Тема 11.Формирование доходов и расходов в процессе производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вопросы для подготовки к занятию по теме 11
11.1. Классификация доходов. 11.2. Виды цен и их структура. 11.3. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Базовые понятия по теме 11

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы от реализации составляет выручка в денежной или натуральной форме от: 1) реализации товаров (работ, услуг); 2) продажи имущества (включая ценные бумаги);3) переуступки имущественных прав.

Внереализационные доходы объединяют в себе те доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации

Цена - стоимостная характеристика, выраженная в денежной форме, отражающая затраты на производство и реализацию, с одной стороны, и потребительскую ценность (полезность) – с другой, формирующаяся под воздействием четырех основных факторов (ценообразующие факторы): 1) себестоимость товаров; 2) спрос и предложение; 3) стоимостное содержание денег; 4) экономическая политика государства.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Формирование цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя: 1) постановку задач ценообразования; 2) анализ спроса; 3) оценку издержек; 4) анализ цен и товаров конкурентов; 5) выбор метода ценообразования.

Выручка - доходы в денежной или натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), продажи имущества (включая ценные бумаги), переуступки имущественных прав.

Прибыль – разница между валовой выручкой и полной себестоимостью

Бухгалтерская прибыль – разность между суммой общего дохода и суммой внешних издержек. (явных бухгалтерских)

Экономическая прибыль – разность между доходом и суммой внешних и внутренних издержек (разность между бухгалтерской прибылью и неявными издержками)

Рентабельность - показатель эффективности функционирования предприятия

Р ентабельность оборота (продаж, реализации, выручки) отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации

Р ентабельность затрат отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения

Р ентабельность основного капитала показывает, сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в основной капитал.

Р ентабельность оборотного капитала показывает, сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в оборотный капитал предприятия.

Рентабельность активов показывает, насколько эффективно менеджеры предприятия используют его ресурсы; показатель характеризует качество использования имущества предприятия

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько собственник получает с 1 рубля собственного капитала; чистый доход предприятия на вложенный собственником капитал

Рентабельность заемного капитала показывает, сколько прибыли приносит заемный капитал; показатель характеризует эффективность использования заемных средств

 

Примеры решения задач по теме 11

Задача 11.1. Себестоимость выпуска товара равна 18000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 15 % к затратам. Определить оптовую цену изготовителя на товар.

Решение:

Оптовая цена Цопт формируется на основе полной себестоимости единицы продукции и прибыли, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости:

 

где Sпрод – полная себестоимость единицы продукции, руб.;

R – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, то есть отношение плановой прибыли к полной себестоимости годового объема производства.

Оптовая цена изготовителя в нашей задаче составит:

Оптовая цена изготовителя равна 20700 руб.

Задача 11.2.Оптовая цена закупки составляет 11257,5 руб. за единицу товара, а планируемая магазином торговая надбавка – 35 %. Определить розничную цену товара.

Решение:

Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.

Розничная цена, таким образом, равна оптовой цене закупки с учетом торговой надбавки:

Розничная цена товара составит 20725 руб.

Задача 11.3. Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 %– до 550 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить выручку предприятия при снижении цены – на 5 руб. и на 10 руб.

Решение:

Представим в виде таблицы алгоритм расчета выручки от реализации продукции (как произведение цены на объем продукции) до и после уменьшения цены на 5 руб. и на 10 руб.

Цена изделия, руб Объем реализации, шт. Выручка, руб.
130 500 65000
125 550 68750
120 550 66000

Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции все равно увеличилась за счет увеличения объема продаж.

Выручка от реализации продукции до изменения цены составит 65000 руб., при увеличении на 5 руб. – 68750 руб., а при увеличении на 10 руб. – 66000 руб.

Задача 11.4. Рассчитать розничную цену на продукцию по методу “средние издержки + прибыль”, если предприятие выпустило продукцию в объёме 100 ед. при постоянных затратах на весь выпуск 1200 руб. Стоимость материалов на ед. продукции – 20 руб., заработная плата с начислениями – 13 руб. Прибыль на ед. продукции предприятия – 20%, НДС – 18%, торговая наценка – 25%. По результатам расчётов заполнить таблицу.

Статьи расчета (элементы цены) Сумма, руб.
1 Переменные затраты  
2 Постоянные затраты  
3 Себестоимость ед. продукции  
4 Прибыль на единицу продукции  
5 Цена заводская  
6 Цена реализации с НДС  
7 Розничная цена с торговой наценкой  

а) Рассчитаем постоянные затраты на единицу продукции = 1200/100=12 руб.;

б) Переменные затраты = 20+ 13=33 руб.;

в) Себестоимость = 12+33=45 руб.;

г) Прибыль = 45*0.2 = 9 руб.;

д) Цена заводская = 45+9 = 54 руб.;

е) Цена реализации с НДС = 54*1.18 = 63.72 руб.;

ё) Розничная цена с торговой наценкой = 63.72*1.25= 79.65 руб.

 

Задача 11.5. Предприятие производит два вида продукции: А и Б. Объем производства продукции А равен объему реализации и составляет 4 тысячи единиц изделий. Известно, что цена на продукцию А равна 1350 руб. за единицу. Совокупные затраты на производство и реализацию продукции вида Б равны 4500 тыс. руб., а прибыль от ее реализации 1500 тыс. руб. Определить выручку предприятия от продаж продукции А и Б.

Решение:

Выручка R от реализации продукции вида А в данном случае может быть рассчитана по формуле:

где P – цена на данную продукцию предприятия, руб.

 

Q – выпуск и реализация, шт.

Подставив известные значения цены и выпуска, получаем:

R = 1350000 руб. * 4000 шт. = 5400 тыс. руб.

При известных совокупных затратах на производство продукции и прибыли, которая будет иметь место после ее продажи, выручку R определяют как сумму совокупных затрат S и прибыли П:

R=S+П.  

Таким образом, выручка от продаж продукции вида Б будет равна:

R = 4500 000 руб. + 1500000 руб. = 6000 тыс. руб.

Выручка предприятия от продаж продукции А равна 5400 тыс. руб., а продукции Б – 6000 тыс. руб.

 

Задачи для самостоятельного решения по теме 11

Задача 11. 1.

 Известно, что выручка (оборот) предприятия за год – 150 000 тыс. руб., себестоимость продукции – 130 000 тыс.руб., стоимость основного капитала – 30 000 тыс. руб., оборотного капитала – 50 000 тыс. руб. Налог на прибыль – 20%. Определить рентабельность продаж, затрат, суммарного капитала, основного и оборотного капиталов.

 

Задача 11.2.

Выручка от продаж продукции – 1250 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции – 1170 тыс. руб., прочие доходы – 140 тыс. руб., среднегодовая стоимость основного капитала – 880 тыс. руб. Рентабельность основного капитала составит …

 

Задача 11.3.

Выручка от продаж продукции – 1250 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции – 1170 тыс. руб., прочие доходы – 140 тыс. руб. Рентабельность продукции составит

 

Задача 11.4.

Предприятие планирует иметь рентабельность активов – 20%, общая стоимость активов, используемая для производства – 1 млн. руб. Предполагаемый объем продаж – 10 000 единиц. Затраты на ед.продукции: переменные – 50 руб., постоянные – 30 руб. Основываясь на затратном методе ценообразования, сосчитать цену продажи.

 

Задача 11.5.

Определить рентабельность суммарного (основного и оборотного) капитала предприятия, если:

Годовой выпуск изделий 50 000 шт.
Цеховая себестоимость единицы изделия 75 руб.
Общезаводские расходы 120%
Основная зарплата основных рабочих на 1 изделие 5 руб.
Внепроизводственные расходы 3%
Объем реализации за год 4,75 млн. руб.
Стоимость основного капитала 2 млн. руб.
Стоимость оборотного капитала 200 тыс. руб.
Задания для самостоятельной работы по теме 11, предполагающее подготовку к аудиторным занятиям, изучение теоретического материала и его систематизация для решения задач

 

Задание 11.1:

Себестоимость выпуска товара равна 18000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 15 % к затратам. Ставка акциза равна 20 %, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %. Определить оптовую цену изготовителя на товар, оптовую отпускную цену товара

 

Задание 11.2:

Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 %– до 550 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить выручку предприятия при снижении цены – на 5 руб. и на 10 руб.

Задание 11.3:

Объем производства продукции превышает объем реализации на 10 %, который составляет 7 тысяч единиц изделий. Известно, что цена на продукцию равна 1115 руб. за единицу. Определить, чему равен доход от реализации предприятия.

Задание 11.4:

Существует 2 направления предпринимательской деятельности на предприятии. Основные показатели, которые характеризуют эти направления, сведены в табл. Определить, какое направление является наиболее прибыльным при условии, что объем производства во всех анализируемых случаях равен объему реализации и составляет 4 тыс. шт.

 

  Объем реализации, тыс. шт. R, тыс. руб. S, тыс. руб.
1 4 5400 4700
2 4 6000 4500

В таблице использованы следующие обозначения:

R – выручка, S совокупные издержки.

Задание 11.5:

Рассчитать розничную цену на продукцию по методу “средние издержки + прибыль”, если предприятие выпустило продукцию в объёме 100 ед. при постоянных затратах на весь выпуск 1200 руб. Стоимость материалов на ед. продукции – 20 руб., заработная плата с начислениями – 13 руб. Прибыль на ед. продукции предприятия – 20%, НДС – 18%, торговая наценка – 25%. По результатам расчётов заполнить таблицу.

Статьи расчета (элементы цены) Сумма, руб.
1 Переменные затраты  
2 Постоянные затраты  
3 Себестоимость ед. продукции  
4 Прибыль на единицу продукции  
5 Цена заводская  
6 Цена реализации с НДС  
7 Розничная цена с торговой наценкой  

 

Тестовые задания по теме 11

1.Самоокупаемость предприятий и коммерческих организаций должна обеспечиваться:

1) доходами

2) инвестициями

3) оборотным капиталом

4) основным капиталом

2.На размер валовой выручки показывают влияние следующие факторы:

1) производственные факторы, связанные с объемом производства, его ритмичностью, качеством продукции (работ, услуг), ее ассортиментом

2) коммерческие факторы, связанные с ритмичностью отгрузки, своевременным оформлением транспортных и расчетных документов, соблюдением условий договоров, ценовым регулированием сбыта и т.п.

3) финансовые факторы, включающие формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций

4) природно-геологические факторы, включающие горно-геологические условия производства, географические условия и т.п.

 


Дата: 2019-11-01, просмотров: 825.