Классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:
1) кода главного администратора доходов бюджета;
2) кода вида доходов;
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся
к доходам бюджетов.
Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов они вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
государственная пошлина;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
страховые взносы на обязательное социальное страхование;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
прочие неналоговые доходы.
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
от других бюджетов бюджетной системы РФ;
от государственных (муниципальных) организаций;
от негосударственных организаций;
от наднациональных организаций;
доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
прочие безвозмездные поступления.
Единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.
Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов РФ;
3) бюджеты муниципальных районов;
4) бюджеты городских округов;
5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) бюджеты городских и сельских поселений;
7) бюджет Пенсионного фонда РФ;
8) бюджет Фонда социального страхования РФ;
9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.
Министерство финансов РФ утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Центральный банк РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ
и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения. По нижестоящим бюджетам утверждается финансовыми органами субъекта РФ и МО.
21. Структура и характеристика доходов и расходов государственного
и муниципального бюджетов
Доходы бюджетов образуются в результате распределения стоимости ВВП и являются объектом дальнейшего распределения централизуемой государством стоимости ВВП, направляемой на финансирование расходов бюджетов и предоставление государственных кредитов.
Основной источник доходов бюджетов — национальный доход, который складывается
из доходов хозяйствующих субъектов, образуемых в результате первичного распределения чистого национального продукта.
К ним относятся:
предпринимательская прибыль (доход),
заработная плата физических лиц, работающих по найму,
природная рента.
Источником доходов бюджетов может выступать и национальное богатство:
доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности;
продажи части золотовалютного запаса, других национальных ценностей;
и т.п.
Пополнение бюджета может осуществляться за счет внутренних и внешних займов, кредитов. Однако эти средства не могут быть причислены к доходам бюджетов, так как они являются возвратными и платными, имеют временный характер.
Кредиты и займы относят к источникам финансирования дефицита бюджетов. Чрезмерное использование заимствований для пополнения бюджета приводит к росту государственного долга и расходов на его обслуживание, означает перенос современных проблем на плечи будущих поколений.
Отрицательные последствия для экономики страны может иметь эмиссия бумажных денег. Государство идет на это при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов становится затруднительным, а финансирование расходов — неотложным. В данном случае происходит рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.
В связи с этим эмиссия бумажных денег — нежелательный способ пополнения бюджета.
В бюджетном законодательстве многих стран, в том числе и России, такая мера не предусмотрена.
Состав доходов бюджетов определяется финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет:
· налоговых и
· неналоговых видов доходов,
· безвозмездных перечислений.
Удельный вес налоговых доходов в общей сумме доходов составляет от 75 до 90%.
Формирование налоговых доходов определяется прежде всего налоговым законодательством РФ.
Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов.
Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются:
налог на добавленную стоимость,
налоги на внешнюю торговлю (пошлины),
платежи за пользование природными ресурсами,
налог на прибыль организаций
и акцизы.
В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются:
налог на доходы физических лиц,
налог на прибыль организаций,
акцизы на отдельные товары,
имущественные налоги,
земельный налог.
Неналоговые доходы бюджетов включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности (прежде всего плату за сдачу названного имущества в аренду);
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
- средства, полученные за возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов поступают от
· юридических и физических лиц,
· международных организаций и
· правительств иностранных государств.
В большинстве бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов доля финансовой помощи
в составе доходов является существенной, что сдерживает развитие их финансовой самостоятельности, однако это объективно обусловлено социально-экономическими различиями
в уровне бюджетной обеспеченности регионов, необходимостью централизации средств
в федеральном бюджете для преодоления указанных различий.
Расходы бюджета.
По экономическому содержанию они представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней.
По материально-вещественному отношению расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В связи с многообразием видов и форм расходов бюджетов необходима их обоснованная группировка. В финансовой теории и бюджетном законодательстве применяется целый ряд признаков классификации расходов бюджетов.
Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства:
· оборонной,
· социальной,
· экономической и др.
Исключительными расходами федерального бюджета являются расходы на оборону
и проведение военной реформы, международную деятельность. Преимущественное финансирование из федерального бюджета имеет судебная власть, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
За счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются жилищно-коммунальное хозяйство и отдельные расходы на социально-культурную сферу.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие
и капитальные.
К текущим расходам относятся предоставление бюджетных средств на обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.
Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и местного самоуправления, включая предоставление инвестиций
в действующие или вновь создаваемые юридические лица, иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
При осуществлении капитальных расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Экономическая классификация расходов бюджетов группируются в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления (КОСГУ). 210, 220, 300.
Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по их главным распорядителям. Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.
Многообразие видов расходов бюджетов обусловливает различные формы предоставления бюджетных средств.
Формы предоставления бюджетных средств:
• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
• средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
• трансферты населению, в том числе ассигнования:
• на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
• осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти;
• компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принимаемых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей, других обязательств);
• субвенции и субсидии юридическим, физическим лицам;
• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
• межбюджетные трансферты;
• кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
• кредиты иностранным государствам;
• средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственные или муниципальные гарантии.
22. Основные принципы формирования и исполнения государственного
и муниципального бюджетов
Дата: 2019-11-01, просмотров: 199.