Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития государственно-конфессиональных взаимоотношений

1.1 Понятие, сущность и виды религиозных объединений

1.2 Исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии

1.3 Административно-правовой статус религиозных организаций

2. Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.1 Система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России

2.2 Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска

3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан

3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций

Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование экономической эффективности и социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы

4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

4.5 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А Анкета.



Введение

 

Актуальность темы. Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" [1]. В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод [2]. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.

В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Говоря о региональных особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо отметить, что в Республике Татарстан отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.

Степень разработанности. Изучением и оценкой взаимоотношений государства и религиозных организаций занимаются многие современные ученые.

В частности, можно отметить интересные и актуальные исследования В.В. Локосова, изучающего особенности влияния политических процессов на религиозные объединения. В работах этого автора немаловажное значение придается проблематике вовлечения церкви и религиозных организаций в политические и социальные процессы, происходящие в стране и отдельных регионах.

Нельзя не отметить и работы Л.Н. Салахатдиновой, сосредоточенные на выявлении особенностей представления информации о религиозных организациях и объединениях в СМИ.

Особое место отводится исследованиям В.С. Сычевой, рассматривающей сферу политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей.

В работе используются статистические данные, представленные в исследованиях С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.

Однако, несмотря на большой объем публикаций и исследований проблем взаимоотношений государства и религиозных организаций, существует множество нерешенных и до конца не исследованных проблем, в частности, это касается нормативно-правовых аспектов рассматриваемого взаимоотношений.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Задачи работы:

­ изучить теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

­ рассмотреть систему взаимоотношений государства и религиозных организаций на федеральном и региональном уровнях;

­ провести анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­ провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска;

­ рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­ разработать программу мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан и Нижнекамского муниципального района.

Объект – религиозные организации и связанные с ними государственные структуры.

Предмет – формы и методы взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Практическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение взаимоотношений государства и религиозных организаций и определяет пути совершенствования обозначенного взаимоотношений. Она может быть использована органами муниципальной власти для подготовки предложений по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям по различным учебным дисциплинам.

Методологическая база.

В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций; определить административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Также при написании данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы взаимоотношений государства и религиозных организаций); сравнительный метод использовался в основном при анализе нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней документации отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района.

Для проведения социологического исследования был применены метод экспертного опроса, а для получения количественной и качественной информации об аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций применен метод анализа документов.

Эмпирическая база.

В работе использовались следующие материалы: отчеты отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района;

­ аналитические отчеты о работе религиозных организаций, находящихся в рамках Нижнекамского муниципального района за 2005, 2006, 2007 года;

­ положение о регулировании деятельности религиозных организаций;

­ результаты социологического исследования в городе Нижнекамск;

­ программы и проекты по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций, разрабатываемые и действующие на территории субъектов РФ.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников, приложений и папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.

Первый раздел называется “Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”, который в свою очередь состоит из трех подразделов, где раскрываются понятие, сущность и виды религиозных объединений, определяются исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии, а также анализируется административно-правовой статус религиозных организаций.

Второй раздел называется “Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает три подраздела, в которых рассматривается система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России, выявляются региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и производится исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска.

Третий раздел называется “Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает два подраздела, в которых анализируется опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан и предлагается программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций.

Четвертый раздел называется «Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.

В заключении подводятся все итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.

В работе имеются приложения. В Приложении А дана структура взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями с органами государственной власти, местного самоуправления и с общественными организациями

 


 


Таблица 4

Работы

 

В рамках программного обеспечения дипломного проектирования предусмотрено использование:

– MS OFFICE 2000, включающий:

– MS WORD 2000 – текстовый редактор;

– MS EXCEL 2000 – электронные таблицы;

– MS ACCESS 2000 – база данных;

– MS POWER POINT 2000 – редактор презентаций;

– MS OUTLOOK EXPRESS 2000 – почтовая служба;

– Справочные правовые системы: Гарант и Консультант Плюс;

MS OFICE 2000.

Новые технологии, реализованные в пакете, позволяют значительно упростить сложные операции, автоматизировать рутинные процессы, эффективно организовать обмен между приложениями. В данном пакете в полной мере используются: поддержка длинных имен, многозадачность, «быстрые клавиши».

С помощью электронных таблиц – MS EXCEL любой пользователь сможет легко и эффективно подготовить отчет, провести анализ текущего финансового положения или составить прогноз на будущее. Электронные таблицы представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, «мастером», «экспертом», встроенным языком программирования, средствами сопряжения с базами данных, функциями формирования отчетов и работы с деловой графикой. В программе имеются 400 математических, статистических и других функций.

Текстовый редактор MS WORD – одна из самых популярных программ на сегодняшний день. Текстовый редактор позволяет вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую проверку текста, подчеркивая слова с ошибками и предлагая варианты возможных замен непосредственно в процессе набора текста; автоматизировать процесс форматирования документов (рамки, заголовки, списки, шрифты и цвета, соответствующие выбранному стилю, появляются во время набора); выделять текст разными цветами.

Презентационная программа MS POWER POINT представляет собой слайд-шоу и позволяет комбинировать звук, анимацию и видео.

MS POWER POINT имеет хорошо продуманный интерфейс, все необходимые меню и инструментальные средства, благодаря чему можно добавлять текс, графику, делать плавные появления и исчезновения надписей, картинок, сопровождать текст звуковыми эффектами. Возможно также использование элементов мультипликации и видеоклипов. Редактирование презентаций осуществляется при помощи мыши: «перетаскивая» слайды с места на место, можно получать последовательность кадров, в которой могут быть таблицы, графики, текст, изображения и многое другое. Готовую презентацию можно наблюдать на мониторе, а также изготовить в печатном виде, содержащем слайды и поясняющий текст.

Современная система управлениями базами данных MS ACCESS позволяет создать приложения, использующие базы данных, импортировать данные из электронных таблиц и других баз данных, управлять выводом данных, строить формы и создавать шаблоны оформления.

Назначение персональной информационной системы MS SCHEDULE + (электронного планировщика или органайзера) – хранение информации о делах, встречах и других событиях, ведение адресных и телефонных книг, обмен данными между членами рабочей группы, создание графиков работ. MS OUTLOOK EXPRESS – это целый набор удобных средств: ежедневник, адресная и телефонная книга, калькулятор, календарь, автоответчик и картотека.

MS OUTLOOK EXPRESS представляет собой программу управления данными для настольного компьютера. Она помогает удобно организовать данные на компьютере, предоставлять ее для совместного пользования и поддерживать связь с другими пользователями. Работа в OUTLOOK позволяет использовать перечисленные ниже возможности:

­ управлять данными личного и служебного характера, например, сообщениями электронной почты, файлами, сведениями о встречах, контактах и задачах, а также следить за ходом работы группы, общих папок;

­ пользоваться данными совместно с другими приложениями OFFICE, просматривать и искать файлы OFFICE в OUTLOOK;

­ подключаться к службе WEB и пользоваться ее услугами;

­ настраивать OUTLOOK программными методами.

Справочные правовые системы Консультант Плюс.

Консультант Плюс: Эксперт.

Комплекс по федеральному законодательству состоит из двух частей: Консультант Плюс: Версия Проф и Консультант Плюс: Эксперт Приложение. Крупнейший банк действующих правовых актов России.

Первая часть – Консультант Плюс: Версия Проф включает все правовые акты РФ общего и отраслевого значения, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности.

Вторая часть – Консультант Плюс: Эксперт Приложение включает специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, в частности, по вопросам: государственной собственности и приватизации, бюджетного финансирования, государственного устройства, законотворческой деятельности, вопросам международных отношений, по кадровым и другим вопросам. Включены узковедомственные документы органов государственного управления, представлены документы всех российских министерств и ведомств, в частности: Министерство финансов, Центрального банка, Государственного таможенного комитета, Госналогслужбы, Госкомимущества.

Консультант Плюс: Российское Законодательство.

Система по федеральному законодательству включает правовые акты, составляющие основу российского законодательства. В полном объеме включены документы, затрагивающие интересы всех предприятий и граждан. Банковская деятельность, ВЭД, рынок ценных бумаг, а также узкие направления хозяйственной деятельности представлены основополагающими документами.

Система по региональному законодательству включает документы органов государственной власти и местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации.

 


 


Заключение

 

В соответствии с ФЗ № 125 от 26.09.97 “О свободе совести и религиозных объединениях”, религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Таким образом, классификацию религиозных объединений можно представить по четырем основаниям: по признаку принадлежности к юридическому лицу; по территории деятельности; по способу создания; по предмету (по вероисповеданию).

Формы и принципы взаимоотношений политических структур и религиозных институтов в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. В демократических странах принципом взаимоотношений религиозных организаций и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом.

Говоря же об истории развития государственно-конфессиональных отношений в России, можно выделить пять основных этапов, первый из которых - период от Крещения Руси до начала 17 века, когда был создан первый централизованный орган по церковным делам в России - Монастырский приказ. Заключительным, пятым этапом развития деятельности государственных органов по вопросам религиозных объединений, явился советский период, который завершился с упразднением в 1990 году Совета по делам религий СССР.

в общем виде к нормативно-правовой базе регулирования деятельности религиозных организаций можно отнести Конституцию Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005), Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004), который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, правовое положение религиозных объединений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Целесообразно подчеркнуть, что право человека выбирать, иметь и менять убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое. В соответствии с Законом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может быть подвергнут принуждению при определении своего отношения к религии.

Рассмотрение системы взаимоотношений государства и религиозных организаций в России позволяет сделать следующие выводы:

4. С середины 1990-х годов в России РПЦ и некоторые иные крупнейшие религиозные объединения приобрели привилегированный статус. В последнее время он в ряде случаев закрепляется в подзаконных нормативных правовых актах, которые устанавливают льготы для избранных религиозных организаций (предоставление руководителям религиозных объединений права устанавливать на служебные машины особые номерные знаки, использовать залы аэропортов для официальных делегаций и т. п.).

5. Ведущие конфессии сотрудничают с государством на основании договоренностей высших иерархов с представителями власти и соглашений с государственными органами, чей правовой статус вызывает вопросы и которые в значительной мере сводятся к декларациям о намерении сотрудничать. В ближайшей перспективе наиболее влиятельные конфессии заинтересованы в такой ситуации, поскольку она позволяет им сохранять привилегированное положение.

6. Перспективным путем развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путем установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надежную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.

Говоря об особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан, необходимо привести слова Президента РТ М.Ш. Шаймиева, прозвучавшие в Послании Государственному Совету Республики Татарстан: “будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества. Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий.

Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы консолидация прошла на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Все население нашей республики заинтересовано в этом”.

На сегодняшний день в Нижнекамском муниципальном районе сложилась устойчивая система взаимоотношений в сфере этноконфессиональных отношений. Все религиозные объединения и группы находятся в поле зрения Совета по взаимоотношению с религиозными объединениями при Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района.

На территории города и района функционируют 43 религиозных организации и групп. Из них мусульманских – 21, православных – 13 и протестантских – 9.

В муниципальном районе создаются необходимые условия, способствующие строительству культовых объектов традиционных конфессий, что, на наш взгляд, открывает новые возможности для духовного возрождения общества.

Религиозным организациям и верующим со стороны Исполнительного комитета муниципального района оказывается всесторонняя помощь по проведение религиозных праздников.

В целом религиозная ситуация в Нижнекамском муниципальном районе устойчива. Руководители религиозных организаций согласуют свою деятельность с руководителями Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и функционируют в соответствии с законами РФ и РТ «О свободе совести» и «О религиозных объединениях», основополагающими принципами их деятельности являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику.

Рассмотрев опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан, необходимо заключить, что верующие Дагестана имеют возможность реализовать свои права на свободу вероисповедания в полном объеме и без ограничений, что является одним из важнейших признаков движения республики в направлении построения демократического правового общества.

В настоящее время Республика Татарстан принимает меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединений с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально - полезной деятельностью, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, стоящих перед обществом. Однако, несмотря на проводимую работу, в настоящий момент, на наш взгляд, является актуальным формирование основных концепций региональной политики в области взаимоотношений государства (в лице республиканских и муниципальных органов власти) и религиозных организаций, в связи с чем нами предлагаются следующие основные направления:

- республиканская политика в вопросах религиозного образования;

- взаимоотношение государства и религиозных объединений в сфере благотворительности;

- обеспечение прав на свободу вероисповедания верующих, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы и в Вооруженных Силах;

- совершенствование деятельности государственных органов в отношениях с религиозными объединениями и верующими;

- создание системы религиоведческой и правовой подготовки в сфере религии;

- основные направления информационной политики по освещению религиозных процессов в Татарстане.

К тому же, для совершенствования взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций целесообразно в рамках Нижнекамского муниципального района содействие укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия, организация работы по созданию необходимых условий, способствующих строительству культовых объектов традиционных конфессий, расширение взаимоотношений с нетрадиционными религиозными объединениями, функционирующими на территории города и района, оказание организационной, юридической и методической помощи в деятельности религиозных организаций Нижнекамского муниципального района.

 


 


Приложение А

Анкета

Уважаемые эксперты!

 

Просим Вас ознакомиться с данной анкетой и ответить на содержащиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут существенную помощь в анализе уровня взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Результаты данного спроса будут использоваться в обобщенном виде для научно-практических рекомендаций, поэтому фамилию указывать не обязательно.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

 

Да, я хорошо об этом знаю

Что-то об этом слышал

Впервые слышу об этом

Затрудняюсь ответить

4. Знаете ли Вы, слышали ли что-либо о Федеральном Законе “О свободе совести и религиозных объединениях”?

Да, я хорошо об этом знаю

Что-то об этом слышал

Впервые слышу об это

Затрудняюсь ответить

5. В какой степени, на Ваш взгляд, религиозные организации оказывают влияние на формирование морально – нравственных ценностей у подрастающего поколения?

1) в значительной степени

2) оказывают определенное влияние

3) практически не влияет

4) затрудняюсь ответить

6. Что, на Ваш взгляд, необходимо делать государству для совершенствования восприятия населением религиозных организаций? (открытый вопрос, до трёх ответов)

1) религиозное воспитание в детском саду, школе, институте, в семье

2) создание религиозных кружков, организаций, клубов, проведение религиозно – культурного просвещения

3) улучшение условий жизни религиозных организаций

4) больше тем религиозной направленности в СМИ

5) больше религиозных фильмов и литературы

6) другое

7. Как вы полагаете, должен ли существовать диалог между государством и религиозными организациями?

1) определенно должен

2) скорее должен

3) не вижу необходимости

4) затрудняюсь ответить

8. Если да, то в какой форме?

9. Как вы считаете, должны ли религиозные структуры быть вовлечены в политические процессы, происходящие в стране?

1) определенно должны

2) скорее должны

3) не вижу необходимости

4) затрудняюсь ответить

10. Как Вы оцениваете межэтническую и межконфессиональную ситуацию в Вашем регионе и в России в целом?

1) благополучная

2) спокойная

3) напряженная

4) критическая

5) затрудняюсь ответить

11. Существует ли проблема разжигания межнациональной и межконфессиональной напряженности?

1) определенно, да

2) скорее да, чем нет

3) скорее нет, чем да (переход к вопросу 15)

4) определенно, нет (переход к вопросу 15)

5) затрудняюсь ответить (переход к вопросу 15)

12. Стремится ли власть к урегулированию межэтнических и межконфессиональных конфликтов?

1) безусловно, да

2) скорее да

3) скорее нет

4) безусловно, нет

5) затрудняюсь ответить

13. Насколько заметна и активна общественно-политическая деятельность религиозных организаций в городе?

1) они достаточно нейтральны, не оказывают сколько-нибудь активного влияния на настроение людей и общественное мнение

2) время от времени заявляют о себе по общественно-значимым вопросам и привлекают к себе внимание многих

3) функционируют незаметно для общества, но имеют большое количество сочувствующих

4) пользуются популярностью и имеют активных сторонников среди жителей

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

14. Ваш пол:

1) мужской

2) женский

15. Ваш возраст:

1) до 20 лет

2) от 21 до 29 лет

3) от 30 до 39 лет

4) от 40 до 50 лет

5) от 50 до 55 лет

6) свыше 55 лет

16. Ваше образование

1) среднее

2) среднее специальное

3) неполное высшее

4) высшее

5) два высших, ученая степень

Благодарим Вас за участие в опросе!

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития государственно-конфессиональных взаимоотношений

1.1 Понятие, сущность и виды религиозных объединений

1.2 Исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии

1.3 Административно-правовой статус религиозных организаций

2. Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.1 Система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России

2.2 Региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций

2.3 Исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска

3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций

3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан

3.2 Программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций

Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование экономической эффективности и социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обоснование выпускной квалификационной работы

4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

4.5 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А Анкета.



Введение

 

Актуальность темы. Государственно-религиозные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимоотношений материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" [1]. В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон.

Это конкретизирует применительно к предмету настоящего Федерального закона требования статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - только защита указанных прав и свобод [2]. В то же время в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания действуют и другие федеральные законы.

В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Говоря о региональных особенностях взаимоотношений государства и религиозных организаций, необходимо отметить, что в Республике Татарстан отсутствуют ясно определенное видение роли религии в современном обществе, концептуальные основы государственной политики в религиозной сфере, что создает многочисленные проблемы и в законодательстве и в реальной практике отношений между государством и религиозными объединениями.

Степень разработанности. Изучением и оценкой взаимоотношений государства и религиозных организаций занимаются многие современные ученые.

В частности, можно отметить интересные и актуальные исследования В.В. Локосова, изучающего особенности влияния политических процессов на религиозные объединения. В работах этого автора немаловажное значение придается проблематике вовлечения церкви и религиозных организаций в политические и социальные процессы, происходящие в стране и отдельных регионах.

Нельзя не отметить и работы Л.Н. Салахатдиновой, сосредоточенные на выявлении особенностей представления информации о религиозных организациях и объединениях в СМИ.

Особое место отводится исследованиям В.С. Сычевой, рассматривающей сферу политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей.

В работе используются статистические данные, представленные в исследованиях С.Б. Филатова и Р.Н. Лункина.

Однако, несмотря на большой объем публикаций и исследований проблем взаимоотношений государства и религиозных организаций, существует множество нерешенных и до конца не исследованных проблем, в частности, это касается нормативно-правовых аспектов рассматриваемого взаимоотношений.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное изучение организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Задачи работы:

­ изучить теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций

­ рассмотреть систему взаимоотношений государства и религиозных организаций на федеральном и региональном уровнях;

­ провести анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­ провести исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска;

­ рассмотреть опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций;

­ разработать программу мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на уровне Республики Татарстан и Нижнекамского муниципального района.

Объект – религиозные организации и связанные с ними государственные структуры.

Предмет – формы и методы взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Практическая значимость. Данная работа вносит определенный вклад в изучение взаимоотношений государства и религиозных организаций и определяет пути совершенствования обозначенного взаимоотношений. Она может быть использована органами муниципальной власти для подготовки предложений по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций; студентами, обучающимися по специальности «Государственной и муниципальное управление» для подготовки к семинарским занятиям по различным учебным дисциплинам.

Методологическая база.

В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций; определить административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Также при написании данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы взаимоотношений государства и религиозных организаций); сравнительный метод использовался в основном при анализе нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в субъектах РФ; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно правового материала, внутренней документации отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района.

Для проведения социологического исследования был применены метод экспертного опроса, а для получения количественной и качественной информации об аспектах взаимоотношений государства и религиозных организаций применен метод анализа документов.

Эмпирическая база.

В работе использовались следующие материалы: отчеты отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципального района;

­ аналитические отчеты о работе религиозных организаций, находящихся в рамках Нижнекамского муниципального района за 2005, 2006, 2007 года;

­ положение о регулировании деятельности религиозных организаций;

­ результаты социологического исследования в городе Нижнекамск;

­ программы и проекты по совершенствованию взаимоотношений государства и религиозных организаций, разрабатываемые и действующие на территории субъектов РФ.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, ссылок на использованные источники, списка использованных источников, приложений и папки-файла. Основная часть работы состоит из четырех разделов.

Первый раздел называется “Теоретические основы организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”, который в свою очередь состоит из трех подразделов, где раскрываются понятие, сущность и виды религиозных объединений, определяются исторические аспекты и этапы развития взаимоотношений государства и религии, а также анализируется административно-правовой статус религиозных организаций.

Второй раздел называется “Анализ организационно-правовых аспектов взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает три подраздела, в которых рассматривается система взаимоотношений государства и религиозных организаций в России, выявляются региональные аспекты взаимоотношений государства и религиозных организаций и производится исследование взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций на примере города Нижнекамска.

Третий раздел называется “Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций”. Данный раздел включает два подраздела, в которых анализируется опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан и предлагается программа мероприятий по совершенствованию взаимоотношений муниципальных органов власти и религиозных организаций.

Четвертый раздел называется «Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы» и включает пять подразделов.

В заключении подводятся все итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.

В работе имеются приложения. В Приложении А дана структура взаимоотношений управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями с органами государственной власти, местного самоуправления и с общественными организациями

 


 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.