Что такое недобросовестная конкуренция и каковы ее виды?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1) может осуществляться только активными действиями, т.е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;

2) целью данных действий является получение преимуществ;

3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;

4) указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федер.орган исполнит.власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.

Основные методы борьбы с интересующим конкурентом включают:

-Ценовую конкуренцию, направленную на снижение цен – потребители вслед за низкой стоимостью уходят к конкуренту, а продавец остаётся без клиентов и денег. Данный метод применяется с целью нанесения убытков компании. А они на долгое время заставят фирму заняться внутренним переустройством, что даст возможность конкурентам прорваться вперёд;

-Распространение слухов – конечно же, они не имеют реальной основы. Это специальные выдумки, цель которых – дезинформация настоящих клиентов. Так как люди часто верят подобным сведениям, то и эффект от них соответствующий;

-Воздействие с применением угроз, шантажа и даже физической силы – такое явление нередко встречается и направлено на запугивание конкурента, который в итоге может отказаться от ведения собственного бизнеса;

-Трудоустройство в фирму конкурента – «свой» человек под видом обычного работника будет своеобразным шпионом, который передаст всю важную информацию настоящему работодателю;

Сведения, порочащие деловую репутацию фирмы – например, в интернете создаются информативные статьи, направленные на широкие массы населения, о том, что продукция компании не соответствует ГОСТу или существует запрет на её использование;

-Кража разработок конкурента интеллектуального характера –это могут быть различные инновационные новшества, которые компания ещё не внедрила. Тогда нечестный конкурент может воспользоваться данным изобретением в собственных целях;

-Договорённость нескольких лиц против конкурента – тогда компании, против которой ополчилось несколько участников рыночных отношений, придётся принять или отразить большой удар.

В отношении конкурента может применяться один или несколько методов одновременно. Возможно также и постепенное использование разных способов борьбы для достижения целей.

Существуют основные формы недобросовестной конкуренции:

 

Введение настоящих клиентов конкурента в заблуждение (здесь может неверно подаваться информация касаемо цены, качества, места производства и т. д.);

Создание препятствий для клиентов по смене поставщика услуг или товаров (сюда же относится ограничение клиентов во взаимодействии с продукцией конкурентов);

Недопустимое сравнение продукции конкурентов (к примеру, в рекламе могут сравниваться автомобили разных марок с явным выделением преимуществ одной из них. Кстати, в России такое действие прямо запрещено законом, а потому на практике не встречается);

Сбыт товаров под маркой конкурента (для этого специально используются некачественные материалы. Обнаружив такой товар, потребитель больше не захочет покупать его);

Разглашение важной информации о конкуренте, вплоть до коммерческой тайны (происходит это без согласия собственника и не в его интересах);

Передача взятки более влиятельным лицам с целью воздействия на конкурента «законными» способами (например, подкуп представителей налоговых органов для проведения проверки и выявления недочётов у конкурента).

Недобросовестная конкуренция может быть представлена в разных вариантах, и не всегда есть возможность выявить её на первоначальном этапе.

 

Часто компания не догадывается о реальных причинах снижения спроса на выпускаемый товар. Осознание того, что для этого постарались конкуренты, может прийти довольно поздно, что наносит ущерб деятельности компании.

Законодательство о конкуренции

Недобросовестная конкуренция противоречит принятым нормативным актам. Государство постоянно совершенствует правовые документы с целью подстроить их под текущую действительность.

 

Конкуренция со стороны нечестных участников рынка нарушает:

-Конституцию РФ (что следует из статьи 34, которая не допускает существования монополии и недобросовестных конкурентов);

-«Закон о защите конкуренции».

Для правовой защиты взаимоотношений участников рынка призвана специальная служба – ФАС на федеральном уровне. Она всячески ограничивает рост монополизации и содействует развитию малых форм бизнеса.

Монополистическая деятельность направлена на захват одной крупной компании большой части рынка. При этом такая компания самостоятельно формирует цены на важные товары. Повлиять на этот процесс потребитель никак не может. Продукция значима в его жизни, а потому он будет покупать её по любой цене.

 

За счёт этого складывается крупная прибыль производителя. Такие компании не допускают в занятую нишу мелкие фирмы. ФАС отслеживает конкуренцию на рынке и своевременно применяет меры, чтобы монополий в нём не существовало, а малый бизнес чувствовал себя комфортно.

Согласно законодательству, нарушения в сфере конкурентной борьбы несут следующие последствия для субъектов, которые пренебрегают установленными нормами:

 

-Штраф в сумме от 12 000 рублей на должностное лицо;

-Штраф от 100 000 рублей для компаний, применяющих меры к конкуренту;

-Штраф в 20 000 рублей для должностных лиц, которые применили плоды интеллектуальной собственности конкурента;

-Штраф от 0,01% до 0,15% (но не менее 100 000 рублей) от цены продажи продукта интеллектуальной собственности – для должностных лиц;

Уголовная ответственность, если потерпевшая сторона понесла убытки на сумму не менее 5 000 000

рублей либо недобросовестный конкурент получил за счёт своих противоправных действий прибыль в этом размере (при этом срок исковой давности в данном случае составляет 3 месяца. Если вовремя не составить исковое заявление в суд, то преступник останется безнаказанным).

Существует несколько способов противодействия нерадивым участникам рынка:

Пресечение каких-либо попыток посягательств со стороны ваших конкурентов. Можно это делать и самому руководителю, но занятие будет не из простых. Для этих целей крупные компании нанимают службу безопасности, которая «пробивает» по специальной базе всех сотрудников и клиентов, а также защищают интересы фирмы. На малых предприятиях такие функции может осуществлять опытный юрист или человек со связями;

Изучение каждого нового делового партнёра. Его связи, характер деятельности и влияние на рынке;

Введение внутренних актов компании, касающихся деятельности сотрудников в отношении сторонних лиц для фирмы. К примеру, они не должны раскрывать коммерческую тайну;

Защита собственных плодов интеллектуальной деятельности. Необходимо ограничить доступ третьих лиц и сделать всё возможное, чтобы минимизировать риск утери данных трудов;

Не допустить ухода наёмных работников к конкурентам. В этом случае вся известная им информация будет оглашена новому работодателю;

Регулярное наблюдение за обстановкой внутри компании. Особенно важно учесть взаимоотношения сотрудников и создать доброжелательную обстановку;

Реакция на слухи о компании. Если вы заметили неверную информацию в СМИ, необходимо вовремя и грамотно её опровергнуть, чтобы не дать конкурентам повода для ликования. От вашего успеха в этом вопросе будет зависеть и дальнейший настрой клиентов в отношении вашей компании.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 694.