Гражданское патриотическое воспитание молодежи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приведенные факты, данные статистики и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях молодежи, но сви­детельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патри­отического воспитания как особого рода деятельности государства, коррек­тирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.

Превращение молодежи из «страдательной» или «аполитично-эгоистичной» части населения в активного субъекта общественного воспроизводства немыс­лимо без определения стратегических целей и идеалов в стране, отвечающих коренным интересам большинства народа. Основополагающей причиной ны­нешнего состояния молодежи, ее апатии, аполитичности, эгоизма является, на мой взгляд, отсутствие идей и целей, способных объединить, вдохновить молодое поколение на общественно полезную деятельность.

Превращение молодежи в активного участника возрождения России пред­полагает наличие двух важных условий: идеи, способной объединить абсолют­ное большинство молодого поколения россиян, и организации и самоорга­низации молодежи для ее реализации. В современных условиях все более актуальной и притягательной становится идея патриотизма, который издавна считается добродетелью граждан во многих государствах, существенным при­знаком их благородства, а также условием воспитания молодого поколения.

В начале 60-х годов XX века Управление национальной обороны Японии заявило правительству, что в школах угасает дух патриотизма, и это снижает умственные способности детей, плохо влияет на образование и воспитание. Была верно уловлена связь между умственным развитием и верностью нацио­нальным идеалам. Чем лучше видит и осознает школьник перед собой высо­кую цель, тем выше и подъем духовных сил. Подъем же духа подстегивает и умственную деятельность, и физическую, в конечном счете определяет высокое качество нации.

Однако само понятие сути патриотизма в политических и научных кругах до сих пор неоднозначно. Еще в дореволюционное время известный профессор П. Ковалевский различал понятия «национализм» и «патриотизм». «Национа­лизм, — писал он, — есть беспредельная любовь и готовность к самопожерт­вованию за свою народность, а патриотизм — такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие — психолого-антропологическое, а патриотизм — историко-географическое». Вряд ли следует различать эти категории. Понятия Отечества, Родины для че­ловека органично включают в себя всю среду его обитания: и свой народ, и Родную землю. Если земля — это природная и искусственно созданная твор­ческим трудом предыдущих поколений пространственная среда обитания, то сам народ с его мировосприятием, обычаями, традициями, историческим опытом и психологическим складом выступает социальной (общественной) средой обитания.

Национализм в своей здоровой основе представляет собой любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. «Национальное чувство, — писал И. Ильин, — есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету». Такой национализм несовместим с современ­ной идеологией мондиализма, проповедующей отказ от национальных тради­ций и культуры, некую космополитическую идею «мирового гражданства». Ис­тинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шови­низмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Сам по себе интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным само­сознанием.

Что же такое нация? Существуют два основных подхода к исследуемой про­блеме. Один подход состоит в представлении о нации как этносе (общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической и межпоколенческой преемственности людей). Другой подход заключается в понимании нации как территориально-государственной общности людей. Из­вестно, что все современные государства официально именуются «нациями». Для ООН нация представляет собой субъект международного права.

Россия — многоэтническая страна, в которой основным государствообразующим этносом являются русские, составляющие свыше 80% населения. Все населяющие ее народы в своей совокупности образуют суперэтнос, ранее именуемый «советский народ». Как называть нынешних граждан России — ве­ликороссами, русскими, россиянами? Ответ покажет время.

Актуальнейшей проблемой для страны является ныне формирование ис­тинного (здорового) национализма всех народов России, способствующего укреплению их национального достоинства и гордости, нравственному само­совершенствованию, укреплению взаимного уважения друг к другу.

Быть патриотом — значит стремиться к духовному развитию своего наро­да, повышению уровня его психического и телесного здоровья, образованности и культуры, занятию достойного места среди других народов страны. Вместе с тем быть патриотом означает активную деятельность по улучшению природ­ной среды обитания, политой кровью и потом всех предыдущих поколений, без чего немыслимо само существование народов. Быть истинным патриотом в многоэтнической стране означает стремление к установлению таких взаимо­отношений между народами, которые бы исключали шовинистические прояв­ления со стороны любого из них.

Истинный патриотизм заключается не в бездумной критике западного об­раза жизни и замалчивании собственных острых проблем, восхвалении «всего и всея» (что сегодня снова становится нормой). Патриот объективно изучит проблемы в российской действительности и попытается решить их, в том чис­ле и привлекая лучший зарубежный опыт.

Национальному воспитанию должно способствовать не столько упраздне­ние графы «национальность» в российских паспортах, сколько всемерное содействие духовному развитию этносов в различных национально-культурных автономиях. Сохранение разнообразия национальных культур является пока­зателем духовной силы государства. Вместе с тем в нашей стране еще сохра­няются разграничения наций-этносов на «государственные» и «негосудар­ственные».

Наличие национально-административных границ внутри государства со­храняет деление народов на коренные и некоренные и их фактическое нерав­ноправие. Устранение существующих границ представляет собой необходи­мое условие консолидации народов в единую нацию-государство, способную отстоять свое существование на планете. Все виды национального патриотиз­ма — русский, татарский, башкирский чувашский, мордовский и всех других народов России — должны быть использованы в конечном счете на решение задач оздоровления и улучшения среды обитания (социальной и природной), укрепления взаимопонимания и дружбы между народами одной страны.

Одновременно мощная русская культура, постоянно обогащаемая социо­культурными достижениями всех этносов страны, может и должна служить ос­новой развития национального (в общепринятом понятии «нация—государ­ство») самосознания россиян, гражданственности, главными составляющими которого станут активная позиция молодого гражданина — патриота, чувство ответственности перед семьей, обществом, государством, родиной, отече­ством.

В условиях социальных трансформаций транзитного общества формиро­вание ценностно-нормативных установок, гражданственности и патриотизма молодежи осложнено как внешними экономическими, так и внутренними со­циокультурными и социально-психологическими факторами. Однако исполь­зование всех достижений национальной культуры, уважительное отношение к российскому историческому опыту, положенные в основу разработки ком­плексной государственной политики в отношении молодежи, семьи и детства, будут способствовать развитию гражданского интеллекта и патриотизма в Рос­сии XXI века. Несомненно, что этому будет способствовать принятая в марте 2001 г. Федеральная программа патриотического воспитания в Российской Федерации. [Е.Г.Слуцкий «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: БИС-принт, 2002, стр.123 - 135]



Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.