмечаются задержки в фи­зическом и психическом развитии детей (децелерация).

Наркомания и наркозависимость становятся острой проблемой подраста­ющего поколения. Растет число наркоманов и лиц, злоупотребляющих нарко­тическими средствами. Эта закономерность подтверждается статистикой МВД РФ о росте числа преступлений, совершенных подростками в наркотическом состоянии, а также результатами медицинских осмотров юношей-подростков и призывников при приписке и призыве в армию. Практически 40% юношей и девушек в средних и крупных городах страны употребляют наркотические сред­ства, но «сами себя считают наркоманами» лишь 2-4 % юношей и де­вушек. К наркотикам молодежь подталкивают личностные психологические проблемы, семейное неблагополучие, сложные отношения с родителями, рас­согласованность в личном восприятии окружающей жизни, а также поведение знакомых-наркоманов и дельцов наркобизнеса. Большая часть молодежи на­чинает принимать наркотики из-за любопытства. Приобретение наркотиков и наркотических средств в 60% случаев происходит через сверстников. В боль­шинстве случаев подростки и молодежь плохо информированы о психофизио­логических и социально-психологических последствиях приема наркотиче­ских средств. К группе риска сегодня можно отнести в той или иной степени 70-80 % юношей и девушек.

Одной из главных проблем, стоящих перед Россией в области здравоохра­нения, являются «ножницы» между огромной заболеваемостью молодых рос­сиян, которая постоянно растет в связи с вредными привычками, стрессами, нестабильной жизнью, и высокой потребностью в медицинской помощи, кото­рая не может быть удовлетворена, поскольку финансирование ограничено, считает председатель Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Н. Гера­сименко.

Границы девиантного поведения и проблемы беспризорности являются важными показателями качества молодого поколения. Насильственные пре­ступления, особенно тяжкие (умышленные убийства, тяжкие телесные повреж­дения, изнасилования), в том числе совершаемые подростками, молодежью, служат индикатором изменений социальных условий, поскольку их латентность минимальна и они являются следствием отчужденных отношений, результа­том обесценивания человеческой жизни и здоровья (что свидетельствует о нравственной деградации в обществе).

В настоящее время в Российской Федерации уровень преступности (в том числе молодежной, подростковой) пока не превышает параметров, характер­ных для большинства промышленно развитых стран мира. Тенденция роста преступности наблюдается во всем мире и, по прогнозам ООН, в начале XXI века она резко возрастет в крупных городах России, в первую очередь среди подростков (особенно девушек 12-16 лет).

Высокий уровень криминальной активности сохраняется в неформальных группах и объединениях, которые исчисляются сотнями членов. По оценкам исследователей, около 50% подростков и молодежи в возрасте до 21 года входит в небольшие неформальные «тусовки», примерно 9% — в группы анти­социальной направленности. Маргинальность по отношению к общественным организациям и объединениям, с одной стороны, и к полулегальным преступным группам, с другой, формирует в неформальных группах криминогенную субкультуру.

Значительное влияние на девиантное поведение молодежи оказывает ши­рокое распространение беспризорности в России. Наиболее полное и точное определение беспризорности я нашла в БСЭ, изданной в 1930 году. Бес­призорность, беспризорное детство — тяжелое общественное бедствие, чрез­вычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и жи­вущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здо­ровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих роди­телей (или опекунов) и домашний очаг, если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разла­гающе влияют собственным примером, — дети подобных родителей тоже счи­таются беспризорными.

Власти и МВД России ввели в начале 90-х годов новое понятие «безнад­зорность», которое вносило скорее неясность в определение числа детей и подростков, предоставленных «себе и улице». Суть подхода заключалась, на мой взгляд, в попытке занизить статистику по вопросам беспризорности в стра­не. Международной неправительственной организацией было предложено также определение «уличные дети». Уличный ребенок (или уличная моло­дежь) — это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смыс­ле слова, включая незанятые жилища, незаселенные земли и т. д.) стала его обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной социаль­ной защиты.

Определения, приведенные выше, не охватывают огромное количество детей, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со свои­ми семьями. Феномен «уличные дети» является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия. Уличных детей делят на три основные категории. (1) Дети, которые работают на улице. Они проводят зна­чительную часть дня на улице, зарабатывая деньги, и возвращаются домой поздним вечером. Они тесно связаны со своими семьями и, возможно, посе­щают школу. Иногда этих детей также называют «дети на улицах». (2) Дети, ко­торые вообще живут на улице, проводят большую часть времени вдали от сво­их семей. Как правило, они вряд ли могут полагаться на защиту взрослых. Таких детей также называют «дети улиц». (3) Существуют дети, которые живут на ули­цах вместе со своими семьями.

Специалисты отмечают: беспризорный или уличный ребенок — это не обыч­ный здоровый ребенок, растущий в спокойных условиях семьи или благо­устроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях уличной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, происходящую в атмосфере улицы, без целенаправленной воспитывающей помощи взрослых и детской среды. У этих детей и подростков очень развит инстинкт самосохра­нения, что обычно не наблюдается у других представителей соответствующе­го возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развива­ет привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни проявляются ранее обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устрем­ления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую не­устойчивость и недисциплинированность. Условия уличной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности. Это ведет и к фор­мированию таких социально-биологических свойств, как хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия, жизненная гибкость, сме­лость, солидарность в групповых действиях.

В настоящее время получили выраженное оформление основные социаль­но-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологи­ческими) причины широкого распространения беспризорности в России. К со­циально-экономическим причинам относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие первичный быт людей (экономиче­ский кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами). Социально-психологические причины (они часто выступают как следствие со­циально-экономических факторов) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов и числа семей, где есть только один родитель (опекун), ухудшением морального климата в отношениях между родителями, что сказывается на гру­бом обращении с детьми, физическими наказаниями, сексуальными домога­тельствами со стороны взрослых.

Психологические причины увязывают с увеличением числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Не­которые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди под­растающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 %.

В реальной жизни все указанные причины и факторы тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обра­щения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок — детдомовец. Следует заметить: ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты считают, что в каждом круп­ном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов: от 10 до 50 койко-мест каждый.

Если политика правительства не изменится и экономический кризис обострится, расширятся масштабы безработицы, из-за военных конфликтов и нерешенных национальных проблем увеличится поток беженцев, активизи­руя миграционные процессы, то масштабы беспризорности достигнут уровня 1922-26 годов (6-8 млн беспризорных детей).

Все названные явления и процессы определяют пессимистический про­гноз в отношении роста преступности среди подростков и молодежи на пер­вое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.

Учитывая неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья де­тей и подростков) и специфику объективных условий, когда негативные соци­альные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не исключена в перспективе выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении мо­лодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструк­тивных процессов в экономике, политике, снижение уровня жизни, деформа­ции в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т. д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения ме­дицинских норм питания позволяют прогнозировать более интенсивный рост молодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.

Интегральная оценка качества молодого поколения. Комплексный анализ положения и качества подрастающего поколения позволяет заключить: ин­новационный общественный потенциал остается невысоким. Качество бу­дущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психоло­гическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в рос­сийском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) зна­чительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Нерешаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют значитель­но больших капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) про­блемных ситуаций. Даже если удастся избежать, в результате принятия превентивных мер, социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.

Многие процессы носят необратимый характер и во многом определят ка­чество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, раз­вития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа-население-хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы обще­ственного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружа­ющей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания, и глав­ное — населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение со­циально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособ­ности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).

Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие — «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необ­ходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формиро­вания «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замед­ляется. Для выхода страны из системного кризиса необходимо активизировать формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств молодо­го поколения.

В перспективе, в условиях интенсивной трансформации общественной системы роль подрастающего поколения будет все более возрастать. Именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспро­изводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существу­ющих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.

Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества

 

Общество в лице его различных социальных институтов и организаций при­звано содействовать молодежи в получении образования, социально-профес­сиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возмож­ности самореализации и социальной безопасности.

Если молодежь постепенно получает все жизненно необходимое, она ус­пешно интегрируется в существующие общественные структуры, что не все­гда устраняет у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным формам поведения, либо пытается создавать социально напряженные ситуации.

Под социальной напряженностью понимается особое состояние взаимо­отношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые формы) противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон. Если рассмат­ривать социальную напряженность в рамках конфликтологической теории, то ее следует определить как «предвестник» конфликта. Социальная напряжен­ность проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не сложились в полной мере и четко не обозначились противоборствующие субъекты. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражается в различ­ных формах социального недовольства и протеста, не достигших пока стадии явного конфликта.

Сущность, типы, динамика социальной напряженности. Предпосылкой эмпирического изучения напряженности является решение ряда взаимосвя­занных исследовательских задач: определение сущности социальной на­пряженности в отношениях молодежи и общества, типологизация социальных напряженностей, определение динамики развития разных типов напряженно­сти и определение стадий ее динамики. Перечисленные задачи носят теоретически-методологический характер. От их решения зависят возможные методы изучения социальной напряженности.

В самых общих чертах сущность социальной напряженности в отношениях молодежи и общества я определяю как тенденцию к нарушению равнове­сия в балансе обмена между молодежными группами и определенными обще­ственными институтами, организациями, а также нарушения выполнения сто­ронами взаимных обязательств, взаимных ожиданий. Поскольку социальная напряженность — это тенденция, на нее можно влиять, ею можно управлять. Ее потенциал можно направить в созидательные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.

В каждом обществе исторически складываются, в явном или неявном виде применяются особые системы норм и правил, регулирующих обмен между разными категориями молодого поколения и разными социальными институ­тами. На системах норм и правил базируются социальные ожидания молоде­жи и взаимодействующих с ней других общественных субъектов. Выход из си­стемы норм и правил, их нарушение любой из сторон является основой формирования социальной напряженности и социально напряженных ситуаций. Другой возможной основой выступают нарушения в выполнении взаим­ных обязательств молодежи и различных социальных институтов.

Для определения динамики социальной напряженности важно выработать представления о ее сути, определить ее типы и разновидности.

Можно говорить о трех типах напряженности: стихийной и непроизвольно возникающей, индуцированной; провоцируемой и конструируемой; сочета­ющей свойства двух первых (естественно-искусственной). У каждого из обо­значенных типов существуют своя динамика, скорость, темпы развития. Для естественной, стихийной напряженности характерно медленное становление и развитие. Индуцированная напряженность может быть неожиданной, взрывной. Сочетание «естественности» и «искусственности» в формировании соци­альной напряженности ускоряет ее прохождение через все стадии.

Социальные напряженности (социально-напряженные ситуации) следует типологизировать по силе их возможного воздействия на общественную жизнь. Исходя из этого критерия, я выделяю напряженности, угрожающие обще­ству в целом; социальному порядку в его отдельных сферах (политической, эко­номической, культурной); положению на отдельных территориях, предприяти­ях, в отдельных коллективах. Можно также говорить об угрозах социальному порядку в отдельных регионах, городах. В XX веке в разных странах молодежь неоднократно создавала социально напряженные ситуации, которые перехо­дили в острые столкновения с властными структурами и создавали угрозу об­ществу на всех уровнях его организации.

В литературе не существует общепринятых и детально разработанных представлений о динамике социальной напряженности. Очевидно, что такие представления логически связаны с общей трактовкой исследуемого явления. В моем понимании она является свойством сознания отдельных социальных групп и формой коллективного поведения некоторых субъектов общественной жизни.

Социальная напряженность (как процесс) включает следующие основные стадии.

Первая стадия: возникновение объективных предпосылок для формиро­вания социальной напряженности. На этой стадии ни один из субъектов соци­альной напряженности не осознает и не предчувствует ее наступление. Это латентная стадия.

Вторая стадия: становление социальной напряженности. Здесь один или несколько из ее субъектов начинают и чувствовать, и осознавать наступление нового этапа в общественных отношениях.

Третья стадия: развертывание социальной напряженности. На этой стадии инициатор, основной субъект социальной напряженности начинает активную эмоционально-мыслительную работу по осознанию обстоятельств, условий, выступающих препятствием на пути удовлетворения потребностей, реализа­ции интересов и прав, утверждения ценностей.

Четвертая стадия: кристаллизация и оформление, а также закрепление напряженностей в виде внутреннего свойства сознания группы-инициатора. Стадия характеризуется интенсивным обменом мнений членов группы по по­воду особенностей и проблемного ее положения в обществе. В это время вырабатываются групповые оценки внешних социальных обстоятельств, фор­мируются призывы к действиям, которые смогут улучшить положение группы.

Пятая стадия: новое самоопределение в существующей социально-эконо­мической ситуации. Основное содержание данной стадии — поиск и опреде­ление контрсубъекта (контрсубъектов) — того института, организации или лица, которое своими действиями или бездействиями создает препятствия для удовлетворения потребностей, реализации интересов и т. п. На данной стадии субъект формулирует требования к себе и к контрсубъекту.

Шестая стадия: выдвижение (манифестация, предъявление) требований по изменению социальной ситуации, обстоятельств. Это важнейшая стадия в формировании и развитии социальной напряженности, она завершается со­зданием социально напряженной ситуации, в которой определены, по край­ней мере, два субъекта противостояния. Субъект-инициатор выдвигает не толь­ко требования к контрсубъекту, но и объявляет об угрозах предпринять коллективные действия в том случае, если контрсубъект не согласится с выдвинутыми к нему требованиями.

Седьмая стадия: взаимодействие противостоящих субъектов по поводу выдвинутых требований. Стадия включает в себя диалог, спор субъекта и контр­субъекта. От того, как разрешится диалог противостоящих субъектов, будет зависеть и дальнейшее течение социальной напряженности. Если выдвинутые требо­вания принимаются, то напряженность может спадать (по крайней мере на вре­мя) и даже в дальнейшем полностью исчезнуть. Когда требования не принима­ются, напряженность либо сохраняется столь долго, сколь это «необходимо» для ее субъекта, либо она переходит в социальный конфликт.

Поведение в социально напряженных ситуациях. Обозначенные выше на­чальные стадии динамики социальной напряженности представляют собой процесс подготовки противостояния, подготовки возможных коллективных действий. Последующие стадии — односторонние и многосторонние коллек­тивные действия, которые не являются социальным конфликтом в собствен­ном смысле, а лишь предвещают его возможное наступление. Когда напряжен­ность не выходит за пределы группового сознания, не определены требования группы к другим общественным субъектам, говорить о социальной напряжен­ности как противостоянии неправомерно. В том случае, если на какой-то мо­мент контрсубъект не определен, совсем не следует, что напряженность, как нарушение баланса в обмене между молодежными группами и общественны­ми структурами, отсутствует.

Нарушение баланса в обмене сторон может наступить по вине (действию или бездействию) обеих сторон. Те или иные общественные структуры могут не выполнять определенных обязательств перед отдельными молодежными категориями, а отдельные категории молодого поколения также могут игнори­ровать требования структур. Последнее характерно для ситуаций, когда, на­пример, молодежные преступные группы переступают закон или молодежные группировки бросают политический вызов обществу. В этих ситуациях ини­циатором явных напряженностей может выступать не молодежь, а государ­ственные структуры и (или) общественные организации. Здесь социальная напряженность продуцируется и конструируется. Динамика такого типа напря­женности иная, нежели в первом случае, когда ее инициируют молодежные группы.

Первой стадией данного типа напряженности является формирова­ние и сплочение молодежных групп на основе особого ряда ценностей и норм, входящих в противоречие с основными, принятыми и одобряемыми обществен­ными ценностями и нормами. На второй стадии молодёжные группы перехо­дят к совершению общественно опасных действий, создающих социальные проблемы. Группы входят в прямую конфронтацию с обществом, и оно рано или поздно начинает реагировать. Это третья стадия напряженности, на кото­рой государственные органы и общественные организации обозначают ука­занные молодежные группы девиантами, присваивают им ярлыки, выделяя тем самым их из всех других молодежных групп. Наряду со стигматизацией обще­ственно опасных молодежных групп, к ним выдвигаются определенные требо­вания, и это уже четвертая стадия напряженности. На ней противостояние не только обозначено, но и провозглашаются действия, которые могут быть со­вершены, если молодежные группы не подчиняются требованиям. В дальней­шем данный тип напряженности может развиваться по тем же вариантам, что и инициируемый самими молодежными группами. Напряженность либо пере­ходит в открытый конфликт, либо спадает, и молодежные группы «отступают» (прекращают на время свои действия) либо продолжают существовать.

Острота, масштаб, разрешение напряженностей (социально напряженных ситуаций) во взаимоотношениях молодежи и общественных структур зависят от многих обстоятельств и факторов. Это могут быть свойства самого инициа­тора напряженности (его установка на действия, готовность принять возмож­ные риски) и характеристики контрсубъектов (их материальные, финансовые, политические ресурсы, готовность к диалогу с инициатором, уверенность в собственном положении и социальной защищенности и т. д.). Развитие социальной напряженности во многом зависит не только от свойств молодежных групп, но и контрсубъектов. Значительную роль в разрешении напряженности или в ее усилении могут сыграть субъекты-посредники (семья, учебные заве­дения, СМИ, государственные структуры, общественные организации или от­дельные личности).

Во многих случаях напряженность во взаимоотношениях молодежи и об­щества проходит лишь начальные стадии (возникновения, становления, раз­вертывания, кристаллизации и закрепления). Отсутствие социального опыта, неспособность самостоятельно провести анализ собственного положения, от­ношений с другими общественными субъектами не позволяют молодому по­колению дойти, достигнуть, «дозреть» до стадии «нового самовыражения», а тем более до стадий коллективных, скоординированных действий.

В отличие от других социальных групп молодежь не является единым субъектом. Это обстоятельство нельзя не учитывать при изучении социальной напряженности. Положение и возможности влияния молодежных когорт на общественные перемены зависят от того, к какой из общественных групп при­надлежат молодые люди (к рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, военнослужащим, силовым структурам и т. п.).

Молодежные группы, как правило, слабо подготовлены для организации самостоятельного и серьезного социального протеста. Даже если они в опре­деленный момент могут мобилизовать все свои ресурсы и выступить органи­зованной силой, эту силу значительно легче рассеять, рассредоточить, напра­вить её энергию по другому пути.     Молодежь достаточно редко выступает как самостоятельная группа протеста, чаще она объединяется с другими, более развитыми и опытными социальными силами (партиями, движениями}.

В основе социально-политической «сдержанности» российской молодежи лежат различные причины. Среди них и определенная «замкнутость молодежи на себя», умение быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющим­ся обстоятельствам, стремление к социальной безопасности (понимание мо­лодыми силы социального контроля), неверие в эффективность возможных акций протеста. Вследствие указанных причин социальная напряженность в отношениях молодежи и общества может достаточно долго существовать толь­ко как свойство группового сознания молодежи, и разрешаться эта напряжен­ность будет по преимуществу в самой молодежной среде или в различных фор­мах отклоняющегося поведения отдельных категорий молодежи.

Условия и механизмы преодоления социальной напряженности во взаи­моотношениях молодежи и общества. Анализ условий и механизмов пре­одоления социальной напряженности требует специальной теоретической реконструкции непосредственных условий жизнедеятельности молодежи и проектирования моделей конструктивного социального поведения на основе использования различных версий социальной реальности, представленных в макро- и микросоциологических и социально-психологических концепциях.

Под социально-конструктивным поведением понимаются действия всех участ­ников социально напряженных ситуаций: индивидуальные и групповые дей­ствия молодежи, органов власти и социальных институтов, репрезентирующих социальный порядок, средств массовой информации как посредника в диало­ге молодежи и общества.

В качестве условий конструктивного социального поведения следует рас­сматривать всю совокупность существующих экономических, социальных, по­литических и социокультурных процессов и явлений.

Понятие механизмов интерпретируется как совокупность форм группово­го и коллективного поведения, репрезентированных в различных видах груп­пового, коллективного и массового волеизъявления и институционализи­рованных в форме молодежных организаций различной направленности (образовательных, профессиональных, политических, социокультурных). Таки­ми же механизмами со стороны общества выступают специальные органы вла­сти и социального контроля, социальные институты, полностью или частично ответственные за реализацию социальной политики общества в отношении молодого поколения.

Под механизмами преодоления социально напряженных ситуаций пони­маются и конкретные социальные технологии, способствующие устранению причин социальной напряженности. Субъектами или инициаторами использо­вания таких технологий выступают все участники социально напряженных си­туаций (молодежь, СМИ, общество, государство, общественные организации и социальные институты). Континуум таких технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной терапии до принудительных мер социаль­ного контроля.

Конструктивное преодоление социальной напряженности во взаимоотно­шениях молодежи и общества в самом обобщенном виде означает успешное становление, социализацию молодого поколения и является конструировани­ем социальной реальности независимо от того, сохраняются в неизменном виде функции институтов или в них вносятся какие-то изменения. История со­циальных институтов свидетельствует: благодаря индивидуализации выпол­нения ролевых предписаний, социализация конструктивна даже в случаях внешней неизменности норм и социального контроля. В реальной повседнев­ной жизни успешная социализация в одни социальные институты сочетается с неуспешной социализацией в другие.

Структура социально распределенного знания о социально напряженной ситуации такова, что на стороне контрсубъекта (власти) не только знание исто­рии каждого отдельно взятого института, но и теории социальных решений, в то время как на стороне первичного субъекта (молодежи) знание только того, что представлено в качестве реальности их повседневной жизни.

Различия в знаниях молодежи о повседневной реальности и знаниях влас­ти, используемых в решении социальных проблем, носят не только содержа­тельный, но и структурный характер. В структуре знаний молодежи о социаль­ной реальности преобладают реальные жизненные потребности, меньший удельный вес имеют индивидуальные и групповые интересы, и еще меньший — ценностные ориентации.

Структура знаний о реальности, лежащая в основе властных действий, име­ет зеркально противоположное сочетание удельных весов потребностей, ин­тересов и ценностей: преобладание ценностно-нормативных знаний и мини­мальный удельный вес знаний о реальных жизненных потребностях молодежи. Таким образом, преодоление различий в структуре знаний о социальной ре­альности составляет еще одно существенное условие преодоления социально напряженных ситуаций в отношениях молодежи и власти.

Совокупность эмпирических и теоретических знаний о социальной реаль­ности, являющихся условиями ее воспроизводства, составляет смысловой (символический) универсум общества и обладает равноправным с социаль­ной реальностью онтологическим статусом. Любая общественная система за­интересована в поддержании собственного смыслового универсума, закреп­ляемого в системе правил поведения, моральных принципов и предписаний, ценностей и верований, социальных идей, для теоретической интеграции которых прилагаются значительные усилия. Однако смысловой универсум об­щества неоднороден. Он состоит из множества подуниверсумов, связанных с различными элементами социальной структуры общества, социальными груп­пами и институтами.

Как социально-демографическая группа молодежь формирует собствен­ный смысловой подуниверсум, частично совпадающий со смысловым универ­сумом общества и подуниверсумами его институтов. Однако значительная часть смыслового подуниверсума молодежи не совпадает с тем смыслом, которым общество пытается наделить биографию каждого молодого человека. Инте­грация значений, определяющих смысл жизни молодого человека, нередко выражается в иных смысложизненных ориентациях в сравнении с ожидаемы­ми обществом.

Механизмы конструктивного преодоления социально напряженных ситуа­ций формируются на основе содержания многообразных форм социального действия, различающихся соотношением в них эмоциональных и рациональ­ных компонентов, количеством участвующих, уровнем организованности и сплоченности, целями поведения и действия, наличием или отсутствием ад­ресата действия и другими признаками.

Специфические механизмы преодоления социальной напряженности фор­мируются в контекстах социальных движений.

Типы социального действия и формы коллективного и группового поведе­ния молодежи, как механизмы преодоления социально напряженных ситуаций, являются образцами, обобщенными моделями реального поведения индиви­дов, коллективов и групп, стимулирующими разработку конкретных социальных технологий. Субъектами или инициаторами разработки таких технологий, как отмечалось выше, могут быть все участники социально напряженных ситуаций. Пространство таких технологий характеризуется гораздо большей широтой и разнообразием в сравнении с многообразием механизмов, а их типология со­относится с потребностями, интересами и ценностями молодежи.

Основное направление (поле) разработки механизмов и технологий пре­одоления социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и об­щества образуют согласованные действия субъектов, контрсубъектов и посред­ников (СМИ) в сфере социально-экономических отношений. Образование, занятость, социокультурная сфера предполагают не только максимально эф­фективное использование уже существующих механизмов, но и поиск новых, позволяющих обеспечить реализацию притязаний молодежи, ее участие в со­циально-экономических и социокультурных изменениях.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.