М. Горький. «Поль Верлен и декаденты»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Поль Верлен и декаденты». Он выступает против декадентства и прочих нереалистических течений в искусстве, критикует импрессионизм и символизм. Он протестует против попыток искусства увести людей от действительности, от необходимости борьбы за ее улучшение.

Критикует не только модную живопись импрессионистов, поэзию декадентов, символистов, чуждую людям труда. "Искусство — свободно", — твердо помнят они и с ревностью занимаются гайдамачеством в искусстве, выдвигая место кристально чистого и звучного пушкинского стиха ритмичные стихи, без размера и содержания, Какой социальный смысл во всем этом? Задача живописи — облагородить дух человека, идейно воспитать его, показать правду жизни. Искусство должно учить человека думать, в нем не может быть места глупым и вредным «чудачествам».

Горький высоко ставит реализм живописи Маковского, игры актеров Малого театра, программной музыки, утверждает неизмеримое превосходство художников эпохи Возрождения и русских мастеров XIX в. над живописью импрессионистов. Особенно ценит он подлинное искусство самого народа, в каких бы оно формах ни проявлялось.

К выступлениям Горького, затрагивающим вопросы искусства, примыкают его статьи «Еще поэт» и «Поль Верлен и декаденты», опубликованные «Самарской газетой» в 1896 г. В последней наиболее полно вскрываются корни и социальный смысл декадентства как искусства, порожденного загнивающей буржуазией. Пессимизм и полное безучастие к действительности — вот характерные черты творчества французских и русских декадентов (Рембо, Маларме, Сологуба, Мережковского). «Декаденты и декадентство — явление вредное, антиобщественное, с которым необходимо бороться», — пишет Горький. Вместе с тем Горький не отрицает талантливости Верлена, А. Рембо и других поэтов.

Не все в суждениях молодого журналиста бесспорно. Его мнение о картинах Врубеля носило субъективный характер, отношение к Сологубу было односторонним. Тем не менее, в борьбе против попыток увести искусство от действительности он вновь выступает как продолжатель лучших традиций революционно-демократической критики.

«Дневник писателя» как тип издания

Первоначально «Дневник писателя» печатался в еженедельном журнале князя Мещерского «Гражданин», редактором которого был Достоевский. В 1876 и 1877 «Дневник» выходил самостоятельными ежемесячными выпусками, печатавшимися в типографии князя Оболенского. В 1880 и 1881 годах появилось лишь по одному выпуску. В «Дневнике писателя» Достоевский откликался на волновавшие его события современности. Вместе с тем «Дневник» содержит ряд художественных произведений — рассказы, очерки, воспоминания.

Уникальность «Дневника писателя»: на протяжении 1876-1877 годов в России выходило повременное издание, автор — творец которого превратил его в персональную трибуну, в амвон, с высоты которого разговаривал с аудиторией, привлекая ее внимание к проблемам, волновавшим его лично. Достоевский преобразовывал попавшие в поле его зрения факты в реальную злобу дня. Так было с выступлениями писателя по юридическим вопросам (дела Кронеберга, Корниловой), на моральные темы (отцы и дети, самоубийства), по острым политическим проблемам (реформы, взаимоотношения с Западом). Актуализация фактов повседневной жизни превращала «Дневник писателя» в действительно уникальное издание, этот процесс сопровождался активной беллетризацией.

Достоевский соединил в «Дневнике» три принципиальных составляющих: документализм (опору на факты), художественную образность (стремление запечатлеть повседневность в максимально обобщающей эмоциональной форме) и личностный характер повествования, свойственный дневниковым записям.

Тесно переплетенные в тексте «Дневника», эти составляющие придали изданию синкретизм, целостность, которая заставляет исследователей искать как жанровое определение «Дневника», так и размышлять над природой этой целостности. Можно с полным правом отыскать в нем образцы разных, несходных литературных жанров: очерка, фельетона, рассказа, повести, мемуаров, публицистики и так далее. Но подлинная суть «Дневника писателя» состоит не в механическом объединении этих жанров, а в том, что, используя их в соответствии с общими задачами «Дневника», Достоевский строит на этой основе особый, оригинальный жанр, образующий неповторимое художественное единство».

Обратим внимание, прежде всего, на название журнала - «Дневник писателя». Дневник - текст, предназначенный для внутреннего потребления, записи для самого себя (если только автор не имитирует в определенных целях его форму). Это не просто пометки для памяти, хроника текущих событий - это способ интимного самоанализа. Достоевский «взрывает» это представление о дневнике - потаенное, интимное предлагается для публичного чтения. Не отменяя личностного тона в повествовании, Достоевский дает возможность читателю познакомиться с точкой зрения на события, которую предлагает именно он.

Важной составляющей стиля Достоевского, что также проявилось на страницах «Дневника», было «сосуществование разных повествовательных голосов», при котором трудно отделить хроникера, повествователя от автора.

В письме к Всеволоду Сергеевичу Соловьеву, сотрудничавшему в «Санкт - Петербургских ведомостях» и в «Русском мире», попросившему Достоевского анонсировать свой «Дневник», писатель подчеркнул: «Я не летописец, это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично»,

Обращение к этому жанру было для Ф.М. Достоевского вполне закономерным явлением: после публикации «Временных правил о цензуре и печати» от 6 апреля 1865 года, когда были заметно облегчены условия существования газет и журналов, в столицах появилось 33 новых газеты и журнала, а в провинции - 31. Пресса становится важным фактором формирования общественного мнения, трибуной, позволяющей активно влиять на общество. Одновременно усиливается внимание к процессам, протекавшим в реальной жизни. Литература и искусство второй половины XIX века развиваются под знаком интереса к повседневной действительности: формирование национального самосознания невозможно без осознания себя в окружающем мире. Накопленный в журналах «Время» и Эпоха», отчасти в «Гражданине» опыт Достоевский стремился реализовать в выпусках «Дневника писателя», выстроил» трибуну, с которой решил ежемесячно разговаривать с аудиторией.

Целостность «Дневника писателя» обеспечивается, во-первых, его хронологической повременностью - события в пересказе и в оценках автора разворачиваются по мере их развития.

Во - вторых, в «Дневнике» очевидно просматривается единый взгляд автора на происходящее. Причем, как уже было отмечено, перед нами в каждом выпуске один и тот же субъект высказывания — автор, подтверждающий собственную реальность ссылками на лично наблюдаемые факты. Уже в первом номере «Дневника» за 1876 год появляется маленькая заметка «Одно слово по поводу моей биографии».

В - третьих, в «Дневнике писателя» отчетливо прослеживается определенный уровень взаимоотношений с аудиторией: автор не считает свою точку зрения окончательной, канонической. Но он стремится к тому, чтобы она, по - возможности, была принята аудиторией. Тон ораторской речи, тон размышления вслух, тон готовности прислушаться и учесть другие точки зрения. Истина для Достоевского - человека православного - заключается в Христе. В своих публицистических текстах он ищет не истину, а путь, открывающий дорогу к ней. И в этих поисках он с готовностью принимает любую другую точку зрения.

В - четвертых, целостность «Дневника» обеспечивается проходящей через все выпуски полемичностью. Полемика Достоевского в «Дневнике» связана с обсуждением наиболее острых проблем современной жизни России. Но надо признать, что и на выпады оппонентов против себя лично Достоевский отвечал.

Журнал «Артист»

"Артист" - первое энциклопедическое издание в области искусства. Да, журналы в России писали об искусстве, но не так глубоко, не так много. Первыми критиками, и музыкальными, и художественными, и театральными, были непрофессионалы, пусть и высокообразованные, но дилетанты. Это были люди общественно активные. Но в театральных школах, художественных академиях ещё не готовили теоретиков искусства.

В России искусство воспринимали не только как эстетическую область, но и социальную. Литература – единственная трибуна в России. Боткин - яркий представитель этих дилетантов, сын купца. Увлекается философией, знает европейское искусство (так как был в Европе), друг Белинского, который восхищался им и считает свои статьи ничтожными, по сравнению с его.

Немногие критики видели синкретическую связь искусств, цельную картину духовного мира, сформированного литературой, музыкой, изобразительным искусством, философией.

И вот дилетанты начали соприкасаться с миром творцов. Сами художники, режиссёры, актёры и композиторы вошли в число критиков. "Русские ведомости" – Чайковский ведёт отдел критики. Актёр Малого театра Ленский – критик. 

Конечно, у таких людей взгляд на искусство изнутри, особенный взгляд.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 503.