Вопросы для подготовки к занятию по теме 11 | |
11.1. Классификация доходов. 11.2. Виды цен и их структура. 11.3. Экономическое содержание, функции и виды прибыли | |
Базовые понятия по теме 11 |
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы от реализации составляет выручка в денежной или натуральной форме от: 1) реализации товаров (работ, услуг); 2) продажи имущества (включая ценные бумаги);3) переуступки имущественных прав.
Внереализационные доходы объединяют в себе те доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации
Цена - стоимостная характеристика, выраженная в денежной форме, отражающая затраты на производство и реализацию, с одной стороны, и потребительскую ценность (полезность) – с другой, формирующаяся под воздействием четырех основных факторов (ценообразующие факторы): 1) себестоимость товаров; 2) спрос и предложение; 3) стоимостное содержание денег; 4) экономическая политика государства.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Формирование цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя: 1) постановку задач ценообразования; 2) анализ спроса; 3) оценку издержек; 4) анализ цен и товаров конкурентов; 5) выбор метода ценообразования.
Выручка - доходы в денежной или натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), продажи имущества (включая ценные бумаги), переуступки имущественных прав.
Прибыль – разница между валовой выручкой и полной себестоимостью
Бухгалтерская прибыль – разность между суммой общего дохода и суммой внешних издержек. (явных бухгалтерских)
Экономическая прибыль – разность между доходом и суммой внешних и внутренних издержек (разность между бухгалтерской прибылью и неявными издержками)
Рентабельность - показатель эффективности функционирования предприятия
Р ентабельность оборота (продаж, реализации, выручки) отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации
Р ентабельность затрат отношение прибыли от реализации продукции к полным издержкам (себестоимости) ее производства и обращения
Р ентабельность основного капитала показывает, сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в основной капитал.
Р ентабельность оборотного капитала показывает, сколько прибыли приносит 1 рубль, вложенный в оборотный капитал предприятия.
Рентабельность активов показывает, насколько эффективно менеджеры предприятия используют его ресурсы; показатель характеризует качество использования имущества предприятия
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько собственник получает с 1 рубля собственного капитала; чистый доход предприятия на вложенный собственником капитал
Рентабельность заемного капитала показывает, сколько прибыли приносит заемный капитал; показатель характеризует эффективность использования заемных средств
Примеры решения задач по теме 11 |
Задача 11.1. Себестоимость выпуска товара равна 18000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 15 % к затратам. Определить оптовую цену изготовителя на товар.
Решение:
Оптовая цена Цопт формируется на основе полной себестоимости единицы продукции и прибыли, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости:
где Sпрод – полная себестоимость единицы продукции, руб.;
R – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, то есть отношение плановой прибыли к полной себестоимости годового объема производства.
Оптовая цена изготовителя в нашей задаче составит:
Оптовая цена изготовителя равна 20700 руб.
Задача 11.2.Оптовая цена закупки составляет 11257,5 руб. за единицу товара, а планируемая магазином торговая надбавка – 35 %. Определить розничную цену товара.
Решение:
Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Розничная цена, таким образом, равна оптовой цене закупки с учетом торговой надбавки:
Розничная цена товара составит 20725 руб.
Задача 11.3. Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 %– до 550 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить выручку предприятия при снижении цены – на 5 руб. и на 10 руб.
Решение:
Представим в виде таблицы алгоритм расчета выручки от реализации продукции (как произведение цены на объем продукции) до и после уменьшения цены на 5 руб. и на 10 руб.
Цена изделия, руб | Объем реализации, шт. | Выручка, руб. |
130 | 500 | 65000 |
125 | 550 | 68750 |
120 | 550 | 66000 |
Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции все равно увеличилась за счет увеличения объема продаж.
Выручка от реализации продукции до изменения цены составит 65000 руб., при увеличении на 5 руб. – 68750 руб., а при увеличении на 10 руб. – 66000 руб.
Задача 11.4. Рассчитать розничную цену на продукцию по методу “средние издержки + прибыль”, если предприятие выпустило продукцию в объёме 100 ед. при постоянных затратах на весь выпуск 1200 руб. Стоимость материалов на ед. продукции – 20 руб., заработная плата с начислениями – 13 руб. Прибыль на ед. продукции предприятия – 20%, НДС – 18%, торговая наценка – 25%. По результатам расчётов заполнить таблицу.
№ | Статьи расчета (элементы цены) | Сумма, руб. |
1 | Переменные затраты | |
2 | Постоянные затраты | |
3 | Себестоимость ед. продукции | |
4 | Прибыль на единицу продукции | |
5 | Цена заводская | |
6 | Цена реализации с НДС | |
7 | Розничная цена с торговой наценкой |
а) Рассчитаем постоянные затраты на единицу продукции = 1200/100=12 руб.;
б) Переменные затраты = 20+ 13=33 руб.;
в) Себестоимость = 12+33=45 руб.;
г) Прибыль = 45*0.2 = 9 руб.;
д) Цена заводская = 45+9 = 54 руб.;
е) Цена реализации с НДС = 54*1.18 = 63.72 руб.;
ё) Розничная цена с торговой наценкой = 63.72*1.25= 79.65 руб.
Задача 11.5. Предприятие производит два вида продукции: А и Б. Объем производства продукции А равен объему реализации и составляет 4 тысячи единиц изделий. Известно, что цена на продукцию А равна 1350 руб. за единицу. Совокупные затраты на производство и реализацию продукции вида Б равны 4500 тыс. руб., а прибыль от ее реализации 1500 тыс. руб. Определить выручку предприятия от продаж продукции А и Б.
Решение:
Выручка R от реализации продукции вида А в данном случае может быть рассчитана по формуле:
где P – цена на данную продукцию предприятия, руб.
Q – выпуск и реализация, шт.
Подставив известные значения цены и выпуска, получаем:
R = 1350000 руб. * 4000 шт. = 5400 тыс. руб.
При известных совокупных затратах на производство продукции и прибыли, которая будет иметь место после ее продажи, выручку R определяют как сумму совокупных затрат S и прибыли П:
R=S+П. |
Таким образом, выручка от продаж продукции вида Б будет равна:
R = 4500 000 руб. + 1500000 руб. = 6000 тыс. руб.
Выручка предприятия от продаж продукции А равна 5400 тыс. руб., а продукции Б – 6000 тыс. руб.
Задачи для самостоятельного решения по теме 11 |
Задача 11. 1.
Известно, что выручка (оборот) предприятия за год – 150 000 тыс. руб., себестоимость продукции – 130 000 тыс.руб., стоимость основного капитала – 30 000 тыс. руб., оборотного капитала – 50 000 тыс. руб. Налог на прибыль – 20%. Определить рентабельность продаж, затрат, суммарного капитала, основного и оборотного капиталов.
Задача 11.2.
Выручка от продаж продукции – 1250 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции – 1170 тыс. руб., прочие доходы – 140 тыс. руб., среднегодовая стоимость основного капитала – 880 тыс. руб. Рентабельность основного капитала составит …
Задача 11.3.
Выручка от продаж продукции – 1250 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции – 1170 тыс. руб., прочие доходы – 140 тыс. руб. Рентабельность продукции составит
Задача 11.4.
Предприятие планирует иметь рентабельность активов – 20%, общая стоимость активов, используемая для производства – 1 млн. руб. Предполагаемый объем продаж – 10 000 единиц. Затраты на ед.продукции: переменные – 50 руб., постоянные – 30 руб. Основываясь на затратном методе ценообразования, сосчитать цену продажи.
Задача 11.5.
Определить рентабельность суммарного (основного и оборотного) капитала предприятия, если:
Годовой выпуск изделий | 50 000 шт. |
Цеховая себестоимость единицы изделия | 75 руб. |
Общезаводские расходы | 120% |
Основная зарплата основных рабочих на 1 изделие | 5 руб. |
Внепроизводственные расходы | 3% |
Объем реализации за год | 4,75 млн. руб. |
Стоимость основного капитала | 2 млн. руб. |
Стоимость оборотного капитала | 200 тыс. руб. |
Задания для самостоятельной работы по теме 11, предполагающее подготовку к аудиторным занятиям, изучение теоретического материала и его систематизация для решения задач |
Задание 11.1:
Себестоимость выпуска товара равна 18000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 15 % к затратам. Ставка акциза равна 20 %, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %. Определить оптовую цену изготовителя на товар, оптовую отпускную цену товара
Задание 11.2:
Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 500 шт. Цена реализации изделия – 130 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10 %– до 550 шт. изделий при незначительном снижении цены. Поскольку производственные мощности позволяют увеличить объем выпуска, необходимо определить выручку предприятия при снижении цены – на 5 руб. и на 10 руб.
Задание 11.3:
Объем производства продукции превышает объем реализации на 10 %, который составляет 7 тысяч единиц изделий. Известно, что цена на продукцию равна 1115 руб. за единицу. Определить, чему равен доход от реализации предприятия.
Задание 11.4:
Существует 2 направления предпринимательской деятельности на предприятии. Основные показатели, которые характеризуют эти направления, сведены в табл. Определить, какое направление является наиболее прибыльным при условии, что объем производства во всех анализируемых случаях равен объему реализации и составляет 4 тыс. шт.
Объем реализации, тыс. шт. | R, тыс. руб. | S, тыс. руб. | |
1 | 4 | 5400 | 4700 |
2 | 4 | 6000 | 4500 |
В таблице использованы следующие обозначения:
R – выручка, S – совокупные издержки.
Задание 11.5:
Рассчитать розничную цену на продукцию по методу “средние издержки + прибыль”, если предприятие выпустило продукцию в объёме 100 ед. при постоянных затратах на весь выпуск 1200 руб. Стоимость материалов на ед. продукции – 20 руб., заработная плата с начислениями – 13 руб. Прибыль на ед. продукции предприятия – 20%, НДС – 18%, торговая наценка – 25%. По результатам расчётов заполнить таблицу.
№ | Статьи расчета (элементы цены) | Сумма, руб. |
1 | Переменные затраты | |
2 | Постоянные затраты | |
3 | Себестоимость ед. продукции | |
4 | Прибыль на единицу продукции | |
5 | Цена заводская | |
6 | Цена реализации с НДС | |
7 | Розничная цена с торговой наценкой |
Тестовые задания по теме 11 |
1.Самоокупаемость предприятий и коммерческих организаций должна обеспечиваться:
1) доходами
2) инвестициями
3) оборотным капиталом
4) основным капиталом
2.На размер валовой выручки показывают влияние следующие факторы:
1) производственные факторы, связанные с объемом производства, его ритмичностью, качеством продукции (работ, услуг), ее ассортиментом
2) коммерческие факторы, связанные с ритмичностью отгрузки, своевременным оформлением транспортных и расчетных документов, соблюдением условий договоров, ценовым регулированием сбыта и т.п.
3) финансовые факторы, включающие формы расчетов, ценовое регулирование, привлечение кредитов, применение штрафных санкций
4) природно-геологические факторы, включающие горно-геологические условия производства, географические условия и т.п.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 825.