Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы

Мировоззрения

 

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты:

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ. Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Историческая типология мировоззрений: Мифология – характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека. Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. Философско-теоретического мировоззрения - представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

 

 

Проблемное поле философии. Формирование системы современного

Философского знания.

Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида. К первым относятся проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции. Вторая группа проблем возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Это в основном проблемы познавательной деятельности: теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях. Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира, связанная с физикой Галилея–Ньютона; революционный период в естествознании на рубеже XIX–XX вв. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению. Типологияпредставлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации, к примеру, онтологически ориентированной (А. Уайтхед) или методологически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
Структура: 1.Историко-философский раздел – содержит определённую трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных наиболее оригинальных философских школ и течений. 2.Онтология– учение о бытии как основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законах, воспроизводящих ее структуру и динамику. 3.Философская антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности. 4.Гносеология (теория познания) – раздел ф-ии, содержащий определённую трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания отношения знания к реальности и условий его истинности. 5.Социальная ф-я – раздел ф-ии, предмет которого составляют структура, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы.


Эволюционизма.

В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться.Источником движения - борьба внутренних противоположностей . Отсюда, движение – это самодвижение. Движению характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д. Итак, Движение –есть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться. Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя. Покой –не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе. Формы движения материи. Классификацию их дал ЭнгельсОн выделял: - механическую форму движения материи; считается, что механические перемещения присущи системам всех уровней организации материи; физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы; химическая: ее носители - молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции разного типа. - биологическая: ее носители – сложные органические молекулы, организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п. - социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Глобальный эволюционизм– это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую исоциальную – объединяя их генетической и структурной преемственностью. Целями глобального эволюционизма являются: объединение представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники; интегрирование естественно-научного, обществоведческого, гуманитарного и технического знания. Таким образом, глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские основания.

 

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы

Мировоззрения

 

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты:

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ. Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Историческая типология мировоззрений: Мифология – характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека. Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. Философско-теоретического мировоззрения - представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 210.