Немецкая классическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это два имени – Кант и Гегель.

Рис. 13. Иммануил Кант, философ

Рис. 14. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, философ

 

Кант посвятил теории познания свое главное философское произведение «Критика чистого разума». Разберемся с понятиями:

˗ напомним, что разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах, его основной инструмент – логические рассуждения;

˗ суждения по Канту делятся на аналитические (раскрывающие смысл понятий) и синтетические (суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий).

˗ «чистый» у Канта означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение (чистая математика, чистое естествознание). Синоним – априорный (внеопытный), в противоположность «апостериори» — «из опыта».

Таким образом, название книги означает буквально следующее: «Как возможны синтетические суждения априори?», т.е. откуда берутся дополнительные знания?  

Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещи-в-себе и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, наоборот: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием.

Первоэлементами для построения структур разума являются выделенные Кантом категории:

1. Категории количества

1. Единство

2. Множество

3. Цельность

2. Категории качества

1. Реальность

2. Отрицание

3. Ограничение

3. Категории отношения

1. Субстанция и принадлежность

2. Причина и следствие

3. Взаимодействие

4. Категории модальности

1. Возможность и невозможность

2. Существование и несуществование

3. Предопределённость и случайность

Простыми словами: структуры – от человека, их наполнение – из внешнего мира. Практически один к одному эта схема применяется в ИТ.

У Гегеля логика целиком и полностью, без иррационального остатка, покрывает собою все поле проблем познания. Образы созерцания и образы фантазии рассматриваются в качестве внешних продуктов деятельной силы мышления, ибо они — то же самое мышление, только опредмеченное не в словах, суждениях и умозаключениях, а в поступках, событиях и т. д.  Все остальные познавательные способности рассматриваются как виды мышления, как мышление, ещё не достигшее адекватной формы выражения, ещё не созревшее до неё.

Неокантианство

- направление в немецкой философии второй половины XIX - начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев -"Назад к Канту!"

Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности.

Марксизм

Развивая точку зрения Гегеля, марксизм рассматривает логику тождественной теории познания. С этой точки зрения логика является не чем иным, как теорией, выясняющей всеобщие схемы развития познания и преобразования материального мира общественным человеком. Как таковая, она и есть теория познания; всякое иное определение задач теории познания неизбежно приводит к той или другой версии кантианского представления.

Итак, до конца XIX в. сформировались два направления в гносеологии - эмпирическая и рационалистическая. В конце XIX в. гносеология как отдельное направление в общей философии было выделено в самостоятельную научную дисциплину – философию науки.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

В развитии философии науки можно выделить следующие направления, которые во многом сосуществуют во времени и развивают разные идеи предыдущей гносеологии:

Позитивизм

˗ первый позитивизм

˗ второй позитивизм (эмпириокрититицизм)

˗ третий позитивизм (логический позитивизм, неопозитивизм)

Постпозитивизм

˗ Критический рационализм К. Поппера

˗ Концепция исследовательских программ И. Лакатоса

˗ Концепция исторической динамики науки Т. Куна

˗ «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда

Дата: 2019-11-01, просмотров: 234.