Современные теории и подходы к изучению понятий трудовые ресурсы и занятость населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной российской экономической литературе понятия «занятость» и «рынок труда» нередко отождествляются. Системе занятости приписывается ряд не свойственных ей функций, а рынку труда придается универсальный характер. Некоторые российские ученые придерживаются достаточно «широкой» трактовки рынка труда и рассматривают его как систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающую воспроизводство, обмен и использование труда. Сторонники этого подхода к рынку труда относят отношения, возникающие по поводу трудоустройства, воспроизводства трудового потенциала, а также сферу использования труда. Согласно этому подходу, функции рынка представляются как интегрированный результат функционирования системы воспроизводства рабочей силы. [4, c. 221]

Вместе с тем имеются фундаментальные исследования, и которых обосновывается ряд принципиальных отличий этих категорий. Так, А.Э. Котляр определяет занятость как всеобщую экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Мы разделяем точку зрения этого ученого и считаем, что занятость – это категория общественного воспроизводства, которую нельзя отождествлять с трудом и использованием рабочей силы. Она характеризует экономически активное население относительно вещественных фактором производства и отражает отношения между людьми по поводу их участия в общественном производстве. В дальнейших исследованиях Л.Э. Котляр определяет занятость как «...общественные отношении между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте».

Б. Д. Бреев дает следующее определение занятости. «Занятость населения - сложное социально-экономическое явление, выступающее важнейшей составной частью общественного производства. С точки зрения экономической категории занятость, сегодня практически рассматривается как общественное отношение не только обеспечения населения рабочими местами (т.e с позиции производства и накопления), но и обеспечении человека необходимыми средствами существования (т.е. в связи с формированием и использованием фонда потребления)»

Э.Р. Саруханов определяет занятость как «… общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой по поводу участия в общественно полезном труде па том или ином рабочем месте», т.е. «это практическая деятельность людей но производству материальных благ, общественные отношения между ними по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте». [1, c.23]

С.В. Андреев занятость рассматривает «как условие включения в процесс производства». При этом сущность занятости определяется с нескольких позиций:

- с позиций производства, где труд является его условием, так как для организации процесса производства необходимо соединить работника со средствами производства;

- с позиций потребления, предусматривающих реализованную трудообеспеченность, согласно которой предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются;

- с позиций разделения труда, т.е. закрепления работника за какой-либо сферой деятельности.

Н. Гаузнер рассматривает занятость как основную жизненную потребность населения, одновременно обеспечивающую формирование главной производительной силы общества.

Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности. Занятость выражает одну из сторон трудовых отношений по поводу непосредственного включения работника в процесс труда. Это в первую очередь вид деятельности для экономически активных членов общества. Именно эта категория (а не рынок) в большей мере характеризует проблемы функционирования экономически активного населения относительно вещественных факторов производства. Вопросы занятости неразрывно связаны с безработицей, поэтому проблема занятости решается как проблема занятости—безработицы. [5, c. 55]

Безработица сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мести лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц: трудоспособное население в трудоспособном возрасте — определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях; работающее население вне пределов трудоспособного возраста — определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

В экономической теории существуют различные теории, обосновывающие государственную политику в области занятости, анализирующие причины безработицы и намечающие меры борьбы с ней. Так, большинство современных неоклассиков (например, теория рациональных ожиданий в лице ее лидера Р. Лукаса) настоятельно рекомендует свести деятельность правительства в данном направлении исключительно к социальной поддержке лиц, временно потерявших рабочее место. Однако большая часть ученых (прежде всего примыкающих к кейнсианской школе), оценивая немалые масштабы безработицы в современном мире, не исключает активного участия государства в разрешении проблемы полной занятости.

Кейнсианская теория занятости базируется на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Основным инструментом государства в борьбе с безработицей, по Кейнсу, является финансовая политика. Повышая государственные расходы, понижая налоги, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и соответственно к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрируется вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица.

В теоретических представлениях относительно причин и способов преодоления безработицы в 80-е гг. в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Неоконсерваторы доказывали, что вследствие своей зарегулированности рынок труда в послевоенный период в немалой степени утратил свою гибкость и по существу перестал быть рынком, произошло «блокирование» рынка труда союзами предпринимателей, государством и профсоюзами. Вместе с тем в связи с научно-техническим прогрессом, постоянной структурной перестройкой экономики, обострением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках серьезно возросли требования к используемой рабочей силе. Снизить естественную безработицу, по мнению неоконсерваторов, можно, в частности, путем:

- разумного (с точки зрения смещения предпочтений субъектов от праздного образа жизни в сторону занятости) сокращения социальных расходов государства;

- банкротства нежизнеспособных и поддержки эффективных предприятий, создающих больше рабочих мест;

- улучшения информации об имеющихся вакансиях.

Отстаиваемый теорией экономики предложения механизм ликвидации вынужденной безработицы включает следующие основные элементы:

- постановку заработной платы в жесткую зависимость от динамики производительности труда, а при необходимости — ее замораживание или даже сокращение;

- временную (а лучше окончательную) отмену системы индексации заработной платы, а также недопущение сколько-нибудь заметного роста ее минимального уровня;

- корректировку действующего законодательства, направленную на ослабление позиций профсоюзов на рынке труда;

- проведение налоговой реформы в направлении существенного сокращения ставок как прямых, так и косвенных налогов [1, c. 33].

Дерегулирование рынка труда, или «борьба с элементами жесткости на рынке труда», будучи практическим воплощением взглядов современных неоклассиков, также предполагает:

- введение более гибкой системы оплаты труда, причем не на основе аналитической оценки рабочих мест, которая господствовала в 60— 80-е гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Повысилась значимость единовременных выплат, они стали увязываться не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Шире используются и такие формы оплаты, как участие в прибыли, при этом работник одновременно несет и риск убытков предприятия;

- расширение возможностей работника в плане выбора форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени. Распространились нестандартные виды занятости: паломничество (особенно среди женщин), временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость. Они наполнились новым содержанием, отражающим специфику современных технологий. Так, все чаще используется надомная работа специалистов высокой квалификации, программистов, конторских служащих, которая предполагает широкое задействование персональных компьютеров, включенных в информационные системы;

- постепенный отказ от индексации заработной платы. По мнению теоретиков дерегулирования, она ослабляет гибкость рынка труда. Приводя к сближению минимальной и средней заработной платы, индексация провоцирует рост институциональной безработицы. Стремление не допустить последнюю привело к нарастанию дифференциации в оплате труда;

- ожесточенные атаки на систему страхования по безработице, уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования (в том числе во избежание переноса деятельности компаний за рубеж, где социальное страхование развито слабее);

- активный процесс «либерализации» правил найма и увольнения. Сокращается срок предупреждения о предстоящем увольнении, широкое распространение получает практика срочных трудовых соглашений, когда увольнение по истечении срока договора является автоматическим актом, не требующим никаких согласований и не предполагающим выплаты выходного пособия;

- расширение временной занятости. Наряду с занятостью по срочным контрактам появилось множество агентств, специализирующихся на сдаче работников «в аренду» на определенное время. Услуги подобных агентств позволяют компаниям покрывать потребности в дополнительных работниках во время конъюнктурного подъема, не неся при этом никаких издержек, связанных с наймом, увольнением в период спада деловой активности;

- изменение механизма установления длительных трудовых связей компании с работниками. Он распространяется лишь на часть персонала, который нанимается на условиях фиксированной рабочей недели и стабильного уровня оплаты труда;

- формирование «черного» рынка рабочей силы. При попустительстве консервативных правительств сформировался масштабный «черный» (связанный с криминалом) рынок рабочей силы, на котором фактически ликвидирована служба охраны труда, игнорируются санитарно-гигиенические нормы, часто происходят несчастные случаи — и все это с целью понижающего давления на средний уровень заработной платы в стране и наращивания тем самым конкурентоспособности национальной экономики. Сокращение удельных издержек на оплату труда закономерно приводит к увеличению совокупного предложения, поэтому, привлекая демпинговый труд работников из-за рубежа, многие правительства рассчитывают через ускоренный экономический рост не только ослабить инфляцию, но и заметно расширить число рабочих мест для своих более квалифицированных специалистов. [4, c. 256]

Результатом подобной флексибилизации (усиления гибкости) рынка труда выступает не тотальный демонтаж системы его государственного регулирования и не только размывание социальной инфраструктуры (или, как ее называют в западной литературе, «государства благосостояния»). Речь прежде всего идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который мог бы обеспечить оптимальное сочетание экономической эффективности и социальной справедливости как макроэкономических целей. Формируя новую парадигму рынка труда, неоконсерваторы полагают, что сформированная в рамках кейнсианской модели централизованная политика занятости, основанная на задействовании дорогостоящих мер по упреждению безработицы посредством субсидирования неконкурентоспособных предприятий и отраслей, организации широкомасштабных и чрезвычайно затратных общественных работ, к настоящему времени в целом исчерпала свой потенциал. Не отказываясь полностью от активной политики, а лишь отвергая ее экстенсивные и малоэффективные технологии, неоконсервативные правительства все более склоняются в пользу принятия комплекса мер по повышению профессионально-квалификационной и территориальной мобильности рабочей силы, выработке у работников способности самостоятельно адаптироваться к постоянно изменяющейся структуре спроса на труд, к «приватизации» части посреднических (информационно-консультационных) функций службы занятости на основе создания некоммерческих организаций содействия трудоустройству.

Таким образом, то, что сегодня обозначается единым термином «политика занятости», на деле является хаотичной смесью элементов кейнсианской концепции, монетаристских рекомендаций, рецептов экономики предложения, индустриальной политики, различного рода институциональных реформ. [6, c. 345]

Классическая теория рассматривает рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную занятость, и провозглашает политику невмешательства со стороны государства. Наличие безработицы объясняется высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то при условии, что цена на товар выше цены равновесия, возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препятствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способствуют росту безработицы.

Связь между безработицей и инфляцией получила развитие и логическое обоснование в работах Филлипса (кривые Филлипса).

Взгляды экономистов неоклассического направления получили развитие в рамках «монетаристской школы». М. Фридман, Э. Фэлпс и другие ее представители считали, что для ликвидации диспропорций и уравновешивания рынка труда необходимо использовать такие рычаги государственного регулирования, как денежно-кредитная политика. По их мнению, неправильная политика государства в области денежного обращения порождает дисбаланс рынка труда.

Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и «вынужденное» явление, т.е. обусловленное внешними общественными причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, т.е. здесь подчеркиваются причины личностного начала.

Ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей силы. Новые подходы и идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход, сколько развивает его. [5, c. 137]

 

Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

 

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними, которое в общем виде можно представить следующим образом.

Функции федерального центра включают:

- разработку государственной Программы содействия занятости населения;

- выработку на ее основе федеральной политики занятости;

- нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;

- разработку и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;

- координацию деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления субъектом Федерации;

- формирование специализированной федеральной службы занятости населения;

- контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов; организацию подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих);

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организацию обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами. [6, c. 457]

На федеральном уровне разрабатываются целевые программы, такие как «Новый старт», «Клуб ищущих работу» для создания и сохранения рабочих мест, принимаются меры по улучшению инвестиционного климата и целевому финансированию некоторых отраслей. В новых условиях хозяйствования роль государства в регулировании занятости заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики последствия, ведущие к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К их числу относятся:

- экономические методы (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

- организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

- административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).

К функциям субъекта Федерации относятся:

- разработка на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий региональной политики занятости населения;

- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации;

- разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;

- координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;

- организация подготовки и переподготовки кадром;

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организация обмена опытом с зарубежными с гранами, другими субъектами Федерации и внутри региона между муниципальными образованиями.

На уровне субъекта Федерации используются пакеты документов, разрабатываемых и принимаемых соответствующими региональными органами. Разрабатываются целевые программы, такие как «Первое рабочее место», «Школа безработного» для создания новых и сохранения существующих рабочих мест, развития предприятий и малого бизнеса. Осуществляется финансирование программ, как правило, из бюджетов субъекта Федерации и других региональных источников. В целевых программах содействия и социальной поддержки населения (как в комплексных, так и программах по отдельным направлениям сферы трудовых отношений) рассматриваются вопросы разделения функций и направления совместной деятельности органов субъекта Федерации и местного самоуправления. Эти программы, как правило, включают:

- весь комплекс направлений и мероприятий, осуществляемых в сфере занятости на территории данного субъекта Федерации и финансируемых из бюджетов всех уровней федерального, бюджета субъекта Федерации и местных бюджетов;

- комплекс направлений и мероприятий по содействию занятости населения, финансируемых только из средств субъекта Федерации.

Функциями органов местного самоуправления:

- разработка на основе государственной программы, и основных положений государственной и региональной политики занятости муниципальной политики занятости населения, с учетом условий развития муниципального образовании и поношения на местном рынке труда;

- правовое обеспечение реализации программы занятости населения муниципального уровня;

- разработка и обеспечение действий системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;

- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций [7, c. 156].

Создание системы управления занятостью населения является одной из главных задач органов местного самоуправления в сфере планового регулирования социально-экономического развития муниципального образования. Местными администрациями совместно со специализированными государственными службами разрабатываются муниципальные программы содействия занятости, которые после рассмотрения на координационных советах и согласования в территориальных подразделениях соответствующих государственных служб утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.

В ходе реализации этих программ принимаются различные правовые акты (постановления, распоряжения и другие) по конкретным направлениям и мероприятиям этих программ (например, по квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях для слабозащищенных категорий населения, по организации общественных работ, летнего отдыха детей и тому подобное). Очевидно, что в составе выполняемых функций по предметному признаку, то есть в зависимости от характера конкретного объекта регулирования, возможно выделить два направления. Первое направление имеет функции, связанные с регулированием рынка труда территории как единого хозяйственного организма. Второе направление предусматривает в качестве объекта функций отдельные сегменты рынка труда, в том числе территориального характера (районы, муниципалитеты, поселки, сельские населенные пункты, отдельные социально-демографические группы и так далее).

К функциям первого направления относятся:

- разработка, обоснование и утверждение состава, структуры органов управления занятостью территории;

- разработка, обоснование, утверждение схемы управления занятостью;

- непосредственное руководство деятельностью структурных подразделений служб занятости, координации деятельности;

- заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, в том числе зарубежными, и целях соединим эффективной модели занятости населения;

- другие функции.

Функции второго направления включают:

- разработку и обоснование схемы регулирования отдельных административных образований, расположенных на данной территории;

- непосредственное руководство реализацией длиной схемы, координацию деятельности различных служб и организаций;

- заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями;

- другие функции [8, c. 125].

Администрация муниципальных образований, как орган исполнительной власти, в предметы ведения которого входит «содействие занятости населения», может выступать заказчиком разработки этих программ и одновременно соисполнителем их разработки. Территориальные программы содействия занятости населения разрабатываются совместно территориальным центром службы занятости и Администрацией муниципального образования в лице соответствующих комитетов (отделов). Проект муниципальной программы содействия занятости населения рассматривается и согласовывается территориальным Координационным комитетом содействия занятости населения и утверждается Главой Администрации муниципального образования.

Каковы цели и задачи региональной политики содействия занятости населения? В целом они определяются особенностями складывающейся ситуацией в сфере занятости конкретного субъекта Российской Федерации. Однако, сегодня можно выделить и общие для подавляющего числа субъектов Российской Федерации доминанты, определяющие тенденции их социально-экономического развития. Речь идет о повышении требований к качеству рабочей силы при нарастающем ее общем дефиците, обусловленном негативными демографическими тенденциями. В этой связи на первый план выдвигаются задачи сохранения и развития кадрового потенциала, в первую очередь перспективных предприятий, путем повышения квалификации имеющихся кадров, а также обновления трудовых ресурсов за счет притока молодежи, получающей профессиональное образование. При этом необходимо понимать, что стратегия сохранения и обновления в первую очередь квалифицированной части трудового потенциала, повлечет за собой ухудшение положения на рынке труда наименее квалифицированных работников и лиц, не имеющих профессий. Отсюда вытекает необходимость особых мер содействия трудоустройству и социальной поддержки этой группы безработных.

Достижение цели региональной политики содействия занятости населения предполагает решение следующих задач:

- сохранение и развитие кадрового потенциала отраслей, перспективных с точки зрения расширения производства и наращивания прибыли;

- поддержка уровня занятости квалифицированной части кадрового потенциала отраслей, обуславливающих развитие научно-технического прогресса, но находящихся в настоящее время в состоянии рецессии или кризиса;

- обеспечение упреждающей профессиональной переподготовки тех категорий рабочей силы, потребность в которых снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства;

- содействие быстрому трудоустройству квалифицированной рабочей силы, потерявшей занятость, с целью предотвращения потери квалификации;

- содействие полному трудоустройству выпускников системы профессионального образования;

- содействие обновлению и укреплению кадрового потенциала перспективных отраслей, потерявших часть своей рабочей силы в период кризиса;

- сдерживание роста открытой безработицы и безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, особенно в районах с монопроизводством ;

 - регулирование темпов и масштабов высвобождения рабочей силы с неперспективных предприятий;

- усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем среднедушевого дохода. [7, c. 245]

 Общая логическая схема разработки региональной политики содействия занятости населения выгляди следующим образом. Отправной точкой для разработки региональной политики содействия занятости населения служат документы перспективного развития региона, содержащие систему представлений о стратегическом выборе региона, стратегических целях и приоритетах региональной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах достижения указанных целей. Эти документы, а также отраслевые программы развития экономики региона и реальные ограничения в виде демографической ситуации ложатся в основу разработки стратегического баланса трудовых ресурсов. Разработанный баланс трудовых ресурсов должен давать представление, как об общем кадровом потенциале региона, так и о параметрах экономически активного населения, составляющего ресурс экономики. Анализ баланса трудовых ресурсов и его прогноз с учетом перспективных потребностей развития экономики региона ложатся в основу выбора стратегических направлений реализации политики занятости. Эти направления должны быть ориентированы на все без исключения категории экономически активного населения, включая безработных. В качестве механизмов реализации политики занятости необходимо рассматривать институциональные механизмы (различные организационные формы взаимодействия различных субъектов и институтов рынка труда), а также нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность этих субъектов в процессе реализации политики (региональные законы, целевые программы, решения местных органов власти и прочие). [9, c. 237]

Основным институциональным механизмом проведения политики содействия занятости населения являются организационные формы социального партнерств (консультативные советы, комитеты, межведомственные комиссии и т. п.), объединяющие региональные и местные органы власти, работодателей, профсоюзы, центры службы занятости, учреждения профессионального образования. Социальное партнерство для целей содействия занятости населения выступает в различных формах:

- трехстороннее соглашение между администрацией региона, работодателями и профсоюзами; трехсторонние соглашения на уровне муниципальных образований;

- региональный совет по профессиональному образованию;

- региональный координационный комитет содействия занятости населения; муниципальные координационные комитеты содействия занятости;

- региональные отраслевые Советы по кадровой политике;

- двух и трехсторонние договоры между службой занятости, работодателями, образовательными учреждениями;

- регулярные встречи представителей администраций муниципальных образований, руководителей территориальных центров службы занятости, органов управления образованием, профессиональных учебных заведений, руководителей крупных предприятий.

Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и пр. Инструментом проведения политики содействия занятости населения на местном рынке труда служат муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

В соответствии с российским законодательством задача разработки программ содействия занятости населения возложена на региональные Департаменты федеральной государственной службы занятости (ДФГСЗН), которые проводят эту работу совместно с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления (в пределах их компетенции). Основными задачами ДФГСЗН, в частности, являются:

- разработка территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, а также организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

- определение основных направлений развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте Российской Федерации;

- организация работы по обеспечению государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам;

- организация работы центров занятости населения, включая реализацию специальных программ для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. [10, c. 22-23]

Исходя из изложенного, цель политики содействия занятости населения для большинства регионов может быть сформулирована следующим образом: обеспечение роста качества рабочей силы и дифференцированного подхода к регулированию масштабов и уровня безработицы при одновременной реструктуризации трудового потенциала экономики региона.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.