Следует отметить высокую степень осведомленности опрошенных о нормативно – правовых актах, касающихся взаимоотношений государства и религиозных организаций – 80 процентов.

На вопрос, что необходимо делать государству для совершенствования восприятия населением религиозных организаций, большинство респондентов (60 процентов) отметили, что необходимо религиозное воспитание в детском саду, школе, институте, в семье и улучшение условий жизни религиозных организаций. 33 процента отметили необходимость создания религиозных кружков, организаций, клубов, проведение религиозно – культурного просвещения и 13 посчитали, что необходимо больше тем религиозной направленности в СМИ и больше религиозных фильмов и литературы.

Необходимо отметить абсолютное единодушие респондентов (100 процентов) в отношении необходимости существования диалога между государством и религиозными организациями. Однако подавляющее большинство (60 процентов) высказались против вовлечения религиозных организаций в политические процессы, происходящие в стране.

Никто из респондентов не отметил существования напряженной или критической межэтнической и межконфессиональной ситуации в Республике Татарстан и в России в целом.

 

4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

 

Нормативно–правовое обеспечение выпускной квалификационной работы составили различные правовые акты. Традиционно в работе была использована нормативно-правовая литература, документация трех уровней власти: федерального, регионального и местного.

Конституция Российской Федерации – это основной закон страны, выполняющий роль юридического фундамента и предусматривающий основы демократии. В статье 44 закреплено право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Федеральный закон № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях” регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" запрещает организацию и проведение ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан.

Закон Республики Дагестан "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на уровне Республики Дагестан, а также правовое положение религиозных объединений Республики Дагестан.

Закон Волгоградской области от 27 ноября 2001 г. "О защите прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области" регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания на территории Волгоградской области, а также правовое положение религиозных объединений на территории Волгоградской области.

Закон Тюменской области от 8 февраля 2001 г. "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области" регулирует правовое положение религиозных объединений.

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" определяет порядок предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу и в связи с сокращением срока военной службы по призыву.

 

4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования организационно–правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

Обоснование проблемы исследования

Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.

В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Подчеркнем, что на уровне муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район” не существует острых проблем в вопросах взаимодействия государства и религиозных организаций, однако необходимость совершенствования взаимодействия муниципальных органов власти и религиозных организаций существует и в рамках Нижнекамского муниципального района.

Объект исследования: религиозные организации и связанные с ними государственные и муниципальные учреждения, находящиеся в рамках муниципального образования “Нижнекамский муниципальный район”.Предмет исследования: процесс формирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Цель исследования: проанализировать организационно – правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и сформировать предложения по совершенствованию взаимоотношений.

Гипотеза исследования основывается на том, что в современной России, а также в большинстве регионов, отсутствует устойчивое, основанное на нормативно-правовых актах, взаимоотношение государства и религиозных организаций, а нередко подобное взаимоотношение выходит за рамки законодательства. Существующие федеральные законы и нормативно-правовые акты не всегда учитывают региональную специфику и зачастую не способствуют нормализации межконфессионадьных отношений.

Для утверждения или опровержения гипотезы автор работы ставит следующие задачи:

- провести анализ федерального и регионального законодательства, касающегося различных аспектов деятельности религиозных объединений;- рассмотреть организационно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций;- рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;- провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере Республики Татарстан;- выработать предложения по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Рабочий план исследования представлен в таблице 2.

Основными методами сбора информации являются анализ статистических данных, экспертный опрос, вторичный анализ данных социологических исследований.

 


 

Таблица 1

Календарный план работы

Вид работы Срок
1. Выбор темы и составление библиографии с 5.01.08 по 27.01.08
2. Изучение состояния разработанности проблемы в литературе с 27.01.08 по 10.02.08
3. Сбор фактического материала с 26.01.08 по 22.03.08
4. Уточнение цели, задач и обоснование концепции работы с 10.03.08 по 30.03.08
5. Обработка собранного материала с 30.03.08 по 7.04.08
6. Подготовка текста первой главы с 7.03.08 по 24.03.08
7. Подготовка текста второй главы с 24.03.08 по 7.04.08
8. Подготовка текста третьей главы с 7.04.08 по 21.04.08
9. Подготовка текста четвертой главы с 21.04.08 по 5.05.08
10. Оформление работы с 15.05.08 по 05.06.08

 

Таблица 2

Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования

Наименование мероприятия Сроки выполнения Исполнитель Примечания
1 Составление и утверждение программы социологического исследования Январь Дипломант совместно с научным руководителем  
2 Подготовка методического инструментария Февраль Дипломант Тиражирование анкет в количестве 15 экземпляров
3 Проведение социологического исследования Март Дипломант совместно с научным руководителем  
4 Подготовка анкеты для обработки Март Дипломант  
5 Обработка собранной информации на компьютере Март Дипломант  
6 Анализ результатов исследования Апрель Дипломант  
7 Обсуждение результатов исследования Апрель Дипломант совместно с научным руководителем  
8 Оформление отчета о проведении исследования Апрель Дипломант  

 

Таблица 3

 Логическая структура инструментария

Операциональные понятия Индикаторы Тип шкалы измерения     Номер вопроса в анкете
1 2 3 4
Оценка необходимости размещения информации Факт необходимости ранговая 1
Оценка необходимости религиозного воспитания молодежи Факт необходимости ранговая 2
Осведомленность респондента о нормативно-правовых актах Оценка осведомленности номинальная 3,4
Влияние религиозных организаций на общество Степень влияния ранговая 5
Оценка необходимости совершенствования взаимодействия Факт взаимодействия номинальная 6
Оценка необходимости диалога государства и религиозных организаций Факт необходимости ранговая 7
Формы диалога государства и религиозных организаций Формы диалога номинальная 8
Вовлечение религиозных организаций в политические процессы Факт вовлечения ранговая 9
Оценка межэтнических и межконфессиональных отношений Характер отношений номинальная 10
Проблемы разжигания межнациональной напряженности Наличие напряженности ранговая 11
Оценка активности государства по урегулированию конфликтов Факт регулирования ранговая 12
Оценка активности религиозных организаций Наличие деятельности номинальная 13
Пол Пол номинальная 14
Возраст Число лет интервальная 15
Образование Уровень образования ранговая 16

 


 




Таблица 4

Дата: 2019-07-30, просмотров: 3.