˗ конвенционализм (П. Дюэм, А. Пуанкаре),
˗ инструментализм (Дьюи),
˗ операционализм
˗ прагматизм
Интуиционизм (Л. Э. Я. Брауэр)
Эпистемология постмодернизма
В современной науке вообще и в ИТ, в частности, по факту наблюдается «мешанина» всех этих подходов, поэтому рассмотрим их подробно.
Рис. 15. Имре Лакатос, английский философ венгерского происхождения
1. Позитивизм сформировался в конце XIX в., в эпоху торжества техники. Он основывается на эмпиризме (главенстве опыта), восходящем к Ф. Бэкону, и неприятии метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля.
Основные черты позитивизма:
˗ односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов.
˗ наука и научная рациональность признается высшей ценностью;
˗ требование перенесения естественнонаучных методов в гуманитарные науки;
˗ попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом;
˗ вера в прогресс науки.
Первый позитивизм (Огюст Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль - философы):
Метафизика – это не наука. Единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует.
Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии:
˗ теологическая — люди объясняют природу через понятие Бога;
˗ метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности;
˗ позитивная — явлениям природы дается научное объяснение.
Конт ввел также классификацию наук, выделив астрономию, физику, химию, биологию, социологию (социальную физику).
Второй позитивизм (эмпириокритицизм) (Эрнст Мах – физик, Рихард Авенариус - биолог):
Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.
Основные идеи:
˗ принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты.
˗ любое познание есть биологически полезное психическое переживание; и познание, и заблуждение вытекают из одних и тех же психических источников, и только успех может разделить их.
˗ идеал науки - описание, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира».
Третий позитивизм (логический позитивизм, неопозитивизм, «Венский кружок» )
Возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 1920-1930х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики («Principia Mathematica») и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии («Логико-философский трактат»). Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты (т. н. «протокольные предложения»), а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов.
Логический позитивизм выдвинул ряд требований в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий, так как невозможно получать новые знания только путем анализа понятий и их определений. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.
Язык рассматривался как мост между чувственным и нечувственным, поскольку он, с одной стороны, система чувственно воспринимаемых звуков, а с другой стороны, связан с нечувственными по сути мыслями. Следовательно, в поисках истинного знания следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 226.