Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран.
Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные. Большую роль сыграли демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привел к расширению предложения «нестандартного» труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращенным рабочим временем и гибким графиком работы. При этом «нестандартная» рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая свое участие в экономике как нечто второстепенное. Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
- непостоянную занятость. Непостоянно занятыми принято считать работников, заключивших трудовые контракты на определенный срок или на выполнение конкретного объема работ, а также имеющих сезонную, случайную ил разовую работу;
- неполную занятость. Существуют два основных подхода к ее определению – количественный и качественный. В первом случае к неполностью занятым относят работников, обычная продолжительность рабочего времени которых меньше нормальной величины, во-втором – тех, кто имеет трудовые контракты на неполное рабочее время;
- недозанятость. Эту категорию составляют работники, которые временно отсутствуют на рабочем месте или трудятся меньше обычного времени по таким независящим от них причинам, как отпуска по инициативе работодателей, вынужденные переводы на сокращенный график работы, отсутствие клиентов или заказов и т.д.;
- сверхзанятость. Сверхзанятыми считаются работники, продолжительность рабочего времени которых больше определенной пороговой величины;
- самостоятельную занятость, охватывающую работодателей, членов производственных кооперативов и самозанятых в узком смысле;
- неформальную занятость. Сюда относятся: занятые индивидуальным предпринимательством; занятые по найму у физических лиц; занятые в домашних хозяйствах населения; занятые в формальном секторе на основе устной договоренности;
- занятость в домашних хозяйствах населения. Данная категория охватывает тех, кто производит товары или услуги в домашних условиях либо для продажи на рынке, либо для собственного потребления. [28, c. 137]
В развитых странах к ведущим формам нестандартной занятости относятся непостоянная и неполная занятость, а также самозанятость. Некоторые из названных видов занятости могут сочетаться друг с другом в разнообразных комбинациях, что крайне осложняет статистический учет. Например, немало занятых в неформальном секторе не имеют постоянного контракта, работают не по найму, трудятся неполный рабочий день и т.д. В результате они одновременно попадают в разные категории нестандартно занятых. Дополнительная сложность связана с тем, что один и тот же работник может как совмещать, так и чередовать стандартные и нестандартные формы занятости. Скажем, работающий в организации на вполне стандартных условиях может быть одновременно вовлечен в неформальную деятельность или подрабатывать на другом предприятии в свободное от работы время. Соответственно «нестандартность» трудовых отношений может рассматриваться с двух точек зрения. Речь идет: во-первых, о нестандартности трудового договора. То есть об отклонении формальных условий контракта от принятого стандарта; во-вторых, о нестандартности фактических условий занятости. В этом смысле к нестандартным работникам могут относиться не только те, кто заключил нестандартный контракт, но и вообще не имеющие контракта или те, кто при наличии стандартного контракта реально трудится в нестандартном режиме.
Нестандартная занятость может носить добровольный и вынужденный характер. Примером добровольной нестандартной занятости служит работа студентов и старших школьников в период каникул, работа женщин, имеющих детей, на условиях гибкого графика или неполного рабочего дня. Необходимость выбирать между работой в течение стандартной и рабочей недели и полным отказом от участия в отношениях рынка труда резко ограничивает открывающиеся перед продавцом трудовых услуг возможности выбора. Работая в течение одинакового времени, один будет чувствовать себя перегруженным, другой – недостаточно занятым. Развитие гибких форм занятости резко расширяет сферу доступных альтернатив. И, прежде всего, увеличивает возможности занятости женщин, доля которых среди частично занятых в индустриально развитых странах колеблется от 75 до 90 процентов. В России с ослаблением механизмов поддержания принудительной сверхполной занятости населения также прослеживается тенденция к росту числа женщин, предпочитающих гибкие формы занятости.
Если человек работает временно, неполный рабочий день, по вызову, на дому или на иных нестандартных условиях, потому что не может найти себе постоянную работу на полный рабочий день, гибкая занятость носит вынужденный характер. В зависимости от страны она составляет от 40 до 70процентов всех временно занятых и имеет тенденцию к росту.
Причина распространения вынужденной нестандартной занятости лежит в изменении структуры спроса на труд со стороны фирм. Рассмотренные выше модели спроса на труд основывались на предпосылке, что для фирмы существен лишь общий объем покупаемых трудовых услуг. Для нее безразлично, нанимать ли каждый день новых работников или одних и тех же на долгий срок, будет ли один человек занят полный рабочий день или два человека разделят одно рабочее место. В действительности, однако, эти вопросы имеют важное значение. Дело в том, что затраты фирмы на покупку трудовых услуг, помимо заработной платы, включают также внезарплатную компоненту, величина которой в отличие от заработной платы фиксирована, то есть не зависит от динамики объема трудовых услуг, предоставляемых работником. [29, c. 84-86]
Внезарплатная компонента затрат на фактор труда включает: расходы по найму и подготовке работников, взносы в страховые и пенсионные фонды, затраты на ежегодный оплачиваемый отпуск и другие льготы, предоставляемые постоянным работникам. Когда экономическая ситуация стабильна, фирмы заинтересованы в закреплении состава работников, так как текучесть сопряжена с разбуханием фиксированной компоненты затрат на фактор туда (за счет увеличения затрат на наем, обучение и адаптацию работников) без соответствующего увеличения экономической отдачи. Апогеем такой кадровой политики является создание внутренних рынков труда.
Положение качественно меняется с ростом экономической нестабильности и усилением производственного процесса, когда фирме необходимо все время оперативно маневрировать количеством применяемого труда. Увольнение же постоянных работников, во-первых, наталкивается на институциональные барьеры, во-вторых, в принципе нежелательно для фирмы, так как означает потерю вложенных в них инвестиций. Поэтому фирмы идут по пути разработки разных стратегий для различных групп занятых. Происходит расслоение работников по их роли в организации, их деление на постоянную и переменную части, «ядро» и «периферию», причем доля «периферийной» части постоянно растет.
В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандартной занятости обусловлены тем, что, обеспечивая гибкость рынка труда, она вместе с тем ослабляет позиции работников. Эта двойственность получила отражение в специальной литературе: одни исследователи делают упор на социальные издержки. Порождаемые нестандартной занятостью; другие подчеркивают ее важность как инструмента адаптации фирм и работников к непрерывным изменениям условий экономической и социальной жизни.
Для работодателя гибкость означает расширение возможностей снижения издержек на труд и повышение конкурентоспособности в кратко- и среднесрочной перспективе. Это позволяет сохранять имеющиеся рабочие места и создавать новые. В то же время из-за чрезмерной гибкости трудовых отношений вследствие либерализации законодательства о защите занятости или его игнорирования повышается доля работников с небольшим специальным стажем. Это, в свою очередь, подрывает стимулы к инвестициям в специфический человеческий капитал и разрушает трудовую мотивацию работников, что чревато снижением качества выпускаемой продукции и ослаблением конкурентоспособности. [30, c. 45-46]
Для работника гибкость рынка труда, проявляющаяся в создании временных, неполных или неформальных рабочих мест, ассоциируется прежде всего с отсутствием социальной защиты и перспектив карьерного роста, а также с низкой оплатой труда. При этом благодаря такой гибкости поддерживается более высокий уровень занятости, тем самым снижается риск безработицы и повышаются шансы трудоустройства и для занятых, и для незанятых. Подобные рабочие места зачастую обеспечивают наиболее эффективную возможность для безработных вернуться в сферу занятости, включая регулярную и стандартную.
Кто чаще всего оказывается нестандартно занятым в России? Анализ показывает, что состав нестандартно занятых характеризуется сильным смещением в сторону определенных социально-демографических групп. Здесь явно преобладают самые молодые и самые старые, малообразованные и не имеющие востребованной профессии, другими словами, работники, отличающиеся низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Подобная селективность носит двойственный характер, проявляясь в области и предложения труда, и спроса на него. С одной стороны, малоконкурентные работники выбирают такую занятость как «меньшее зло» по сравнению с незанятостью, лишающей их денежного дохода. С другой стороны – нестандартная занятость в российских условиях связана с наличием значительного массива «плохих» (нестабильных, малооплачиваемых, неквалифицированных и тому подобное) рабочих мест, которые занимают лишь «слабые» (с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда) кандидаты.[31, c. 129]
Многие формы нестандартной занятости возникают как реакция на негативные макроэкономические шоки и способствуют уменьшению связанных с ними издержек. Иными словами, они носят преимущественно циклический характер. Это в равной мере справедливо и для развитых, и для постсоциалистических стран. Однако поскольку в России переходный кризис отличался беспрецедентными глубиной и продолжительностью, масштабы и устойчивость некоторых из этих «циклических» форм нестандартной занятости также оказались исключительно велики. Упомянем лишь массовое распространение в кризисных условиях вынужденной неполной занятости и недозанятости. Но как только российская экономика вошла в фазу посттрансформационного подъема, эти формы нестандартной занятости стали быстро исчезать.
Существует два пути отклонений от стандартных трудовых отношений – формальный (через фиксацию и закрепление нестандартных условий занятости в трудовых контрактах) и неформальный (через отход от стандартных условий по факту независимо от того, что записано в трудовых контрактах). В России дестандартизация отношений занятости шла преимущественно по второму пути. Напротив, контрактная неполная или срочная занятость не пользовалась особой популярностью, что служит еще одним свидетельством того, насколько развитие нестандартной занятости зависит от институциональных характеристик рынка труда. Использование многих форм «атипичной» занятости в России осуществлялось в «институциональных пустотах» (то есть помимо формальных законодательных установлений или вопреки им). Это еще больше ослабляло позиции работающих в нестандартных условиях и ухудшало их экономическое положение.
Как показывают результаты теоретических и эмпирических исследований, распространение нестандартной занятости тесно связано с характером трудового законодательства. Чем жестче регулирование «ядра» занятости, тем выше риск для групп работников с пониженной конкурентоспособностью оказаться в числе нестандартно занятых. Жесткое законодательство о защите занятости значительно повышает трудовые издержки и тем самым делает «стандартного» работника «дороже», сокращая спрос на его услуги. Поэтому формальные правила, надежно защищающие постоянных работников от увольнений и ограничивающие гибкость занятости и рабочего времени, содействуют сжатию стандартной занятости, выталкивая из нее прежде всего женщин, молодежь, пожилых, малообразованных и неквалифицированных. В результате резко увеличивается доля нестандартно занятых. Чрезмерная защита «стандартных» работников – это перераспределительная мера, от которой выигрывают сильные, а проигрывают все остальные.
Ответной реакцией политиков на подобное развитие событий нередко становится стремление к ужесточению норм, регулирующих нестандартную занятость. Однако это только загоняет болезнь вглубь: вследствие избыточной зарегулированности трудовых отношений начинает сокращаться общая занятость, растет безработица, усиливается отток населения в сферу экономической неактивности, все больше работников устремляются в теневой сектор. Здесь можно сформулировать такой принцип: чем жестче регулирование «ядра» рабочей силы, тем шире разрастается «периферия»; чем жестче регулирование и «ядра», и «периферии», тем значительнее общие потери в занятости и тем больше формальные трудовые отношения уступают место неформальным. Но в обоих случаях страдают прежде всего самые слабые.
Нужно ли бороться с нестандартной занятостью путем запретов или ограничений? Наверное, такая борьба бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удастся. Не будем забывать о том, что глобализирующемся мире диверсификация отношений занятости превращается в важное конкурентное преимуществ. Она во многом определяет возможности рынка труда по успешной адаптации к непрерывным изменениям в экономической, социальной и институциональной средах. Но диверсификация отношений занятости отрицательно связана с жесткостью трудового законодательства. И чем настойчивее государство пытается загнать трудовые отношения в прокрустово ложе стандартной занятости, тем ниже при прочих равных условиях оказывается конкурентоспособность рабочей силы.
В российской экономике отношения занятости пока диверсифицированы недостаточно, о чем свидетельствует и практическое отсутствие в ней новейших форм «атипичной» занятости, переживающих сейчас настоящий бум в развитых странах, - лизинг рабочей силы, работы по вызову и так далее. Но для этого сама институциональная среда должна стать более «дружественной» по отношению к инновационным типам трудовых контрактов. Разнообразие – условие существования и источник силы рыночной экономик, в том числе и отношений занятости, формирующихся на рынке труда. [32, c. 132-133]
3.3 Программа муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения
В результате социологического исследования было выяснено, что большая часть опрошенных не работали по своей специальности. Основная причина – профессия не пользуется спросом на рынке труда. Респондентам требуется психологическая помощь в связи с тем, что большинство не работают более года.
Выдвинутая гипотеза в начале социологического исследования подтвердилась. В Нижнекамском муниципальном районе в основном преобладают безработные граждане, которые в силу различных обстоятельств долгое время не работали по специальности. Требуются специалисты, владеющие современными технологиям, знаниями и навыками.
Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.
Вынужденная смена профессии – явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что имевшиеся навыки и оказываются ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).
Программа включает в себя два проекта. Первый проект – создание центра по активизации безработных граждан на основе оказания им дополнительных услуг в содействии трудоустройству. Программа занятий в центре будет предназначена в первую очередь для слабозащищенных категорий граждан, для тех, кто долгое время не работал, для выпускников высших и средних учебных заведений, для тех, кто испытывает определенные проблемы в общении. В результате занятий будет происходить изменение пассивной установки на установку активного поиска работы. На основе социально-психологического тренинга, например, с помощью видеотренинговых программ «Ведение беседы в сложных, проблемных ситуациях», которая будет направлена на преодоление не только барьеров в общении, но и барьеров трудоустройства. Работа будет идти на двух уровнях – групповом и индивидуальном – в течении двух недель. Группа будет состоять из десяти или двенадцати человек.
В центре безработные граждане будут проигрывать и анализировать различные модели поведения в сложных ситуациях, в ситуациях ведения переговоров с работодателем. Отрабатывать навыки общения, которые позволят грамотно и эффективно общаться с работодателями, умело искать работу, достойно держаться в сложных ситуациях.
К психологической помощи могут быть отнесены мероприятия, которые касаются проведения психологической диагностики, индивидуального консультирования. А также проведение тестирования клиентов, где выявляются психофизиологические и личностные особенности и склонности граждан. Психолог центра должен выдавать рекомендации по выбору сферы труда, профессии; формированию профессиональной подготовки с учетом состоянии здоровья, индивидуальных особенностей безработных и потребностей рынка труда; рекомендовать учебное заведение для прохождения профессиональной подготовки или предприятие для трудоустройства; определять причины, мешающие трудоустройству и пути их преодоления; формировать позитивный настрой на поиск работы.
Кроме того, сотрудник, оказывающий психологическую помощь безработному, должен отслеживать результаты своей деятельности и в случае, если он видит, что не в состоянии помочь безработному, у которого безработица вызвала сильный стресс, должен содействовать в получении квалифицированной психотерапевтической помощи. В соответствии с Приложением Ж.
Второй проект программы по поддержке незанятого трудоспособного населения путем переквалификации или получения дополнительного образования в кредит. Проект указан в Приложении К. Этот Проект, касается, тех безработных граждан, у которых уже есть основное базовое образование, готовые переобучиться, для того чтобы восстановить знания и навыки. Или получить дополнительную специальность.
Суть Проекта заключается в том, что из бюджета муниципального образования будут выделяться средства, тем безработным гражданам, которые хотят получить дополнительное образование. То есть безработный гражданин может пройти обучение в том учебном заведении, в котором он желает, в то время как муниципальное образование оплачивает его учебу через банк.
После шесть месяцев работы гражданин обязан будет выплачивать в течение определенного времени муниципальному образованию сумму оплаты за обучение через банк, а процентное соотношение будет оплачено муниципальным образованием.
Основными критериями отбора будут являться следующие показатели:
- доход на одного человека в семье безработного;
- наличие основной специальности.
Перед службой занятости стоят следующие задачи:
- предоставление сведений о потребностях в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждения профессионального образования республики;
- информирование граждан о возможностях профессионального
обучения по востребованным на рынке труда профессиям;
-оказание услуги по профессиональной ориентации безработным и незанятым гражданам;
- формировать у своих клиентов качественно новую трудовую психологию. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы оказывать в первую очередь помощь тем, кто стремится к труду, ведь пособие по безработице выплачивается не для того, чтобы человек мог сидеть дома сложа руки, а для того, чтобы создать материальные предпосылки для поиска рабочего места.
- создавать условия для быстрого трудоустройства безработных граждан.
- повышать конкурентоспособность граждан на рынке труда, оказывая им содействие в приобретении новой профессии, востребованной на рынке труда.
- совершенствовать механизм финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала;
- усиление пассивной политики занятости, т.е. взаимосвязь системы назначения и получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или с получением дополнительного образования.
Осуществляя профессиональную переориентацию, сотрудники службы занятости должны предотвратить возможность утраты длительно безработными гражданами личной самостоятельности и собственных мотивов, целей и устремлений. Нужно формировать самостоятельность, предполагающую ответственность за обоснованность выбора в профессиональной сфере.
Для организации целенаправленного осознанного поиска новой профессии необходимо знать:
– основные особенности текущего момента на рынке труда в целом, тенденции его изменения в ближайшее время;
– основные требования профессий, по которым имеются вакансии, к индивидуальным качествам человека, содержание и особенности работы по этой профессии, являющиеся аналогичными или смежными для его основной, базовой специальности;
– методы и критерии оценки собственных профессиональных возможностей;
– общие закономерности процесса профессиональной переориентации и порядок действий на различных уровнях.
Уровень образования и профессиональной подготовки населения имеет важное значение. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.
Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.
Задачами функции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки являются:
- профессиональное просвещение по трудоустройству граждан, как условие непосредственного выбора и овладения профессией, по которой существует рыночная потребность;
- методическое руководство по выявлению и изучению ценностных ориентации, интересов, способностей безработных;
- профессиональное воспитание как метод формирования профессионально значимых мотивов к труду;
- содействие формированию сознательной, устойчивой профессиональной направленности и готовности трудоспособных индивидов к труду;
- проведение социологических исследований в области профориентации;
- обеспечение научно-методического руководства профориентационной работой;
- содействие развитию творческого содружества между профессиональными учебными заведениями;
Эффективность проекта должна основываться на учете использования средств для развития занятости населения. К сожалению, больше половины средств развития занятости расходуется на нужды безработных, а также на содержание органов служб занятости, оказывающих помощь безработным, то есть на пассивную политику. В структуре расходов службы занятости преобладают затраты на сохранение и создание дополнительных рабочих мест, предоставление субсидий для организации собственного дела, затраты на профориентацию, профессиональное обучение и переподготовку.
Администрация муниципальных образований, как орган исполнительной власти, в предметы ведения которого входит «содействие занятости населения», может выступать заказчиком разработки этих программ и одновременно соисполнителем их разработки. Проект содействия занятости населения разрабатываются совместно территориальным центром службы занятости и Администрацией муниципального образования в лице соответствующих комитетов (отделов). Проект муниципальной программы содействия занятости населения должен рассматривается и согласовывается территориальным Координационным комитетом содействия занятости населения и утверждается Главой Администрации муниципального образования. [33, c. 72]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.