Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На наш взгляд, говоря о региональных аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо обратиться к опыту республики Татарстан и Башкортостан, где на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам.

Последнее десятилетие прошлого столетия для Татарстана, как и для всех остальных регионов бывшего СССР, было ознаменовано бурным возвратом к религиозно-духовным ценностям. В этих условиях для государства было чрезвычайно важно определить характер формирующихся новых взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Главный принцип этих отношений состоял в отделении церкви от государства, и он нашел отражение в Конституции РФ. Ст. 14 Конституции гарантирует равноправие всех народов, населяющих РФ, и существующих на ней религий.

Возрождение религии в Татарстане было отмечено некоторыми недостатками, которые объясняются рядом исторических и политических обстоятельств. Прежде всего, рост религиозных общин и мечетей не сопровождался качественным развитием исламской мысли и осмыслением нравственно-духовных ценностей. Религия изучалась на уровне обрядовой практики и нередко – на фоне неприязни к традициям, закрепившимся в советскую эпоху, и духовной бедности – становилась причиной социальных конфликтов. Эти конфликты касались не только отношений верующих с членами их семей и обществом, но и познания верующими самих себя.С другой стороны, консервативность традиционных конфессий и их неспособность приспосабливаться к потребностям и запросам современного общества привела к тому, что их последователи нередко призывают государство принять жесткие меры против новых религий. Эти требования и опасения людей зачастую бывают не вполне обоснованными, во-первых, потому что они опираются не на объективную информацию, а на субъективные суждения; во-вторых, потому что в демократическом государстве деятельность религиозных общин может быть ограничена только по соображениям государственной и общественной безопасности и в случаях необходимости защиты прав и свобод граждан [44, с.21].

Следует отметить, что закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" не способствует пресечению противоправной деятельности религиозных объединений, которые в России и за рубежом называют деструктивными, и не учитывает специфику конфессиональных особенностей отдельных регионов, в частности – Татарстана. Для закрепления веротерпимости и недопущения проявления в Республике религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозных организаций в 1999 г. был принят республиканский закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Между этими двумя законодательными актами имеется ряд несоответствий. В частности, в преамбуле закона РТ подчеркивается особая роль ислама и православия при учете специфики других религий и течений. Особое внимание к себе привлекает п. 5 ст. 10 закона, уточняющий статус централизованной организации для мусульманских общин. В силу того, что федеральное законодательство позволяет трем общинам одного вероисповедания объединиться в самостоятельное духовное управление, заложенный в исламе плюрализм мнений оказался заложником в условиях религиозного возрождения. В РФ было создано около 60 духовных управлений мусульман, хотя во времена СССР их было всего четыре. В то же время в Татарстане все мусульманские общины организационно подчинены единому центру.

Свободы представителей нетрадиционных течений также гарантированы законом, однако п. 7 ст. 13 допускает продление сроков рассмотрения документов при регистрации религиозной организации, если заявители принадлежат к вероучению, последователи которого впервые создают религиозную организацию на территории Республики.

Отдельные положения п. 2 ст. 16 расширяют основания, на которых допускается ликвидация религиозной организации и запрета на ее деятельность в судебном порядке.

Наряду с этим, республиканский закон расширил права верующих на предприятиях и в учреждениях, закрепив за ними право на отправление религиозных обрядов на рабочих местах, если это не вредит производственному процессу.

В ст. 18 республиканского закона декларируется легитимность религиозных вакфов, причем не только исламских. По мнению председателя Совета по делам религии РТ Рината Набиева, законодательное признание вакфов способствует «возрождению национально-религиозных традиций народов, исповедующих ислам, в области правовой культуры, развитию благотворительной деятельности, защите ислама от вульгарной политизации, привлечение к взаимному международному сотрудничеству с авторитетными мусульманскими организациями».

Одним словом, республиканский закон предоставил верующим больше прав и гарантировал гражданам большую защиту от тех нетрадиционных религий, которые оказывают пагубное воздействие на личность и общество. Тем не менее, как федеральный, так и республиканский законы являются достаточно либеральными, и, как показало время, они не в состоянии сбалансировать влияние религиозных организаций на процессы в обществе с фактическими духовными потребностями граждан [45, с.22].

В настоящее время при Президенте РФ действует Совет по взаимоотношению с религиозными объединениями. Помимо него, в структуру входят 22 руководителя религиозных объединений разной направленности. Трое из них представляют мусульманскую общину России.

В настоящее время в Татарстане зарегистрировано более 900 мусульманских и более 200 православных общин. Вместе с тем, влияние религиозных течений нетрадиционной направленности в Татарстане усиливается на фоне недовольства прогрессивной общественности. Нередко эти религиозные общины пытаются узаконить те виды деятельности, которые противоречат отдельным статьям федерального, республиканского законодательств и международным конвенциям. В 2000 г. в центре внимания общественности оказалась деятельность "Свидетелей Иеговы". Смерть двухлетней девочки, которая наступила из-за несогласия матери на переливание крови, стала основанием для отказа в перерегистрации и обращения в суд для ликвидации общины. Но районный суд в иске отказал, а Верховный суд РТ обязал зарегистрировать организацию.Летом 2000 г. активизировались представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которые предприняли попытку встретиться с высшим руководством Татарстана для того, чтобы ускорить регистрацию казанской общины. Несмотря на разъяснительную работу, проводимую Советом по делам религии РТ, мормоны, по сводкам местных СМИ, не оставляют попытки закрепить свои позиции "в верхах", чтобы избавиться от ответственности.

В Татарстане представлены и новые для России религиозные движения – ахмадия (штаб-квартиры движения находятся в Пакистане и в Англии), Церковь последнего завета (виссарионовцы), сахаджа-йога, Церковь саентологии. Последняя вызывает наибольшую обеспокоенность общественности и органов безопасности Татарстана, поскольку саентологи имеют много последователей в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске. В школах Набережных Челнов до недавнего времени читались лекции по программе "Нарконон", в итоге запрещенной Минздравом РФ.

Динамика численности организаций нетрадиционно-религиозных направлений за последние годы показывает, что если по численности последователей новые культы уступают традиционным религиям, то по своей активности они значительно превосходят их. Ярким примером может служить 100% активность протестантских организаций при перерегистрации, завершившейся в РТ к концу 2000 г.

Среди причин распространения новых религиозных течений исследователи называют и идеологический кризис, и пассивность традиционных конфессий. В большей степени эти тенденции проявляются в городе, где отсутствие приверженности традициям, осложненное проблемами экономического и социального характера, также способствует приобщению граждан к нетрадиционным общинам.

В связи с этим духовные лидеры Татарстана прикладывают большие усилия для того, чтобы поддержать традиционные религии и сохранить те ценности, которые испокон веков были присущи татарскому народу. С этой же целью все мусульманские религиозные объединения Республики подчинены единому центру – Духовному управлению мусульман (ДУМ) РТ, возглавляемому муфтием Гусманом Исхаковым.

В развитии традиционного ислама главная роль отводится местным кадрам, подготовка которых сегодня является основной задачей, стоящей перед ДУМ РТ. В настоящее время в Татарстане функционируют 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. В Казани с 1998 г. действует Российский исламский университет (РИУ). Студенты РИУ наряду с высшим религиозным получают и светское образование, например, преподаватель арабского языка, юрист, экономист и др. Правда, по данным ДУМ РТ, лишь 10% мусульманских общин республики обеспечены подготовленными имамами. Преподавательский состав университета представлен 25 преподавателями, среди которых один академик, 2 доктора и 2 кандидата наук. Еще 8 преподавателей в настоящее время учатся в аспирантуре Казанского госуниверситета [46, с.10].

Раньше для получения религиозного образования молодые люди вынуждены были отправляться за границу. Однако это часто приводит к возникновению проблем иного характера – обучение во многих зарубежных исламских университетах не гарантирует высокого качества подготовки имамов и оставляет вне учебной программы вопрос формирования национального самосознания.

На территории современного Башкортостана на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам. Высокая степень веротерпимости, свойственная верующим основных конфессий, прежде всего, ислама и православия, выступает отличительной характеристикой духовной жизни республик. Трудно найти регион с таким разнообразием мирно сосуществующих представителей религиозных верований, как Башкортостан. Это и мусульмане, и христиане, в числе которых православные, старообрядцы, католики, протестанты различных направлений, а также, – иудеи, буддисты, кришнаиты, бахаи. Такое многообразие различных конфессий уникально. Поэтому очень важны последовательные и взвешенные практические шаги по проведению продуманной религиозной политики.

Полиэтнический и поликонфессиональный характер Российской Федерации, равноправие населяющих ее народов и существующих на ее территории религий закреплены в основополагающих законодательных актах страны, прежде всего, в ее Конституции, статья 14 которой гласит, что Российская Федерация – светское государство, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Аналогичные положения закреплены в ст. 34 Конституции Республики Башкортостан и в ст. 29 Конституции Республики Татарстан: “Граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной или атеистической деятельностью. Каждый человек свободен в отправлении религиозных обрядов. Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями запрещается. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства”.

Именно достижение взаимного понимания, веротерпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, а также твердая позиция по недопущению в республике проявлений религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозный объединений, явились причинами принятия Государственными Советами республик данных законов. В нем нашли свое отражение особая роль ислама и православия в становлении и развитии духовности и культуры народов Татарстана и Башкортостана, стремление учитывать специфику других религий, составляющих неотъемлемую часть духовного их наследия.

В пункте 6 ст. 4 этого закона РТ четко зафиксировано, что “воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с возбуждением вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями, с уничтожением или повреждением имущества либо угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законом”.

Одной из принципиальных позиций государства остается соблюдение баланса интересов крупных традиционных конфессий – ислама и православия. Это основа стабильности межконфессиональных отношений не только в Татарстане и Башкортостане, но и в целом Российской Федерации. Органы государственной власти республик во взаимоотношенийх с религиозными обществами стремятся учитывать интересы всех этноконфессиональных групп населения, чтобы не создавать каких-либо привилегий одной из религий и не придавать ей статус государственной.

За последние годы в Татарстане и Башкортостане немало сделано для того, чтобы обеспечить гражданам возможность свободно удовлетворять религиозные потребности, созданы условия для полноценной деятельности религиозных организаций. В республике Татарстан постепенно завершается процесс возвращения культовых зданий верующим. За последнее десятилетие открыто, отреставрировано и построено около тысячи мечетей, православных храмов и других культовых зданий. В стадии строительства находятся более 120 таких объектов. В столице республики верующим возвращены синагога, лютеранская кирха, католическая часовня. В Казанском Кремле ведется строительство мечети Кул-Шариф и реставрация Благовещенского собора.

В Республике Башкортостан только в 2000 г. постороено 40 новых молитвенных зданий, в том числе 38 зданий мечети. В настоящее время строется 81 молитвенное здание, в том числе 68 зданий мечетей.

В Республике Татарстан обеспечение взаимоотношений органов власти с религиозными организациями возложено на Совет по делам религий, осуществляющий свою деятельность в постоянном контакте с Аппаратом Президента РТ, Советом безопасности, Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, силовыми ведомствами, инстерствами культуры, образования, здравоохранения, администрациями городов и районов республики. Регулярной является информационная. аналитическая, экспертная работа, подготовка религиоведческих заключений. В 2000 г. был издан в рамках реализации Закона “О языках народов Республики Татарстан” “Краткий религиоведческий словарь-справочник на русском и татарском языках”. При участии Совета по делам религий были изданы альбомы: “мечети Татарстана”, “Православные храмы Татарстана”.

В Башкортостане эти функции выполняет Совет по делам религии при Кабинете Министров РБ. Совет работает под непосредственным руководством Кабинета Министров и его руководства, Администрации Президента республики, в тесном контакте с Министерством Юстиции РБ, администрациями районов и городов, республиканскими органами.

Татарстан и Башкортостан являются полиэтническими, поликонфессиональными и поликультурными республиками. Количество зарегистрированных мусульманских организаций в РТ на порядок превышает количество зарегистрированных православных организаций (по данным Совета по делам религий на 1999 год: мусульманских – 937, православных – 178). Кроме того, в Татарстане православные организации характеризуются меньшей социальной активностью, чем мусульманские. Так, мусульманских общин на практике оказывается больше, чем зарегистрированных исламских организаций. В случае православия, наоборот, некоторые из зарегистрированных организаций существуют только формально. Общее количество местных мусульманских организацийй доходит до 550, православных – 160.

За последние годы в Татарстане и Башкортостане не наблюдается этноконфессионального противостояния. Это объясняется, видимо, во-первых, установившейся репутацией республик, как относительно экономически стабильных регионов, а во-вторых, тем, что религиозные организации имеют большой миротворческий потенциал и способствуют формированию благоприятного общественного климата и межэтнической и межконфессиональной толерантности. Определенный опыт взаимного уважения и сотрудничества мусульман и православных в Татарстане и Башкортостане безусловно существует. В какой-то мере это может служить примером для других стран.

Учитывая поликонфессиональный характер Российской Федерации, законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений, должно отвечать требованиям универсальности, быть способным учитывать специфику каждой из законно действующих религий на той или иной территории, не нарушая при этом конституционного принципа отделения религий и религиозных объединений от государства [47, с.19].

По нашему мнению, подводя итог параграфа, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий” [48].

Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.

2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска

 

На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась определенная система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района (председатель - И.Х.Мезикова).

В таблице 1 приведены данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района.

 

Таблица 1

Данные об общественных формированиях, функционирующих на территории Нижнекамского муниципального района

№ п/п Общественные формирования Количество общественных формировании
1. Общественные организации 36
2. Общественно-политические организации 11
3. Национально-культурные оъединения 6
4. Политические партии 6
5. Религиозные организации 43
  ИТОГО: 96

 

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них:

- мусульманских –21;

- православных –13;

- протестантских – 9.

Общее количество культовых зданий - 36. Из них:

- мусульманских мечетей – 16;

- помещений, приспособленных под мечеть – 4;

- православных церквей – 12;

- православных молебных домов – 3;

- протестантских церквей – нет;

- протестанских молебных домов - 1 (не зарегистрирован).

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрождения общества. В 2007 году на пожертвования предприятий и частных лиц построены и сданы в эксплуатацию часовня и минарет на территории филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», молебные комнаты для верующих в лечебно-исправительных учреждениях №1 и №4, кряшенский приход церкви «Иоанна Крестителя» в н.п. Кашаево.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Рождество», «Пасха» «День Петра и Павла». В день Покрова пресвятой богородицы 14 октября ежегодно проводится Крестный ход (количество участников 500 человек). Безопасность движения обеспечивают УВД и отдел ГИБДД, а безопасность здоровья прихожан бригада скорой помощи.

Вне культовых зданий организованы кружки нравственного воспитания в 12 школах, 5 дворовых клубах. Успешно работает нравственная группа в детском саде «Сююмбике» и нравственные классы в школе № 5 г. Нижнекамска.

При мечети действует Молодежный Центр социального развития мусульман, который состоит из 9 секторов. В его деятельности участвуют более 30 молодых людей. В его задачи входит организация спортивных мероприятий, социальная и материальна помощь нуждающимся семьям, посещение больных и воспитательная работа отбывающими наказание в исправительных учреждениях района.

При Соборной мечети города действует информационный центр. Ежемесячно выпускается газета «Рисаля», которая бесплатно распространяется по Татарстану местам компактного проживания татар в России. В газетах «Туган як», «Чулман» и «Нижнекамское время» выходят мусульманские странички. На канале НТР еженедельно выходит 15-минутная религиозная передача «Рисаля». На радио «Нефтехим» периодически ведутся проповеди. На средства спонсоров издаются бесплатно распространяются буклеты, диски и кассеты с записями на религиозную тематику.

В 3 детских сада, 2 школы и международный аэропорт "Бегишево" поставляется мясо халяль, мясоперерабатывающий комбинат "Химокамагро" из мяса халяль производит 10 наименований колбасных изделий.

В мечети работает отдел по проведению религиозных обрядов для верующих города, в котором задействованы 72 аксакала.

Плодотворная работа ведется с имамами деревень района. Привлекают спонсоры для организации в селах праздничных мероприятий. Для сельских имамов 2006 и 2007 годах были организованы курсы повышения квалификации, которые был проведены в санаториях-профилакториях «Шифалы» и «Корабельная Роща» при финансовом обеспечении ОАО «ТАНЕКО» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», в 2007 году курсами охвачены 60 имамов.

Нижнекамская соборная мечеть является примером в республике по организации летнего отдыха детей. В 2006 году при поддержке спонсоров в районе для детей было проведено 9 религиозно-воспитательных лагерей, в которых отдохнуло более 35 детей. Преподаватели и воспитатели оказали методическую помощь в организации лагерей в Азнакаевском, Актанышском, Заинском и Сармановском районах. 5 молодых людей приняли участие в палаточном лагере.

22 апреля 2007 года были проведены спортивные состязания среди прихожан мечети «Эй, егетлэр».

12-19 июля 2007 года организован летний загородный палаточный лагерь «Закамье-2007».

25 ноября 2007 года в физкультурно-оздоровительном комплексе «Батыр» состоялось первенство Центральной соборной мечети по вольной борьбе среди молодых прихожан мечети муниципального района.

В декабре-январе 2007-2008 года проводится зимний турнир по футболу среди мусульманских команд города Нижнекамска.

В связи с празднованием Ураза-байрам и Курбан-байрам в Доме народного творчества, татарском драматическом театре, концертном зале музыкального училища имени С. Сайдашева, педагогическом училище, школах, детских дошкольных учреждениях проводились праздничные мероприятия для детей и взрослого населения района.

В день Курбан-байрам нуждающимся было роздано 514 кг мяса, 124 кг мяса и 30 000 рублей были переданы в школы для проведения праздничных обедов. Денежные средства (13000 рублей), полученные от сдачи шкур жертвенных животных также были розданы малоимущим семьям.

В день Ураза-байрам в качестве пожертвований было собрано 156 493 рубля, на которые были приобретены продукты питания и отданы 454 нуждающимся, в том числе организациям и обществам инвалидов, детскому дому центру социального обслуживания «Милосердие».

Таким образом, как благополучатель Центральная Соборная мечеть получает пожертвования от физических и юридических лиц, которые используются на поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений, оплату коммунальных и иных платежей, выплату заработной платы сотрудникам и учителям, реализацию благотворительной деятельности, тем самым мечеть выступает посредником между благотворителями и благополучателями.

Благочинием Нижнекамского муниципального района ведется духовно просветительская деятельность вне культовых зданий по нескольким направлениям.

Необходимо отметить миссионерскую деятельность в различных сферах человеческой жизнедеятельности, таких как: силовые структуры (ГАИ, МВД), пожарные части, сферы образования и культуры. В сфере образования в 2007 году были организованы встречи с преподавательским составом средних школ, где обсуждались проблемы воспитания и образования молодежи. В сфере культуры руководители православных религиозных организаций неоднократно принимали участие в творческих вечерах с участием творческих коллективов в разных номинациях, целью которых было поддержание как духовного, так и материального развития детей с ограниченным материальными и физическими возможностями.

Благочиние несет послушание по миссионерскому служению среди осужденных ФГУ ИК № 4 ГУФСИН РТ г. Нижнекамска. В молитвенной комнате исправительного учреждения совершается: крещение, исповедь, причастие, панихида или молебен водоосвящением. Так же проводятся катехизические беседы с осужденными, цель которых является поддержать и духовно наставить на путь христианского спасения, выпускаются газеты и листовки православного и противосектанского содержания, организются бесплатные обеды, раздачи одежды, продуктов питания для малоимущих граждан.

В связи проведением православных религиозных праздников «Рождество Христово», «Пасха», «День Петра и Павла» ежегодно в Доме народного творчества, концертном зале музыкального училища, в Доме культуры пос. Красный Ключ, школах и детских дошкольных учреждениях проводятся мероприятия для детей и взрослого населения района. Число участников ежегодно увеличивается.

Ведутся регулярные мероприятия благотворительной, просветительской направленности, совершаются поездки по святым местам.

Православный бюллетень, выпускаемый при храме Святого преподобного Иоанна Кронштадского, знакомит население с обычаями христиан, способствует формированию национального самосознания, воспитанию толерантного отношения между людьми.

Лютеранская община при немецком обществе «Дружба» проводит благотворительные акции по оказанию помощи малоимущим пенсионерам и участвует в акции «Кирпичики», оказывая помощь в восстановлении лютеранской церкви Святой Екатерины в г. Казани.

Религиозная организация Христианская Евангельская церковь «Благая весть» г. Нижнекамска оказывает благотворительную помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, которые находятся в детской городской больнице № 2.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций традиционной направленности согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.

В городе и районе случаи дискриминации и нарушения конституционных прав граждан по национальному и межконфессиональному признаку не установлены.

Руководители религиозных организаций Нижнекамского муниципального района ведут целенаправленную работу в сфере противодействия распространению наркомании: систематически посещают Нижнекамский наркологический диспансер, лечебно-исправительные учреждения №1, №4, проводят проповеди с больными наркоманией и алкоголизмом.

В мусульманских молебных комнатах лечебно-исправительных колоний №1 и №4, и православной молитвенной комнате исправительного учреждения ФГУ ИК №4 ГУФСИН РТ среди осужденных проводится регулярная разъяснительная работа о вреде наркотиков и аморального образа жизни.

Деятели духовенства принимают активное участие в антинаркотических мероприятиях, проводимых в Нижнекамском муниципальном районе. Например, в рамках реализации «Программы профилактики наркотизации и формированию здорового образа жизни населения Нижнекамского муниципального района в 2007 году» проводился антинаркотический проект «Мы - здоровое поколение». В реализации данного проекта принимал участие настоятель храма Иоана Кронштадского пос. Красный Ключ отец Георгий Святоключинский. Он выступал перед молодежью города и сельских поселений, призывая к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

Религиозные деятели регулярно встречаются со старшеклассниками и студенчеством Нижнекамского муниципального района. Наркозависимые больные ежегодно приглашаются на благотворительные обеды в дни мусульманских праздников.

Необходимо отметить те мероприятия, которые проводятся центральной соборной мечетью направленные на борьбу и профилактику распространения наркомании:

- молодежным отделом соборной мечети регулярно проводятся собрания, встречи, беседы, где пропагандируется здоровый образ жизни без наркотиков, спиртных напитков и курения;

- с этой же целью организовываются однодневные семейные инедельные выезды на природу;

- проводятся летние духовно-нравственные лагеря для детейреспублики, где обучаются здоровому образу жизни без вредныхпривычек;

- сотрудничество с наркодиспансером г. Нижнекамска, где проводятся встречи и беседы с пациентами диспансера о вреде наркомании для души и тела;

- приглашение наркозависимых на благотворительные обеды в днимусульманских праздников [49].

Итак, на сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась устойчивая система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района.

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них мусульманских – 21, православных – 13 и протестантских – 9.

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что, на наш взгляд, открывает новые возможности для духовного возрождения общества.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.