На вопрос, что необходимо делать государству для совершенствования восприятия населением религиозных организаций, большинство респондентов (60 процентов) отметили, что необходимо религиозное воспитание в детском саду, школе, институте, в семье и улучшение условий жизни религиозных организаций. 33 процента отметили необходимость создания религиозных кружков, организаций, клубов, проведение религиозно – культурного просвещения и 13 посчитали, что необходимо больше тем религиозной направленности в СМИ и больше религиозных фильмов и литературы.
Необходимо отметить абсолютное единодушие респондентов (100 процентов) в отношении необходимости существования диалога между государством и религиозными организациями. Однако подавляющее большинство (60 процентов) высказались против вовлечения религиозных организаций в политические процессы, происходящие в стране.
Никто из респондентов не отметил существования напряженной или критической межэтнической и межконфессиональной ситуации в Республике Татарстан и в России в целом.
4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы
Нормативно–правовое обеспечение выпускной квалификационной работы составили различные правовые акты. Традиционно в работе была использована нормативно-правовая литература, документация трех уровней власти: федерального, регионального и местного.
Конституция Российской Федерации – это основной закон страны, выполняющий роль юридического фундамента и предусматривающий основы демократии. В статье 44 закреплено право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Федеральный закон № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях” регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" запрещает организацию и проведение ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан.
Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на уровне Республики Дагестан, а также правовое положение религиозных объединений Республики Дагестан.
Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области, а также правовое положение религиозных объединений на территории Волгоградской области.
Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" регулирует правовое положение религиозных объединений.
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" определяет порядок предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу и в связи с сокращением срока военной службы по призыву.
4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Программа социологического исследования организационно–правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций
Обоснование проблемы исследованияГосударственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.
Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.
В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Подчеркнем, что на уровне муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район” не существует острых проблем в вопросах взаимодействия государства и религиозных организаций, однако необходимость совершенствования взаимодействия муниципальных органов власти и религиозных организаций существует и в рамках Нижнекамского муниципального района.
Объект исследования: религиозные организации и связанные с ними государственные и муниципальные учреждения, находящиеся в рамках муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район”.Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.Цель исследования: проанализировать организационно – правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и сформировать предложения по совершенствованию взаимоотношений.
Гипотеза исследования основывается на том, что в современной России, а также в большинстве регионов, отсутствует устойчивое, основанное на нормативно-правовых актах, взаимоотношение государства и религиозных организаций, а нередко подобное взаимоотношение выходит за рамки законодательства. Существующие федеральные законы и нормативно-правовые акты не всегда учитывают региональную специфику и зачастую не способствуют нормализации межконфессионадьных отношений.Для утверждения или опровержения гипотезы автор работы ставит следующие задачи:
- провести анализ федерального и регионального законодательства, касающегося различных аспектов деятельности религиозных объединений;- рассмотреть организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций;- рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;- провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере Республики Татарстан;- выработать предложения по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций.Рабочий план исследования представлен в таблице 2.
Основными методами сбора информации являются анализ статистических данных, экспертный опрос, вторичный анализ данных социологических исследований.
Таблица 1
Календарный план работы
Вид работы | Срок |
1. Выбор темы и составление библиографии | с 5.01.08 по 27.01.08 |
2. Изучение состояния разработанности проблемы в литературе | с 27.01.08 по 10.02.08 |
3. Сбор фактического материала | с 26.01.08 по 22.03.08 |
4. Уточнение цели, задач и обоснование концепции работы | с 10.03.08 по 30.03.08 |
5. Обработка собранного материала | с 30.03.08 по 7.04.08 |
6. Подготовка текста первой главы | с 7.03.08 по 24.03.08 |
7. Подготовка текста второй главы | с 24.03.08 по 7.04.08 |
8. Подготовка текста третьей главы | с 7.04.08 по 21.04.08 |
9. Подготовка текста четвертой главы | с 21.04.08 по 5.05.08 |
10. Оформление работы | с 15.05.08 по 05.06.08 |
Таблица 2
Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования
Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Исполнитель | Примечания |
1 Составление и утверждение программы социологического исследования | Январь | Дипломант совместно с научным руководителем | |
2 Подготовка методического инструментария | Февраль | Дипломант | Тиражирование анкет в количестве 15 экземпляров |
3 Проведение социологического исследования | Март | Дипломант совместно с научным руководителем | |
4 Подготовка анкеты для обработки | Март | Дипломант | |
5 Обработка собранной информации на компьютере | Март | Дипломант | |
6 Анализ результатов исследования | Апрель | Дипломант | |
7 Обсуждение результатов исследования | Апрель | Дипломант совместно с научным руководителем | |
8 Оформление отчета о проведении исследования | Апрель | Дипломант |
Таблица 3
Логическая структура инструментария
Операциональные понятия | Индикаторы | Тип шкалы измерения | Номер вопроса в анкете |
1 | 2 | 3 | 4 |
Оценка необходимости размещения информации | Факт необходимости | ранговая | 1 |
Оценка необходимости религиозного воспитания молодежи | Факт необходимости | ранговая | 2 |
Осведомленность респондента о нормативно-правовых актах | Оценка осведомленности | номинальная | 3,4 |
Влияние религиозных организаций на общество | Степень влияния | ранговая | 5 |
Оценка необходимости совершенствования взаимодействия | Факт взаимодействия | номинальная | 6 |
Оценка необходимости диалога государства и религиозных организаций | Факт необходимости | ранговая | 7 |
Формы диалога государства и религиозных организаций | Формы диалога | номинальная | 8 |
Вовлечение религиозных организаций в политические процессы | Факт вовлечения | ранговая | 9 |
Оценка межэтнических и межконфессиональных отношений | Характер отношений | номинальная | 10 |
Проблемы разжигания межнациональной напряженности | Наличие напряженности | ранговая | 11 |
Оценка активности государства по урегулированию конфликтов | Факт регулирования | ранговая | 12 |
Оценка активности религиозных организаций | Наличие деятельности | номинальная | 13 |
Пол | Пол | номинальная | 14 |
Возраст | Число лет | интервальная | 15 |
Образование | Уровень образования | ранговая | 16 |
Таблица 4
Дата: 2019-07-30, просмотров: 228.