Бюджетные доходы и расходы разнообразны
Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы используется единая бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней,
а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней
и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
· - для составления, утверждения и исполнения бюджета;
· - контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
· - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
· - составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Основные принципы бюджетной классификации:
· - классификацию доходов бюджетов;
· - функциональную классификацию расходов бюджетов;
· - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
· - экономическую классификацию расходов бюджетов;
· - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
· - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
· - классификацию видов государственных внутренних долгов, субъектов, муниципальных образований;
· - классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов.
Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога (ЕСН).
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся
на следующие виды.
Доходы бюджета.
· 1. Налоговые доходы.
· - прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
· - налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
· - налоги на товары и услуги;
· - налоги на имущество;
· - платежи за использование природных ресурсов;
· - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
· - прочие налоги, сборы и пошлины.
Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включают поступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов
и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов,
по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
· 2. Неналоговые доходы
· - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
· - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству, и иные суммы принудительного изъятия;
· - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы государства, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
· - иные неналоговые
· 3. К безвозмездным поступлениям относятся
· - дотации из других бюджетов бюджетной системы.
· - субсидии из других бюджетов бюджетной системы государства (межбюджетные субсидии);
· - субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов государства;
· - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы государства;
· - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения
в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством государства.
Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими
в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Важнейшими принципами формирования местного бюджета являются:
· выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход
к планированию муниципального развития;
· перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3-4 летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность местных сообществ самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;
· повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета /28/.
Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии
с бюджетным и налоговым законодательством РК, уставом местных сообществ.
Выделяются следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в местных сообществах:
а) разработка плана-прогноза социально-экономического развития местного сообщества;
б) составление местного бюджета;
в) внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение представительного органа;
г) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете представительным органом;
д) утверждение местного бюджета постановлением представительного органа;
е) опубликование постановления представительного органа об утверждении местного бюджета;
ж) исполнение местного бюджета;
з) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;
и) составление отчета об исполнении местного бюджета;
к) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;
л) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
м) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;
н) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах)
23. Содержание процесса формирования и исполнения государственного
и муниципального бюджетов
Дата: 2019-11-01, просмотров: 214.