1.
| Государство и право. Государство и система международного права.
| Понятие государства. Важнейшие признаки государства. Различные концепции происхождения государства. Связь государства и права. Аргументы Г. Кельзена в пользу того, что государство само является правовым порядком. Аргументы сторонников противопоставления государства и права. Развитие теорий правового государства. Различные представления об ограничении государства правом: концепция естественного права, концепция целесообразности Иеринга, небезусловность зависимости людей от государства (Н.М. Коркунов). Национальные государства и процессы глобализации.
Обсуждение статуса и роли международного права в философии права. Противопоставление международного и внутригосударственного права в концепции Дж. Остина. Примат международного права над государственным в теории Г. Кельзена. Концепции абсолютного суверенитета и относительного суверенитета государства. Трактовка международного права Г. Хартом.
| ОК-1/ОК- 2/ОК-3/ОК-4
| Знать:
- важнейшие закономерности взаимодействия государства и права;
- основные признаки правового государства;
- ключевые концепции международного права и его связи с государственным правом.
Уметь:
- дискутировать, отстаивать свои мысли и предъявлять аргументы по поводу различных философско-правовых концепций, рассматриваемых в данной теме;
- анализировать тексты различных мыслителей по поводу ключевых проблем государства и права, а также системы международного права.
Владеть:
- навыками творческого оперирования понятиями, освоенными в ходе изучения настоящей темы;
- основными принципами профессионального мышления юриста, изученными в ходе данной темы и позволяющими ориентироваться в сложных правовых ситуациях.
| Лекция,
Практические занятия,
домашние задания, консультации,
защита проектов,
обсуждение эссе, докладов, презентаций, самостоятельная работа студентов
| |
2.
| Государство и общество. Государство и личность.
| Государство как форма общения людей у Аристотеля. Государство, с которым договариваются – теории «общественного договора». Государство как организм по Г. Гегелю. Концепции государства как инструмента господствующего класса. Теория государства Э.де Ясаи: государство как субъект, стремящийся к максимизации властных полномочий. Модели взаимоотношения государства и общества: «минимальное государство» и «государство всеобщего благосостояния». Переосмысление этих моделей в условиях глобализации.
Личность и государство. Конфликты между личностью и государством и пути их преодоления. Проблема гражданского общества. Различные концепции гражданского общества в философии права. Эволюция термина «гражданского общества» в философии права и политической философии. Важнейшие черты гражданского общества в его современных концепциях. Участие государства в формировании гражданского общества. Решение проблемы управления общими ресурсами на основе принципов самоуправления (Остром Э. «Управляя общим: эволюция институтов коллективной деятельности»).
| ОК-1/ОК- 2/ОК-3/ОК-4
| Знать:
- важнейшие закономерности взаимодействия государства и общества;
- главные типы конфликтов между личностью и государством, а также пути их преодоления;
- основные признаки гражданского общества.
Уметь:
- дискутировать, отстаивать свои мысли и предъявлять аргументы по поводу различных философско-правовых концепций, рассматриваемых в данной теме;
- анализировать тексты различных мыслителей по поводу ключевых проблем взаимоотношений государства и общества, государства и личности.
Владеть:
- навыками творческого оперирования понятиями, освоенными в ходе изучения настоящей темы;
- основными принципами профессионального мышления юриста, изученными в ходе данной темы и позволяющими ориентироваться в сложных правовых ситуациях.
| Практические занятия,
домашние задания, консультации,
самостоятельная работа студентов, круглый стол,
защита проекта
| |
3.
| Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка.
| Понятие общественной практики. Место права в общественной практике. Понятие правовой практики. Категория эффективности правовых норм. Оценка эффективности права. Целенаправленность и целесообразность права. С чем может быть связан конфликт между нормативно-правовой базой и поведением субъектов? Типы правового воздействия и его описание на макро- и микроуровне.
Понятие правоприменения. Важнейшие характеристики правоприменения. Проблема ответственности государства в случае ненадлежащего правоприменения. Концепция правоприменения Г. Харта. Концепция правоприменения Р. Дворкина. Практические проблемы правоприменительной деятельности в России.
Категория правопорядка. Соотношение понятий законности и правопорядка. Преодоление конфликта должного и сущего в категории правопорядка. Концепция «теневого права».
| ОК-1/ОК- 2/ОК-3/ОК-4
| Знать:
- основные концепции правовой практики, правоприменения и правопорядка;
- важнейшие проблемы правовой практики, правоприменения и правопорядка в современной России и пути их преодоления.
Уметь:
- дискутировать, отстаивать свои мысли и предъявлять аргументы по поводу различных философско-правовых концепций, рассматриваемых в данной теме;
- анализировать тексты различных мыслителей по поводу ключевых проблем правовой практики, правоприменения и правопорядка.
Владеть:
- навыками творческого оперирования понятиями, освоенными в ходе изучения настоящей темы;
- основными принципами профессионального мышления юриста, изученными в ходе данной темы и позволяющими ориентироваться в сложных правовых ситуациях.
| Практические занятия,
домашние задания, консультации,
самостоятельная работа студентов, круглый стол,
защита проекта
| |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии: