Туманов В.Е. Школьный музей / Правовое поле школьного музея: прошлое и настоящее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конец страницы

[Литература к теме]

I. Руководство для актива школьных музеев. (Методическое пособие). /Сост. З.А.Огризко. Под ред. А.В.Ушакова. — М.: 1962. С. 57.

2 . Положение о музейном фонде Союза ССР. Утверждено приказом Министра культуры СССР № 273 от 26 июля 1965 г . ст. 8-д. /См. напр.: Школьные музеи. Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. — М.: 1977. С. 138.

3 . См.: Типовое положение о народном музее. /Утв. Министерством культуры СССР 15 февраля 1965 г .

4. Положение о музейном фонде Союза ССР... ст. 11.

5. О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьные музеев. /Приказ Министра просвещения РСФСР и Министра культуры РСФСР от 20 сентября 1967 г . № 245.

6. Там же.

7. Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей. /Сост. И.В.Соколова. - М.: 1973. С.4.

8. Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР. /Труды ГИМ, вып. № 52: Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. - М.: 1980. С. 12.

9. Разгон A.M. Музейная сеть единого многонационального социалистического государства. /Сб. науч. трудов «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. — М.: 1985. С. 16.

10. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах. /Утверждено Министерством культуры СССР 12 апреля 1978 г . Ст. 2.

11. Там же, ст. 3.

12. О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов природы, хранящихся в общественных музеях, в том числе школьных /Методическое письмо Министерства культуры СССР. - М.: 1980.

13. Положение о музейном фонде Союза ССР..., ст.8.

14. Туманов В.Е. Общественные музеи. /Сб.науч.трудов. «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. - М.; 1985. С. 151.

15. См .: Приказ Министерства культуры РСФСР и Министерства просвещения РСФСР от 10 сентября 1969 г . № 676/327-М «О создании Межведомственного совета по руководству школьными музеями РСФСР»; Приказ Министерства культуры РСФСР и Министерства просвещения РСФСР от 8 августа 1979 г . № 378/250 «О Межведомственном совете по руководству школьными музеями РСФСР».

16. Положение о школьном музее. /Приложение № 2 к Приказу Министерства просвещения СССР от 15 октября 1985 г . № 190 «О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентами педагогических институтов». - М.: 1985.

17. Положение о Музейном фонде СССР. /Приложение к приказу Министерства культуры ССР от 27 декабря 1988 г . №483 «Об утверждении Положения о Музейном фонде СССР». - М.: 1989.

18. Анализ состояния и развития музейной сети как предпроектная стадия разработки целевых региональных программ развития музейного дела (на примере Нечерноземной зоны РСФСР): Научно-методические рекомендации. /Сост.: Н.Р.Павлова, А.И.Фролов. - ML: 1987. С. 14.

19. Чурбанов В. Принадлежит народу. — Огонек, 1988, № 37. С. 18-19.

20. Туманов В.Е. Общественные музеи. /Сб. науч. трудов «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. - М.: 1985. С. 150.

21. Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР. /Труды ГИМ, вып. № 52: Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Под ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. - М.: 1980. С.13.

22. Туманов В.Е. Наследие в системе образования. /Информ. сб. Института Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. — М.: 1995. С. 8.

23. Персии A.M. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всероссийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. — М.: 1997. С. 92.

24. Архипова Э.И. Школьные музеи Санкт-Петербурга: опыт, проблемы. /Информ. сб. Института Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное краеведение... С. 52.

25. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г . /Российская культура в законодательных и нормативных актах: Музейное дело и охрана памятников: 1991-1996. - М.: 1998. С. 189-204.

26. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003. / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2 (46) - М.: 2003. С.4 - 8.

 

 

Конец страницы

[Музейный предмет]

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности. Убери из музея музейный предмет и станет бессмысленным существование музея.

В современном музееведении изучению феномена музейного предмета уделяется большое внимание [8]. Нельзя понять смысл и содержание многих видов музейной деятельности, если не иметь достаточно ясных представлений о роли и месте музейного предмета в музее, о его потенциальных возможностях «отражать» и «представлять» события и явления, о природе «музейности» этого объекта наследия.

Нередко, увидев в экспозиции музея какой-нибудь хорошо знакомый предмет, мы удивляемся, зачем эта вещь попала в музей, что в ней необычного, почему ее так внимательно рассматривают посетители!? Точно такая же вещь есть у меня дома и никому не приходит в голову любоваться ею как чем-то особенным, диковинным. И только из пояснений экскурсовода узнаем, что эта вещь, этот экспонат, этот музейный предмет имеет прямое отношение к какому-то конкретному историческому событию или, скажем, природному явлению. И мы уже другими глазами смотрим на экспонируемую вещь, по-другому воспринимаем ее, потому что именно она была как бы участницей известного события, как бы хранит память о нем.

Одинаковые, на первый взгляд, вещи могут по-разному восприниматься нами в зависимости от того, в какой ситуации и с какой целью мы рассматриваем предмет. Одно дело, например, наручные часы в витрине магазина. Они могут нас интересовать с практической точки зрения: длительность и точность хода, способность противостоять ударам и влаге, показывать дни, недели, месяцы, светиться в темноте и т.п. Другое дело — внешне похожие часы в музейной витрине, принадлежавшие, например, космонавту и побывавшие с ним в космическом полете. Здесь нас уже мало интересуют технические возможности часов — нам любопытно узнать, и как они попали к космонавту, и как проходил полет, и как часы оказались в музее, т.е. разного рода историческая информация.

В этом-то и заключается главная функция музейного предмета — быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с кото­рыми был связан данный предмет. Даже произведения изобразительного искусства мы воспринимаем не только эмоционально — нам интересны и биография художника, и повод создания произведения, и его сюжет, и история произведения и т.п.

В современном музееведении музейный предмет определяется как «памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Является составной частью национального культурного достояния. Выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность» [9].

В приведенном определении сконцентрировано большое количество специальных музееведческих понятий, каждое из которых, в свою очередь, отражает различные состояния музейного предмета и многообразные научные приемы его выявления, изучения и использования.

[Подготовка к исследованиям]

Изучение опубликованных работ, их сравнительный анализ, выявление подходов к описанию и оценке события различными исследователями осуществляется с использованием приемов и методов историографии. Здесь же может применяться и источниковедческий анализ с целью определения полноты и достоверности фактов, их соотнесения с другими фактами и событиями, с уточнением датировки, имен, топонимов и т.п. Источниковедческий анализ, в свою очередь, предполагает использование методик и данных других научных дисциплин: хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, палеографии и т.д. Так, уже на начальном этапе исследования краеведам приходится прибегать к разнообразным методикам, использовать терминологию различных научных дисциплин.

Нередко анализ литературы по теме исследования не дает полного представления о степени изученности темы. Поэтому полезно обратиться в местные музеи с целью выяснения, изучалась ли эта проблема музееведческими средствами и какими данными располагает музей об этом событии или явлении.

Изучение вопроса о степени разработанности выбранной темы в историографии и музееведении — очень важный этап краеведческого исследования, поскольку позволяет выяснить уровень изученности темы, ее актуальность для истории и культуры края, наметить возможные пути и методы осуществления исследования. Немаловажно и то, что подобное предварительное изучение исследованности темы позволяет краеведам получить представление о степени ее сложности и прийти к выводу о том, по силам ли выбранная тема для ее исследования данной группой краеведов, хватит ли у них специальных знаний для ее достаточно глубокого изуче­ния, насколько вероятно выявление и получение новых источников и данных для разработки темы с учетом возможных затрат времени (например, до окончания школы).

Как показывает практика последних лет, многие школьники-краеведы берутся за такие темы, которые либо уже хорошо и довольно полно изучены специалистами, либо не по силам для исследования детям, поскольку вероятность выявления новых источников и данных в среде бытования близка к нулю. Кроме того, часто выбираются для исследования довольно глобальные темы, как по проблематике, так и по хронологии. Например, историю населенного пункта за несколько столетий его существования можно достаточно подробно изучить, потратив на это многие годы упорного труда и усилия не одного поколения юных краеведов. Поэтому педагогу — руководителю краеведческой работы в учреждении образования необходимо реально представлять, что изучение такой темы может растянуться на многие годы, а то и десятилетия и, соответственно, ставить перед каждым поколением юных краеведов достижимые цели — сравнительно небольшие по проблематике и хронологии темы, которые могут быть интересны и посильны детям для изучения.

Одна из важнейших задач педагога-краеведа — обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности, основным приемам и методикам выявления и определения объектов наследия, изучения среды их бытова­ния, осуществления их учета и научного описания, использования их как источников для изучения избранной темы. Специалисты считают, что «краеведческая работа в школе обязательно включает самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательную деятельность. Учитель прежде всего сам должен владеть исследовательским методом и методикой обучения учащихся элементам исследовательской работы» [7]. Особая ответственность в этом смысле возлагается на тех педагогов-краеведов, которые ставят перед собой задачи создания краеведческих уголков и школьных музеев, поскольку это связано с необходимостью изъятия объектов наследия из среды бытования и создания на их основе конкретных моделей развития истории, культуры, природы родного края в форме музейных коллекций и экспозиций.

Создать школьный музей, обеспечить эффективное выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико-охранительных функций можно лишь при условии достаточно серьезной научной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания целей и методов выявления, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия краеведческими и музейными средствами.

[Реликвия, раритет]

Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у владельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные специалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры — они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после того как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее (сломается или будет заменен новым). Вышедшие из употребления вещи чаще всего уничтожают (выбрасывают, сжигают, утилизируют). Однако часть предметов сохраняется и в силу различных причин приобретает значение памятников истории и культуры, объектов наследия. Например, предметы, которые сохранились в ограниченном количестве. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и современности, которые сохранились в ограниченном количестве. Такие предметы часто называют раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.

Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты и реликвии — это, чаще всего, материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.

Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например, знамена, награды, удостоверения личности и т.п.

Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров. Необходимо понимать, что реликвия и раритет не одно и то же и что раритетный предмет воспринимается людьми рационально, а реликвийный — эмоционально. Следовательно, отнесение раритетов и реликвий к памятникам истории и культуры, несмотря на их общее свойство уникальности, осуществляется по разным основаниям. Рассмотрим два примера. Знамя полка реликвийно по отношению к данной воинской части: офицеры и солдаты полка воспринимают знамя как святыню. Вместе с тем, каждый полк имеет свое знамя, внешне эти знамена очень похожи и потому не представляются раритетными в широком смысле. Возьмем другой пример: до начала 1960-х годов учащиеся школ были обязаны писать перьевыми ручками, и в каждой семье была одна, а то и несколько чернильниц. На смену перьевым ручкам пришли авторучки, затем шариковые ручки, гелевые. Чернильницы стали не нужны, и сегодня, чтобы найти чернильницу, необходимо приложить немало усилий. Те, у кого они еще сохранились, часто об этом и не подозревают — убрали за ненадобностью в кладовку или инее укромное место и забыли о ней. Таким образом, обычная когда-то чернильница сегодня стала раритетом, более того — определенным символом эпохи: образования, культурной революции. Однако не много, вероятно, найдется людей, которые относятся к чернильнице как к реликвии.

Раритетность вещи — свойство объективное, поскольку определяется количественными характеристиками, реликвийнесть же — свойство субъективное, поскольку им наделяют предметы люди. Реликвия может быть персональной (индивидуальной), когда какой-нибудь человек воспринимает конкретный предмет как реликвию. Реликвия может быть коллективной, когда какое-нибудь сообщество воспринимает конкретный предмет как реликвию. Именно потому, что реликвийные предметы чаще всего воспринимаются не рационально, а эмоционально, люди относятся к ним более бережно, чем к раритетным.

Реликвийность и раритетность предметов можно рассматривать как одно из оснований для придания им статуса памятников истории и культуры, объектов культурного наследия и одним из объективных критериев для отбора в музейное собрание.

Предмет музейного значения]

Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением.

Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремятся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события. Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако сама их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делают эти предметы фактами истории (историческими источниками).

От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема: какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предметов. Площади для хранения музейных фондов не безграничны, ограниченны и возможности музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньшем объеме источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении.

В последние десятилетия в музееведении, как отечественном, так и зарубежном, предпринимаются попытки разработать критерии отбора музейных предметов в музейное собрание. Речь идет не о выработке каких-то формальных стандартов и инструкций, а скорее о разработке научно обоснованных методов исследования различного типа предметов с точки зрения их возможного отбора в музейное собрание.

В ходе этих исследований, например, возникло понятие «предмет музейного значения», т.е. такой предмет, который выявлен музейными специалистами или краеведами в среде бытования как источник, содержащий (несущий) информацию об изучаемом событии или явлении, и может быть включен в состав музейного собрания.

Одним из основных критериев отбора предметов музейного значения является их подлинность, т.е. оригинал, в отличие от копии, подделки или воспроизведения. Существует множество сложных методик определения подлинности предметов музейного значения: искусствоведческие, материаловедческие, графологические и др. Однако эти исследования чрезвычайно сложно организовать в полевых условиях экспедиции, они проводятся, при необходимости, позже, в музее, с привлечением экспертов. В полевых же условиях используются более простые способы. Например, наличие на предметах музейного значения заводских марок, клейм, автографов, печатей, водяных знаков на бумаге, характерных орнаментов и т.п. дают веские основания для признания выявленных объектов наследия подлинными памятниками истории и культуры. Нередко подлинность предмета фиксируется со слов участников или очевидцев изучаемого события, владельцев и дарителей предмета.

Необходимо иметь в виду, что подлинность предмета музейного значения в музееведении часто рассматривается не с точки зрения его оригинальности, а с позиций причастности предмета к изучаемому событию. Поэтому бывают случаи, когда копия, модель или новодел получают статус подлинного предмета музейного значения, если они выступают как источники знаний об изучаемых исторических событиях или природных явлениях и сами являются фактами или символами этого события или явления. Допустим, что краеведы изучают жизнь и деятельность местного художника, собирают созданные им произведения. Если среди работ этого художника встречается выполненная им копия с полотна другого художника, то по отношению к изучаемому художнику эта копия может считаться подлинником. Другой пример: музей изучает историю чеканки фальшивых монет в своем городе. В этом случае все фальшивые монеты, включенные в коллекцию истории фальшивомонетчиков, будут считаться подлинными, а в общей нумизматической коллекции музея — подделками. Таким образом, проблема определения подлинности объекта наследия в краеведении и музееведении решается своими специфическими способами. Главным критерием для признания подлинности предмета музейного значения выступает не только оригинальность предмета, но и его причастность к изучаемому событию, его способность «отражать» это событие.

Иногда музеи вынуждены сами создавать, хранить и экспонировать подделки. Это обусловлено разными причинами. Например, музею в соответствии с его профилем и тематикой экспозиции необходимо экспонировать какой-нибудь памятник истории и культуры, который существует в одном или очень ограниченном количестве экземпляров, и подлинник получить невозможно либо оригинал не может экспонироваться по соображениям обеспечения его сохранности. В таких случаях музеи используют копию, т.е. предмет, созданный специально с целью имитации или замены другого предмета, или муляж — объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающее его форму, размер и цвет. В школьных музеях копирование и муляжирование может применяться в тех случаях, когда подлинный предмет музейного значения не удалось получить и он остался в среде бытования (у владельца), либо если подлинный музейный предмет нередан в фонды государственного музея. Однако краеведам школьного музея необходимо понимать, что копирование и муляжирование музейных предметов — процесс трудоемкий и дорогостоящий, поэтому иногда в экспозиции могут быть использованы фотографии музейного предмета, рисунки его внешнего вида, репродукции картин, ксерокопии документов и т.п.

Дальше

Копия, муляж, новодел, модель, воспроизведение]

В некоторых случаях, чаще всего когда подлинный памятник истории и культуры утрачен, однако сохранились полные технические и технологические сведения о нем, изготавливают новодел — точную копию памятника материальной культуры, выполненную в материале и в размере оригинала. Поэтому одной из важнейших задач краеведения является выявление и сбор разносторонних сведений об исчезнувших (утраченных) памятниках истории и культуры, объектов природы. Собранные сведения: чертежи, описания, фотографии, зарисовки, карты-схемы, воспоминания и т.п. — позволяют осуществить научную реконструкцию утраченного объекта наследия, а при необходимости — изготовить новодел.

В тех случаях, когда новодел изготовить невозможно, используют воспроизведение — предмет, создаваемый с целью точной передачи внешнего вида памятника истории и культуры. Например, Храм Христа Спасителя в Москве иногда ошибочно называют новоделом, хотя на самом деле он является воспроизведением, поскольку выполнен из других материалов, нежели утраченный подлинник, и по другим технологиям.

Пространство музея не всегда позволяет ввести в него крупногабаритные объекты наследия, такие как автомобили, самолеты, корабли, архитектурные и технические сооружения. Однако если есть необходимость музейного использования такого объекта, то изготавливают модель, т.е. масштабную копию оригинала. Существует несколько разновидностей моделей, например, действующая модель создается для демонстрации процесса работы или функционирования какого-либо объекта, техническая модель раскрывает устройство и принцип действия объекта, дидактическая модель предназначена для использования в учебных целях в процессе проведения экскурсий или учебных занятий в музее. Изготовление моделей различных объектов местного наследия может стать одним из важных и интересных направлений деятельности школьников-краеведов. Если, например, юные краеведы, изучая боевую биографию своего земляка — летчика Великой Отечественной войны, построят модель самолета, на котором воевал герой их поиска, и смогут отразить на ней индивидуальные особенности (бортовой номер, изображения, повреждения, заплаты на фюзеляже и плоскостях), то создадут, по существу, историческую модель и тем самым внесут научный вклад в исследование темы.

Естественно, ни копия, ни муляж, ни новодел, ни, тем более, модель (если они не поступили в музей как музейные предметы), не могут заменить подлинник, оригинал. Только в исключительных случаях, если музейный предмет утрачен, он может быть заменен дублетом, т.е. идентичным предметом, если такой имеется в составе музейного собрания или может быть выявлен в среде бытования. Однако в музей редко поступает несколько предметов, дублирующих друг друга. Кроме того, даже дублеты могут иметь отличительные свойства, если не по внешним признакам, то по каким-либо иным, например, два одинаковых предмета, поступившие из разных источников комплектования. Наконец, с научной точки зрения, производить замену музейного предмета как исторического источника дублетом не всегда корректно. Например, в персональную коллекцию какого-нибудь выдающегося человека входит чайная чашка. По каким-то причинам эта чашка оказалась утраченной — разбилась. В составе систематической коллекции фарфора есть точно такие же чашки. По внешним признакам они неотличимы от утраченной и с материаловедческой точки зрения могут считаться дублетами. Однако с точки зрения музейного источниковедения эти предметы значительно различаются, поскольку отражают разные исторические факты, т.е. отличаются по своим информационным свойствам, обладают разными информационными потенциалами. «Информационный потенциал музейного предмета — это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа. Информационный потенциал складывается из: а) информации, зафиксированной самим предметом как носителем (тексты, надписи, подписи, печати, клейма, знаки, изображения и т.п.; б) информации, полученной в ходе комплектования и изучения предмета (история его происхождения и бытования, связь с историческими событиями и лицами и т.п.); в) атрибутивных характеристик предмета (размер, вес, цвет, материал и т.п.), выявленных в ходе его научного описания и сопоставления с другими предметами того же типа. Рассмотрение музейного предмета как источника информации позволяет выделить информативность в ряду общих свойств музейного предмета» [10]. Поэтому от того, насколько полно собрана информация о предмете музейного значения в процессе его комплектования, зависит его информационный потенциал и, следовательно, возможности его использования как исторического источника.

Дальше

[Аттрактивность музейного предмета]

Информативность музейного предмета — это его основное общее свойство. Современное музееведение выделяет и другие общие свойства музейных предметов, например, аттрактивность — способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностью. Использование аттрактивных свойств предметов музейного значения как критериев отбора способствует выделению этих памятников истории и культуры среди других объектов наследия в процессе поисково-собирательской работы юных краеведов по комплектованию фондов школьного музея.

Вместе с тем следует понимать, что аттрактивность — свойство субъективное и потому довольно условное. Во-первых, далеко не всегда предмет, привлекший наше внимание на фоне других предметов, имеет преимущество перед ними с точки зрения его информационных возможностей, например, предмет мог случайно попасть в комплекс объектов, относящихся к изучаемому событию. Поэтому подарки какому-нибудь человеку, жизнь и деятельность которого документирует (изучает) музей, представляются менее ценными историческими источниками, чем принадлежавшие ему вещи. В то же время неприметный на первый взгляд предмет может оказаться, при более пристальном изучении, значительно информативнее, нежели другие объекты из выявленного комплекса.

Во-вторых, аттрактивность предмета нередко воспринимается нами через призму научной специализации, эстетических вкусов и т.п. Фалериста привлекут награды, нумизмата — денежные знаки, этнографа — предметы быта и т.д.

В-третьих, аттрактивность музейного предмета можно, в известной степени, «регулировать». Например, для привлечения внимания посетителей музея к какому-нибудь предмету в экспозиции можно выделить его с помощью экспозиционно-художественных средств (поместив его среди более мелких или менее ярких предметов, на особом цветовом фоне или под специальной подсветкой и т.п.).

Экспрессивность — выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие — также относят к общим свойствам музейных предметов. При выявлении и использовании экспрессивных свойств объектов наследия следует понимать, что экспрессивность, как и аттрактивность, относится к субъективным характеристикам музейного предмета, поскольку разные люди, в зависимости от их мировоззрения, профессиональных интересов, уровня знаний и общей культуры могут по-разному эмоционально воспринимать тот или иной памятник истории и культуры. Кроме того, разные музейные предметы могут вызывать различные эмоции, в том числе и диаметрально противоположные чувства: гордости и стыда, любви и ненависти, восторга и страха и т.п. Например, Знамя Победы, экспонирующееся в Центральном музее Вооруженных Сил, у нас вызывает чувство гордости, а у многих немцев — чувство стыда за ту роль, которую сыграла Германия, развязав Вторую мировую войну, а у некоторых — и за поражение в этой войне. Такие же противоположные эмоции у людей разных вероисповеданий, политической ориентации могут вызывать культовые предметы, источники политической истории.

Тем не менее, аттрактивные и экспрессивные свойства объектов наследия нельзя не учитывать при их выявлении в среде бытования и отборе в музейное собрание, поскольку эти свойства играют важную роль в процессе экспозиционного использования музейных предметов.

Дальше

Репрезентативность музейного предмета]

Одним из важнейших общих свойств музейного предмета как объекта историко-культурного или природного наследия принято считать репрезентативность (представительность). В музееведении это свойство понимают как типичность данного предмета в ряду предметов ему подобных, а также в ряду явлений и процессов, которые он отражает; уникальность предмета по отношению к подобным предметам [11]. Иными словами, под репрезентативностью можно понимать свойство предмета представлять ряд аналогичных предметов либо какое-то событие, явление. В этом смысле предмет выступает как определенный знак исторического процесса, события, природного явления. Например, репрезентативные свойства любого серийного изделия заключаются в материале, из которого изготовлен предмет (или в сочетании материалов), в способе и технологии производства этих изделий, в их распространенности и роли в жизни общества.

Свойство репрезентативности может сочетать диаметрально противоположные, на первый взгляд, характеристики, такие как типичность и уникальность. Например, каждое юбилейное изделие предприятия типично по отношению к выпускаемому ассортименту продукции, и в то же время оно уникально, поскольку единственное в этом ряду носит «круглый» номер: «стотысячный автомобиль», «миллионный телевизор» и т.п. Книга с автографом автора типична по отношению к данному изданию (его тиражу), а по большому счету, и к самому явлению культуры — книгоиздательству, вместе с тем она уникальна, поскольку имеет автограф. Это сочетание характеристик типичности и уникальности часто используется как критерий отбора при выявлении объектов этнографического, археологического, технического, геологического наследия и др.

Таким образом, репрезентативность является одним из важнейших объективных свойств памятников истории и культуры, объектов природы и может использоваться как один из основных критериев в процессе их музеефикации.

Однако даже идеальное сочетание перечисленных выше признаков и свойств в выявленных объектах наследия далеко не всегда дает достаточно полное представление об их научной, исторической, культурной значимости как источников знания об изучаемых событиях и явлениях. Чтобы стать таким источником, объект наследия должен содержать определенную информацию, позволяющую осуществлять ее анализ и использование для реконструкции изучаемых событий прошлого и природных явлений.

["Скрытая" информация]

Некоторые виды наследия, например, документальные памятники (письменные источники, архивные документы) содержат такую информацию: тексты можно читать, анализировать, сопоставлять и т.д. Другие объекты наследия, например, фотографии, рисунки, скульптурные изображения содержат лишь частично открытую информацию о событиях и явлениях. На фотографии мы видим какой-либо объект, но далеко не всегда можем определить, к какому историческому событию или явлению природы он относится, какова его роль и значимость в изучаемом процессе. Возникает потребность в дополнительной информации: кто или что запечатлено на фотографии, когда и при каких обстоятельствах сделан снимок, как эти лица или изображенные объекты связаны с изучаемым событием или явлением? Чаще всего такую «скрытую» информацию можно получить либо от владельца снимка, либо путем длительных и кропотливых исследований с привлечением других источников.

С еще более «скрытой» информацией мы сталкиваемся, когда имеем дело с вещевыми объектами наследия: орудия труда, оружие, предметы быта, детали механизмов и т.п. Если на самом предмете нет письменных текстов или других знаков (марок, клейм, номеров, монограмм и т.п.), то получить какую-либо историческую информацию становится почти невозможно.

Найденная на местах боев каска красноармейца, безусловно, может рассматриваться как памятник истории и культуры, объект наследия, предмет музейного значения: она подлинная, она репрезентативна (типична, поскольку такие каски носили миллионы бойцов), уникальна (скажем, пробита осколком снаряда) и является определенным символом Beликой Отечественной войны; она одновременно привлекает внимание (аттрактивна) и вызывает определенные эмоции (экспрессивна), однако ее информационное поле (информационный потенциал) остается чрезвычайно ограниченным, поскольку неизвестно, кому принадлежала каска, когда и где ее изготовили, в каких сражениях и боевых эпизодах участвовал ее владелец, при каких обстоятельствах каска осталась много лет назад в том месте, где ее нашли.

Исследователь, рассматривая находку, понимает, что возможности ее исследования чрезвычайно ограниченны и, вместе с тем, его не покидает ощущение, что эта каска была свидетельницей многих важных событий и повседневного быта красноармейцев, «слышала» их разговоры, приказы командиров, разрывы снарядов, свист пуль и многое другое. Умей она говорить — как много поведала бы она важного, интересного и правдивого об этой войне. Но находка молчит. Исследователю предстоит сложная и кропотливая работа: запросы в архивы и воинские части, чтобы установить, какие соединения и подразделения участвовали в боях в этих местах; поиск участников и очевидцев этих событий; попытки определить, кто погиб и пропал без вести в этих сражениях и многое другое, чтобы хоть в общих чертах представить ход событий, свидетельницей которых могла быть эта каска, а значит, участником которых мог быть ее владелец.

Недостаток объективной информации, которая «скрыта» в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидцев изучаемых событий. Зафиксированные в полевой документации сведения о среде бытования объекта наследия, о функциональном назначении предмета, его авторе и владельцах, об его использовании в изучаемых событиях как бы переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи в полевых документах, использованные при научном описании музейного предмета, расширяют его информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.

Скрытую в объекте наследия информацию о нем самом (автор, владелец, функциональное использование) и о событиях, «свидетелем» которых он был, можно назвать мемориальной (запись, память) информацией, а способность предмета накапливать и хранить такую информацию — мемориальным свойством музейного предмета (объекта наследия). Чтобы наиболее эффективно использовать мемориальные свойства объекта наследия, необходимо как можно полнее фиксировать относящуюся к предмету музейного значения информацию при его выявлении в среде бытования, используя при этом приемы и методы, выработанные музееведением и краеведением [12]. Это относится не только к вещевым объектам, но и к другим видам наследия. Даже документ нельзя считать полноценным музейным предметом — историческим источником, если отсутствует информация о его авторстве, о причинах и обстоятельствах его составления и написания, о его значении в изучаемых событиях, о тех лицах, которые владели документом, и т.п. Других способов фиксации и использования исторической информации о вещевых предметах наука, увы, еще не придумала. Хотя изредка в печати и появляются гипотезы и предположения о возможности услышать голос гончара, который «записался» во время изготовления керамических изделий [13], или гипотетической возможности записи звука и изображений (и их воспроизведении при определенных условиях) материальными предметами, имеющими кристаллическую структуру, и некоторые другие предположения, основанные на доказанности факта испускания всеми объектами живой и неживой природы электромагнитных излучений [14], однако пока еще исследователи вынуждены пользоваться теми приемами и методами, которыми располагает наука, в том числе краеведение и музееведение, сегодня.

Таким образом, каждый объект наследия, рассматриваемый как предмет музейного значения, обладает определенными свойствами объективного и субъективного характера, которые могут быть использованы как критерии отбора памятников истории и культуры, объектов природы музейное собрание. Такие информационные свойства музейного предмета как подлинность, репрезентативность, мемориальность в совокупности с атрибутивными данными, определяют информационный потенциал музейного предмета, его способность быть источником знаний об исторических процессах и природных явлениях.

Литература по теме]

1. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»/ Современное состояние и перспективы развития крае­ведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: 1999. С.301.

2. См . напр.: Туманов В.Е. К вопросу об истории становления и современном со­стоянии школьного краеведения и школьных музеев: 1918-1987 гг. /Сб. науч. трудов ЦМР СССР «Музейное дело в СССР» Вып. 19: Музейное строительство в СССР. - М.: 1989. С. 173-203.

3. Стешенко Л А. Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М.: 1977. С. 27.

4. Теория и практика архивного дела в СССР: Учебник. /Под ред. Ф.И.Долгих и К.И.Рудельсон. - М.: 1980. С. 4.

5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по специальности «История» /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. — М.: 1988. С. 13.

6. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск первый: С древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие. — М.: 1962. С. 6.

7. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба. Под ред. Н.С.Борисо­ва. - М.: 1982. С. 59.

8. Музееведение ... С. 13-15.

9. Музейные термины. /Сб. науч. трудов ЦМР СССР «Терминологические проблемы музееведения». — М.: 1986. С. 81-82.

10. Там же. С. 59.

11. Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание. /Сб. науч. трудов ЦМР СССР «Формирование и изучение музейных кол­лекций по истории советского общества». М.: 1982. С. 42.

12. См. напр.: Документальные памятники: выявление, учет, использование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др. Под ред. С.О.Шмидта. — М.: 1988.

13. И посуда имела уши. — «Знание-сила». 1988, № 11. С. 95.

14. Природные феномены. — М.: 2001. С. 62.

[Подготовка к поисково-собирательской работе]

Важным этапом в процессе комплектования фондов школьного музея является подготовка к поисково-собирательской работе.

Поисково-собирательская группа или экспедиционный отряд, за которым планом комплектования закреплено изучение конкретной темы, проводит комплекс мероприятий по подготовке к работе в полевых условиях. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по уже имеющимся в школьном музее материалам. Целесообразно также получить консультации по данной теме в местном государственном музее, архиве, отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, краеведческом обществе, побеседовать с местными жителями — участниками или очевидцами изучаемых событий. Это позволит составить определенные представления об изучаемой теме, продумать порядок проведения поисково-собирательской работы, скорректировать границы региона поиска, уточнить объекты комплектования, рационально распределить обязанности между членами экспедиционной группы.

В процессе подготовки к поисково-собирательской работе полезно разработать программу краеведческого исследования по данной теме. Программа включает в себя название темы поисково-собирательской работы, ее цели и задачи, характеристику региона обследования и маршрут группы, сведения об объектах краеведческого изучения, состав экспедиционной группы и распределение обязанностей между ее членами, сроки похода или экспедиции, список туристского и краеведческого снаряжения и оборудования, перечень полевых документов, список источников и литературы по изучаемой теме.

Такая программа помогает рационально организовать поисково-собирательскую работу по теме краеведческого исследования.

В ходе подготовки к полевой работе необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и купить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты различных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу, вату и т.п.

От того, насколько тщательно проведена подготовка к экспедиции, во многом зависит успех поисково-собирательной работы.

Каждый экспедиционный отряд, каждая туристско-краеведческая группа в процессе поисково-собирательской работы пользуется богатым арсеналом форм и методов выявления и собирания памятников истории и культуры. Невозможно с достаточной подробностью описать даже основные из них. Однако по какой бы теме ни работали школьники-краеведы, сколь ни разнообразны были бы применяемые ими формы и методы, они должны знать основные научные принципы организации поисково-собирательской работы и стремиться им следовать.

При осуществлении поисково-собирательской работы очень важно всегда помнить об основной цели, стоящей перед экспедиционной группой и не уклоняться от исследуемой темы, даже если в ходе полевой работы возникли новые «соблазнительные» темы. Естественно, такие новые темы целесообразно брать на заметку, чтобы исследовать их после соответствующей подготовки.

В ходе поисково-собирательской работы надо стремиться к последовательности изучения темы, стараться придерживаться намеченной программы, плана. Практика показывает, что даже частичное невыполнение программы снижает результативность краеведческого исследования, в нем появляются трудно устранимые пробелы, неточности и пр.

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях, взаимосвязь выявленных памятников истории и культуры и их связь с событиями, их участниками и очевидцами. Такой подход дает возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отраженности в выявленных памятниках истории и культуры.

Юные исследователи часто встречаются с исторически сложившимися комплексами разнотипных памятников: вещевых, документальных, изобразительных. В таких случаях очень важно установить не только какие признаки объединяют эти памятники (единый владелец, относятся одному событию), но и историю создания и бытования каждого отдельного предмета, его назначение и место в изучаемом событии.

Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры. При этом следует иметь в виду, что важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нем, о его истории, связях с изучаемыми событиями, лицами и другими памятниками.

Наконец, школьники-краеведы должны знать и строго соблюдать специальные законодательные нормы и требования, связанные со сбором и обеспечением сохранности памятников истории и культуры. Нецелесообразно брать у владельцев те памятники истории и культуры, которые не имеет права хранить школьный музей, например огнестрельное и холодное оружие. Если эти предметы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в ближайшее отделение милиции или в государственный музей. Взрывчатые и отравляющие вещества и устройства, обнаруженные в поле, вообще не следует брать — о них надо немедленно сообщить органам внутренних дел или в ближайший военкомат, воинскую часть.

Нередко изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, награды и тому подобные памятники неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами и т.п. Такие документы тоже не следует брать у их владельцев, дабы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

Другой пример: на предприятии, историю которого вы изучаете, вам предоставляют возможность взять какие-нибудь официальные документы. Следует помнить, что документы предприятий, учреждений и организаций являются государственной собственностью и входят в состав Архивного фонда РФ. Такие документы юные краеведы могут брать только с разрешения заведующего архивом этого предприятия, а если в учреждении или организации нет такого должностного лица, то необходимо обратиться за разрешением в местный городской или районный государственный архив.

Ведение полевых документов. Полевой дневник. Акт приема памятников]

В процессе поисково-собирательской работы важно также уметь собирать и фиксировать разностороннюю информацию о выявленных и поступивших в фонд экспедиции памятниках истории и культуры, а также обладать навыками учета и описания предметов музейного значения в полевых условиях. Большое значение имеет умение правильно хранить и транспортировать собранные краеведческие материалы. Для учета и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы учета и описания. К ним относятся: «Акт приема», «Полевой дневник», «Полевая опись», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фото­фиксаций» и др.

Несколько общих правил по оформлению и ведению полевых документов:

1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными данными.

2. Для полевых документов, за исключением акта приема, выбираются тетради большого формата в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.

3. Тетради необходимо прошить по переплету прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны листов.

4. Заполнение полевых документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета.

5. Полевые документы необходимо хранить так же бережно, как и памятники истории и культуры.

Полевой дневник

Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции: ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры, фиксации сведений об обстановке, в которой находились обнаруженные памятники, и обстоятельствах их выявления, об услышанной или прослеженной истории памятников, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и т.д.

В заголовочных данных полевого дневника необходимо указать название полевого документа; название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретному учреждению образования и музею; наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; маршрут экспедиции и сроки ее работы; состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; руководителей экспедиции; ответственного за ведение полевого дневника; даты начала и окончания ведения дневника.

В процессе экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о регионе и объектах комплектования, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и научных учреждений, представителями общественных организаций, возникшие у участников экспедиции гипотезы и планы продолжения поисково-собирательской работы, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции памятников истории и культуры.

Записи в дневник целесообразно вносить не только по итогам дня, но и по отдельным «операциям» в течение дня. Каждая запись должна сопровождаться подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи.

Особое внимание при ведении дневника следует уделить степени достоверности заносимых в него сведений. Всякого рода предположения и советы о ходе дальнейшего поиска необходимо фиксировать как гипотезы, требующие проверки («по мнению такого-то», «по совету такого-то» и т.п.).

В дневник целесообразно вносить и записи принятых на себя участниками экспедиции обязательств (возвратить оригиналы документов после копирования, выслать копии документов или сделанные во время экспедиции фотографии, выполнять чью-либо просьбу и т.п.).

Полевой дневник не только поможет участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе поисково-собирательской работы, но и послужит в дальнейшем дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных предметов музейного значения, описания среды их бытования, поможет получить разнообразные географические, хронологические, исторические сведения при подведении итогов экспедиции и разработке новых тем поисково-собирательской работы.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 279.