Для проведения комплексной оценки показателей качества оливкового майонеза, необходимо определить ряд показателей качества продукта, которые имеют решающее значение при выборе оливкового майонеза потребителем.
Наиболее важные для потребителя органолептические показатели и показатели упаковки продукции были определены с помощью анкетирования. Так как анкетирование представляет собой социологический метод измерения показателей качества, который строится на массовых опросах населения или отдельных его социальных групп. Используемые анкеты представлены в приложении А.
Определение минимального числа экспертов для проведения анкетирования
N = 0,5 ( 3/a + 5 ), (1)
где а - возможная ошибка результатов экспертизы, так как анкетирование проводится среди обычных потребителей, не имеющих профессиональных навыков оценки качества, принимаем а=0,4 .
Получаем минимальное количество экспертов равное
N = 0,5 ( 3/0,4 + 5 ) = 6,25
Так как рассчитано минимальное число экспертов, то округляем в большую сторону, принимаем N =7.
Общий результат оценки по каждому показателю качества оливкового майонеза получается суммированием оценок, поставленных каждым экспертом. Среднее значение определяется по формуле
, (2)
- оценка важности, полученная от j-го эксперта;
N – количество экспертов.
Коэффициенты весомости показателя качества оливкового майонеза рассчитываются по формуле
. (3)
Результаты анкетирования представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 – Определение коэффициентов весомости органолептических показателей качества оливкового майонеза
Наименование показателей | Номер эксперта | Общий резуль-тат | Сред-нее значе-ние | Коэф-фициент весо-мости | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Состав продукта | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 33 | 4,71 | 0,09 |
Пищевая ценность | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 26 | 3,71 | 0,07 |
Энергетическая ценность | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 28 | 4,00 | 0,08 |
Срок годности | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 25 | 3,57 | 0,05 |
Цвет | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 33 | 4,71 | 0,09 |
Запах | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 32 | 4,57 | 0,09 |
Вкус | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 35 | 5,00 | 0,10 |
Наличие частиц добавок | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 32 | 4,57 | 0,09 |
Консистенция | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 25 | 3,57 | 0,07 |
Кислотность | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 21 | 3,00 | 0,06 |
Наличие консервантов | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 21 | 3,00 | 0,06 |
Наличие ароматизаторов | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 20 | 2,86 | 0,06 |
Наличие антиокислителей | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 15 | 2,14 | 0,04 |
Содержание токсичных элементов | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 17 | 2,43 | 0,08 |
Оценка ставилась по степени значимости показателя качества для потребителя, то есть наиболее важному показателю качества присваивалась оценка 5, наименее важному – 1.
Графически значимость органолептических показателей качества для потребителя представлена на рисунке 4.
Рисунок 3 – Результаты анкетирования по органолептическим показателям
Точность оценок респондентов определяют по согласованности их мнений. Степень совпадения оценок экспертов, входящих в комиссию, характеризует качество экспертизы и выражается коэффициентом конкордации, рассчитываемым по формуле
(4)
где S - сумма квадратов отклонений рангов или баллов каждого объекта от среднего арифметического значения;
п - количество экспертов;
т — количество оцениваемых объектов.
Сумма квадратов отклонений балов (S) от среднеарифметического их значения (Рср) по всем объектам и экспертам находят по формуле
(5)
где аij - оценка, данная i-му объекту j-м экспертом;
аcp -среднеарифметическое значение оценок.
;
.
W=0,52 следовательно, мнение экспертов согласованно (так как W>0,5), результатам анкетирования можно доверять.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что для потребителя самое важное значение при выборе оливкового майонеза имеют следующие показатели качества: вкус, цвет, запах, состав продукта и калорийность. Следовательно, именно по этим показателям будут оцениваться образцы оливкового майонеза.
В результате анкетирования потребителей по важности эстетических показателей качества, были получены данные, представленные в таблице 2.
Таблица 3 – Определение коэффициентов весомости показателей качества упаковки
Наименование показателей | Номер эксперта | Общий резуль-тат | Сред-нее значе-ние | Коэф-фициент весо-мости | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Красочность упаковки | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 27 | 3,86 | 0,08 |
Показ внешнего вида продукта на упаковке | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 18 | 2,58 | 0,05 |
Продолжение таблицы 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Наличие реквизитов предприятия-изготовителя | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 28 | 4 | 0,08 |
Четкость исполнения знака соответствия | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 34 | 4,86 | 0,10 |
Наличие товарного знака | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 29 | 4,14 | 0,08 |
Красочность упаковки | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 33 | 4,71 | 0,10 |
Полнота информации о составе продукта | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 32 | 4,57 | 0,09 |
Оригинальность формы | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 27 | 3,86 | 0,08 |
Информация о пищевой ценности | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 29 | 4,14 | 0,08 |
Информация об энергетической ценности | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 28 | 4 | 0,08 |
Удобство упаковки | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 31 | 4,43 | 0,09 |
Наличие крышки на упаковке | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 30 | 4,29 | 0,09 |
Габаритные размеры упаковки | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 15 | 2,14 | 0,04 |
Масса изделия | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 17 | 2,43 | 0,05 |
Графически значимость показателей качества упаковки для потребителя представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты анкетирования по показателям качества упаковки
;
.
W=0,59 следовательно, мнение экспертов согласованно (так как W>0,5), результатам анкетирования можно доверять.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что для потребителя наиболее важное значение при выборе оливкового майонеза имеют следующие показатели качества упаковки: четкость исполнения знака соответствия, красочность упаковки, полнота информации о составе продукта, удобство упаковки, наличие крышки на упаковке. Поэтому, именно по этим показателям будут оцениваться образцы оливкового майонеза.
Показатели качества, имеющие наибольшую значимость для потребителя при выборе оливкового майонеза будут рассмотрены в следующих разделе. В качестве объектов оценки возьмем пять оливковых майонезов разных марок: «Махеев», «Mr Ricco», «Кулинар», «Слобода» и «Евдаковский».
Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.