Тема 13. Анализ безубыточности производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вопросы для подготовки к занятию по теме 13
13.1. Понятие точки безубыточности. Методики расчёта показателей безубыточности 13.2. Анализ « Cost – Volume – Profit» - «Затраты – Объем – Прибыль» (CVP- анализ)
Базовые понятия по теме 13

Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В точке безубыточности выручка от продаж равна затратам.

М аржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальный доход содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль.

Коэффициент маржинального дохода – это доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в его цене.

Порог рентабельности – стоимостное выражение точки безубыточности.

Запас финансовой прочности –показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы:

Производственный леверидж (операционный рычаг) - это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации, она показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении выручки на 1%. Операционный рычаг зависит от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

Эффект операционного рычага показывает изменение прибыли при изменении выручки от реализации.

Операционный рычаг – это количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации, она показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении выручки на 1%.

Анализ «затраты» - «объем продаж» - «прибыль» ( CVP -анализ) – метод, который позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов, он основан на определении оптимальных пропорций между постоянными и переменными затратами, пропорций между ценой и объемом реализации, а также минимизировать предпринимательский риск.

 

Примеры решения задач по теме 13

Задача 13.1. Определить точку безубыточности и порог рентабельности по предприятию за месяц, если известно, что постоянные затраты предприятия 200 000 рублей в месяц, цена единицы продукции 900 рублей, переменные затраты на единицу продукции - 500 рублей.

Решение:

Q БЕЗУБ = 500   шт.

Это означает, что предприятию для покрытия всех затрат необходимо продать 500 единиц продукции. При этом у предприятия не будет ни прибыли, ни убытка.

Рассчитаем точку безубыточности в стоимостном выражении:

Сначала необходимо найти маржинальный доход:

МД = 900 – 500 = 400 руб. на ед.продукции;

Затем находим коэффициент маржинального дохода и порог рентабельности:

= 0,44444;

 

ρ =  = 450 000,45 (руб.)

Для того, чтобы покрыть все затраты, предприятию необходимо продать продукции на 450 тыс. рублей. И точка безубыточности, и порог рентабельности показывают одно и то же состояние предприятия, но в разных единицах измерения.

Задача 13.2. Е сли ρ =2, то к чему приведет изменение выручки на 5% приведет .

Решение:

Если ρ =2, то изменение выручки на 5% приведет к изменению операционной прибыли на: 5% х 2 = 10%.

Это означает, что при увеличении объема продаж выше точки безубыточности на 5%, прибыль увеличится на 10%, и наоборот, при снижении объема продаж прибыль уменьшится в той же пропорции.

 

Задача 13.3. Предприятие выпускает два наименования продукции – продукт А и продукт В. Необходимо определить порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг по предприятию в целом и по каждому изделию отдельно, а также определить, какое изделие является более перспективным для производства и продажи. В таблице приведены основные данные, необходимые для расчета:

Показатели за год, т.р. Товар А Товар В Итого по предприятию
Выручка 5000 6000 11000
Переменные затраты 4500 4800 9300
Постоянные затраты     1500

 

Решение:

Сначала рассчитаем порог рентабельности в целом по предприятию, не распределяя постоянные затраты по изделиям (см.табл.3):

Для этого найдем маржинальный доход по предприятию:

11 000 – 9300 =1700 т.р.

Затем вычислим коэффициент маржинального дохода:

1700/11 000 = 0,1545

После этого можно найти порог рентабельности по предприятию (точку безубыточности в стоимостном выражении)

ρб=1500/0,1545=9708,7 т.р.

Порог рентабельности показывает минимальный объем продаж, ниже которого выручка не может быть без убытка для предприятия.

Чтобы определить, как соотносится фактическая выручка и минимальный объем продаж (порог рентабельности), находим запас финансовой прочности:

βф=11000-9708,7=1291,3 т.р.

Запас финансовой прочности показывает, насколько далеко предприятие ушло от точки безубыточности. Чаще всего рассчитывают запас финансовой прочности в процентах от достигнутой выручке, чтобы понять, какое безубыточное снижение продаж предприятие может выдержать.

βф=(1291,3/11000)*100%=11,7%≈12%

 т.е. предприятие выдержит снижение объемов продаж от существующего (11 000 т.р.) на 12% без угрозы убытков. Достаточен или нет такой запас финансовой прочности – определятся для каждого предприятия отдельно. Обычно это зависит от средней величины колебаний выручки в течение года – если выручка в среднем изменялась в пределах 5 % в течении года, то запас финансовой прочности в 12% может быть признан достаточным. Если же выручка в течение года снижалась на 10-15 % в отдельные периоды – то тогда запас финансовой прочности недостаточен для предприятия и надо думать об увеличении объемов продаж.

Таблица 3.

Показатели, т.р. Товар А Товар В Итого по предприятию
Выручка 5000 6000 11000
Переменные затраты 4500 4800 9300
Постоянные затраты     1500
Маржинальный доход 500 1200 1700
kМД 0,1 0,2 0,1545
Прибыль     200

Рассчитаем операционный рычаг предприятия:

ρоп=1700/200=8,5

если ρоп=8,5 раз, то при увеличении выручки на 1% прибыль увеличивается на 8,5%, а при увеличении выручки на 10% прибыль увеличивается на 85%, и т.д. Это высокая степень риска для предприятия, так как при снижении выручки на всего 10% прибыль будет снижаться в этой же пропорции – на 85%! Это зависит от высокого значения постоянных затрат – в нашем примере их значение -1500 т.р. Поэтому маржинальный доход в 1700 руб. в основном состоит из постоянных затрат.

Таким образом, чем выше постоянные затраты, тем выше операционный рычаг, и тем выше степень риска. Если выручка начинает снижаться, снижается прибыль и переменные затраты, а постоянные остаются неизменными. Но при росте выручки растут переменные затраты, а постоянные остаются неизменными, таким образом постоянные затраты создают высокую прибыль за счет эффекта масштаба.

 

Теперь перейдем к изделиям и рассчитаем, какое из них наиболее выгодно предприятию. Но мы не можем найти порог рентабельности без разнесения постоянных затрат по изделиям. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:

 Способ 1. Если распределить постоянные затраты пропорционально выручке, то можно рассчитать их по изделиям (см. таблицу 4):

FCА=  т.р.,    FCВ=  т.р.

Коэффициенты маржинального дохода рассчитываются по изделиям:

По изделию А: 500/5000 = 0,1

По изделию В: 1200/6000 = 0,2

 

Порог рентабельности по товару А: ρбА=618,8/0,1=6818 т.р.

То есть товара А надо продать минимум на 6818 тыс.руб., а мы его продаем только на 5000 тыс.руб. Таким образом товар А получается убыточным.

Порог рентабельности по товару В: ρбВ=818,2/0,2=4091 т.р.

Товар В перешел порог рентабельности, так как его продажи выше – 6000 т.р.

Но если отказаться от производства убыточного товара А, то новый порог рентабельности будет выше:

ρбВ=1500/0,2=7500 т.р.

Товар В не перейдет порог рентабельности, его продажи были всего 6000 т.р. Это произойдет из-за того, что товар А брал на себя часть постоянных затрат. В этом была его польза для предприятия. Поэтому нельзя без учета таких нюансов отказываться от «убыточных» товаров.

Таблица 4.

Показатели, т.р. Товар А Товар В Итого по предприятию
Выручка 5000 6000 11000
Переменные затраты 4500 4800 9300
Постоянные затраты 1500
Маржинальный доход 500 1200 1700
kМД 0,1 0,2 0,1545
Прибыль -181,8 381,8 200

 

Способ 2. Можно распределить постоянные затраты другим способом, пропорционально маржинальному доходу (см.таблицу 5):

FCА= т.р. , FCВ= т.р.

Как видим, в этом случае нет убыточных изделий у предприятия! Это произошло из-за перераспределения постоянных затрат и, следовательно, прибыли.

ПрА=58,8 т.р. , ПРВ=141,2 т.р.

Тогда все товары получаются прибыльными – прибыль по товару А – 58,8 т.р, по товару В – 141, 2 т.р. Совокупная прибыль по предприятию не изменяется – 200 т.р. Все изменения происходят по изделиям.

Таблица 5.

Показатели, т.р. Товар А Товар В Итого по предприятию
Выручка 5000 6000 11000
Переменные затраты 4500 4800 9300
Постоянные затраты 1500
Маржинальный доход 500 1200 1700
kМД 0,1 0,2 0,1545
Прибыль 58,8 141,2 200

 

Как мы видим, результат расчетов зависит от способа распределения постоянных затрат. Любое решение по тому, каким образом распределять постоянные затраты, должно определятся исходя из цели предприятия. В нашем примере выручка по товарам А и В примерно одинакова, но есть принципиальная разница в МД. Маржинальный доход товара В в 2,4 раза выше, чем у изделия А. Следовательно, товар В более рентабельный, у него выше доля прибыли и постоянных затрат, которые включаются в цену.

 

Задачи для самостоятельного решения по теме 13

Задача 13. 1. Производится в месяц 5000 ед. продукции А, цена единицы – 400 руб. Переменные расходы на всю продукцию в месяц – 500 000 руб., постоянные в месяц –1 800 000руб.

1. Найти точку безубыточности (порог рентабельности).

2. Найти маржинальный доход за месяц и на единицу продукции.

3. Как изменится прибыль при увеличении V продаж на 10%?

 

Задача 13.2. На предприятии производится и продается 8 000 ед. в год изделия В. Совокупные затраты по производству и реализации 480 000 руб., доля постоянных затрат в совокупных – 60%. Внепроизводственные затраты по реализации – 10% от цены. Продажная цена ед. товара – 150 руб. Если предприятие снизит цену на 20% руб., то это может увеличить реализацию на – 25%. Оценить данное предложение.

Задача 13.3. Найти порог рентабельности по предприятию в целом и по изделиям, а также запас финансовой прочности и силу воздействия операционного рычага на прибыль. Постоянные затраты распределяются пропорционально переменным.

Показатели Изделие А Изделие В Изделие С Итого по предприятию
Выручка за год, тыс. руб. 15 000 18 000 11 000 44 000
Общие переменные затраты за год, тыс. руб. 10 000 12 000 8 000 30 000
Общие постоянные затраты по предприятию, тыс. руб.       9 000

 

Задача 13.4. Предприятие продает однородную продукцию. Совокупные затраты предприятия составляют 1 500 тыс. руб. Доля постоянных затрат в совокупных затратах составляет 40%. Переменные затраты на единицу продукции составляют 90 руб. Цена единицы продукции 200 руб.

Определить:

1. объем продаж и величину прибыли при данном объеме продаж;

2. точку безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг.

 

Задача 13.5. Производится в месяц 5000 ед. продукции А, цена единицы – 500 руб. Переменные расходы на единицу – 150 руб., постоянные в месяц –1 050 000 руб.

Определить:

1. объем продаж и величину прибыли при данном объеме продаж;

2. точку безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг.

 

Задача 13.6. Количество производимой продукции – 10 000 шт., цена 1 штуки = 500 руб., переменные затраты на весь объем VC = 3000 тыс. руб., постоянные –FC = 1000 тыс. руб. Найти маржинальный доход, точку безубыточности, рентабельность производства.

 

Задача 13.7. Количество производимой продукции – 10 000 шт., цена 1 штуки = 500 руб., переменные затраты на весь объем VC = 3000 тыс. руб., постоянные –FC = 1000 тыс. руб. Найти порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг.

 

Задача 13.8. Данные маркетингового анализа: цена единицы продукции 28 руб., переменные расходы 15 руб. Постоянные расходы – 150 670 руб. в месяц. Безубыточный объем составит:

Задание для самостоятельной работы по теме 13, предполагающее подготовку к аудиторным занятиям, изучение теоретического материала и его систематизация для решения задач

 

Задание 13.1

Постоянные затраты предприятия – 50000 руб., переменные – в таблице. Цена изделия – 100 руб. Определить точку безубыточности и наиболее выгодный для предприятия объем реализации:

Объем реализации, шт. Переменные издержки, руб.
1 1000 7 500
2 2000 13 800
3 3000 18 000
4 4000 23 000
5 5000 30 500
6 6000 39 000
7 7000 50 000
8 8000 62 500

 

 

Тестовые задания по теме 13

 

1.Точка безубыточности – это:

1) количество изделий, при котором издержкипроизводства равны доходу от их продажи

2) равенство прибыли на акцию в разных вариантах финансирования

3) выручка от продажи изделий, при которой издержки производства равны доходу от их продажи

4) количество изделий, при котором прибыль до уплаты процентов по заемным средствам и налога на прибыль положительна


Дата: 2019-11-01, просмотров: 1468.