Математическое и статистическое обеспечение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Математико-статистическое обеспечение социологических исследований опирается на применении таких показателей как средняя арифметическая, мода, медиана, среднее квадратическое отклонение, коэффициент Джини и другие. Рассмотрим более подробно результаты применения этих и других показателей на один из важнейших вопросов нашего исследования, который касается дохода на одного человека в семье, претендующих на трудоустройство в Центре занятости населения.

Для нахождения значения средней арифметической взвешенной необходимо составить таблицу (1), поскольку постольку мы имеем интервальный ряд распределительные доходы на одного человека, то необходимо найти среднюю этого интервала и его взаимосвязь с численностью опрошенных.

 

Таблица 1 – Расчет основных показателей

Доходы семьи  в рублях Число опрошенных F, в процентах Середина интервала в процентах
1000-2500  33  1750  57750  33 13,70 13,7
2500-5000  29  3750  108750  62 25,80 39,5
5000-7500  31  6250  193750  93 46,00 85,5
7500 и более  7  8750  61250  100 14,50 100
   100    421500      

 

Рассчитываем среднюю арифметическую взвешенную по формуле (1):

 

 (1)

 

Расчет средней арифметической взвешенной показал, что средний доход на одного человека в семье безработного, претендующего на трудоустройство в Центре занятости населения, составляет 4215 рублей.

Однако известно, что средняя арифметическая дает лишь общее представление о доходах людей, поэтому особое значение имеет расчет средней структурной, то есть мода и медиана. Моду можно найти по формуле (2):


= (2)

= 1000+(1500 33 33+(33-29))=2338 рублей

 

где - начальная граница модального интервала;

h – величина интервала;

- частота интервала, предшествующий модальному;

- частота модального интервала;

- частота интервала, следующего за модальным;

Значение моды показывает, что доход на одного человека у большинства опрошенных 33% составляет всего 2338 рублей.

Далее находим медиану по следующей формуле (3) и на основании исходных данных таблицы 1:

 

= =3966 рублей (3)

 

где - порядковый номер медианы;

- накопленная частота до медианного интервала;

- частота медианного интервала;

Расчет медианы показывает, что у 50% опрошенных доход на одного человека в семье составляет ниже 3966 рублей и, наоборот у 50% опрошенных доход на одного человека в семье составляет выше 3966 рублей.

В статистике доходов и расходов особое значение имеет расчет показателя коэффициента Джини, а также отражение кривой Лоренца.

Коэффициент Джини отражает степень неравномерности распределения доходов на одного человека.

Чем больше значение и ближе к единице, тем выше уровень неравномерности распределения доходов и наоборот чем ближе к нулю, тем выше уровень равномерности.

Его можно рассчитать по формуле (4):

 

=

= (7347,05 – 3410,21) 10000=0,394

 

Расчет коэффициента Джини показывает, что уровень неравномерности распределения населения носит приемлемый характер поскольку постольку он не приближается к нулю и не к единице.

В данном случае видно, что он составляет 0,394, то есть приближается к 0,5.

Далее рассчитываем основные показатели вариации, показывающих уровень отклонения доходов каждой категории опрошенных от средней арифметической.

В этой связи особое значение имеет расчет дисперсии, среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации.

Для расчетов этих показателей необходимо составить таблицу (2)

 

Таблица 2 – Расчеты показателей

, в рублях  F, в процентах
 1750  33  -2465  6076225  200515425
 3750  29  -465  216225  6270525
 6250  31  2035  4141225  128377975
 8750  7  4535  20566225  143963575
 100      479127500

Дисперсию можно произвести по формуле (5):

 

 (5)


Расчет дисперсии показывает, что она достигает значение в размере 4791275.

На основе дисперсии рассчитывают среднее квадратическое отклонение, так как данный показатель является квадратным корнем дисперсии по формуле (6):

 

рублей (6)

 

Среднее квадратическое отклонение как показывает расчет составляет 2189 рублей, то есть доходы на одного человека различных категорий опрошенных отклоняются от средней арифметической в среднем на 2189 рублей.

Коэффициент вариации, вычисляется по формуле (7),как отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической составляет 52%, что говорит о высокой вариации доходов от средней арифметической.

 

 (7)

 

Для определения уровня достоверности результатов статистического анализа опроса респондентов по выше указанному вопросу необходимо найти среднюю ошибку выборки.

Средняя ошибка находится по формуле (8):

 

= = = 219 рублей (8)

 

Расчет средней ошибки показывает, что при расчете средних арифметических доходов на одного человека была совершена ошибка в размере 219 рублей или на уровень 5,2%. Расчет происходи по следующей формуле (9):

=219 (9)

 

Иными словами ошибка репрезентативности в данном случае составляет 5,2% это говорит о том, что в ходе реализации социологического исследования необходимо было опрашивать более чем 100 человек.

Для того чтобы получить более реальную картину о доходах на одного человека в семье безработного, претендующего на трудоустройство в Центре занятости.

В результате статистического анализа более наглядно можно увидеть в таблице (3).

 

Таблица 3 – Значения показателей

Показатели  Значение показателя
 4215 рублей
 2338 рублей
 3966 рублей
 0,394
 4791275
 2189 рублей
 52%
 219 рублей
Отношение средней ошибочной к средней арифметической  5,2%


Правовое обеспечение

В процессе написания дипломной работы проводился анализ нормативно-правовой документации с целью дальнейшего использования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. При написании, выпускной квалификационной работы, было использовано много нормативно-правовых законов и актов, основными из которых были: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 25.07.2002 №116-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №201-ФЗ.

Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется Законодательством Российской Федерации. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» - один из основных элементов, составная часть законодательства Российской Федерации о занятости населения. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы.

В рамках правового обеспечения выпускной квалификационной работы были использованы, проанализированы и изучены:

- Конституция Российской Федерации, статья 37 – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, предусматривает право граждан на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция Республики Татарстан – основной закон республики, предусматривает такие же положения, что и Конституция Российской Федерации.

Закон о занятости населения в Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Нормативно-правовая документация Российской Федерации, в том числе:

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст.1915; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 18, ст. 2211; № 29, ст. 3696; № 47, ст. 5613; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 53, ст. 5024; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 160; № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607);

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3533; 1999, № 47, ст. 5707; 2003, № 52, ст. 5069; 2005, № 7, ст. 560).

Указанные выше нормативно-правовые акты рассчитаны в зависимости от сроков исполнения на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочные перспективы.

В них включены основные положения, реализация которых направлена на достижение целей, содержащихся в Программе муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения, направленную на обеспечение содействия занятости населения.

Таким образом, в Российской Федерации создается правовая структура управления трудовыми ресурсами, призванная защищать интересы общества в праве на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и социальную защиту от безработицы. [38, c.134]

 

Социологическое обеспечение

Дата: 2019-07-30, просмотров: 238.