Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1 Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения

1.1 Современные теории и подходы к изучению понятий трудовые ресурсы и занятость населения

1.2 Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

1.3 Правовое регулирование на российском рынке труда

2 Теоретико-методологические подходы к анализу проблем занятости и безработицы

2.1 Анализ трудовых ресурсов и занятости населения в Республике Татарстан

2.2 Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда в городе Нижнекамск

2.3 Результаты социологического исследования на примере города Нижнекамск

3 Отечественный и зарубежный опыт по управлению трудовыми ресурсами

3.1 Регулирование рынка труда: зарубежный опыт

3.2 Нестандартная занятость и российский рынок труда

3.3 Программа по поддержке незанятого трудоспособного населения

4 Программа мер по обеспечению ВКР

4.1 Социально-экономическая значимость внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обеспечение

4.3 Правовое обеспечение

4.4 Социологическое обеспечение

4.5 Компьютерное обеспечение

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А.1 Показатели профессионального состава безработных граждан

Приложение Б.2 Показатели распределения безработных по причинам увольнения

Приложение В.1 Распределение доли респондентов по количеству времени, пройденному с момента получения профессии

Приложение Г.2 Доля респондентов, не работавших по своей специальности.

Приложение Д.3 Распределение доли респондентов по уровню доходов

Приложение Е.4 Доля респондентов, готовых сменить профессию

Приложение Ж.3 Проект по активизации безработных граждан на основе оказания им дополнительных услуг в содействии трудоустройству

Приложение К.4 Проект муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения

Приложение Л Анкета. Выявление основных причин безработицы в городе Нижнекамск

Приложение М.5 Логическая структура инструментария сбора социологической информации

Приложение М. 5 Рабочий план подготовки и проведения исследования



Введение

 

Актуальность. Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, тяжелое состояние которого в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности. Политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни порождают множество проблем в сфере организации занятости населения.

Существуют различные подходы к решению проблемы обеспечения занятости населения и его социальной защиты. Какие из них наиболее эффективны в современных условиях, когда общество находится в состоянии кризиса, когда разрушены многие социальные связи, идет расслоение общества на богатых и бедных, становится массовой безработица? Вследствие кризиса произошло падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, в ряде отраслей экономики и регионов страны начали возникать острые социальные конфликты.

Существенно увеличился разрыв между минимальными и средними размерами заработной платы, пенсий и пособий, денежными доходами малоимущих категорий населения. Возросло расслоение населения по уровню доходов. Увеличилось количество официально зарегистрированных безработных.

Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально-трудовой сфере.

Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждане способствует сохранению у них активной позиции. Не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.

Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить проблему недостатка средств к существованию, является рациональное трудоустройство. Хорошая работа призвана оказывать помощь людям в их социальном функционировании, осуществлении своих социальных прав, сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия.

Показатели занятости населения – важнейшая макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. В то же время численность занятого населения является оборотной стороной безработицы, это также показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесно взаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателем положения с занятостью в обществе [1, c.23].

За последние годы в России, безусловно, произошли позитивные изменения структуры занятости населения. Это явилось одним из условий экономического роста.

 В то же время вполне очевидна необходимость существенных изменений в микроструктуре занятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна быть обеспечена ее интеллектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать рост занятости в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование, культура и искусство. Решение этой задачи в наши дни – важнейшее условие становления и развития экономики знаний, повышения культуры производства, нравственных начал экономики. Решение таких задач, безусловно, предполагает привлечение не только бюджетных, но и частных инвестиций в эти сферы деятельности.

Очевидно, что успешное функционирование механизма повышения эффективности занятости базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для сокращения затрат живого труда, повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы [2, c. 305].

К сожалению, российская модель рынка труда гораздо хуже приспособлена к тому, чтобы быть проводником экономического роста. Оборотной стороной ее «пластичности» стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда.

Проблема уклонения от требований закона и условий контрактов не лечится «сверхзарегулированностью», на самом деле это симптомы одной и той же болезни. Любая попытка втиснуть российский рынок труда в жесткий административный каркас имела бы разрушительные последствия. Она подорвала бы действие выработанных им механизмов краткосрочной адаптации, не создав ни стимулов, ни условий для продуктивной долгосрочной реструктуризации занятости. Возможность гибкой подстройки должна быть введена в правовое поле, допускается законом, и фиксироваться в трудовых контрактах в явном виде. На смену «гибкости ради выживания» должна прийти «гибкость ради роста».

Реальное функционирование российского рынка труда характеризовалось относительно небольшими потерями в занятости и умеренной безработицей; гибким рабочим временем и сверхгибкой заработной платой; интенсивным оборотом рабочей силы и повсеместным распространением «нестандартных» форм трудовых отношений; наконец, невысокой забастовочной активностью.

Чем больше бремя избыточной защиты занятости, тем ниже спрос на рабочую силу, выше и длительнее безработица, глубже сегментация рынка труда и хуже положение социально уязвимых групп, масштабнее неформальный сектор и медленнее темпы создания новых рабочих мест. Все эти эффекты, несомненно, имели место и на российском рынке труда. Однако их значение было все-таки меньшим, чем можно было бы ожидать исходя из того объема обязательств, который российское законодательство возлагало на работодателей [1, c. 34].

Разработанность исследовательской проблемы. Наиболее актуальна для изучаемой проблемы, теоретическая информация, представленная в работах таких авторов как: Старовойтова Л.И., Боровик В.С., Волгина Н.А., Морозова Т.Г., рассмотрены теоретические и практические аспекты занятости и безработицы. В работе автора Старовойтовой Л.И. занятость рассматривается как, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Автор Боровик В.С. учебного пособия «Занятость населения» занятость проявляется в нескольких ипостасях: с позиции производства (труда), его условий; с позиции потребления – предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются; с позиции разделения труда – закрепления работника за какой-либо сферой деятельности. Л.Э. Котляр определяет занятость как «...общественные отношении между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте». Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности. Безработица практически во всех учебных пособиях определяется как сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мести лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни. Достаточно хорошо изучена нестандартная занятость в работах В.Е Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова в журналах «Вопросы экономики», «Социологические исследования».

Новизна темы. До настоящего времени в нашей стране недостаточно четко определены экономические основы функционирования занятости в рыночных условиях. Пока отсутствует комплексное обоснование механизма муниципального управления занятостью. Чрезвычайно актуальны выявление форм и методов этого взаимодействия, а также обоснование наиболее эффективных механизмов управления занятостью на местном уровне.

Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений.

С началом рыночных преобразований в России социальная политика рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии стран. Предполагалось сочетать либеральный переход, постепенно освобождающий государство от роли регулятора экономических и социальных процессов, с использованием того опыта, который был создан прежней системой.

За десять лет экономических реформ у нас в стране сформировалась достаточно специфическая «российская модель» рынка труда. К сожалению, ее ключевые особенности не до конца осознаны даже экспертами, не говоря уже о политиках или общественном мнении.

Общая картина обычно теряется за осуждением многочисленных парадоксов и «нестандартных» механизмов приспособления. Российский рынок труда воспринимается, скорее, как нагромождение аномалий, нежели целостная и по-своему внутренне стройная система. Однако он ведет себя не хаотически, а подчиняется вполне определенной логике, вытекающей из особенностей сложившейся модели.

 «Визитной карточкой» российского рынка труда стали разнообразные «нестандартные» способы адаптации – работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы, и теневая оплата труда. Эти приспособительные механизмы были спонтанно выработаны самими рыночными агентами с тем, чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической и институциональной среды. «Нестандартность» в данном случае не означает, что такие приспособительные механизмы следует считать абсолютно уникальными. Конечно же, в различных модификациях и комбинациях они встречались и в других переходных экономиках. Однако нигде больше их размах и разнообразие не были столь значительными, концентрация – столь плотной, а укорененность – столь глубокой, как в России. [3, c. 45]

Объектом дипломной работы являются трудовые ресурсы и занятость муниципального образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Предмет дипломной работы – формы и методы трудоустройства незанятого трудоспособного населения.

Целью дипломной работы является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения на примере города Нижнекамск.

Задачи дипломной работы:

- изучить современные теории и подходы занятости населения, содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления, а также правовое регулирование на российском рынке труда;

- проанализировать трудовые ресурсы и занятость населения в Республике Татарстан и в городе Нижнекамск;

- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт по управлению трудовыми ресурсами;

- разработать проект по поддержке незанятого трудоспособного населения;

- описать программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.

В выпускной квалификационной работе проблема управления трудовыми ресурсами и занятостью населения рассматривалась с точки зрения различных подходов. С точки зрения исторического подхода была рассмотрена проблема безработицы и занятости. Каким образом происходили изменения в процессе их развития и становления, для этого были рассмотрены такие теории, как кейнсианская теория занятости, которая базируется на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Неоконсерваторы доказывали, что вследствие своей зарегулированности рынок труда в послевоенный период в немалой степени утратил свою гибкость и по существу перестал быть рынком, произошло «блокирование» рынка труда союзами предпринимателей, государством и профсоюзами.

 С точки зрения сравнительного подхода были проанализированы безработица и занятость населения в Республике Татарстан и муниципального образования Нижнекамский муниципальный район за 3-5 лет деятельности Центра занятости населения. Сравнительный подход также использовался при рассмотрении отечественного и зарубежного опыта.

Эмпирическая база дипломной работы. В данной работе использовался метод анкетирования. Анкета содержит наиболее важные вопросы, которые непосредственно относятся к проблеме трудоустройства незанятого трудоспособного населения. Ответы данной анкеты обрабатывались дипломантом.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех разделов и заключения. Во введении раскрывается актуальность темы, рассматривается степень изученности данной темы, научная новизна, ее разработанность, устанавливается цель, задачи, определяются предмет, объект данной дипломной работы. В первом разделе раскрываются основные понятия трудовых ресурсов и занятости населения, рассматриваются содержание и функции системы регулирования занятости населения, а также правовое регулирование на российском рынке труда. Во втором разделе анализируется современное состояние трудовых ресурсов и занятости населения в Республике Татарстан и в муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район. В третьем разделе изучен опыт, как зарубежного рынка труда, так и отечественного, также предложен проект муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения. В четвертом разделе описывается программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, которая в себя включает: социально-экономическую значимость внедрения разработанных мероприятий, математическое и статистическое обеспечение, правовое обеспечение, социологические и компьютерное обеспечение. Заключение содержит выводы по выпускной квалификационной работе.



Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

 

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними, которое в общем виде можно представить следующим образом.

Функции федерального центра включают:

- разработку государственной Программы содействия занятости населения;

- выработку на ее основе федеральной политики занятости;

- нормативно-законодательное обеспечение государственной политики занятости;

- разработку и обеспечение действия системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;

- координацию деятельности в этой области различных министерств и ведомств и органов управления субъектом Федерации;

- формирование специализированной федеральной службы занятости населения;

- контроль за деятельностью в сфере занятости населения различных министерств, ведомств и регионов; организацию подготовки и переподготовки кадров (особенно руководящих);

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организацию обмена опытом между различными субъектами Федерации и с зарубежными странами. [6, c. 457]

На федеральном уровне разрабатываются целевые программы, такие как «Новый старт», «Клуб ищущих работу» для создания и сохранения рабочих мест, принимаются меры по улучшению инвестиционного климата и целевому финансированию некоторых отраслей. В новых условиях хозяйствования роль государства в регулировании занятости заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики последствия, ведущие к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К их числу относятся:

- экономические методы (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

- организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

- административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).

К функциям субъекта Федерации относятся:

- разработка на основе положений государственной Программы федерального уровня и учета местных условий региональной политики занятости населения;

- нормативно-законодательное обеспечение ее реализации, закрепление основных положений политики занятости населения в уставе субъекта Федерации;

- разработка и реализация целевых региональных программ содействия занятости населения; разработка и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;

- координация и контроль за деятельностью управляющих структур региона и муниципальных образований общественных и других организаций по реализации целей и задач региональной политики занятости;

- организация подготовки и переподготовки кадром;

- научно-информационное и методическое обеспечение;

- организация обмена опытом с зарубежными с гранами, другими субъектами Федерации и внутри региона между муниципальными образованиями.

На уровне субъекта Федерации используются пакеты документов, разрабатываемых и принимаемых соответствующими региональными органами. Разрабатываются целевые программы, такие как «Первое рабочее место», «Школа безработного» для создания новых и сохранения существующих рабочих мест, развития предприятий и малого бизнеса. Осуществляется финансирование программ, как правило, из бюджетов субъекта Федерации и других региональных источников. В целевых программах содействия и социальной поддержки населения (как в комплексных, так и программах по отдельным направлениям сферы трудовых отношений) рассматриваются вопросы разделения функций и направления совместной деятельности органов субъекта Федерации и местного самоуправления. Эти программы, как правило, включают:

- весь комплекс направлений и мероприятий, осуществляемых в сфере занятости на территории данного субъекта Федерации и финансируемых из бюджетов всех уровней федерального, бюджета субъекта Федерации и местных бюджетов;

- комплекс направлений и мероприятий по содействию занятости населения, финансируемых только из средств субъекта Федерации.

Функциями органов местного самоуправления:

- разработка на основе государственной программы, и основных положений государственной и региональной политики занятости муниципальной политики занятости населения, с учетом условий развития муниципального образовании и поношения на местном рынке труда;

- правовое обеспечение реализации программы занятости населения муниципального уровня;

- разработка и обеспечение действий системы экономических и финансовых механизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирования муниципального рынка труда;

- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, муниципальной службы занятости, общественных и других организаций [7, c. 156].

Создание системы управления занятостью населения является одной из главных задач органов местного самоуправления в сфере планового регулирования социально-экономического развития муниципального образования. Местными администрациями совместно со специализированными государственными службами разрабатываются муниципальные программы содействия занятости, которые после рассмотрения на координационных советах и согласования в территориальных подразделениях соответствующих государственных служб утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.

В ходе реализации этих программ принимаются различные правовые акты (постановления, распоряжения и другие) по конкретным направлениям и мероприятиям этих программ (например, по квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях для слабозащищенных категорий населения, по организации общественных работ, летнего отдыха детей и тому подобное). Очевидно, что в составе выполняемых функций по предметному признаку, то есть в зависимости от характера конкретного объекта регулирования, возможно выделить два направления. Первое направление имеет функции, связанные с регулированием рынка труда территории как единого хозяйственного организма. Второе направление предусматривает в качестве объекта функций отдельные сегменты рынка труда, в том числе территориального характера (районы, муниципалитеты, поселки, сельские населенные пункты, отдельные социально-демографические группы и так далее).

К функциям первого направления относятся:

- разработка, обоснование и утверждение состава, структуры органов управления занятостью территории;

- разработка, обоснование, утверждение схемы управления занятостью;

- непосредственное руководство деятельностью структурных подразделений служб занятости, координации деятельности;

- заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, в том числе зарубежными, и целях соединим эффективной модели занятости населения;

- другие функции.

Функции второго направления включают:

- разработку и обоснование схемы регулирования отдельных административных образований, расположенных на данной территории;

- непосредственное руководство реализацией длиной схемы, координацию деятельности различных служб и организаций;

- заключение договоров и соглашений с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями;

- другие функции [8, c. 125].

Администрация муниципальных образований, как орган исполнительной власти, в предметы ведения которого входит «содействие занятости населения», может выступать заказчиком разработки этих программ и одновременно соисполнителем их разработки. Территориальные программы содействия занятости населения разрабатываются совместно территориальным центром службы занятости и Администрацией муниципального образования в лице соответствующих комитетов (отделов). Проект муниципальной программы содействия занятости населения рассматривается и согласовывается территориальным Координационным комитетом содействия занятости населения и утверждается Главой Администрации муниципального образования.

Каковы цели и задачи региональной политики содействия занятости населения? В целом они определяются особенностями складывающейся ситуацией в сфере занятости конкретного субъекта Российской Федерации. Однако, сегодня можно выделить и общие для подавляющего числа субъектов Российской Федерации доминанты, определяющие тенденции их социально-экономического развития. Речь идет о повышении требований к качеству рабочей силы при нарастающем ее общем дефиците, обусловленном негативными демографическими тенденциями. В этой связи на первый план выдвигаются задачи сохранения и развития кадрового потенциала, в первую очередь перспективных предприятий, путем повышения квалификации имеющихся кадров, а также обновления трудовых ресурсов за счет притока молодежи, получающей профессиональное образование. При этом необходимо понимать, что стратегия сохранения и обновления в первую очередь квалифицированной части трудового потенциала, повлечет за собой ухудшение положения на рынке труда наименее квалифицированных работников и лиц, не имеющих профессий. Отсюда вытекает необходимость особых мер содействия трудоустройству и социальной поддержки этой группы безработных.

Достижение цели региональной политики содействия занятости населения предполагает решение следующих задач:

- сохранение и развитие кадрового потенциала отраслей, перспективных с точки зрения расширения производства и наращивания прибыли;

- поддержка уровня занятости квалифицированной части кадрового потенциала отраслей, обуславливающих развитие научно-технического прогресса, но находящихся в настоящее время в состоянии рецессии или кризиса;

- обеспечение упреждающей профессиональной переподготовки тех категорий рабочей силы, потребность в которых снижается в результате либо ожидаемых структурных сдвигов, либо намечающейся модернизации производства;

- содействие быстрому трудоустройству квалифицированной рабочей силы, потерявшей занятость, с целью предотвращения потери квалификации;

- содействие полному трудоустройству выпускников системы профессионального образования;

- содействие обновлению и укреплению кадрового потенциала перспективных отраслей, потерявших часть своей рабочей силы в период кризиса;

- сдерживание роста открытой безработицы и безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, особенно в районах с монопроизводством ;

 - регулирование темпов и масштабов высвобождения рабочей силы с неперспективных предприятий;

- усиление социальной поддержки безработных и членов их семей с низким уровнем среднедушевого дохода. [7, c. 245]

 Общая логическая схема разработки региональной политики содействия занятости населения выгляди следующим образом. Отправной точкой для разработки региональной политики содействия занятости населения служат документы перспективного развития региона, содержащие систему представлений о стратегическом выборе региона, стратегических целях и приоритетах региональной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах достижения указанных целей. Эти документы, а также отраслевые программы развития экономики региона и реальные ограничения в виде демографической ситуации ложатся в основу разработки стратегического баланса трудовых ресурсов. Разработанный баланс трудовых ресурсов должен давать представление, как об общем кадровом потенциале региона, так и о параметрах экономически активного населения, составляющего ресурс экономики. Анализ баланса трудовых ресурсов и его прогноз с учетом перспективных потребностей развития экономики региона ложатся в основу выбора стратегических направлений реализации политики занятости. Эти направления должны быть ориентированы на все без исключения категории экономически активного населения, включая безработных. В качестве механизмов реализации политики занятости необходимо рассматривать институциональные механизмы (различные организационные формы взаимодействия различных субъектов и институтов рынка труда), а также нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность этих субъектов в процессе реализации политики (региональные законы, целевые программы, решения местных органов власти и прочие). [9, c. 237]

Основным институциональным механизмом проведения политики содействия занятости населения являются организационные формы социального партнерств (консультативные советы, комитеты, межведомственные комиссии и т. п.), объединяющие региональные и местные органы власти, работодателей, профсоюзы, центры службы занятости, учреждения профессионального образования. Социальное партнерство для целей содействия занятости населения выступает в различных формах:

- трехстороннее соглашение между администрацией региона, работодателями и профсоюзами; трехсторонние соглашения на уровне муниципальных образований;

- региональный совет по профессиональному образованию;

- региональный координационный комитет содействия занятости населения; муниципальные координационные комитеты содействия занятости;

- региональные отраслевые Советы по кадровой политике;

- двух и трехсторонние договоры между службой занятости, работодателями, образовательными учреждениями;

- регулярные встречи представителей администраций муниципальных образований, руководителей территориальных центров службы занятости, органов управления образованием, профессиональных учебных заведений, руководителей крупных предприятий.

Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и пр. Инструментом проведения политики содействия занятости населения на местном рынке труда служат муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются мероприятия по оказанию помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

В соответствии с российским законодательством задача разработки программ содействия занятости населения возложена на региональные Департаменты федеральной государственной службы занятости (ДФГСЗН), которые проводят эту работу совместно с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления (в пределах их компетенции). Основными задачами ДФГСЗН, в частности, являются:

- разработка территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития, а также организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

- определение основных направлений развития и совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте Российской Федерации;

- организация работы по обеспечению государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам;

- организация работы центров занятости населения, включая реализацию специальных программ для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. [10, c. 22-23]

Исходя из изложенного, цель политики содействия занятости населения для большинства регионов может быть сформулирована следующим образом: обеспечение роста качества рабочей силы и дифференцированного подхода к регулированию масштабов и уровня безработицы при одновременной реструктуризации трудового потенциала экономики региона.

 

Правовое обеспечение

В процессе написания дипломной работы проводился анализ нормативно-правовой документации с целью дальнейшего использования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. При написании, выпускной квалификационной работы, было использовано много нормативно-правовых законов и актов, основными из которых были: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 25.07.2002 №116-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №201-ФЗ.

Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется Законодательством Российской Федерации. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» - один из основных элементов, составная часть законодательства Российской Федерации о занятости населения. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы.

В рамках правового обеспечения выпускной квалификационной работы были использованы, проанализированы и изучены:

- Конституция Российской Федерации, статья 37 – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, предусматривает право граждан на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция Республики Татарстан – основной закон республики, предусматривает такие же положения, что и Конституция Российской Федерации.

Закон о занятости населения в Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Нормативно-правовая документация Российской Федерации, в том числе:

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст.1915; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 18, ст. 2211; № 29, ст. 3696; № 47, ст. 5613; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 53, ст. 5024; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 160; № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607);

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3533; 1999, № 47, ст. 5707; 2003, № 52, ст. 5069; 2005, № 7, ст. 560).

Указанные выше нормативно-правовые акты рассчитаны в зависимости от сроков исполнения на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочные перспективы.

В них включены основные положения, реализация которых направлена на достижение целей, содержащихся в Программе муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения, направленную на обеспечение содействия занятости населения.

Таким образом, в Российской Федерации создается правовая структура управления трудовыми ресурсами, призванная защищать интересы общества в праве на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и социальную защиту от безработицы. [38, c.134]

 

Социологическое обеспечение

Компьютерное обеспечение

Компьютерные и информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе, и в научную. Поэтому в рамках компьютерного обеспечения работы были использованы возможности программ компьютера.

Возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Word – составная часть офисного пакета – позволил вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую и грамматическую проверку текста, автоматизировать процесс форматирования документов. Печатание текста в шаблоне дало возможность набрать текст уже в заданных параметрах (поля страницы, шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, оформление названий таблиц и рисунков и многое другое) в соответствии с методикой оформления выпускной квалификационной работы.

С помощью табличного процессора Microsoft Excel, входящего в стандартную версию набора Microsoft Office 2003 представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций. С помощью данного пакета были построены приложенные таблицы и различные диаграммы. И простое построение последних, а также их форматирование – перемещение, изменение размера, цвета, шрифта представляется возможным благодаря имеющейся в Excel программе-подсказчику и путеводителю – мастеру диаграмм.

Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Гарант» – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные документы, позволяющий специалисту работать с этим массивом, производить поиск конкретных документов, выводить информацию на печать.

Комплект «Гарант max» содержит федеральное законодательство плюс законодательство одного региона, более 140 тысяч документов. Вся нормативно-правовая база, используемая в выпускной квалификационной работе, была получена с помощью справочных правовых систем Гарант и Консультант Плюс: Версия Проф и Выпуск Татарстан, содержащих законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан и комментарии к ним.

Сканированная документация обрабатывалась программой Fine Reader 7.0, компании ABBYY Software Ltd – омнифонтовая система оптического распознавания текстов, позволяющая распознавать тексты, набранные практически любыми шрифтами, без предварительного обучения. Особенностью программы Fine Reader является высокая точность распознавания и малая чувствительность к дефектам печати, что достигается благодаря применению технологии "целостного целенаправленного адаптивного распознавания".

При создании ВКР использовался самый массовый и оперативный источник информации – Интернет. В глобальной сети Интернет размещены «электронные» варианты литературы, журналов и газет, которые использовались в процессе работе. Вход в глобальную сеть и работа с документацией производилась с помощью программы Internet Explorer, компании Microsoft.

Обозреватель Internet Explorer упрощает как поиск новой информации в Интернете, так и просмотр избранных веб-узлов. Встроенная технология IntelliSense экономит время, взяв на себя выполнение некоторых стандартных операций, например, автоматически заполняя поля для веб-адресов и формы для пользователя, а также автоматически определяя состояние сети и соединения.

Глобальная компьютерная сеть Internet, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, веб-странички, базы данных или другое.

 Использование здесь поисковых систем Yandex, Rambler и Apport позволило определить направление исследовательской работы, осуществить подборку материала.

Для оформления слайдов на презентацию работы была использована программа Microsoft Office Power Point. Программа позволяющая подготовить доклады в виде слайдов на экране компьютера, для собраний и совещаний и создавать веб-страницу. [40, c. 123]

Таким образом, компьютерные и информационные технологии позволяют расширить возможность доступа к информационным ресурсам, значительно упрощают труд по оформлению выпускной квалификационной работы и насыщают ее графическим содержанием.



Заключение

 

На основании исследования, можно сделать следующие выводы. Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и «вынужденное» явление, то есть обусловленное внешними общественными причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, то есть здесь подчеркиваются причины личностного начала. Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.

Ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей силы. Новые подходы и идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход, сколько развивает его. [41, c. 24]

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи. [42, c. 332]

Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.

К первой группе относятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями.

Вторую группу правовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

Третью группу образуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления - это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц. [43, c. 34]

Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации. [44, c. 1]

Целью деятельности территориальной службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона. Исходя из цели, задачи службы занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению служб занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании. [45, c. 337]

Сфера занятости является одной из главных сфер жизнедеятельности человека, важнейшим сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей.

В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие

Проведенный анализ показывает, что в республике Татарстан с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.

В муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район количество безработных, обратившихся в Центр занятости, увеличилось к началу 2007 года по сравнению с 2004 годом.

Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации. [46, c. 432]

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран.

Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные. Большую роль сыграли демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привел к расширению предложения «нестандартного» труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращенным рабочим временем и гибким графиком работы. При этом «нестандартная» рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая свое участие в экономике как нечто второстепенное. [47, c. 212]

Важное значение имеет уровень образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.

Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.

Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.

Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.

Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.

Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении. [48, c. 345]

Вынужденная смена профессии – явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что имевшиеся навыки и оказываются ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).

Приобретение профессионально-квалификационных характеристик и их повышение представляет собой эффективный способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. В долгосрочной перспективе социально-экономического развития региона образовательная программа выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую – создание предпосылок роста производительности труда и снижения дефицита рабочей силы. [49, c. 79]

Такая программа помогла бы расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более широкое привлечение предприятий (при финансовой поддержке муниципального образования) к обучению и переобучению.

Чтобы такой проект осуществился (хотя бы в значительной ее части), необходима очень четкая и слаженная работа службы занятости и муниципального образования. [50, c. 129]



Приложение А

Показатели профессионального состава безработных

Таблица А.1 - Профессиональный состав безработных граждан по г. Нижнекамску

Наименование профессии, квалификации 2004 год 2005 год 2006 год
1 2 3 4
Бухгалтер 158 167 208
Воспитатель детского сада 25 17 23
Главный бухгалтер 13 23 22
Делопроизводитель 13 6 6
Заведующий складом 18 22 12
Инженер 26 23 40
Инспектор по кадрам 21 19 7
Кассир 18 13 10
Лаборант 14 21 19
Мастер 12 13 23
Менеджер 24 17 32
Сестра медицинская 21 22 29
Техник 40 45 128
Учитель 26 33 34
Экономист 41 41 51
Юрист 27 32 43
Аппаратчик 18 14 29
Водитель 25 52 52
Кладовщик 14 24 17
Оператор ЭВМ 64 51 54
Повар 32 34 42
Портной 28 31 27
Продавец 37 57 65
Швея 16 14 26
Штукатур маляр 36 40 47
Электромонтер 19 16 18

 



Приложение Б

Показатели распределения безработных по причинам увольнения

 

Таблица Б.2 - Распределение безработных по причинам увольнения по г. Нижнекамску

  2004 год 2005 год 2006 год
1 2 3 4
-уволившиеся по собственному желанию 554 580 515
-уволенные за нарушения трудовой дисциплины 1 6 1
-уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников 608 716 671
-лица, освобожденные из мест лишения свободы 1 6 4
-выпускники общеобразовательных учреждений 8 14 9
-выпускники учреждений высшего профессионального образования 38 51 61
-выпускники учреждений среднего профессионального образования 92 73 148
-выпускники учреждений начального профессионального образования 36 40 81
-граждане, уволенные с военной службы - 6 6
-другие причины 285 707 659

 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения

1.1 Современные теории и подходы к изучению понятий трудовые ресурсы и занятость населения

1.2 Содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления

1.3 Правовое регулирование на российском рынке труда

2 Теоретико-методологические подходы к анализу проблем занятости и безработицы

2.1 Анализ трудовых ресурсов и занятости населения в Республике Татарстан

2.2 Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда в городе Нижнекамск

2.3 Результаты социологического исследования на примере города Нижнекамск

3 Отечественный и зарубежный опыт по управлению трудовыми ресурсами

3.1 Регулирование рынка труда: зарубежный опыт

3.2 Нестандартная занятость и российский рынок труда

3.3 Программа по поддержке незанятого трудоспособного населения

4 Программа мер по обеспечению ВКР

4.1 Социально-экономическая значимость внедрения разработанных мероприятий

4.2 Математическое и статистическое обеспечение

4.3 Правовое обеспечение

4.4 Социологическое обеспечение

4.5 Компьютерное обеспечение

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А.1 Показатели профессионального состава безработных граждан

Приложение Б.2 Показатели распределения безработных по причинам увольнения

Приложение В.1 Распределение доли респондентов по количеству времени, пройденному с момента получения профессии

Приложение Г.2 Доля респондентов, не работавших по своей специальности.

Приложение Д.3 Распределение доли респондентов по уровню доходов

Приложение Е.4 Доля респондентов, готовых сменить профессию

Приложение Ж.3 Проект по активизации безработных граждан на основе оказания им дополнительных услуг в содействии трудоустройству

Приложение К.4 Проект муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения

Приложение Л Анкета. Выявление основных причин безработицы в городе Нижнекамск

Приложение М.5 Логическая структура инструментария сбора социологической информации

Приложение М. 5 Рабочий план подготовки и проведения исследования



Введение

 

Актуальность. Кризисная ситуация во всех сферах жизнедеятельности нашего общества сказывается на функционировании рынка труда в России, тяжелое состояние которого в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности. Политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни порождают множество проблем в сфере организации занятости населения.

Существуют различные подходы к решению проблемы обеспечения занятости населения и его социальной защиты. Какие из них наиболее эффективны в современных условиях, когда общество находится в состоянии кризиса, когда разрушены многие социальные связи, идет расслоение общества на богатых и бедных, становится массовой безработица? Вследствие кризиса произошло падение реальных денежных доходов и уровня жизни населения, в ряде отраслей экономики и регионов страны начали возникать острые социальные конфликты.

Существенно увеличился разрыв между минимальными и средними размерами заработной платы, пенсий и пособий, денежными доходами малоимущих категорий населения. Возросло расслоение населения по уровню доходов. Увеличилось количество официально зарегистрированных безработных.

Проблема организации занятости постепенно выходит в разряд первоочередных, и прежние подходы к ее решению исчерпали себя. Нужны активные мероприятия по социальной защите различных категорий граждан. Традиционные подходы в настоящее время не отвечают тем условиям и тем требованиям, которые должны выполняться, для того чтобы отреагировать на обострение ситуации в социально-трудовой сфере.

Действующая практика организации работы по трудоустройству безработных граждане способствует сохранению у них активной позиции. Не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.

Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить проблему недостатка средств к существованию, является рациональное трудоустройство. Хорошая работа призвана оказывать помощь людям в их социальном функционировании, осуществлении своих социальных прав, сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия.

Показатели занятости населения – важнейшая макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. В то же время численность занятого населения является оборотной стороной безработицы, это также показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесно взаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателем положения с занятостью в обществе [1, c.23].

За последние годы в России, безусловно, произошли позитивные изменения структуры занятости населения. Это явилось одним из условий экономического роста.

 В то же время вполне очевидна необходимость существенных изменений в микроструктуре занятости населения в сфере услуг. В современных условиях должна быть обеспечена ее интеллектуализация. В этой сфере необходимо стимулировать рост занятости в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, образование, культура и искусство. Решение этой задачи в наши дни – важнейшее условие становления и развития экономики знаний, повышения культуры производства, нравственных начал экономики. Решение таких задач, безусловно, предполагает привлечение не только бюджетных, но и частных инвестиций в эти сферы деятельности.

Очевидно, что успешное функционирование механизма повышения эффективности занятости базируется на комплексной, целостной системе, создающей необходимую основу для сокращения затрат живого труда, повышения производительности труда, высвобождения рабочей силы из неконкурентоспособных отраслей и производств, из участков, связанных с тяжелым физическим трудом, развития новых видов занятости. Недоучет любого из сегментов механизма в области регулирования занятости и рынка труда может существенно затормозить процесс активного поиска внешних и внутренних резервов повышения эффективности использования рабочей силы [2, c. 305].

К сожалению, российская модель рынка труда гораздо хуже приспособлена к тому, чтобы быть проводником экономического роста. Оборотной стороной ее «пластичности» стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специфический человеческий капитал, низкий уровень производительности труда.

Проблема уклонения от требований закона и условий контрактов не лечится «сверхзарегулированностью», на самом деле это симптомы одной и той же болезни. Любая попытка втиснуть российский рынок труда в жесткий административный каркас имела бы разрушительные последствия. Она подорвала бы действие выработанных им механизмов краткосрочной адаптации, не создав ни стимулов, ни условий для продуктивной долгосрочной реструктуризации занятости. Возможность гибкой подстройки должна быть введена в правовое поле, допускается законом, и фиксироваться в трудовых контрактах в явном виде. На смену «гибкости ради выживания» должна прийти «гибкость ради роста».

Реальное функционирование российского рынка труда характеризовалось относительно небольшими потерями в занятости и умеренной безработицей; гибким рабочим временем и сверхгибкой заработной платой; интенсивным оборотом рабочей силы и повсеместным распространением «нестандартных» форм трудовых отношений; наконец, невысокой забастовочной активностью.

Чем больше бремя избыточной защиты занятости, тем ниже спрос на рабочую силу, выше и длительнее безработица, глубже сегментация рынка труда и хуже положение социально уязвимых групп, масштабнее неформальный сектор и медленнее темпы создания новых рабочих мест. Все эти эффекты, несомненно, имели место и на российском рынке труда. Однако их значение было все-таки меньшим, чем можно было бы ожидать исходя из того объема обязательств, который российское законодательство возлагало на работодателей [1, c. 34].

Разработанность исследовательской проблемы. Наиболее актуальна для изучаемой проблемы, теоретическая информация, представленная в работах таких авторов как: Старовойтова Л.И., Боровик В.С., Волгина Н.А., Морозова Т.Г., рассмотрены теоретические и практические аспекты занятости и безработицы. В работе автора Старовойтовой Л.И. занятость рассматривается как, деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Автор Боровик В.С. учебного пособия «Занятость населения» занятость проявляется в нескольких ипостасях: с позиции производства (труда), его условий; с позиции потребления – предоставляемые работником услуги материально вознаграждаются; с позиции разделения труда – закрепления работника за какой-либо сферой деятельности. Л.Э. Котляр определяет занятость как «...общественные отношении между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте». Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности. Безработица практически во всех учебных пособиях определяется как сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мести лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни. Достаточно хорошо изучена нестандартная занятость в работах В.Е Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова в журналах «Вопросы экономики», «Социологические исследования».

Новизна темы. До настоящего времени в нашей стране недостаточно четко определены экономические основы функционирования занятости в рыночных условиях. Пока отсутствует комплексное обоснование механизма муниципального управления занятостью. Чрезвычайно актуальны выявление форм и методов этого взаимодействия, а также обоснование наиболее эффективных механизмов управления занятостью на местном уровне.

Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений.

С началом рыночных преобразований в России социальная политика рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии стран. Предполагалось сочетать либеральный переход, постепенно освобождающий государство от роли регулятора экономических и социальных процессов, с использованием того опыта, который был создан прежней системой.

За десять лет экономических реформ у нас в стране сформировалась достаточно специфическая «российская модель» рынка труда. К сожалению, ее ключевые особенности не до конца осознаны даже экспертами, не говоря уже о политиках или общественном мнении.

Общая картина обычно теряется за осуждением многочисленных парадоксов и «нестандартных» механизмов приспособления. Российский рынок труда воспринимается, скорее, как нагромождение аномалий, нежели целостная и по-своему внутренне стройная система. Однако он ведет себя не хаотически, а подчиняется вполне определенной логике, вытекающей из особенностей сложившейся модели.

 «Визитной карточкой» российского рынка труда стали разнообразные «нестандартные» способы адаптации – работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы, и теневая оплата труда. Эти приспособительные механизмы были спонтанно выработаны самими рыночными агентами с тем, чтобы оперативно реагировать на неожиданные изменения экономической и институциональной среды. «Нестандартность» в данном случае не означает, что такие приспособительные механизмы следует считать абсолютно уникальными. Конечно же, в различных модификациях и комбинациях они встречались и в других переходных экономиках. Однако нигде больше их размах и разнообразие не были столь значительными, концентрация – столь плотной, а укорененность – столь глубокой, как в России. [3, c. 45]

Объектом дипломной работы являются трудовые ресурсы и занятость муниципального образования Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Предмет дипломной работы – формы и методы трудоустройства незанятого трудоспособного населения.

Целью дипломной работы является изучение процесса управления трудовыми ресурсами и занятостью населения на примере города Нижнекамск.

Задачи дипломной работы:

- изучить современные теории и подходы занятости населения, содержание и функции системы регулирования занятости населения на различных уровнях управления, а также правовое регулирование на российском рынке труда;

- проанализировать трудовые ресурсы и занятость населения в Республике Татарстан и в городе Нижнекамск;

- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт по управлению трудовыми ресурсами;

- разработать проект по поддержке незанятого трудоспособного населения;

- описать программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы.

В выпускной квалификационной работе проблема управления трудовыми ресурсами и занятостью населения рассматривалась с точки зрения различных подходов. С точки зрения исторического подхода была рассмотрена проблема безработицы и занятости. Каким образом происходили изменения в процессе их развития и становления, для этого были рассмотрены такие теории, как кейнсианская теория занятости, которая базируется на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Неоконсерваторы доказывали, что вследствие своей зарегулированности рынок труда в послевоенный период в немалой степени утратил свою гибкость и по существу перестал быть рынком, произошло «блокирование» рынка труда союзами предпринимателей, государством и профсоюзами.

 С точки зрения сравнительного подхода были проанализированы безработица и занятость населения в Республике Татарстан и муниципального образования Нижнекамский муниципальный район за 3-5 лет деятельности Центра занятости населения. Сравнительный подход также использовался при рассмотрении отечественного и зарубежного опыта.

Эмпирическая база дипломной работы. В данной работе использовался метод анкетирования. Анкета содержит наиболее важные вопросы, которые непосредственно относятся к проблеме трудоустройства незанятого трудоспособного населения. Ответы данной анкеты обрабатывались дипломантом.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех разделов и заключения. Во введении раскрывается актуальность темы, рассматривается степень изученности данной темы, научная новизна, ее разработанность, устанавливается цель, задачи, определяются предмет, объект данной дипломной работы. В первом разделе раскрываются основные понятия трудовых ресурсов и занятости населения, рассматриваются содержание и функции системы регулирования занятости населения, а также правовое регулирование на российском рынке труда. Во втором разделе анализируется современное состояние трудовых ресурсов и занятости населения в Республике Татарстан и в муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район. В третьем разделе изучен опыт, как зарубежного рынка труда, так и отечественного, также предложен проект муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения. В четвертом разделе описывается программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, которая в себя включает: социально-экономическую значимость внедрения разработанных мероприятий, математическое и статистическое обеспечение, правовое обеспечение, социологические и компьютерное обеспечение. Заключение содержит выводы по выпускной квалификационной работе.



Теоретические основы государственной политики в сфере регулирования занятости населения

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.