Конституционный статус и предназначение президента в политической системе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Полномочия президента, его роль и статус в политичес­кой жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конститу­ция Италии (ст. 87) гласит: "Президент Республики являет­ся Главой Государства..." Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции Венгрии (ст. 29.1): "Гла­вой государства Венгрия является Президент республики..." В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти. Соглас­но ст. II.1 Конституции США, "исполнительная власть пре­доставляется Президенту Соединенных Штатов Америки"[14]. В том же духе сформулирована ст.80 Конституции Мекси­ки: "Осуществление верховной исполнительной власти воз­лагается на лицо, именуемое "Президент Мексиканских Со­единенных Штатов".

В вышеупомянутых конституциях США и Мексики пря­мо не определено, что президенты этих стран являются одновременно и главами правительств, и главами госу­дарств. Такой дуализм статуса президента в данных прези­дентских республиках - явление как бы само собой разуме­ющееся, тем более, что ни Конституция США, ни Консти­туция Мексики не предусматривают отдельного поста гла­вы правительства. В тех же странах, где наряду с постом президента существует пост главы правительства, пробле­ма конституционного разграничения их полномочий реша­ется по-разному. Конституция Италии является одной из тех современных Конституций, где достаточно четко про­ведено разделение полномочий между президентом и гла­вой правительства. Если президент - глава государства, то, в соответствии со ст. 95, "Председатель Совета Министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность". Таким образом, конституционное право Италии наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства - президента.

Примерно так же решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конститу­ции ФРГ. Правда, в конституционном праве Федеративной Республики Германия нет нормы о том, что президент - это глава государства; его статус определен лишь в ст. 59.1: "Федеральный президент представляет Федерацию в меж­дународно-правовых отношениях". В то же время в Консти­туции ФРГ четко обозначен конституционный статус главы правительства - канцлера: "Федеральное правительство со­стоит из Федерального канцлера и федеральных минис­тров" (ст. 62). Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопреде­ленности в разграничении полномочий между главой госу­дарства и главой правительства.

В конституциях некоторых других стран эта проблема формально не разрешена. Так, в Конституции Финляндии сказано, что высшая исполнительная власть доверена пре­зиденту, хотя в действительности Правительство возглавля­ет не президент, а премьер-министр. Несколько другая по форме правовая конструкция содержится в Конституции Австрии. Там в ст. 19.1 сказано: "Высшими органами ис­полнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительств земель". Это определение не со­держит разграничение между полномочиями главы государства - Федерального президента и главы правительства - Фе­дерального канцлера. Подобное разграничение достигается в Конституции Австрии за счет достаточно подробного пере­числения прерогатив Федерального президента, из которого вытекает, что он является лишь номинальным главой испол­нительной власти.

Подобное несоответствие формального статуса прези­дента его реальному месту в политической системе харак­терно и для Конституции Индии. В этой Конституции фор­мально самые широкие полномочия принадлежат Прези­денту Республики. В частности, согласно ст. 53.1, "исполни­тельная власть в Республике принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через дол­жностных лиц, подчиненных ему в соответствии с настоя­щей Конституцией". В реальности большинство своих пол­номочий президент осуществляет только с согласия главы правительства — премьер-министра, который и является должностным лицом в структуре высших исполнительных органов страны, наделенным наибольшими властными пол­номочиями.

Вообще в тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотно­шения их полномочий. Даже в таком устойчиво правовом государстве, как Франция, они далеко не однозначно разре­шены на уровне конституционного права. Конституционная модель V Республики изначально заложила основы для по­тенциального конфликта между президентом и председате­лем Совета министров. В отличие от, скажем, Конституции Италии или Венгрии, в Конституции V Республики нет от­дельного положения, прямо определяющего президента как главу государства. Правда, это вытекает из всего духа Конституции, но специальная правовая норма как таковая отсутствует. В ст. 9 сказано: "...Президент председатель­ствует в Совете Министров" и в то же время в ст. 21 обо­значено: "...Премьер-министр руководит деятельностью Правительства". Такой очевидный дуализм конструкции французской высшей исполнительной власти в Конститу­ции дает юридические основания и президенту, и премьер-министру претендовать на руководство правительством. Как будет показано ниже, степень взаимодействия между президентом и премьером в руководстве французским пра­вительством зависит от целого ряда партийно-политичес­ких факторов, и между главой государства и премьер-ми­нистром вполне возможны политические разногласия[15].

Так или иначе, но в странах Европы, а также в США, Мексике и странах Латинской Америки функции главы го­сударства осуществляет одно лицо, и его статус в этом ка­честве не вызывает никаких сомнений. В то же время в не­которых странах, особенно относящихся к "третьему ми­ру", президент формально является единоличным главой государства, но, помимо него, существует некий высший коллегиальный орган. Так, в Ираке высшая власть принад­лежит Совету Революционного командования, а нынешний лидер Ирака С. Хусейн прежде всего является председате­лем этого Совета, а уж затем президентом страны. В Сирии X. Асад возглавляет аналогичный высший государствен­ный орган - Совет Революционного командования и вместе с тем он - президент страны. В Турции президент является главой государства, но в то же время он состоит членом Со­вета национальной безопасности. Этому коллегиальному органу, согласно Конституции страны, принадлежит право давать заключения по законам, принимаемым парламен­том, и в него, помимо президента, входят премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, на­чальник генштаба турецкой армии и командующие всеми видами вооруженных сил. Очевидно, что подобные колле­гиальные органы могут существенно ограничить единолич­ный статус главы государства.

Еще более он ограничен в такой специфической модели государственного устройства, которая установилась в Ис­ламской Республике Иран (ИРИ). В ней верховную власть осуществляет высший религиозный иерарх, который имеет титул Руководителя Исламской Республики Иран. В свою очередь президент Ирана и все другие органы государ­ственной власти, по крайней мере формально, подчинены Руководителю ИРИ.

Следует отметить и то, что в ряде азиатских и африкан­ских стран вся полнота власти фактически принадлежит ру­ководящему органу правящей партии, который определяет кандидатуру на пост президента страны, а в дальнейшем на­правляет его действия. Подобная ситуация была характерна и для ряда бывших социалистических стран Восточной Ев­ропы, учредивших у себя пост президента. Все принципи­альные решения по вопросам внутренней и внешней поли­тики принимались в этих странах на' заседаниях высших ор­ганов правивших коммунистических партий. Во главе пар­тийных органов стоял Генеральный секретарь, который к тому же был президентом страны. Очевидно, что при такой модели партийно-государственной власти решения, офор­млявшиеся как исходящие от президента, предварительно обсуждались в кругу партийного руководства.

Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обяза­тельств, которым должен следовать президент на протяже­нии всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны. Так, в Италии при вступлении в должность президент приносит присягу не только на верность Республике, но и на соблю­дение Конституции. Президент Финляндии в своей присяге заявляет: "...находясь в должности Президента, я буду чес­тно и верно соблюдать и сохранять в силе Конституцию и законы республики..." В том же ключе выдержаны и прися­ги: президента Португалии ("Клянусь честью... защищать и проводить в жизнь Конституцию Португальской Республи­ки"); президента Индии ("...сделаю все, что в моих силах, для сохранения, защиты и охраны Конституции и зако­на..."); президента ФРГ ("...клянусь...блюсти и охранять Ос­новной закон и законы Федерации..."); президента США ("Я торжественно клянусь, что... в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Со­единенных Штатов"). Конституция Франции также закреп­ляет за главой государства обязанность следить за соблюде­нием Конституции (ст. 5)[16].

При всей своей декларативности торжественное обяза­тельство, даваемое президентом перед лицом своего наро­да, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и другие законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение. Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего института пре­зидентства, неотъемлемым условием доверия народа к гла­ве государства и важным моральным ограничителем для президента, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы.

Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Такие положения закреплены, в частности, в конституциях Франции, Польши, Румынии, Греции. Кроме того, Конституция Ита­лии обязывает президента представлять национальное "единство (ст.87).

Конституции некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными силами в го­сударстве и обществе. По Конституции Франции, "прези­дент... обеспечивает своим арбитражем нормальное фун­кционирование публичных властей" (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства в современная Конституция Румынии: "президент... обеспечивает соблюдение Консти­туции и нормальное функционирование публичной власти. С этой целью президент действует в качестве посредника между органами государственной власти, а также между го­сударством и обществом" (ст. 80.2).

Конституционные нормы многих стран предусматрива­ют, что президент в своей деятельности должен не защи­щать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества. В этом плане характерен официальный текст присяги, кото­рую произносит президент Финляндии при своем вступле­нии в должность. Он обязуется "... прилагать все свои силы для содействия успеху народа Финляндии". Президент Гре­ции также обязуется "... защищать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого наро­да". И, наконец, от президентов ожидается, что они при вы­полнении своих служебных обязанностей будут соблюдать высокие этические нормы. Например, президент ФРГ обя­зуется при вступлении в должность "... добросовестно ис­полнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому". В свою очередь президент Ав­стрии клянется, что он будет "выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести".

Такого рода обязательства и официально установлен­ные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста гла­вы государства. Как известно, далеко не всегда президенты в своей политической практике выдерживают эти обяза­тельства и стандарты, и в этих случаях в условиях демокра­тии различные политические институты, средства массовой информации и общественное мнение в целом подвергают их обоснованной критике. Если же президент, вопреки взя­тому на себя обязательству, допускает серьезное нарушение конституции или законодательства, то в отношении его на вполне законных основаниях могут быть применены различные санкции, вплоть до отстранения от должности. Поэтому вполне оправданны те высокие общественно-по­литические обязательства и морально-этические нормы, соблюдения которых требует от президента конституцион­ное право многих стран.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 172.