Тема 1.2.3 Целеполагание, постановка дидактических задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самостоятельная работа №7

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи. Не менее двух тем на каждую группу.

А) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст - младшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     

Б) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – средняя группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     
     

 

В) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – старшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     

Тема 1.2.4 Формы организации непрерывной образовательной деятельности.

Самостоятельная работа №8

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Составить конспект экскурсий (на отдельном листке), для детей старшего, младшего дошкольного возраста по плану.

Структура экскурсии

Структурный компонент Содержание
Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)
Ход экскурсии Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
После экскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Напишите три конспекта НОД в любой возрастной группе по предложенной схеме.

1 Тема

2 Возраст

3 Дидактические задачи.

4 Мотивация к деятельности.

5 Этапы реализации дидактической задачи.

6 Рефлексия

Тема 1.2.5 Особенности организации обучения в раннем возрасте

Самостоятельная работа №9

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Проанализировать методическую литературу и спланировать мероприятия по адаптации детей в разные режимные моменты.

 

Пример: Ранний возраст

День недели Утренний приём Прогулка 2 половина дня Режимные моменты
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Решить педагогические ситуации с детьми раннего возраста.

1. Трёхлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейту­зы, отстала от других детей.

Как быть:

§ помочь девочке быстро одеться,

§ предложить детям подождать, пока Катя оде­нется сама,

§ оставить её в группе с няней?

Назовите свои варианты действий и дайте им обо­снование.

Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила.

Что вы добавите к ответам в этом случае?

Как поступите вы, если такое положение с ве­щами девочки повторяется каждый день?

2. Четырёхлетний Кирилл после занятия забыл отне­сти на место стульчик и побежал играть. Няня сказала мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место!»

Как поступить:

§ оставить ребёнка в покое, а когда дети уйдут на прогулку, поставить стул на место,

§ демонстративно поставить стульчик на место, подчеркнув, что все дети хорошие, аккуратные, а Кирилл нет,

§ подвести мальчика к стульчику, обратить вни­мание на то, что все стулья одинаковые и заста­вить Кирилла принести стульчик на место?

Назовите другие возможные варианты действий, дайте им обоснование.

3. Как только в группу приходит новый человек, дети подходят к нему и стараются привлечь к себе внимание: кто-то показывает любимую игрушку, кто-то демонст­рирует новую одежду, кто-то хвалится своими достиже­ниями.

Чем вызвано такое поведение детей?

4. За одним столом сидят Женя (6 лет 5 мес) и Юля (4 года 6 мес). Они собираются рисовать. Юля раскрывает свою коробочку с красками и проявляет недовольство: ей не нравится белая краска. Она просит соседку поделиться с нею красками, но Женя возражает: «Не дам! Ты сама испачкала свою белую краску, вот и рисуй такой!» Юля начинает плакать, и старшая девочка уступает: «Ну, ладно, давай рисовать моими, только не испачкай белую краску, хорошо споласкивай кисточку!»

Какие черты характера и особенности возраста проявились у девочек?

Какой может быть реакция педагога?

5. Трёхлетний Миша катал по полу машину, а Таня играла с куклой. Ей захотелось покатать её, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Миша заплакал, а Таня выжидательно посмотрела на воспитателя.

Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки?

Как поступить педагогу в данной ситуации?

 

6. Лена (2 года 8 мес) принесла в группу новую игруш­ку – красивого котёнка. На прогулке Юра выхватил иг­рушку у девочки, несмотря на её протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.

Объясните возможные причины поведения Юры.

Какие особенности малышей следует учесть педа­гогу, чтобы правильно среагировать на происшед­шее?

 

7. Пятилетняя Света проболела две недели, а когда пришла в группу, то увидела, что её место за столом заняла Дина. Света запротестовала и стала требовать, чтобы её место освободили. Но и Дина не захотела уйти, ей понравилось сидеть именно за этим столом.

Какие возрастные особенности проявились в пове­дении девочек?

Как педагогу примирить девочек?

8. Воспитатель, закрыв лицо руками, сделал вид, что плачет, склонился над двухлетним Тимуром. Но на маль­чика слёзы не произвели впечатления, не вызвали эмо­циональной реакции. Он спокойно наблюдал эту сцену, разглядывая взрослого, и, заметив под халатом блестящие бусы, обрадовался: «Красивые!»

Объясните поведение мальчика.

Как можно формировать сочувствие у малышей?

9. Малыш (2 года 4 мес) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрос­лый пытается помочь.

– Я сам! – протестует малыш.

– Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

– Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

– Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Можно ли считать поведение малыша упрямством или это особенность формирующейся личности?

Как в подобной ситуации вести себя взрослым?

Какую самостоятельность следует поощрять?

10. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, ма­лыш играет с тем, что попадает в его поле зрения: увидел мячик, играет с ним, через 1-2 минуты заметил куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

О каких особенностях развития детей свидетель­ствует такое поведение? Как учитывать эти особенности при организации жизни и деятельности детей?

11. Определите возраст детей и назови­те основные признаки, по которым вы это сделали.

а) Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Различает тон голоса че­ловека, который к нему обращается. Подолгу певуче гулит. Чётко берёт погремушку, которую держат у него над грудью. Долго лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ла­дони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

б) Подолгу лепечет. На вопрос «где?» ищет и находит взгля­дом предмет, неоднократно называемый и постоянно находящийся в определённом месте. Игрушкой стучит, размахивает, пере­кладывает, бросает её. Хорошо ползает (много, быстро, в разнообразных на­правлениях). Пьёт из чаш­ки.

 

12. Дайте оценку развития ребёнка. Отметьте, по каким показателям он отстаёт, и предложите педагогические ре­комендации, как исправить положение.

а) Ребёнку 9 месяцев. Громко и проворно произносит раз­личные слоги. Начинает под­ражать слышимым словам. На вопрос «где?» отыскивает предмет, постоянно находящийся в опреде­лён­ном месте. Играя погремушкой, стучит, размахивая ею. Ходит, слегка придерживаясь руками за мебель. Пьёт из чашки, сам при­держивает её.

б) Ребёнку 12 месяцев. Легко подражает новым слогам. Про­износит 6-10 облегчённых слов. Узнаёт на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: вынимает-вкладывает, нанизывает крупные кольца на стержень пирамидки, мяч катает. Проделывает подражательные действия: кормит, баюкает куклу. Понимает названия нескольких пред­метов, действий, взрослых и некоторых детей. Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси». Понимает слово «нельзя». Переходит от одного предмета к другому, слегка при­держиваясь за них ру­ками.

13. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид трехлетней Наташи:

– Дети, посмотрите на ноги Наташи и скажите, рас­стёгнуты ли у неё туфельки?

– Нет, застегнуты, – слышатся голоса детей, и многие начинают смотреть на свои ноги.

– Давайте спросим у Наташи, кто ей помог застегнуть туфельки, – продолжает педагог.

– Я сама, – гордо говорит девочка.

Какую особенность детей учел взрослый, применив такой приём? Как этот приём называется?

Назовите условия, при которых он может быть эффективно использован.

14. У мальчика плохой аппетит. Мама сажает за стол плюшевого мишку: «Смотри, мишка, как Петя сегодня хорошо ест...»

Но вот малыш подрос, и мама меняет тактику: «У кого раньше будет видно донышко у тарелки – у тебя или меня?»

На какие возрастные особенности ребёнка опира­ется мама?

Предложите свои приёмы работы с детьми, у которых плохой аппетит.

15. Воспитатель, выкладывая на ковре дорожку из крупных кирпичиков, произносит: «Вот я кирпичики положила, ещё кирпичик и ещё один кирпичик». К ней подходят дети: «Юра, помоги мне! Возьми кирпичик, положи его на дорожку!» Ребёнок охотно выполняет задание, а затем сам берёт кирпичик и кладёт его на дорожку. «И Света кирпичик положит, и Марина. Вот какую дорожку длинную мы вместе построили. Возьмите матрёшек и поставьте их на дорожку. Гуляют матрёшки по дорожке», – сообщает воспитатель.

Как вы думаете, о какой возрастной группе идёт речь в данном случае? Почему вы так решили?

Какие особенности возраста учёл воспитатель?

 

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г.М. Ляминой. – М., 1976.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

3. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2007.

  1. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М., 2003.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко [и др.]. – М., 1988.
  3. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч. 1.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

  1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5, 9.

9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2005.

10. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э.Г. Раннее де­тство: познаватель­ное развитие (1-3 года). – М., 2000.

11. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.

12. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская и др. – М., 1997.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 798.