Приведенные факты, данные статистики и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности государства, корректирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.
Превращение молодежи из «страдательной» или «аполитично-эгоистичной» части населения в активного субъекта общественного воспроизводства немыслимо без определения стратегических целей и идеалов в стране, отвечающих коренным интересам большинства народа. Основополагающей причиной нынешнего состояния молодежи, ее апатии, аполитичности, эгоизма является, на мой взгляд, отсутствие идей и целей, способных объединить, вдохновить молодое поколение на общественно полезную деятельность.
Превращение молодежи в активного участника возрождения России предполагает наличие двух важных условий: идеи, способной объединить абсолютное большинство молодого поколения россиян, и организации и самоорганизации молодежи для ее реализации. В современных условиях все более актуальной и притягательной становится идея патриотизма, который издавна считается добродетелью граждан во многих государствах, существенным признаком их благородства, а также условием воспитания молодого поколения.
В начале 60-х годов XX века Управление национальной обороны Японии заявило правительству, что в школах угасает дух патриотизма, и это снижает умственные способности детей, плохо влияет на образование и воспитание. Была верно уловлена связь между умственным развитием и верностью национальным идеалам. Чем лучше видит и осознает школьник перед собой высокую цель, тем выше и подъем духовных сил. Подъем же духа подстегивает и умственную деятельность, и физическую, в конечном счете определяет высокое качество нации.
Однако само понятие сути патриотизма в политических и научных кругах до сих пор неоднозначно. Еще в дореволюционное время известный профессор П. Ковалевский различал понятия «национализм» и «патриотизм». «Национализм, — писал он, — есть беспредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм — такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие — психолого-антропологическое, а патриотизм — историко-географическое». Вряд ли следует различать эти категории. Понятия Отечества, Родины для человека органично включают в себя всю среду его обитания: и свой народ, и Родную землю. Если земля — это природная и искусственно созданная творческим трудом предыдущих поколений пространственная среда обитания, то сам народ с его мировосприятием, обычаями, традициями, историческим опытом и психологическим складом выступает социальной (общественной) средой обитания.
Национализм в своей здоровой основе представляет собой любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. «Национальное чувство, — писал И. Ильин, — есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ — к духовному расцвету». Такой национализм несовместим с современной идеологией мондиализма, проповедующей отказ от национальных традиций и культуры, некую космополитическую идею «мирового гражданства». Истинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шовинизмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Сам по себе интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным самосознанием.
Что же такое нация? Существуют два основных подхода к исследуемой проблеме. Один подход состоит в представлении о нации как этносе (общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической и межпоколенческой преемственности людей). Другой подход заключается в понимании нации как территориально-государственной общности людей. Известно, что все современные государства официально именуются «нациями». Для ООН нация представляет собой субъект международного права.
Россия — многоэтническая страна, в которой основным государствообразующим этносом являются русские, составляющие свыше 80% населения. Все населяющие ее народы в своей совокупности образуют суперэтнос, ранее именуемый «советский народ». Как называть нынешних граждан России — великороссами, русскими, россиянами? Ответ покажет время.
Актуальнейшей проблемой для страны является ныне формирование истинного (здорового) национализма всех народов России, способствующего укреплению их национального достоинства и гордости, нравственному самосовершенствованию, укреплению взаимного уважения друг к другу.
Быть патриотом — значит стремиться к духовному развитию своего народа, повышению уровня его психического и телесного здоровья, образованности и культуры, занятию достойного места среди других народов страны. Вместе с тем быть патриотом означает активную деятельность по улучшению природной среды обитания, политой кровью и потом всех предыдущих поколений, без чего немыслимо само существование народов. Быть истинным патриотом в многоэтнической стране означает стремление к установлению таких взаимоотношений между народами, которые бы исключали шовинистические проявления со стороны любого из них.
Истинный патриотизм заключается не в бездумной критике западного образа жизни и замалчивании собственных острых проблем, восхвалении «всего и всея» (что сегодня снова становится нормой). Патриот объективно изучит проблемы в российской действительности и попытается решить их, в том числе и привлекая лучший зарубежный опыт.
Национальному воспитанию должно способствовать не столько упразднение графы «национальность» в российских паспортах, сколько всемерное содействие духовному развитию этносов в различных национально-культурных автономиях. Сохранение разнообразия национальных культур является показателем духовной силы государства. Вместе с тем в нашей стране еще сохраняются разграничения наций-этносов на «государственные» и «негосударственные».
Наличие национально-административных границ внутри государства сохраняет деление народов на коренные и некоренные и их фактическое неравноправие. Устранение существующих границ представляет собой необходимое условие консолидации народов в единую нацию-государство, способную отстоять свое существование на планете. Все виды национального патриотизма — русский, татарский, башкирский чувашский, мордовский и всех других народов России — должны быть использованы в конечном счете на решение задач оздоровления и улучшения среды обитания (социальной и природной), укрепления взаимопонимания и дружбы между народами одной страны.
Одновременно мощная русская культура, постоянно обогащаемая социокультурными достижениями всех этносов страны, может и должна служить основой развития национального (в общепринятом понятии «нация—государство») самосознания россиян, гражданственности, главными составляющими которого станут активная позиция молодого гражданина — патриота, чувство ответственности перед семьей, обществом, государством, родиной, отечеством.
В условиях социальных трансформаций транзитного общества формирование ценностно-нормативных установок, гражданственности и патриотизма молодежи осложнено как внешними экономическими, так и внутренними социокультурными и социально-психологическими факторами. Однако использование всех достижений национальной культуры, уважительное отношение к российскому историческому опыту, положенные в основу разработки комплексной государственной политики в отношении молодежи, семьи и детства, будут способствовать развитию гражданского интеллекта и патриотизма в России XXI века. Несомненно, что этому будет способствовать принятая в марте 2001 г. Федеральная программа патриотического воспитания в Российской Федерации. [Е.Г.Слуцкий «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: БИС-принт, 2002, стр.123 - 135]
Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.