Конец страницы
[Реформирование правового поля деятельности школьных музеев]
В этот период началось и реформирование правового поля деятельности школьных музеев. В 1992 г . был принят Закон РФ «Об образовании», который, после внесения в него некоторых поправок, вторично был принят в 1996 г . Первые же статьи закона вызвали чувства оптимизма у педагогов, традиционно использующих краеведение в целях обогащения содержания образования и повышения эффективности воспитания учащихся. Закон РФ «Об образовании» ввел национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов. Это значит, что преподавание любой дисциплины, предмета в учреждении образования должно складываться из федерального компонента, т.е. знаний и умений, обязательных для всех учащихся страны, и национально-регионального компонента, т.е. знания истории, культуры, природы, экономики, географии и т.п. своего края или своего этноса. Логично было бы предположить, что школьные музеи могли бы выполнять в учреждении образования функции межпредметного кабинета по реализации национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.
Закон обходит молчанием возможность использования традиционных средств внеклассной и внешкольной деятельности для совершенствования обучения и воспитания учащихся. Не нашлось в законе и места для определения функций общественных организаций в учреждении образования, каковой, по существу, является школьный музей, говорится лишь о праве руководителя учреждения образования координировать деятельность не запрещенных законом общественных организаций (ст. 32-2-х) . Таким образом, Закон РФ «Об образовании» создает объективные предпосылки для развития школьного краеведения и школьных музеев, однако не создает правового поля для их реальной деятельности.
Более четкое представление о возможном правовом поле деятельности школьных музеев дает Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г . [25].
Прежде всего, закон разделяет Музейный фонд РФ как совокупную часть культурного наследия народов Российской Федерации на государственную и негосударственную части.
К государственной части Музейного фонда РФ отнесены музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо оттого, в чьем владении они находятся (ст. 13). Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, другими государственными учреждениями на праве оперативного управления (ст. 16). Иными словами, музейные собрания, коллекции и отдельные музейные предметы, хранящиеся в государственных музеях или иных государственных учреждениях, образуют государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Все же другие музейные предметы и коллекции, включенные в Музейный фонд РФ и не отнесенные к его государственной части, образуют негосударственную часть Музейного фонда РФ (ст. 19). Негосударственная часть Музейного фонда РФ находится в муниципальной, частной или иных формах собственности (ст. 6), т.е., в основном, в негосударственных музеях (ст. 30).
Школьные музеи, таким образом, являются негосударственными музеями и хранят и используют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Чтобы музейные предметы и коллекции школьного музея были признаны негосударственной частью Музейного фонда РФ, они должны быть включены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Эта процедура осуществляется путем подачи заявки в органы культуры, которые после регистрации коллекций школьного музея в Государственном каталоге Музейного фонда РФ выдают музею специальное свидетельство (ст. 8).
Руководителям и активу школьного музея необходимо четко представлять, что хранящиеся в школьном музее подлинные памятники истории и культуры, объекты природы представляют собой национальное достояние и после регистрации их в Государственном каталоге Музейного фонда РФ они остаются в школьном музее на правах оперативного управления, а органы культуры осуществляют контроль за их сохранностью и использованием, решают вопросы об изменении места хранения, а в определенных случаях — и отчуждении музейных предметов (ст. 23) .
Школьный музей может вступить в правовые отношения с государственными органами культуры как потенциальный хранитель негосударственной части Музейного фонда РФ лишь в качестве субъекта права. Субъектом права он становится в том случае, если он зарегистрирован в установленном законодательством порядке и получил соответствующие лицензии на осуществление уставной деятельности.
Закон однозначно говорит, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений (ст. 26), они действуют на основании уставов (ст. 30) и могут осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 34).
Школьный музей как общественный институт, в реализации функций которого принимают участие дети, не может в полной мере выполнить все условия закона о музеях РФ. Поэтому Министерство образования России, убедившись в эффективности школьных музеев как комплексного средства обучения и воспитания, ввело в действия «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)».[26] Это положение определяет статус школьного музея как структурного подразделения образовательного учреждения, учредителем которого является то учреждения образования, в котором создается и действует музей. Образовательно-воспитательные функции школьного музея осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а музейные (комплектования фондов, их учёт и хранение) реализуются в соответствии с Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
Современное Положение о музеях образовательных учреждении имеет важное значение для признания лигитимности школьных музеев, однако не решает всех правовых проблем, связанных с участием детей в реализации функций государства в области образования, охраны культурного и природного наследия музейно-краеведческими средствами.
Отечественный опыт использования общественности в реализации этих и других культурно-просветительных функций государства, может быть использован для формирования новых концепций участия населения, в том числе детей и молодёжи, в осуществлении созидательных задач, стоящих перед нашим обществом.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 242.