Составьте синхроническую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки». Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое занятие № 1

Тема: СССР и страны Восточной Европы после второй мировой войны.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из воспоминаний М. Джиласа, члена ЦК СКЮ. В сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939-1993». М., 1995. С. 222-223.

Из заявления Н.С.Хрущева 26 мая 1955г. в сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939-1993». М., 1995. С.221

Теория

Начало «Холодной войны». Восточная Европа: особенности модели развития. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. Период партнёрства и соперничества между СССР и США. Кризис разрядки: причины и последствия.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 266-278

Постановка задачи

1. Проследить основные вехи формирования системы союзов в мире с 1940-х до начала 1990-х гг.,

Группа государств Запада

СССР и его союзники

Дата Международное событие и его участники Его значение Дата Международное событие и его участники Его значение            

 

2. Составьте перечень наиболее значительных договоров подписанных СССР и странами запада в 1960-1970-е гг.

 

Порядок выполнения задачи

Изучить текст представленных документов и материалов и подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы

Назвать причины «Холодной войны». 

Практическое занятие №2

Тема:  СССР накануне реформ

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Биографическое приложение Горбачёв М.С.

Из воспоминаний З. Млынаржа, члена ЦК КПЧ, «Мороз ударил из Кремля». М., 1992. С. 130.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 380-387.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40

 

Теория

Государственное устройство СССР. Общество СССР. Кризис общества и государства СССР. Противоречия культурных и этнических взаимоотношений. Идеологический кризис. СССР и страны Восточной Европы. СССР и страны третьего мира. Осознание необходимости реформ. Перестройка и новое политическое мышление.

 

Постановка задачи

Составьте синхроническую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки». Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки?

 

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Чем объясняется углубление экономического и политического кризиса в СССР в конце 1980-х гг.? Как проявлялись его симптомы?

Практическое занятие №3

Тема: Реформа Советской политической системы и демократизация общественной жизни

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Биографическое приложение Горбачёв М.С.

Биографическое приложение Ельцин Б.Н.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 376-387.

Теория

Рождение оппозиции. Изменение в Конституции СССР. Радикализация общества (национальный радикализм, неформальные объединения). Первые Съезды народных депутатов СССР. Выборы Президента СССР. Новая культурная политика. Критика советской действительности. Гласность и реформаторы. Реформа образования. Рассмотрение наглядного и документального материалов.

 

Постановка задачи

 Составить хронологическую таблицу «Основные этапы процесса реформирования в СССР». Объясните, какие причины легли в основу социалистической экономики. Свой ответ обоснуйте. Раскройте главные проблемы в проведении реформ в СССР.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Практическое занятие № 4

Тема:  Модернизационные процессы 1980-1990-х гг. в США и странах Европы.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности).

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 380-387.

Теория

Неоконсервативная идеология. Социально-экономическая политика неоконсерватизма. Неоконсервативная волна и интеграционные процессы. США на рубеже ХХ-ХХI веков. Страны Западной Европы на рубеже ХХ-ХХI веков. Восточная Европа после социализма.

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Практическое занятие №5

Тема: Внешняя политика Советского Союза второй половины 1980-х гг. и её результаты.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги бывшего государственного секретаря США Г. Кисенжера «Дипломатия». М., 1997. С. 740-741

Из работы бывшего помощника президента США по национальной безопасности З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». М., 1998. С.249, 252-253

Теория

Смена внешнеполитического курса и кадровые перестановки. Новое политическое мышление. Экономическое и политическое сближение с западноевропейскими странами. Нормализация межгосударственных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Вывод советских войск из Афганистана. Содействие реформированию политических режимов стран Восточной Европы. Объединение Германии. Югославский кризис. Распад Чехословакии. Ликвидация Организации Варшавского договора. Подписание Парижской хартии для новой Европы.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 69-81

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ.

www.rami.ru – Российская ассоциация международных исследований.

Фильм «СССР – крушение» - Интернет.

 

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы

Практическое занятие № 6

Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбуодин «Что нас ждёт в 90-е гг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С.174

Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы (1985-2008) учебное пособие для вузов М.: Институт общественного проектирования, 2008 г. с. 24-27.

Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2ч. М.., 2002.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Наука и идеология. Тенденции общего развития. Тенденции развития искусства и художественной литературы. Расцвет национальных культур. Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР.

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Практическое занятие № 7

Тема: Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей))

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Власть и оппозиция. Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1995.

Люкс Л. История России и Советского Союза от Ленина до Ельцина. М., Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина: РОССПЭН, 2009.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Интернет ru.wikipedia.org/wiki/ Чеченский конфликт

Теория

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией. Вооруженные конфликты на территории бывшего СССР. Война между Арменией и Азербайджаном. Межнациональные конфликты в Узбекистане и Киргизии. Проблема депортированных народов. Столкновения между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, конфликты в Приднестровье, Ингушетии, рост сепаратизма в Чеченской Республике и Татарстане. Первая Чеченская война. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е годы. Анализ программных документов ООН и ЮНЕСКО в отношении постсоветского пространства.

Постановка задачи

Раскройте основные проблемы, вставшие перед Российской Федерацией как новым суверенным государством. Составьте план ответа на тему: «Конфликт вокруг Чечни: этапы развития»

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Практическое занятие № 8

Тема: Государственная дума и Президент России. 1992-1999гг.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 2000. С.3

Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Шмелёв Н.П. В поисках здравого смысла. М. 2006. С.447.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 3 с. 183-200

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Кризис власти. Референдум. Расстрел Белого дома. Конституция РФ 1993 г. Государственные Думы 1990-х гг. Выборы Президента 1996 г. Корпоративно-олигархический режим. Политическая дестабилизация. Назначение и.о. премьер-министра Путина В.В. Выборы в Государственную Думу третьего созыва. Рассмотрение документов фото и видео материалов о событиях политического кризиса 1990-х годов.

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Практическое занятие №9

Тема: Стабилизация власти 2000-2008 гг.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Явлинский Г.А. «Дорожная карта» российских реформ.// Новая газета. 25 апреля 2005 г.

Медведев Д. Интервью британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта 2008 г.

Теория

Политическая модернизация. Выборы Президента Российской Федерации 2000 г. Государственное строительство. Административная реформа. Партийное строительство. Укрепление Российской армии. Власть и олигархи. Переизбрание В.В. Путина. Изменения в избирательной системе. Выборы Президента РФ в марте 2008 г.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 3 с. 183-200

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Постановка задачи

Изучить биографии политических деятелей 90-х годов и подготовить справку.

Порядок выполнения задачи

Практическое занятие №10

Тема: Социально-экономическая политика правительства в 1994-1998 г. Итоги приватизации.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М., 2000. С.107

Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000. М. 2000.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40

Фортунатов В.В. Россия в 2017 году. Чем закончатся эксперименты со страной? –СПб.: Питер, 2012.-С.449-462

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

www.fer.ru – Фонд эффективной политики

Теория

Стратегия и тактика реформ. Радикальная модель реформы экономики «Шоковая терапия». Продовольственный кризис. Советское экономическое наследие. Первые шаги реформ. Концепция приватизации. Её первый этап. Начало аграрной реформы в стране. Финансово-кредитная политика. 

Социально-экономический курс правительства в первой половине 1990-х гг. Второй и третий этапы приватизации. Выборы Президента РФ и экономический курс правительства. Дефолт 1998 года и его последствия. Социально-культурная сфера.

Постановка задачи

Изучить наглядный и текстовой материал, отражающий ход экономических реформ первой половины 90-х годов ХХ века. Провести анализ документов, раскрывающих основные направления экономической политики руководства РФ в рассматриваемый период. С использованием интернет подготовить материалы о биографиях членов правительства реформ.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Каким было положение в Российской Федерации после распада СССР? Как проводилась коррекция курса реформ в 1994-1998 гг.? Чем был вызван кризис 1998 г? Какое положение складывалось в России конца ХХ века? В чём состояли цели реформ, начатых в России правительством Е.Т. Гайдара?

Практическое занятие № 11

Тема: Социальные процессы в информационном обществе.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей))

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С.332,336

Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С.130

Из книги Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество». М., 1969. С.112-113.

Из книги Д. Белла «Грядёт постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». Нью-Йорк, 1973. С.361-362

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Наёмные работники: служащие и «средний класс». Служащие и «революция управляющих». «Средний класс»: основные черты. Новые маргинальные слои. Причины и формы маргинализации. Зоны социального упадка. Буржуазия: современный облик. Средняя и крупная буржуазия. Социальные последствия «шоковой терапии» Трансформационные процессы в российском обществе. Российский рынок труда. Демографическая ситуация в стране.

 

Пономарёв М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб.- М.: Проспект, 2010.

Постановка задачи

Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу ХХ века. Объясните ваше понимание термина «интеллектуальная собственность». Кто является его обладателем?

 

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Практическое занятие № 12

Тема: Этносоциальные проблемы в современном мире.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. В сб. «Право Совета Европы и Россия». Краснодар, 1996. С. 275-277

Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». М., 1997. С.162

Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке» Нью-Йорк, 1979. С.151.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Этносоциальные проблемы и опыт их решения. Межэтнические конфликты в странах Запада. Борьба с расизмом и расовой дискриминацией. Межнациональные конфликты 1990-х гг.

 

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы

Практическое занятие № 13

 

Тема: Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Теория

Экология и её современные особенности. Влияние промышленности на экологию. Военная и экологическая угрозы человечеству. Проблема ресурсов и загрязнение биосферы. Высокие технологии и международное сотрудничество. Экология и развитие. Международные экологические организации. Пути решения проблемы.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с. 326-333

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Постановка задачи

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Практическое занятие №14

Тема: Человечество на рубеже новой эры.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги П. Кеннеди «Вступая в двадцать первый век». М., 1997. С.396,397,398.

Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждёт в 90-е гг. Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С.353.

Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С. 249-250

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

 

Теория

Ускорение научно-технического развития и его последствия. Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Электроника и робототехника. Информационное общество: основные черты. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний. Новая структура занятости.

Постановка задачи

Изучить документальные фото и видеоматериалы.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы

Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также постиндустриальным.

Практическое занятие № 15

 

Тема: Культурно-духовное пространство России, её культурный облик в постиндустриальном обществе.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбурдин «Что нас ждёт в 90-е гг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С.174

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 5 с. 258-268

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

 

Теория

Разрушение советского культурно-духовного пространства. Роль русской православной церкви в воссоздании традиций и идеалов русской культуры. Роль мобильных средств связи и Интернет в освоении новых отношений, характерных для информационного (сетевого) общества. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России и влияния на них идей «массовой культуры». Мировые религии и их роль в укреплении духовной культуры общества.

Постановка задачи

Изучить наглядный и текстовой материал, отражающий традиции национальных культур народов России и влиянии на них идей «массовой культуры».

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

 

Практическое занятие № 16

 

Тема: Транснационализация мировой экономики и её последствия

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги П.Ф. Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении». М., 1994. С.167-168

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Предпосылки и итоги возникновения ТНК. Конкуренция в научно-технической сфере. Противоречия современного мира.

Постановка задачи

Изучение документального материала по теме. Выполнение индивидуального задания.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет. Приведите доводы, показывающие, что применение высоких технологий объективно становится основой интеграции государств, поисков новых моделей сотрудничества.

Контрольные вопросы

 

Роль транснациональных корпораций, Интернет, средств массовой информации в современном мире. Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов, роста ТНК и ТНБ в информационном обществе?

 

Практическое занятие № 17

Тема: Динамика глобальных процессов и структура внешней политики России в 2000-е гг.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из книги бывшего государственного секретаря США  Г. Киссенджера «Дипломатия». М., 1997. С.740-741

Из работы бывшего помощника президента США по национальной безопасности З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». М., 1998. С.249, 252-253.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 435-444

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с. 326-333

Фортунатов В.В. История: История мировых цивилизаций.- СПб.: Питер, 2011.- с.414-521

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

 

Теория

Основные тенденции современного развития мира. Управление и координация внешней политикой РФ. Стратегические приоритеты новой внешней политики России. Приоритетное партнерство России с США. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в Содружестве Независимых Государств. Налаживание российско-европейского сотрудничества. Европейская энергетическая хартия и позиция России.

Постановка задачи

Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиций гражданина России. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. Подготовить мини-сообщение о позиции России по актуальному вопросу международной политики.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Когда появилось понятие «глобализация»? Что понимается под «глобализацией» за рубежом и в современной России? Почему глобализация вызывает споры в современном мире? Что такое однополярный, двухполюсный и многополярный мир?

 

Практическое занятие № 18

Тема: Международные организации и их роль в глобальных процессах.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из работы бывшего помощника президента США по национальной безопасности З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». М., 1998. С.249, 252-253.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с. 333-354

Пономарёв М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб.- М.: Проспект. 2010.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Понятие «Международная организация». Роль и назначение ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОБСЕ и др. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства. Россия – НАТО. Планы НАТО расширения на Восток. США и система ПРО в Европе. «Оранжевая революция» в Украине и «Революция роз» в Грузии. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Постановка задачи

Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций. Определить понятие «международная организация». Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах. С использованием Интернет, справочной и учебной литературы подготовить справку о современной международной организации, её роли в современном глобальном мире. Раскройте значение деятельности международных организаций в решении глобальных проблем современности. Какие из них играют наибольшую роль?

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Что общего между мировым экономическим кризисом 2008-2010 годов и мировыми экономическими кризисами прежних времён (например, 1929-1933гг.)? В чём особенности протекания и преодоления кризиса в России в сравнении с другими странами?

 

Практическое занятие № 19

Тема: Межгосударственные конфликты конца ХХ – начала ХХI  веков.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Бадалян Л.Г. История. Кризисы. Перспективы: новый взгляд на прошлое и будущее. М., URSS: Либроком, 2009

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 40-56

Пономарёв М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учеб.- М.: Проспект. 2010.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Теория

Арабо-израильский конфликт и его причины. Война в Югославии. Участие США и НАТО в международных конфликтах (в Ираке, Афганистане, Югославии, Гренаде, Ливии, Египте). Вооруженный конфликт 2008 года между Грузией и Южной Осетией. Участие России в этом конфликте. 

Постановка задачи

С использование Интернет-ресурсов справочной и учебной литературы подготовить мини сообщение о межгосударственном конфликте. Объяснить с точки зрения российского гражданина опасность локальных и региональных конфликтов для мирового сообщества. Подготовить мини сообщение о позиции России по актуальному вопросу урегулирования межгосударственного конфликта на Ближнем Востоке.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Практическое занятие № 20

Тема: Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с.326-333

Новейшая история стран Азии и Африки: материалы к лекционному курсу.- М.: МГИМО – Университет, 2008.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ.

www.rami.ru – Российская ассоциация международных исследований.

 

Теория

Российско-китайские отношения, шаги к сближению. Российско – японские отношения. Проблема Курильских островов. Интеграция России в региональные международные организации АСЕАН и АТЭС. Проблемы взаимоотношения с Индией. Россия и «Большой Восток». Ближневосточный узел противоречий. Иранская ядерная программа и позиция России. Работа с наглядным и текстовым материалом. Рассмотрение документального материала. Видео и фото документов.

Постановка задачи

С использование Интернет ресурсов справочной и учебной литературы подготовить мини сообщение по актуальному вопросу международной политики. Рассмотреть и проанализировать современные документы в области внешней политики и обосновать на основе этих документов перспективы развития внешнеполитических отношений России со странами АТР и ближневосточными государствами.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Практическое занятие № 21

Тема: Россия США и ЕС.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с.326-333

Новейшая история стран Азии и Африки: материалы к лекционному курсу.- М.: МГИМО – Университет, 2008.

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ.

www.rami.ru – Российская ассоциация международных исследований.

 

 

Теория

Российско-американская дискуссия о стратегической безопасности. Политическое и экономическое сотрудничество с Европейским союзом. Процесс расширения ЕС и НАТО. Саммит НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. Экономическая политика России и Европейского союза. Проблема «исторических претензий» к России со стороны Прибалтийских государств.

Постановка задачи

С использование Интернет ресурсов справочной и учебной литературы подготовить мини сообщение по актуальному вопросу международной политики. Рассмотреть и проанализировать современные документы в области внешней политики и обосновать на основе этих документов перспективы развития внешнеполитических отношений России с США и ЕС.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Практическое занятие № 22

Тема: Проблемы и перспективы современного развития мира.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,  работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 435-444

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 6 с.326-333

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

www.mid.ru – Министерство иностранных дел РФ.

www.rami.ru – Российская ассоциация международных исследований.

Теория

Сорок четвертый Президент США Б. Обама и перспективы российско-американских отношений. Мюнхенская конференция по безопасности 2009 г. Российская Федерация и международная безопасность. Проблемы нового миропорядка. Российская Федерация и международная безопасность.

Постановка задачи

С использование Интернет ресурсов справочной и учебной литературы подготовить мини сообщение по актуальному вопросу перспектив современного развития мира. Какова роль США, России, других государств мира в становлении системы нового миропорядка? Попробуйте представить модель такой системы, определить условия её стабильности. Выдвиньте свои аргументы в возможности дискуссии с коллегами по группе.

 

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

Контрольные вопросы

Почему современное состояние мира называют «новым мировым порядком»? Ответ поясните примерами. Какова роль США, России, других государств мира в становлении системы нового миропорядка?  Что такое однополярный, двухполюсный и многополярный мир?

 

 

Практическое занятие № 1

Тема: СССР и страны Восточной Европы после второй мировой войны.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Из воспоминаний М. Джиласа, члена ЦК СКЮ. В сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939-1993». М., 1995. С. 222-223.

Из заявления Н.С.Хрущева 26 мая 1955г. в сборнике: «Россия, которую мы не знали, 1939-1993». М., 1995. С.221

Теория

Начало «Холодной войны». Восточная Европа: особенности модели развития. Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. Период партнёрства и соперничества между СССР и США. Кризис разрядки: причины и последствия.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 266-278

Постановка задачи

1. Проследить основные вехи формирования системы союзов в мире с 1940-х до начала 1990-х гг.,

Группа государств Запада

СССР и его союзники

Дата Международное событие и его участники Его значение Дата Международное событие и его участники Его значение            

 

2. Составьте перечень наиболее значительных договоров подписанных СССР и странами запада в 1960-1970-е гг.

 

Порядок выполнения задачи

Изучить текст представленных документов и материалов и подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы

Назвать причины «Холодной войны». 

Практическое занятие №2

Тема:  СССР накануне реформ

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Биографическое приложение Горбачёв М.С.

Из воспоминаний З. Млынаржа, члена ЦК КПЧ, «Мороз ударил из Кремля». М., 1992. С. 130.

Загладин Н.В. История России и мира. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011 Глава 7 с. 380-387.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40

 

Теория

Государственное устройство СССР. Общество СССР. Кризис общества и государства СССР. Противоречия культурных и этнических взаимоотношений. Идеологический кризис. СССР и страны Восточной Европы. СССР и страны третьего мира. Осознание необходимости реформ. Перестройка и новое политическое мышление.

 

Постановка задачи

Составьте синхроническую таблицу «События в СССР и в мире в период перестройки». Какие политические тенденции наметились в развитии КПСС периода перестройки?

 

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

 

Контрольные вопросы:

Дата: 2019-11-01, просмотров: 741.