К третьему тысячелетию в мире сложились определенные системы гуманистических ценностей, перед выбором которых стоит молодежь XXI века. Каждая из них базируется на определенной системе философских, научных и вненаучных (религиозных и астрологических, оккультных) знаний. Немецкий философ Г. Фихте говорил: «какую философию мы выбираем, зависит от того, какие мы люди». Вместе с этим, Достоевский отмечал, что какова философия, таков человек; какова идея человека, таков этот человек и в жизни своей, и в делах своих, и в своем умозрении, своем самосознании. Действительно, философия прагматизма ориентирует человека на достижение успеха любой ценой; религиозная философия — на зависимость и подчиненность человека божественному Провидению.
В условиях плюрализма ведущих философских школ и направлений выделяются следующие мировые системы гуманистических ценностей:
• Религиозно-прагматическая (западная) основана на приоритете человека над миром, антропоцентризме, свободном индивидуализме, самоутверждении, самореализации любой ценой, сильной воли к власти. Вспомним Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!». Система складывалась под духовным влиянием кальвинизма, протестантизма при опоре на длительную средневековую тренировку западноевропейского интеллекта, приучающую его к порядку через схоластическую логику и схоластическую теологию.
• Религиозно-мистическая (восточная) основана на аскетизме, приоритете мира над человеком, отказе от собственного «Я» и осознании «Я» лишь в слиянии с Абсолютом. Ее становление и развитие происходит под воздействием преимущественно восточных мистических и религиозных вероучений (даосизм, конфуцианство, буддизм, зороастризм, кришнаизм и др.).
• Материалистически-атеистическая (социалистическая, коммунистическая) основана на всестороннем и гармоническом развитии личности как совокупности социалистических (коммунистических) общественных отношений. Наиболее полно эта система гуманистических ценностей была выражена в «Моральном кодексе строителя коммунизма».
• Система общечеловеческих гуманистических ценностей основана на субъектоцентризме, на паритете между человеком и миром и общепризнанных в истории человечества ценностях жизни и деятельности людей. Следует признать: система эта теоретически и практически еще не отработана. Тем не менее, она составляет основу субъективных ценностей цивилизации XXI века, где первичным фактором производства и бытия Человека являются Знание, Опыт, Труд, Вера и Нравственность.
Однако, отмечал А. Лосев, вышеназванные системы ценностей предстают как всеобщие тенденции и определяют культуру эпохи как предельную общность всех основных слоев исторического процесса. Но культура человечества многообразна, имеет множество центров в социуме и множество ценностных оснований. Последние могут быть и региональными, и национальными, и классовыми, и групповыми, и индивидуальными.
Ценностные основания молодежи зависят и от характера той или иной субкультуры. Молодежь имеет возможность и право выбора на историческом «рынке ценностей», выбора той системы, которая соответствует ее потребностям, интересам и целям жизни. Главное, чтобы общество, государство, семья обеспечили свободу этого выбора. В российской духовной традиции свобода есть способность и возможность индивида максимально реализовать свою природу, свою сущность.
Через свободу человек творит себя и свое отношение к миру. Творение духовности в свободе — важнейшее условие созидания человеком себя, своего «Я». У философа И. Ильина мысль эта выражена отчетливо: «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность создать свой труд на материале своих страстей и своих талантов».
Наука и религия едины в подходе к пониманию духовности: ее основу составляет нравственность. Все богатство духовной жизни выводится из общечеловеческой нравственности, высшими категориями которой являются Благо, Любовь, Долг, Честь, Добро, Свобода, Совесть. Набор общечеловеческих нравственных ценностей, моральных норм, составляющих основу духовности, может быть продолжен. Но духовно богатым может быть лишь высоконравственный человек. Если индивид исповедует такие антиценности, как ложь, зло, несправедливость, эгоизм, равнодушие, насилие, ненависть, хамство, жестокость, алкоголизм, наркоманию — такой человек бездуховен. К сожалению, очень часто сам человек это не понимает и не осознает.
Духовность издревле понимается как единство истины, добра и красоты. Высшими продуктами духовности, начиная с Г. Гегеля, признаются искусство, религия, наука и философия. Искусство при этом коррелируется с красотой, религия — с добром, философия и наука — с истиной. Когда в современной России поднимается вопрос о путях формирования духовности молодежи, то это означает, что вся система обучения и воспитания подрастающего поколения должна не только давать определенную сумму научных знаний (истина), но и обязательно приобщать молодежь к добру и красоте, без которых подлинная Духовность не состоится.
Духовное состояние личности является основой жизненной позиции молодого человека. Позиция — это устойчивая, внутренне мотивированная, целенаправленная духовно-практическая система отношений личности к окружающему предметному и социальному миру, к самой себе, обусловленная образом, способом ее жизнедеятельности и совокупностью социальных ценностей макро- и микросреды в данное время.
Взяв в качестве критериев классификации общественную и личностную направленность деятельности и различные стороны духовной жизни человека, отражающиеся в его состояниях духа, есть основания определить следующие разновидности духовного состояния личности: активная гражданская жизненная позиция, социальное равнодушие, эгоистический активизм и основные превращенные формы как социальные разновидности духовного состояния личности («этизм» и «эстетизм», «молитвенное состояние», «теоретизм» и «праксизм», «традиционализм» и «новизм» и др.). Они определяют конкретную социальную значимость жизненной позиции. Личностная же ее значимость реализуется посредством формирования смысложизненных состояний счастья, смерти и бессмертия.
Духовные состояния молодежи маргинальны. Они ситуативны, ибо детерминируются не социальными, базовыми, а психологическими установками, а также не сформировавшейся системой ценностей. Зачастую духовные состояния молодых людей имеют «превращенную форму». В ней духовное как бы абстрагируется от многосторонности предметной направленности духовной жизни личности. Личность отчуждается от социальных смыслов и значений своей деятельности. Превращенные формы духовного состояния переводят духовную жизнь и деятельность личности в воображаемый, иллюзорный, символический план. Детерминированные таким состоянием духа общение и деятельность молодых людей обращаются в квазиобщение и квазидеятельность.
В современной России две трети молодежи не включают духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. Одновременно треть молодых людей озабочена тем, как самим противостоять бездуховности со стороны окружающей действительности, других людей. На шкале ценностей резко снизилось значение человеческой жизни. Примерно 6-10 % молодежи допускают реальную возможность убить другого человека при условии, что им хорошо заплатят. Почти для 50% юношей и девушек является допустимым применение насилия против другой личности для «доказательства своей правоты или достижения своих целей», в редком случае — с целью самообороны (к сожалению, СМИ часто дают информацию о низких расценках на убийство, которое заказывают киллерам; в таком ракурсе становится более понятной позиция молодежи в отношении собственной безопасности как одной из важных жизненных ценностей и допустимость применения насилия к другим людям). Лишь 2-4 % юношей и девушек, по их мнению, никогда, ни при каких обстоятельствах не проявят агрессивных чувств по отношению к окружающим. Среди факторов и причин экстремистских настроений можно выделить чувство униженности, отчужденности, ущемленности (либо наоборот — превосходства). Следует констатировать: в системе современного воспитания молодого поколения преобладают типы конфликтных моделей поведения.
Этому способствует и иррационализация сознания молодежи. Перестройка и последующий системный кризис внесли заметные изменения в ценность религии для подрастающего поколения. Для большинства молодых людей православная церковь воспринимается социальным институтом, которому принадлежит важная роль в возрождении России, достижении национального согласия. Отмечается тенденция увеличения числа верующих среди юношей и девушек. В то же время активно верующих (регулярно посещающих культовые учреждения, соблюдающих посты, следующих религиозным заветам) не более 10% (такие же данные были получены ИСЭП еще в 1983 г). Глубинных, коренных (психологических) изменений в сознании молодежи по отношению к богу, религии в целом не произошло. Одновременно юноши и девушки все чаще посещают разного рода прозападные и провосточные религиозные сообщества (секты), часть из которых не имеют юридического лица и устава. Число суеверной молодежи с каждым годом увеличивается. Характерной (для более 60% юношей и девушек) стала вера в астрологию, присутствие на Земле инопланетян, полтергейста и т. д. Рост интереса к религии, христианству, церкви в духовном мире подростков и молодежи сопровождается усилением предрасположенности к мистике, суевериям, астрологии. Эти феномены в реальной российской действительности тесно связаны между собой, отражая противоречивость молодежного сознания, ведут к уходу молодежи из реальности и снижению ее социальной активности.
Не менее разнообразны современные социокультурные ориентации молодежи.
На традиции русской национальной культуры в 1999 г. ориентированы 35-40 % юношей и девушек (данные НИИКСИ СПбГУ}. На восточную культуру — 4%, на западную — 20 %. Остальные предпочитают «взаимосвязь» культурных традиций (евразийский вариант). Это можно было бы рассматривать как положительное явление, если бы не было тесно связано с гражданской позицией, гражданственностью молодежи. В настоящее время, как показали исследования, считают себя гражданами России 65-70% юношей и девушек; ответ «нет» выбрали 10-14%, оставшиеся не дали конкретного ответа. В «счастливую звезду» России верят 40% молодых людей (треть не верит). На вопрос: «Имеет ли смысл возродить СССР, но на новой основе?» — более трети молодых людей отвечают положительно.
В целом, можно констатировать, что общий кризис духовных ценностей в стране, ранее формировавшихся в течение многих лет, отразился на ценностных ориентациях современной молодежи. За период с 1988 по 2000 г. ценность материальных благ обеспеченности поднялась с 24-го места на 2-е место. В пятерку самых важных жизненных ценностей у молодежи входят здоровье, безопасность, карьера (бизнес, деньги), семья и любовь. Ставка делается на себя, свои способности, умение адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений. Большая часть молодых людей занята только собой, достижением личного материального благополучия, личной защищенностью и свободой. Именно поэтому для части молодежи остается высокой ценность получения хорошего, качественного образования (лучше высшего). Однако треть молодежи считает: современное образование — скорее формальность, но его нужно получить. Каждый десятый молодой человек считает не важным для себя получение (любого) образования для возможного достижения материального успеха в жизни. Причем всего 4% молодежи согласились с утверждением: образование в России должно быть полностью платным. Стремление к богатству, жизненному успеху, карьере не сопровождается укреплением трудовой и жизненной морали, уважением к труду и достатку как результату высокопрофессиональной деятельности с полной отдачей сил. Этому способствует и то, что материальное положение молодых россиян остается без особых изменений. Около 75-80 % молодых людей отмечают, что расходуют деньги в основном на продукты питания. Наиболее сложное положение наблюдается в среде учащихся и студентов, живущих в общежитиях. Более 60% юношей и девушек имеют среднемесячный доход ниже прожиточного минимума. В первую очередь это работающие в сфере науки, образования, здравоохранения, в военно-промышленном комплексе, а также в сфере культуры и искусства. Нарастает конфликт между детьми богатых и бедных. Каждый четвертый молодой россиянин предлагает силой изъять у «новых русских» и олигархов несправедливо нажитые состояния, недвижимость.
Общим же является то, что почти 80% юношей и девушек ощущают в той или иной степени страх перед своим будущим, Молодое поколение наиболее опасается перспективы возникновения и функционирования криминального государства в России, массовой безработицы, гражданских волнений, экологических и техногенных катастроф, полного краха экономики.
Очевидно, что в условиях нестабильности жизни общества и личности, когда молодежь не может реализовать свою трудовую, диалогическую и творческую природу, на первый план выступают биологическая и трансцендентная подструктура сущности человека. В силу этого, как показывают социологические и социально-психологические исследования ведущими социальными разновидностями духовного состояния молодежи в России можно считать эгоистический активизм и такие превращенные формы, как «этизм» (когда нравственные идеалы понимаются и воспринимаются утилитаристически), «эстетизм» (фетишизация красоты, признание ее внешних признаков за совершенство, как символа вечного богатства, моды или престижа), различные религиозные состояния, а также «праксизм» (абсолютизация духовно-практических элементов жизни личности, при которой существование человека подчинено миру вещей).
Состояние эгоистического активизма, как правило, возникает с момента самоизоляции личности, которая связана с «затуханием» социальной ответственности или анемией коммуникабельности, общительности. Противоречия между личностью и социальными институтами, общественными организациями, разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной системой, структурой (восприятие их как чуждых и враждебных) дополняются специфическим восприятием окружающего социального и культурного мира как чуждого, враждебного. Духовное отчуждение получает определенное выражение в социальных установках, ценностных ориентациях, сознании и самосознании личности (чувство изоляции, состояние одиночества, скуки, тоски). Кроме этого, ситуация опасности (административной или уголовной ответственности, негативного общественного мнения) порождает у личности психическое состояние тревожности, предрасположенность к защитному поведению, часто неадекватному, неразумному проявлению напряженности повышенную внушаемость, пониженный уровень мотивации, притупление контролирующих процессов сознания и самосознания.
Эгоистический активизм может проявляться в различных формах. Одна из них связана с имитационными формами, различного рода псевдоактивиостью, в результате которой возникает лишь видимость участия и выражения человеком своей гражданской позиции. В этом случае он выступает как ложный активизм, ибо основан на конформистских элементах сознания личности. Другая форма — агрессивный активизм — связан с асоциальной деятельностью личности по удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. Еще Аристотель с эгоистической активностью связывал такие элементы души, которые относятся к страстям (злоба, злобная зависть, злость, наглость, честолюбие, злорадство, бесстыдство).
Социальная установка «цель оправдывает средства», лежащая в основе эгоистического активизма, предполагает использование любых средств для достижения поставленной цели, начиная с псевдореволюционной фразы, самой циничной демагогии и кончая геноцидом. Именно данная парадигма позволяет утверждать о деструктивной разрушительной природе эгоистического активизма. Способность эгоистического активизма к социальной мимикрии требует постоянной готовности противодействия ему, в какой бы форме он не проявлялся: от ницшеанского «сверхчеловека», воплощенного в образе фашиста, счастливчика ковбоя Джона, «делового» Ивана, ставшего миллионером, до «хиппи» в американской или российской упаковке и интеллектуального карьериста, попирающего нормы человеческого общежития.
Преодолеть деструктивные духовные состояния на личностном уровне можно лишь посредством формирования гражданской активной жизненной позиции как высшего уровня развития духовно-практического состояния личности. Последнее возможно только при последовательном, радикальном реформировании всех сфер жизни индивида и общества. Первейшим условием ограничения тенденции маргинализации духовного состояния личности является установление экономической, политической, духовной и социальной стабильности, ликвидация отчуждения личности.
Формирование духовности молодежи происходит не стихийно (но элемент стихийности нельзя исключать), а осуществляется на основе общих закономерностей, которые отражают ее зависимость от:
- комплексности воздействия на личность всех звеньев ее природного и социального окружения, от множественности внешних и внутренних оснований;
- содержания и конкретного проявления состояний сознания общества;
- характера субординации осознаваемых и неосознаваемых психических состояний, состояний сознания и самосознания личности;
- характера общения личности с другими людьми и многообразия форм ее активности;
- образа жизни личности, ее социального статуса и социальных ролей.
Кроме этого содержательное богатство духовности личности зависит от качества и количества социальных связей и отношений, их глубины и интенсивности, а устойчивость — от ее соответствия характеру предметно-практической деятельности личности.
Духовность формируется и проявляется в социально полезной деятельности, прежде всего в труде. Это особенно важно подчеркивать молодежи в современной России, поскольку пропаганда общественно полезного и значимого труда в стране отсутствует. Молодое поколение необходимо учить работать. В безделии или криминальной деятельности, в прожигании жизни или попрошайничестве духовность не появится.
В современном российском обществе постепенно возникают параллельные ценности. Одна, своего рода стереотипная, «главное — творческий труд»; другая — «утверждение себя как личности только в сфере досуга и потребления». Эта новая идеология поощряет молодого человека к всевозможным легким и дорогим развлечениям, бездумной трате денег, поиску путей их легкой и быстрой, в том числе и криминальной, добычи.
Честный общественно полезный труд в сознании молодежи все более вытесняется ценностями материального успеха и обеспеченностью, досуговыми предпочтениями. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что общая тенденция в изменении отношения к труду по-прежнему связана с падением в обществе ценности честного труда в целом. Приоритет отдается не интенсивному труду с высокой творческой отдачей и профессионализмом работника, а «некоторой деятельности», направленной лишь на получение большой прибыли (любыми средствами, включая и незаконные, криминальные действия}. Принцип «работа не нравится, но она нужна» преобразовался у части подростков в позицию: «где бы не работать — лишь бы хорошо платили». И все же почти 40% юношей и девушек считают: «наряду с хорошим заработком важен и смысл работы». Мнения «хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы» придерживается не более 10-15 % молодежи (данные ИСЭП РАН, 2000 г.). Очевидно, что новая идеология, мотивация в сфере труда у молодежи может привести к еще большему иждивенчеству, безответственности за результаты своей деятельности, в конечном итоге — к неэффективности общественного производства в целом.
Становление духовности человека, начиная с Гегеля, прямо связывается с образованием. Именно в процессе образования, получения знаний молодой человек, обретая новые миры, обретает и свое «Я». Данное положение подтверждается и результатами социологических опросов, в том числе проведенного автором опроса студентов Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна в 2000 г. На вопрос «Каковы ваши мотивы поступления и обучения в вузе?» (без предварительно данных вариантов ответов) более 50% респондентов назвали мотивы духовного плана: саморазвитие (30%), расширение кругозора (26%), самоутверждение (23%), интересное общение (23%).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 238.