Северо-Западный экономический район
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Северо-Западный район образует 4 субъекта Российской Федерации: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, город федерального значения Санкт-Петербург. Территория района составляет 196,5 тыс. км2, или 1,1% территории страны.

Район занимает выгодное экономико-географическое положение, находясь между развитыми Центральным и ресурсно-сырьевым Северным районами. Своеобразие географического положения района определяется и тем, что он выступает важнейшим «транспортным цехом» страны, имея выход в Балтийское море.

Район, как и Центральный, беден минерально-сырьевыми ресурсами. Из полезных ископаемых имеются горючие сланцы, бокситы, фосфориты, минерально-строительные материалы. Агроклиматические, почвенные ресурсы благоприятны для развития молочного животноводства, производства овощей, картофеля, льна.

На долю Северо-Западного района приходится 5% основных фондов страны. Он производит 5% промышленной и 3% сельскохозяйственной продукции, более 5% валового регионального продукта страны. Район занимает второе место после Центрального по научно-техническому потенциалу. В 2005 г. инвестиции в основной капитал составили 7% от всех инвестиций в экономику страны.

Северо-Западный – индустриальный район с мощным комплексом обрабатывающей промышленности. На долю промышленности приходится 85% выпуска продукции. Ведущими отраслями в настоящее время выступают разнообразное машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, пищевая, цветная металлургия, легкая.

На долю машиностроения приходится 30% выпуска промышленной продукции района. Оно представлено отраслями, требующими высококвалифицированного труда: судостроением, станкостроением, приборостроением, энергетическим, электротехническим, оптико-механическим машиностроением. Ведущими центрами машиностроения являются Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Выборг.

Второй важной отраслью промышленности является химическая и нефтехимическая промышленность. Химия представлена производством различных продуктов, в том числе высококачественными парфюмерно-косметическими, фармацевтическими. Основные центры химической промышленности – Санкт-Петербург, Кириши, Кингисепп.

Важной отраслью, старейшей в районе, является легкая промышленность, которая представлена производством тканей (льняных, хлопчатобумажных, шерстяных) и обуви. Основной центр легкой промышленности – Санкт-Петербург.

Развиты в районе пищевая промышленность, цветная металлургия (Волхов, Бокситогорск, Пикалево), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная.

Крупнейшим промышленным, культурным, финансовым центром не только Северо-Западного района, но и всей страны, выступает Санкт-Петербург. В мае 2003 г. он отметил свое 300-летие. По переписи 2002 г. в Санкт-Петербурге проживает 4,67 млн. человек (второй после Москвы). В городе сотни промышленных предприятий различных отраслей, особенно отраслей, связанных с достижениями научно-технического прогресса. В их числе такие предприятия, как Адмиралтейское судостроительное объединение, Балтийский судостроительный завод, Кировский, Невский, заводы «Электросила», «Русский дизель», «Красный выборжец», известные фирмы «Светлана», «Дальняя связь», «Красная Заря», «Северная Заря» и др. В городе расположены признанные в науке НИИ и КБ, насчитывается более 50 предприятий, выпускающих радиотехнику, электронику, средства связи. В городах Новгороде, Пскове, Луге, Старой Руссе, Великих Луках работают филиалы Петербургских предприятий.

Многоотраслевой экономике Санкт-Петербурга соответствует научная, техническая, технологическая база. В настоящее время Санкт-Петербург выступает вторым после Москвы деловым, финансовым, интеллектуальным, инновационным, культурным центром страны. Его заслуженно считают одним из красивейших городов мира. Архитектурные памятники, ансамбли зданий, архитектура самого города, но особенно городов-спутников, в основном восстановленных после войны, поражает своей красотой и не имеет равных в стране. Многочисленные музеи (120) с сотней тысяч бесценных экспонатов привлекают миллионы туристов. Санкт-Петербург выполняет аналогичную Москве функцию региона-лидера в области науки, подготовки кадров, научно-технических разработок и технологий, управленческого опыта и работает на общенациональный рынок.

Агропромышленный комплекс района включает молочное и молочно-мясное скотоводство и довольно мощную пищевую промышленность на их базе, картофелеводство, овощеводство. Из технических культур развито производство льна в Псковской и Новгородской областях.

На территории района проживает 7,1 млн. человек, что составляет 5,5% численности населения страны. Трудовой потенциал района сравнительно высок. На его долю приходится 5% экономически активного населения страны. Подавляющее число жителей являются горожанами. В городах проживает 87% населения, из них 75% в Санкт-Петербурге. Для населения района характерен высокий уровень образования, наличие высококвалифицированных кадров, что нашло отражение в специфике хозяйства района.

В связи с мощной обрабатывающей промышленностью, хотя и пострадавшей в годы кризиса, район имеет крупные товарные ресурсы, которые поставляются на внутренний и внешний рынки. Этому способствует и созданная во многом заново инфраструктура, в том числе транспортная.

Как указывалось ранее, Северо-Западный район, а точнее Санкт-Петербург, после распада СССР и потери наиболее лучших в климатическом отношении и технической оснащенности специализированных портов на Балтике (Таллин, Вентспилс, Клайпеда и др.) стал главными «воротами» России на Балтийском море.

Важное значение приобрели порты Выборг, Высоцк. Выборг оказался наиболее приближенным к Западной Европе. Существовавших мощностей портов явно было недостаточно для интенсивно развивающихся внешних торгово-экономических связей страны. В этой связи было принято решение о создании транспортных коридоров, которые обеспечивали бы выход российским товарам на мировой рынок и ввоз их в Россию.

Реализация проектов транспортных коридоров, в частности на Балтике, осуществляется. В порту Санкт-Петербурга осуществлена реконструкция. Построены контейнерный терминал, рефрижераторный комплекс, нефтеналивной терминал. Развиваются порты Высоцк и Выборг, увеличиваются их пропускные возможности.

Кроме этого, продолжается строительство нового структурного порта в районе Усть-Луги (в 100 км от Санкт-Петербурга), нефтяных портов в Приморске и в районе бухты Батарейной.

Развитие портового хозяйства дополняется развитием наземного транспорта. Для транспортировки нефти из Республики Коми к побережью Финского залива сооружен нефтепровод. Вместе с существующими уже магистральными нефтепроводами создана единая Балтийская трубопроводная система. Увеличиваются пропускные возможности автомобильного и железнодорожного транспорта.

Трубопроводная система будет продолжена в Западную Европу. С 2005 г. строится газопровод по Балтийскому морю в Германию и, вероятно, в Англию. Кроме этого, имеется проект создания транспортного коридора Балтика – Центр – Черное море. Подписано соглашение между Россией, Ираном и Индией о реализации проекта транспортного коридора «Север – Юг» (Санкт-Петербург – Астрахань – Иран – Индия).

На российский рынок Северо-Западный район поставляет станки, приборы, суда, генераторы, турбины, оборудование для ГЭС, АЭС, тракторы, вагоны, электронные изделия, различные культурно-бытовые товары, обувь, трикотажные изделия, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты, рыбоконсервы, кондитерские изделия, пиво и т.д.

Во внешнеэкономических связях район выступает экспортером продукции машиностроения (оборудование для электростанций, приборы, электротехнические изделия, удобрения, продукция лесной, целлюлозно-бумажной отрасли). Район выступает крупным импортером. Значительны объемы ввоза продовольствия, сельскохозяйственного сырья, сырья для легкой промышленности, машиностроительной продукции.

Калининградская область, ставшая анклавом России и не вошедшая в экономический район (в прошлом 1/3 часть Восточной Пруссии, отошедшая к России после поражения гитлеровской Германии по решению Ялтинской и Потсдамской конференции), не вошла в экономический район.

По площади Калининградская область (15 тыс. км2, или 0,09% территории России) – самая малая из областей России. Область после распада СССР оказалась анклавом России (часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией других государств). От основной территории России она отделена Литвой, Латвией, Беларусью. Широкий выход к незамерзающей части Балтийского моря позволяет осуществлять связи с основной территорией страны без транзита через территории иностранных государств посредством парома.

Природно-ресурсный потенциал Калининградской области основывается на крупнейших в мире (90%) запасах янтаря, нефти, соли, торфа, приморском положении региона.

На территории области проживает 0,6% всего (940 тыс.) и 0,6% экономически активного населения. Большая часть (78%) населения является городским. Почти половина населения проживает в Калининграде (430 тыс. человек).

Область, располагая 0,4% основных фондов, производит 0,3% ВВП страны. Ведущими отраслями экономики выступают пищевая промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая.

Ведущее положение в пищевой промышленности принадлежит рыбопромышленному комплексу, включающему в себя вылов, транспортировку, переработку рыбы, портовое хозяйство, судоремонт. На его долю приходится 10% рыбной продукции страны.

Машиностроение специализируется на выпуске и ремонте судов, вагонов, подъемно-транспортного оборудования. Ведущий центр – г. Калининград.

Целлюлозно-бумажная промышленность работает на привозном сырье. Общероссийское значение имеет добыча янтаря. Здесь расположен единственный в мире карьер по добыче янтаря, который производит ежегодно более 1 тыс. т янтаря.

Сельское хозяйство области специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве и овощеводстве.

Особая экономическая зона Калининградской области «Янтарь» в основном специализируется на торговых операциях. Об этом свидетельствуют следующие данные. На ее долю приходится только 0,2% промышленных инвестиций, в то время как в торговую сферу вкладывается 1,1% инвестиций страны. Иностранные инвестиции в область составляют 0,1% от всех иностранных инвестиций, удельный вес экспорта оценивается в 0,4%, импорта – 2,5% от соответствующих показателей по стране, 56% производимой продукции идет на экспорт.

Калининградская область рассматривается важнейшим регионом для связей с Европой. Главным ее ресурсом стало своеобразное географическое положение.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 222.