На органы федерального казначейства возложены следующие задачи:
1) организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;
2) регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом
и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;
3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.
Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.
Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Организационные формы, посредством которых могут осуществляться бюджетные полномочия при казначейском исполнении бюджета по доходам и расходам следующие:
1. Реорганизация финансового управления администрации субъекта в финансово-казначейское управление. Реорганизация осуществляется путем распределения функций внутри финансового управления на две основных составляющих: 1) организация составления проекта бюджета субъекта, сопровождение его при рассмотрении и утверждении, управление исполнения бюджетной росписи, последующий контроль и представление отчета; 2) непосредственно казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации. В данном случае бюджетная политика органа исполнительной власти будет представлена одним финансовым органом, что может привести к перекосу внутри ведомства выполнения функций и появления эффекта «подчиненности» одной функции другой.
2. Создание территориального казначейства как самостоятельного структурного подразделения.
Прямое подчинение руководству субъекта Федерации и независимость его от органа, отвечающего за составление проекта бюджета, принципиально отличают от схемы, предусматривающей создание финансово-казначейского управления. Преимущество такой схемы в следующем: - повышение качества совершения бюджетных процедур; - независимость предварительного, текущего и последующего контроля; - независимость источников информации для администрации субъекта об исполнении бюджета; Распределение конкретных функций исполнения бюджета субъекта между двумя самостоятельными органами и возложение ответственности за их выполнение.
3. Преобразование финансового управления в департамент финансов
Департамент финансов с подчиненным управлением Федерального казначейства. При такой структуре может сказаться на качестве последующего контроля. Департамент финансов будет единственным (монопольным) источником информации об исполнении бюджета субъекта Федерации.
4. Передача функций по казначейскому исполнению бюджета субъекта территориальным органам казначейства. Исполнение бюджета субъекта Федерации в данном случае должно осуществляться на основе специально заключенных для этого соглашений.
В настоящее время, существует необходимая нормативная база для исполнения органами казначейства территориальных бюджетов Минфином РФ, утверждены Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, регламентирующие порядок открытия счетов территориального бюджета, осуществление операций по учету и регулированию доходов, операций по финансированию расходов, составлению отчетности.
Схема исполнения территориального бюджета на основе заключения соглашений
с органами казначейства является наиболее оптимальным. Во-первых, это самый простой
и дешевый способ перехода к казначейскому исполнению бюджета. Во-вторых, органы казначейства, являясь, независимыми в ходе исполнения бюджета смогут предотвратить принятие любых решений, выходящих за рамки статей законов.
18. Особенности процесса казначейского исполнения федерального бюджета
Все органы Федерального казначейства (Положение от 01.12.2004 г. «О Федеральном Казначействе») – юридические лица, относятся к органам исполнительной власти
и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ
или по согласованию с ним. Следует подчеркнуть, что любые документы других министерств
и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими
для органов казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы федерального казначейства не вправе.
Исполнение федерального бюджета возложено на органы федерального казначейства, функциями и задачами которых являются:
– учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;
– распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
– возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
– учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
– взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям
и решениям уполномоченных органов;
– доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
– обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;
– управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное
и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов
по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.
Необходимо также отметить, что органы казначейства наделены также контрольной функцией. Можно выделить основные направления контрольной деятельности органов казначейства:
– проверка коммерческих банков и учреждений ЦБ РФ по срокам списания, перечисления
и зачисления доходов и средств федерального бюджета по счетам получателей;
– текущий и последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями;
– проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета.
Деятельность органов казначейства также является подконтрольной, т. е. может быть проверена уполномоченными органами.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.