Туманов В.Е. Школьный музей / Правовое поле школьного музея: прошлое и настоящее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конец страницы

[Развитие сети школьных музеев]

В 1967 г . Министерство просвещения РСФСР и Министерство культуры РСФСР издали совместный приказ «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев» [5]. Этот приказ отметил как положительное явление в отечественной культуре и педагогике развитие сети школьных музеев, указал на ряд недостатков в организации и содержании работы школьных музеев и утвердил «Рекомендации по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев» [6]. В рекомендациях была сделана первая попытка сформулировать определенные критерии, предъявляемые к школьному музею как специфическому музейному и педагогическому общественному институту. По существу, рекомендации носили характер нормативного документа, не только потому, что утверждались приказом сразу двух министров — просвещения и культуры России, а, главным образом, потому, что содержали целый ряд положений правового характера. Эти рекомендации долгое время использовались в практике деятельности органов образования и культуры в качестве основного документа, определяющего порядок организации и принципы деятельности школьного музея, осуществления контроля за качеством комплектования и использования фондов, обеспечения их сохранности и своевременной передачи музейных предметов и коллекций в фонды государственных музеев. Рекомендации имели и значение документа, координирующего функции органов культуры и образования в области создания и содержания деятельности школьных музеев.

Первым специальным правовым актом, определяющим статус, основные функции и юридические нормы деятельности школьных музеев стало «Положение о школьном музее», утвержденное постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства просвещения СССР и Коллегии Министерства культуры СССР №8/58а от 19 августа 1974 г . Примечательно, что из всей сети музеев, работающих на общественных началах, только один вид — школьные музеи — был удостоен специального нормативно-правового акта. Причиной тому было их необычайно широкое распространение. Так, например, только в РСФСР в начале 1970-х годов функционировало около 40 тысяч школьных музеев, залов, комнат различных профилей [7]. В то время как по учетным данным органов культуры в РСФСР в 1977 г . существовало лишь 1074 общественных музеев других видов. Для сравнения напомним, что в 1973 г . в РСФСР было 698 государственных музеев [8].

Таким образом, сеть школьных музеев многократно превышала количество всех других музеев в Российской Федерации — государственных, ведомственных, общественных. Развитие сети школьных музеев стимулировалось органами государственной власти. При этом каждое ведомство преследовало свои цели: органы образования — обеспечение учебно-воспитательного процесса; органы культуры — увеличение и обеспечение сохранности музейного фонда; органы комсомола — идеологическое воспитание молодежи. Конечно, это только общая схема, на самом деле все обстояло куда сложнее. Например, специалисты музейного дела понимали, что создание школьных музеев — это не только способ выявления и сохранения историко-культурного наследия как составной части музейного фонда страны, но и угроза уничтожения определенной его части. Ведь большинство школьных музеев создавалось в процессе проведения массовых молодежных политико-патриотических акций, таких, как массовый поход школьников «Из искры возгорелось пламя», посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Всероссийский поход пионеров и школьников «Дорогами ленинской мечты», посвященный 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое Отечество», посвященная 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина и 50-летию образования СССР и др. По форме и содержанию эти акции были краеведческими, т.к. предусматривали выявление и собирание исторической информации и подлинных памятников истории и культуры в своем регионе и создание на их основе школьных музеев. Среди собираемых юными краеведами памятников истории и культуры было немало имеющих определенное научно-историческое, музейное значение, которые могли быть включены в музейный фонд Союза ССР или в Государственный архивный фонд СССР. Однако не только школьники, но и многие из их наставников-педагогов не обладали специальными знаниями в области научной организации выявления, собирания и сохранения историко-культурного наследия и необходимой информации о нем. Поэтому нередко памятники истории и культуры изымались из среды бытования без фиксации сведений об их истории, владельцах, среды бытования, что вело к снижению информационного потенциала собранных краеведческих материалов, предметов музейного значения. Во многих школьных музеях не осуществлялся учет и описание музейных предметов, что превращало школьный музей в некое хранилище случайных вещей и наглядных пособий. Наконец, создание школьных музеев в процессе массовых компаний, осуществляемое нередко под нажимом сверху, приводило к тому, что после завершения очередной акции про музей забывали, а иногда и просто выбрасывали собранные материалы.

Конец страницы

[Укрепление статуса школьного музея]

Принятие «Положения о школьном музее» позволило зафиксировать статус школьного музея в государственной системе охраны и использования памятников истории и культуры, объектов природы, определить его музейные и образовательно-воспитательные функции, выработать критерии, позволявшие выделять школьные музеи из многообразных формирований музейного типа — уголков, комнат, кабинетов, выставок и т.п., определить основные принципы и методики организации взаимодействия школьных музеев с государственными музеями и архивами, обозначить ответственность должностных лиц за сохранность музейных предметов школьного музея. Большое значение имело и то, что статус школьного музея определялся органами образования и школьные музеи становились, по существу, сетью ведомственных общественных музеев. В то же время школьному музею предоставлялось право быть преобразованным в народный музей и, таким образом, войти и в структуру общественных музеев системы органов культуры.

В соответствии с «Положением о школьном музее» подлинные памятники истории и культуры, объекты природы, находящиеся в его ведении, подлежали включению в состав Музейного фонда СССР путем постановки их на учет в местном государственном музее соответствующего профиля. Были предусмотрены и процедуры передачи наиболее значимых музейных предметов в собрания государственных музеев и полностью фондов ликвидированных школьных музеев.

Правила постановки на государственный учет и передачи на государ­ственное хранение коллекций основного фонда школьного музея были разработаны в специальных методических указаниях «О порядке передачи наиболее ценных экспонатов из фонда школьных музеев в собрания государственных музеев» (М.: 1974 г .).

Развитие сети общественных музеев в стране, создаваемых не только в учреждениях образования, но и в государственных учреждениях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, в высших и средних учебных заведениях, в общественных организациях и т.п., вызвало необходимость более четкой регламентации их деятельности, приведения нормативных документов в соответствие с Законом СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» ( 1976 г .). В связи с этим в 1978 г . Министерство культуры СССР утвердило «Типовое положение о музее, работающем на общественных началах». Принципиально важной в этом положении была классификация общественной музейной сети по ведомственному признаку: музеи, работающие под непосредственным руководством органов культуры; музеи коллективов предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, работающие под руководством их общественных организаций и администрации (правления); школьные музеи, работающие под руководством органов народного образования. В примечании отмечалось, что «деятельность школьных музеев регламентируется специальным «Положением о школьном музее» [10].

Контролирующие функции возлагались по положению на органы культуры: «все вновь открытые общественные музеи независимо от их ведомственной подчиненности подлежат обязательной регистрации в местных органах культуры» [11].

«Типовое положение о музее, работающем на общественных началах» аннулировало действие «Типового положения о народном музее» и ввело почетное звание «Народный музей», которое присваивалось лучшим общественным музеям министерствами культуры союзных республик.

Положение предоставляло право и гарантии получения общественными музеями организационно-методической помощи от государственных музеев.

В соответствии с «Типовым положением о музее, работающем на общественных началах» школьные музеи получили статус общественного музея, право пользоваться помощью государственных музеев, право на получение звания «Народный музей».

Конец страницы

[Общественные музеи]

В 1979 г . Министерство культуры РСФСР утвердило «Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах». Это положение практически не отличалось от общесоюзного, хотя в его текст были включены отдельные положения, более детально приписывающие смысл и содержание некоторых статей общесоюзного положения.

Положение об общественных музеях достаточно четко регламентировало их статус, принципы их создания и деятельности, однако некоторые предусмотренные им процедуры, особенно связанные с постановкой на государственный учет коллекций общественных музеев, требовали своей более детальной проработки. С этой целью Министерство культуры СССР выпустило в 1980 г . методическое письмо, в котором определило порядок постановки на государственный учет музейных предметов из собраний общественных музеев; общественный музей при регистрации в местном органе культуры прикрепляется к близкому по профилю местному государственному музею: специальная комиссия или специалист этого музея обследует фонды общественного музея и выявляет наиболее ценные музейные предметы, которые могут быть включены в состав Музейного фонда Союза ССР; отобранные для постановки на государственный учет музейные предметы регистрируются в «Специальной инвентарной книге государственного музея»; на эти музейные предметы составляется «Охранное обязательство», один экземпляр которого поступает в государственный музей, второй — в общественный музей, третий передается в тот орган управления культуры, которому подчинен государственный музей; к каждому экземпляру «Охранного обязательства» прилагался «Список подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы, взятых на государственный учет» [12].

Таким образом, музейные предметы общественных музеев, включенные в эти учетные документы, становились как бы составной частью фондов государственного музея, но оставались в общественном музее на временное хранение. Такой подход соответствовал требованиям «Положения о музейном фонде Союза ССР»: «Памятники естественной истории, материальной и духовной культуры музейного фонда Союза ССР могут быть оставлены под сохранную расписку во временное пользование их прежним владельцам при условии выполнения ими всех требований, предусмотренных для обеспечения сохранности данного вида памятника» [13].

К концу 1970-х годов школьные музеи стали заметным явлением в сфере образования и культуры, они заняли определенное место в структуре музейной сети страны. Во-первых, школьные музеи получили право участвовать в комплектовании и использовании музейного фонда Союза ССР, а через него и Государственного архивного фонда. Во-вторых, школьные музеи получили собственный статус как музеев, создаваемых органами образования для совершенствования средств и содержания обучения и воспитания учащихся. В-третьих, школьные музеи получили статус общественных музеев, что включало их в систему музеев, патронируемых органами культуры, и предоставляло право получения научно-методической помощи от государственных музеев. К слову сказать, в начале 1980-х годов в штаты областных и головных музеев были введены специальные должностные единицы по работе с общественными музеями. В-четвертых, школьные музеи получили право добиваться присвоения им почетного звания «Народный музей».

Школьным музеям уделялось особое внимание. В региональных органах образования были созданы межведомственные советы и комиссии по паспортизации школьных музеев, в состав которых входили не только специалисты органов образования и государственных музеев, но и представители государственных архивов, библиотек, учебных и научно-исследовательских институтов, отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Всероссийского общества охраны природы, местных советов ветеранов войны, комитетов комсомола и других научных и общественных организаций. Представители межведомственной комиссии по заявке школы или внешкольного учреждения выезжали на место и обследовали школьный музей. Если его деятельность соответствовала требованиям «Положения о школьном музее», то на заседании комиссии выносилось решение о присвоении ему статуса «Школьный музей». Таким музеям органами образования выдавалось регистрационное свидетельство «Паспорт школьного музея». На паспортизированные школьные музеи в областных, краевых, республиканских станциях юных туристов заводились две регистрационных карточки, одна из которых оставалась в специальной картотеке школьных музеев региона, другая высылалась на республиканскую станцию юных туристов Министерства просвещения РСФСР.

Тем же школьным музеям, которые не вполне соответствовали критериям «Положения о школьном музее», давались конкретные рекомендации, оказывалась методическая помощь, с тем чтобы музей мог претендовать на получение статуса «Школьный музей». Школьные музеи, получившие этот статус, т.е. прошедшие паспортизацию, должны были подтверждать его через каждые три года.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.