Область применения программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (внеаудиторной) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по междисциплинарному курсу

МДК.03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки

 

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста                                                                            

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 3 года и 10 месяцев

На базе среднего общего образования

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании профильной цикловой комиссии

дошкольного и специального дошкольного образования

протокол от 28.08.2019 № 1

Председатель___________/М.Н. Павлова/

 

 

Санкт-Петербург

2019


Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по МДК.03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351 (в ред. приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 № 272); учебного плана по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.

Составитель: Славинская Екатерина Евгеньевна, преподаватель, ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.

Рецензент: Овечкина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий институтом детства ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)



Редактор:

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………………………5

Критерии оценивания выполнения самостоятельной работы……………………………6

Раздел 1 Перечень видов самостоятельной работы по учебной дисциплине ………… 7

Раздел 2 Содержание самостоятельной работы………………………………………13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» состоит из двух разделов.

В первом разделе «Перечень видов самостоятельной работы слушателей по

МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» представлен обзор видов самостоятельной работы слушателей.

Во втором разделе «Содержание самостоятельной работы слушателей» – отражено содержание самостоятельной работы слушателей, а также предлагаемый

Лист контроля выполнения самостоятельной работы по, МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» который поможет Вам понять общую логику изложения, а также выбрать удобные для Вас формы сдачи материала.

Практические задания выполняются в тетради для практических работ и сдаются преподавателю для проверки.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отметка «5» - ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий.

Отметка «4» - ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя.

Отметка «3» - ставится, если обучающий затрудняется комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Отметка «2» - ставится, если обучающий дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий.


Раздел 2 Содержание самостоятельной работы


Самостоятельная работа №1

Задание №1

Инструкция: продолжите определения:

Предметом современной дидактики является_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обучение _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Движущие силы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противоречия _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание №2

 

Инструкция: Перечислите основные функции обучения и дайте каждой функции определение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закономерности обучения-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения,

Заполните таблицу:

 

Автор Закономерности
   

 

 

Примеры конкретных закономерностей обучения:

                 
   
 



Самостоятельная работа №2

Задание самостоятельное № 1

 

Инструкция. При помощи дополнительной литературы заполните таблицу «Современные дидактические концепции»

Авторы Название концепции Основные концептуальные положения
Т.А. Ильина    
Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов
Ш.А. Амонашвилли
Г.Э. Селевко
И.С. Якиманская

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Напишите в тетради эссе-размышление. Вспомните слова Л.С. Выготского о том, что «обучение ведёт за собой развитие». Каким требованиям должно отвечать обучение, которое имел в виду известный психолог?

Самостоятельная работа №3

Задание самостоятельное №1

А. Инструкция: Перечислите документы которые регламентируют организацию обучения в детском саду.

Б. Инструкция: Заполните таблицу, вписывая образовательные области и ведущие виды детской деятельности в каждой образовательной области.

Образовательная область. Вид детской деятельности
   
   
   
   
   

Самостоятельная работа №4

Задание самостоятельное № 1

 Инструкция . Составить кроссворд тезаурус по разделу. Не менее 15 слов.

 

Самостоятельная работа №5

Задание самостоятельное №1

Инструкция: с помощью дополнительной литературы составить виды программ

Виды программ

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: с помощью дополнительной литературы составить перечень парциальных программ по образовательным областям.

 

Образовательная область. Парциальная программа (название, автор)
   
   

Самостоятельная работа №6

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Написать (на отдельном листке) конспект наблюдения (длительного или сравнительного), по данному плану.

1. Объект наблюдения, возраст детей, цель наблюдения.

2. Мотивация к деятельности.

3. Цель наблюдения, определяет круг новых знаний

4. Стимулирование умственной активности и самостоятельности детей (вопросы к детям)

5. Связь с опытом детей, продолжение в деятельности.

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Составить (на отдельном листе) вопросы к беседе с детьми (среднего и старшего возраста)

План:

1. Определить тему беседы и вид

2. Поставить цель.

3. Сформулировать вопросы к беседе.

 

Задание самостоятельное № 3

 

Инструкция: Используя дополнительную литературу составить перечень средств организации обучения по разным образовательным областям с учётом разных видов средств.

Образовательные области Средства обучения
   
   

Задание самостоятельное № 4

Инструкция:

 1.Обобщенная формулировка задачи.

В практике работы ДОУ широко используются ИКТ. В этом есть не только положительные стороны, но и негативные.

Ключевое задание.

1. Покажите возможности использования ИКТ в обучении детей.

2. Раскройте условия, методику использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

3. Проанализируйте опыт работы воспитателей по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ на основе средств интернет.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.АРКТИ,2006.192с.

2.Громова У. Ясли VKONTAKTE. //Дошкольное воспитание. – 2012 г. - № 1. – с. 67-69.

3.Давыдова О.И., Майер А.А. Медиакомпетентность воспитателя ДОУ при создании электронных презентаций. // Управление ДОУ. – 2012 г. - № 1. – с. 99-105.

4.Дошколенок + компьютер: перспективно-тематическое планирование/авт.-сост. Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.

5.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 128 с.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с

Самостоятельная работа №7

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи. Не менее двух тем на каждую группу.

А) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст - младшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     

Б) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – средняя группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     
     

 

В) Инструкция: Заполните таблицы, по младшей, средней и старшей группе. Необходимо определить возраст детей, тему занятия, определить цель и дидактические задачи.

Тема НОД__________________________________________________________

Возраст – старшая группа

Задачи Планируемый результат. Методические действия.
     

Тема 1.2.4 Формы организации непрерывной образовательной деятельности.

Самостоятельная работа №8

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Составить конспект экскурсий (на отдельном листке), для детей старшего, младшего дошкольного возраста по плану.

Структура экскурсии

Структурный компонент Содержание
Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)
Ход экскурсии Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.
После экскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Напишите три конспекта НОД в любой возрастной группе по предложенной схеме.

1 Тема

2 Возраст

3 Дидактические задачи.

4 Мотивация к деятельности.

5 Этапы реализации дидактической задачи.

6 Рефлексия

Самостоятельная работа №9

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Проанализировать методическую литературу и спланировать мероприятия по адаптации детей в разные режимные моменты.

 

Пример: Ранний возраст

День недели Утренний приём Прогулка 2 половина дня Режимные моменты
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Задание самостоятельное № 2

Инструкция: Решить педагогические ситуации с детьми раннего возраста.

1. Трёхлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейту­зы, отстала от других детей.

Как быть:

§ помочь девочке быстро одеться,

§ предложить детям подождать, пока Катя оде­нется сама,

§ оставить её в группе с няней?

Назовите свои варианты действий и дайте им обо­снование.

Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила.

Что вы добавите к ответам в этом случае?

Как поступите вы, если такое положение с ве­щами девочки повторяется каждый день?

2. Четырёхлетний Кирилл после занятия забыл отне­сти на место стульчик и побежал играть. Няня сказала мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место!»

Как поступить:

§ оставить ребёнка в покое, а когда дети уйдут на прогулку, поставить стул на место,

§ демонстративно поставить стульчик на место, подчеркнув, что все дети хорошие, аккуратные, а Кирилл нет,

§ подвести мальчика к стульчику, обратить вни­мание на то, что все стулья одинаковые и заста­вить Кирилла принести стульчик на место?

Назовите другие возможные варианты действий, дайте им обоснование.

3. Как только в группу приходит новый человек, дети подходят к нему и стараются привлечь к себе внимание: кто-то показывает любимую игрушку, кто-то демонст­рирует новую одежду, кто-то хвалится своими достиже­ниями.

Чем вызвано такое поведение детей?

4. За одним столом сидят Женя (6 лет 5 мес) и Юля (4 года 6 мес). Они собираются рисовать. Юля раскрывает свою коробочку с красками и проявляет недовольство: ей не нравится белая краска. Она просит соседку поделиться с нею красками, но Женя возражает: «Не дам! Ты сама испачкала свою белую краску, вот и рисуй такой!» Юля начинает плакать, и старшая девочка уступает: «Ну, ладно, давай рисовать моими, только не испачкай белую краску, хорошо споласкивай кисточку!»

Какие черты характера и особенности возраста проявились у девочек?

Какой может быть реакция педагога?

5. Трёхлетний Миша катал по полу машину, а Таня играла с куклой. Ей захотелось покатать её, и, подойдя к мальчику, она отняла машину. Миша заплакал, а Таня выжидательно посмотрела на воспитателя.

Какие особенности, свойственные младшим дошкольникам, проявились в поведении девочки?

Как поступить педагогу в данной ситуации?

 

6. Лена (2 года 8 мес) принесла в группу новую игруш­ку – красивого котёнка. На прогулке Юра выхватил иг­рушку у девочки, несмотря на её протесты, повертел в руках и бросил в лужу. Лена горько заплакала, прижимая к себе испачканного котенка.

Объясните возможные причины поведения Юры.

Какие особенности малышей следует учесть педа­гогу, чтобы правильно среагировать на происшед­шее?

 

7. Пятилетняя Света проболела две недели, а когда пришла в группу, то увидела, что её место за столом заняла Дина. Света запротестовала и стала требовать, чтобы её место освободили. Но и Дина не захотела уйти, ей понравилось сидеть именно за этим столом.

Какие возрастные особенности проявились в пове­дении девочек?

Как педагогу примирить девочек?

8. Воспитатель, закрыв лицо руками, сделал вид, что плачет, склонился над двухлетним Тимуром. Но на маль­чика слёзы не произвели впечатления, не вызвали эмо­циональной реакции. Он спокойно наблюдал эту сцену, разглядывая взрослого, и, заметив под халатом блестящие бусы, обрадовался: «Красивые!»

Объясните поведение мальчика.

Как можно формировать сочувствие у малышей?

9. Малыш (2 года 4 мес) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрос­лый пытается помочь.

– Я сам! – протестует малыш.

– Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

– Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

– Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.

Можно ли считать поведение малыша упрямством или это особенность формирующейся личности?

Как в подобной ситуации вести себя взрослым?

Какую самостоятельность следует поощрять?

10. Овладев ходьбой, дети второго года жизни много двигаются. Переходя от одного предмета к другому, ма­лыш играет с тем, что попадает в его поле зрения: увидел мячик, играет с ним, через 1-2 минуты заметил куклу, бросает мяч и играет с этой куклой. Действия детей этого возраста прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся.

О каких особенностях развития детей свидетель­ствует такое поведение? Как учитывать эти особенности при организации жизни и деятельности детей?

11. Определите возраст детей и назови­те основные признаки, по которым вы это сделали.

а) Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Различает тон голоса че­ловека, который к нему обращается. Подолгу певуче гулит. Чётко берёт погремушку, которую держат у него над грудью. Долго лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ла­дони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

б) Подолгу лепечет. На вопрос «где?» ищет и находит взгля­дом предмет, неоднократно называемый и постоянно находящийся в определённом месте. Игрушкой стучит, размахивает, пере­кладывает, бросает её. Хорошо ползает (много, быстро, в разнообразных на­правлениях). Пьёт из чаш­ки.

 

12. Дайте оценку развития ребёнка. Отметьте, по каким показателям он отстаёт, и предложите педагогические ре­комендации, как исправить положение.

а) Ребёнку 9 месяцев. Громко и проворно произносит раз­личные слоги. Начинает под­ражать слышимым словам. На вопрос «где?» отыскивает предмет, постоянно находящийся в опреде­лён­ном месте. Играя погремушкой, стучит, размахивая ею. Ходит, слегка придерживаясь руками за мебель. Пьёт из чашки, сам при­держивает её.

б) Ребёнку 12 месяцев. Легко подражает новым слогам. Про­износит 6-10 облегчённых слов. Узнаёт на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: вынимает-вкладывает, нанизывает крупные кольца на стержень пирамидки, мяч катает. Проделывает подражательные действия: кормит, баюкает куклу. Понимает названия нескольких пред­метов, действий, взрослых и некоторых детей. Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси». Понимает слово «нельзя». Переходит от одного предмета к другому, слегка при­держиваясь за них ру­ками.

13. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид трехлетней Наташи:

– Дети, посмотрите на ноги Наташи и скажите, рас­стёгнуты ли у неё туфельки?

– Нет, застегнуты, – слышатся голоса детей, и многие начинают смотреть на свои ноги.

– Давайте спросим у Наташи, кто ей помог застегнуть туфельки, – продолжает педагог.

– Я сама, – гордо говорит девочка.

Какую особенность детей учел взрослый, применив такой приём? Как этот приём называется?

Назовите условия, при которых он может быть эффективно использован.

14. У мальчика плохой аппетит. Мама сажает за стол плюшевого мишку: «Смотри, мишка, как Петя сегодня хорошо ест...»

Но вот малыш подрос, и мама меняет тактику: «У кого раньше будет видно донышко у тарелки – у тебя или меня?»

На какие возрастные особенности ребёнка опира­ется мама?

Предложите свои приёмы работы с детьми, у которых плохой аппетит.

15. Воспитатель, выкладывая на ковре дорожку из крупных кирпичиков, произносит: «Вот я кирпичики положила, ещё кирпичик и ещё один кирпичик». К ней подходят дети: «Юра, помоги мне! Возьми кирпичик, положи его на дорожку!» Ребёнок охотно выполняет задание, а затем сам берёт кирпичик и кладёт его на дорожку. «И Света кирпичик положит, и Марина. Вот какую дорожку длинную мы вместе построили. Возьмите матрёшек и поставьте их на дорожку. Гуляют матрёшки по дорожке», – сообщает воспитатель.

Как вы думаете, о какой возрастной группе идёт речь в данном случае? Почему вы так решили?

Какие особенности возраста учёл воспитатель?

 

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г.М. Ляминой. – М., 1976.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.

3. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2007.

  1. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М., 2003.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко [и др.]. – М., 1988.
  3. Дошкольная педагогика: в 2 ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч. 1.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

  1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5, 9.

9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2005.

10. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э.Г. Раннее де­тство: познаватель­ное развитие (1-3 года). – М., 2000.

11. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 2009.

12. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская и др. – М., 1997.

Самостоятельная работа №10

  Задание самостоятельное № 1

 Одним из основополагающих принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Инструкция: Ключевое задание.

1.Раскройте понятие «одаренность», формы проявления одаренности.

2. Раскройте особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте.

 

Практическое задание.

1. Составьте индивидуальную программу развития одаренного ребенка на 3 месяца по одному из направлений развития.

2. Подберите творческие задания для развития одаренного ребенка.

 

          Список рекомендуемой литературы

1. Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб., Питер, 2007. – 368 с.

3. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

4. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев. 1993.

5. Кулемзина, А. В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск. 1999.

6. Лейтес, Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

7. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие). Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. М., Вузовская книга. 2001 – 131с.

8. Одаренные дети. Бурлинская Г. В., Слуцкий В. М. М.: Прогресс, 1991. – 376 с. //Общ. Ред. Г. В. Бурлинской и В. М. Слуцкого; Предисловие В. М. Слуцкого.

9. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

10. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса – М; 2000.

11. Психология общих способностей. Дружинин В. М. - Спб. : Питер, 2007. – 368 – 3-е изд.

12. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина /Под ред. Лейтеса Н. С. учебное пособие для студентов высших и средне специальных учебных заведений. Изд. 2-е, пераб., доп., – М; АСАДЕМА. – 2000

13. Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995.

14. Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д. В. Ушакова – М; 2000.

15. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996.

16. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

17. Семенов, И. Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.

18. Шадриков, В. Д. Способности и интеллект человека. – М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004. – 188 с.

19. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.

Самостоятельная работа №11

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Написать три конспекта НОД с применением различных педагогических технологий

в любой возрастной группе по предложенной схеме.

1 Тема

2 Возраст

3 Дидактические задачи.

4 Педагогическая технология

5 Мотивация к деятельности.

6 Этапы реализации дидактической задачи.

7 Рефлексия

 

 

Задание самостоятельное №2

Инструкция:

1.Обобщенная формулировка задачи.

Реализация основных положений ФГОС дошкольного образования осуществляется на основе гуманизации образовательного процесса, что предполагает использование в практике работы ДОУ современных педагогических технологий.

Ключевое задание.

1.Раскройте основные признаки педагогических технологий.

2.Дайте характеристику педагогических технологий, ориентированных на развитие личности, качеств ребенка, его индивидуальности:

-личностно-ориентированная технология обучения;

-технология поддержки;

-технология портфолио дошкольника и воспитателя.

Практическое задание.

1.Предложите варианты оформления портфолио дошкольника и воспитателя.

2.Сделайте анализ использования указанных технологий в опыте работы воспитателей.

Рекомендуемая литература.

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.

2. Веракса А.Н. Педагогика детства: из прошлого в будущее: Инновации в дошкольном воспитании сборник материалов - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

3. Давидчук А. Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2001.

4. Опыт использования современных образовательных технологий и методик в дошкольном образовании (обобщение материалов педагогов ДОУ Тюменской области). – Тюмень: ТОГИРРО, 2009. – 44с.

5. Михеева Е.В. «Современные технологии обучения дошкольников» Волгоград, 2012

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для вузов/[Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др. / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. – 560 с.

 

Тема 1.3.4 Системно – деятельностного подхода в организации обучения. Ребёнок как субъект образовательного процесса

Самостоятельная работа №12

Задание самостоятельное № 1

Инструкция: Спланировать работу воспитателя на одну неделю с учётом системно –деятельностного подхода к организации обучения. Работа проводится на отдельном листе бумаги.

 

Группа_____________________

Тема недели______________________________

 

День недели

Образовательная деятельность в утренний отрезок времени.

Образовательная деятельность совместно с воспитателем

 

Организация образовательной деятельности во вторую половину дня.

Организация самостоятельной

деятельности

Взаимодействие с семьёй

Индивидуально По подгруппам
               
             
             
             
             

Задание самостоятельное №2

Инструкция: Спланировать проект по организации различных видов детской деятельности.

 

Тема________________

Вид проекта__________________________________

Возрастная группа_______________________

Срок проведения_____________________________

Цель__________________________

Задачи
1.

2.

3.

4.

 

Виды детской деятельности

Мероприятия

Срок

Итоговое мероприятие

Педагоги Сотрудники Родители
           
           
           
           
           

 

                                Рекомендуемая литература

1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3.

С.34.

2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.

3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное

воспитание. 2005 № 4. С. 14.

4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного

возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий

2003», 2005

5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев//

Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.

6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание.

2007. № 7. С.24.

7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я.

Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д»,

2000 – 96 с.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева,

Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е изд. Испр. И доп. – М. АРК-

ТИ, 2006 – 112с.

9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И

кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.

10.Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.

11.Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и

родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.

12.Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ

«Лада». 2005 – 192с.

13.Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и

игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост.

Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.

14.Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова.

Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.

15.Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4

с33.

16.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера. 2006 –

64с.

17.Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых

играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.

 


ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (внеаудиторной) РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по междисциплинарному курсу

МДК.03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

по специальности среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование по программе углубленной подготовки

 

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста                                                                            

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 3 года и 10 месяцев

На базе среднего общего образования

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании профильной цикловой комиссии

дошкольного и специального дошкольного образования

протокол от 28.08.2019 № 1

Председатель___________/М.Н. Павлова/

 

 

Санкт-Петербург

2019


Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по МДК.03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» профессионального модуля ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 № 1351 (в ред. приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 № 272); учебного плана по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Организация-разработчик: ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.

Составитель: Славинская Екатерина Евгеньевна, преподаватель, ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1.

Рецензент: Овечкина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий институтом детства ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)



Редактор:

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………………………5

Критерии оценивания выполнения самостоятельной работы……………………………6

Раздел 1 Перечень видов самостоятельной работы по учебной дисциплине ………… 7

Раздел 2 Содержание самостоятельной работы………………………………………13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Область применения программы

           Программа самостоятельной работы – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.01 «Дошкольное образование»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

          иметь практический опыт:

иметь практический опыт:

  • определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
  • составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

· организации и проведения наблюдений,

· организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

· проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

· наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

· обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

· осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

· оформления документации;

Уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
  • формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
  • оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;
  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
  • составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;
  • определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

 

Знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
  • структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
  • приемы работы с одаренными детьми;
  • способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
  • виды документации, требования к ее оформлению.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы междисциплинарного курса:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 48 часов, в том числе:

· обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 24 часов;

· самостоятельной работы обучающихся 24 часов.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа самостоятельной работы обучающихся по МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» состоит из двух разделов.

В первом разделе «Перечень видов самостоятельной работы слушателей по

МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» представлен обзор видов самостоятельной работы слушателей.

Во втором разделе «Содержание самостоятельной работы слушателей» – отражено содержание самостоятельной работы слушателей, а также предлагаемый

Лист контроля выполнения самостоятельной работы по, МДК 03.01 «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» который поможет Вам понять общую логику изложения, а также выбрать удобные для Вас формы сдачи материала.

Практические задания выполняются в тетради для практических работ и сдаются преподавателю для проверки.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отметка «5» - ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, демонстрирует знание теоретического и практического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий.

Отметка «4» - ставится, если обучающий дает комплексную оценку предложенной ситуации, допускает незначительные неточности при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей при правильном выборе тактики и логическом обосновании теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя.

Отметка «3» - ставится, если обучающий затрудняется комплексной оценкой предложенной ситуации, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Отметка «2» - ставится, если обучающий дает неверную оценку ситуации, неправильно выбрана тактика действий.


Раздел 2 Содержание самостоятельной работы


Дата: 2019-11-01, просмотров: 435.