Туманов В.Е. Школьный музей / Правовое поле школьного музея: прошлое и настоящее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конец страницы

[1980-1990 гг.]

В 1980-х годах был принят ряд нормативных актов, относящихся к деятельности школьных музеев. В 1985 г . было утверждено новое «Положение о школьном музее» [16], в 1988 г . утверждена новая редакция «Положения о Музейном фонде СССР» [17], однако они лишь закрепили уже сформированное правовое положение школьных музеев, объединили и скоординировали существующую нормативную базу. Правда, «Положение о школьном музее» вводило звание «Отличный школьный музей», которое присваивалось органами образования лучшим школьным музеям с выдачей специального свидетельства.

Школьные музеи как составная часть сети музеев, работающих на общественных началах, рассматривались органами культуры в качестве резерва для расширения государственной музейной сети. В этих целях Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР проводил специальные исследования по определению потенциальных возможностей расширения государственной музейной сети с использованием общественных музеев [18]. Ведь в 1980-е годы государственная музейная сеть, даже с включением в нее ведомственных музеев, оставалась все еще слабо развитой. «Наша страна занимала 29-е место в мире по количеству музеев и при этом — последнее среди европейских стран — членов СЭВ по числу музеев... на сто тысяч жителей» [19]. Вероятно, при этих расчетах не учитывались общественные музеи, которых в начале 1980-х годов насчитывалось порядка 12 тысяч [20]. В это число не входили многочисленные формирования музейного типа — уголки, краеведческие кабинеты, выставки и т.п., которые не имели еще статуса школьного или общественного музея, но обладали основными их признаками: наличие фонда подлинных памятников истории и культуры и музейно-выставочной экспозиции.

Следовательно, потенциально музейная сеть страны была более развитой, нежели официально зафиксированная в государственных статистических органах. Государственная же сеть музеев продолжала развиваться за счет перевода в нее общественных музеев. Например, в 1970-х годах около 200 общественных музеев Российской Федерации были переведены в систему государственных [21]. Большинство этих музеев стали филиалами государственных музеев, но некоторые из них были реорганизованы в самостоятельные музеи. Например, школьный музей Далматовского дома пионеров им. А.Н.Зырянова был преобразован в Исторический музей имени А.Н.Зырянова г. Далматова Курганской области. Стал городским музеем и школьный военно-исторический музей средней школы №5 г. Вязьмы Смоленской области [22].

Резкое изменение социально-экономической и политической ситуации на рубеже 1990-х годов довольно существенно отразилось на развитии школьного музейного дела. В процессе проведения кампании по так называемой деполитизации и деидеологизации учреждений образования были закрыты и уничтожены сотни школьных музеев, в первую очередь, те из них, которые в своем названии имели некую идеологическую окраску, например, музеи истории пионерии и комсомола, ленинские музеи, музеи интернациональной дружбы и другие. Реформаторы образования и культуры часто не вникали в проблему сохранения материалов музеев как источников по истории Отечества, как подлинных памятников истории и культуры, являющихся составными частями музейного и архивного фондов страны. Например, в Санкт-Петербурге, известном высоким уровнем музейной культуры, сеть школьных музеев сократилась вдвое [23]. Среди утраченных музеев — посвященные О.Ф.Берггольц, Д.М.Карбышеву, Герою Советского Союза летчику Севастьянову, героям Волховского фронта, морякам легендарной «Авроры» [24].

Примерно такая же картина наблюдалась по всей стране. Всем памятны многочисленные выступления ветеранов Великой Отечественной войны, их обращения к правительству и Президенту в защиту школьных военно-исторических музеев, которые в большинстве случаев назывались музеями боевой славы. И если бы не подоспело празднование 50-летия Победы, то неизвестно, сохранились бы они.

Серьезный удар был нанесен и по педагогам — руководителям школьных краеведческих исследований учащихся и школьных музеев. Они пережили и чувство растерянности, и чувство унижения, поскольку были не только уничтожены плоды их многолетнего труда, но и поставлена под сомнение сама целесообразность и общественно полезная значимость их бескорыстной деятельности.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.